Открытый классный час "Летопись блокадного Ленинграда: непокоренные", 2019 год
классный час (10 класс)

Дуброва Оксана Ивановна

Классный час посвящен 75-летию со Дня полного освобождения Ленинграда от фашистских захватчиков. Дети читают отрывки из книги А.Адамовича и Д.Гранина "Блокадная книга". использованные на уроке аудио и видеофайлы (стихотворение Ольги Берггольц, видеофрагмент из документального фильма "Непокоренные", 2014 года, звук метронома и оформление кабинета) погружают детей в атмосферу военного времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_klassnogo_chasa.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения: январь 2019 года

Тема классного часа:

«Летопись блокадного Ленинграда: НЕПОКОРЁННЫЕ»

Цели: рассказать о жизни блокадников во время Великой Отечественной войны; постараться максимально погрузить учащихся  в атмосферу военного периода через использование аудиофайлов того времени, видеоматериалов, соответствующего оформления, музыкального оформления; рассказать о мужестве и героизме людей страдавших, но непокоренных.

Оборудование: ноутбук, мультимедиа, колонки, экран, презентация, аудиофайлы, документальный фильм 2014 года (отрывок) «Непокоренные»  оформление кабинета в соответствии с темой.

Формат проведения: классный час, посвященный 75-летию со Дня полного освобождения Ленинграда от фашистских захватчиков.

Подготовка: из числа обучающихся выбираются ведущие, заранее раздаются стихотворения для чтения наизусть, готовится оформление кабинета совместно с детьми.

Ход классного часа:

Здравствуйте, уважаемые ребята, педагоги и гости нашего мероприятия!

Сегодня мы будем говорить о том, что обязаны знать, помнить и чтить. Ничего ценнее жизни нет – но эти люди мужественно, добровольно отдали самое ценное ради продолжения жизни!

Мы, молодое, юное поколение 21 века никогда не забудем страшной жертвы, не допустим намеренного искривления исторических фактов ( что, к сожалению, сегодня есть), и будем вечно ценить и бесконечно благодарить погибших, но непокорённых!

Это имя — как гром и как град:

Петербург,

Петроград,

Ленинград.

Самая трагическая страница в истории Ленинграда – это блокада города фашистскими захватчиками. В блокаде оказалось около 3 миллионов человек. 872 дня, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания, выпавшие на их долю.  По плану Гитлера Ленинграда не должно было быть на карте мира, ему было очень важно по политическим соображениям уничтожить этот город, чтобы сломить дух населения, пошатнуть их веру в Победу. Поэтому фашисты бросили все силы на уничтожение этого города. Они сбрасывали по 3000 бомб в день, старались уничтожить все самые важные здания города, так 8 сентября 1941 года они уничтожили бомбёжками Бадаевские продовольственные склады, в которых были запасы продуктов для горожан.

Вот как вспоминает Владимир Сорокин, блокадник:

«Немцы Бадаевские продовольственные склады сразу разбомбили, горели они, а мы, мальчишки, смеялись. Не понимали, что нас ждет. Сгорело все: мука, масло, сахар. Потом, зимой, туда женщины ходили, землю отковыривали, варили, процеживали. Получался сладкий отвар. От сахара»

  Враги надеялись, что жестокие лишения убьют в жителях все человеческое и они, в конце концов, сдадут Ленинград.

Ю. Воронов

Пытал нас враг железом и огнем...

«Ты сдашься, струсишь, — бомбы нам кричали, —

Забьешься в землю, упадешь ничком.

Дрожа, запросят плена, как пощады,

Не только люди — камни Ленинграда!»

Но гитлеровцы просчитались. Им удалось взять Ленинград в кольцо. Но ни жестокие бомбардировки с воздуха, ни артиллерийские обстрелы, ни постоянная угроза смерти от голода не сломили железной воли и патриотического духа ленинградцев.

Анна Ахматова «Мужество»

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

 Ленинградцы на тот момент не думали о подвиге, не думали об угрозе уничтожения, они все как один думали лишь о том, чтобы защитить своих родных, свой дом, свою улицу, свой город. Для них было важно отстоять свой образ жизни, не стать рабом захватчиков, отстоять свободу. Они не могли сдаться, они должны были схватиться с фашизмом, стать на его пути, отстоять честь и достоинство людей.

Вот в чем оправдание и смысл подвига Ленинграда, вот отчего ленинградцы и все наши люди спасали себя и человечество, от каких жертв и мук, ради чего шли на любые страдания, мучения, даже не помыслив об «открытых» городах.

Каждый разумный молодой человек сегодня должен знать, что во Второй мировой войне против войск Германии продержались:

Дания - 6 часов;

Бельгия -  18 дней;

Польша - 27 дней;

Франция - 1 месяц и 12 дней;

Названные страны не выдерживали, они сдавались фашистам, не желая идти на смерть и защищать свою землю, жертвуя жизнью. Фашисты обещали им свободную жизнь под флагом Рейха, на самом же деле создавали концлагеря на их территориях и массово  уничтожали людей.  

Ленинград держал оборону 872 дня. Короткое слово оборона. А как много оно в себя вобрало: сколько страданий, плача, горя и жизней!

Чтобы оценить это, надо ощутить меру испытаний, вынесенных нашим народом.

Страшной бедой осажденного Ленинграда стал голод. Зима 1941 года стала особенно голодной,  нормы выдачи хлеба для бойцов на передовой линии обороны были снижены до 500 граммов в день, для рабочих горячих цехов – до 375 граммов, для рабочих остальных производств и инженеров – до 250 граммов, для служащих, иждивенцев и детей - до 125 граммов. На 50 процентов данный хлеб состоял из несъедобных примесей, заменявших муку. Выдача других продуктов в этот период фактически прекратилась.  

Сейчас мы прочтём отрывок из «Блокадной книги», авторы которой Алесь Адамович и Даниил Гранин , блокадники.

Рассказывает Зоя Алексеевна Берникович, работник Эрмитажа:

«— Конечно, все приходилось есть: и ремни я ела, и клей я ела, и олифу: жарила на ней хлеб. Потом нам сказали, что из горчицы очень вкусные блины. За горчицей какая была очередь!

— Что же, из одной горчицы?

— Надо было уметь делать. Я две пачки положила (взяла-то пятнадцать пачек, думала, запас будет, может, жить буду). Вот надо ее мочить семь дней, сливать воду и опять наливать, чтобы горечь вся вышла. Ну, конечно, я спекла блинчики, два. Съела один, и потом я стала кричать как сумасшедшая. У меня были такие рези! Очень многие умерли. Все-таки это горчица; говорят, съела кишки. Когда вызвали ко мне врача, он спрашивает: «Сколько вы съели блинчиков?» — «Только один». — «Ваше счастье, что вы съели мало. Ваше счастье!» Вот так я осталась жива… Ландрин покупали, пили сладкий чай; сахарин иногда можно было достать. Правда, весной уже был огород. Я была очень счастлива, что мой огород никто не трогал. Я ела, знаете, какую траву? Лебеду и мать-и-мачеху, может быть, знаете такую? Как принесу полный мешок, у меня была такая большая бутыль, я туда натрамбую, насолю и с солью ем».

Про «бадаевскую», про «сладкую», землю рассказывают многие. Ее продавали на рынках наравне с другими продуктами. Качество (и цена) «бадаевского продукта» зависела от того, какой это слой земли — верхний или нижний. Валентина Степановна Мороз (библиотекарь) и сейчас помнит вкус ее:

«— Потом еще такая деталь запомнилась: когда разбомбили Бадаевские склады, мы бегали туда, или, вернее, добредали. И вот земля. У меня остался вкус земли, то есть до сих пор впечатление, что я ела жирный творог. Это черная земля. То ли в самом деле она была промаслена?

— Сладость чувствовалась?

— Даже не сладость, а что-то такое жирное, может быть, там масло и было. Впечатление, что земля эта была очень вкусной, такой жирной по-настоящему!

— Как готовили эту землю?

— Никак не готовили. Просто по маленькому кусочку заглатывали и кипятком запивали».

В перечне блокадной еды всякое можно найти — конопляные зерна от птичьего корма, и самих канареек, и дроздов, и попугаев, собирали мучной клей от обоев, извлекали его из переплетов, вываривали приводные ремни, ели кошек, собак, ворон, потребляли всякого рода технические масла, использовали олифу, лекарства, специи, вазелин, глицерин, всевозможные отходы растительного сырья. Список этот длинный, удивительный по своей изобретательности, даже по изощренности, с какой испытывалось на съедобность все окружающее. Например, одна женщина разрезала, варила и съела шубу из сусликового меха (из рассказа Степанчук М. Г.).

Единственной транспортной магистралью, связывающий город с Большой землей, стала «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера.

С Большой земли в осажденный город доставляли продукты и топливо, а обратно вывозили раненых, больных, детей. Каждая четвертая машина не вернулась из рейса — провалилась под лед или была расстреляна фашистскими самолетами. Это была страшная дорога – но это была единственная ниточка, соединяющая страну и город.

В городе замерзла канализация и людям приходилось ходить за водой на реку Нева. Обессиленные и изможденные, они приходили на прорубленную во льду канаву и черпали воду из реки.

Варвара Вольтман-Спасская «По воду»

Я в гору саночки толкаю.

Ещё немного – и конец.

Вода, в дороге замерзая,

Тяжёлой стала, как свинец.

Как хорошо, что ты замёрзла,

Святая невская вода!

Когда я поскользнусь под горкой,

На той тропинке ледяной,

Ты не прольёшься из ведёрка,

Я привезу тебя домой.

Многие люди обессилев от голода и холода не могли выходить на улицу. И единственной ниточкой, связывающей их было радио. Радио не замолкало, оно давало людям внутренние душевные силы, согревало их надежду, давало им веру. А это было не менее важно , чем хлеб. Люди слушали радио и понимали, что Ленинград живёт, он борется с врагом, они победят.        «Ольгу Берггольц называли "ленинградской Мадонной". 900 блокадных дней город говорил ее голосом. "В истории ленинградской эпопеи она стала символом, воплощением героизма блокадной трагедии. Ее чтили, как чтут блаженных, святых", — писал о ней писатель Даниил Гранин.

Обаятельный сплав женственности и размашистости, острого ума и ребячьей наивности — такой Ольга Берггольц запомнилась современникам. Она разделила судьбу своего народа. И все же далеко не каждой женщине довелось пройти через такие испытания, через которые прошла она. При этом она не ожесточилась сердцем, а продолжала любить… "Что может враг? Разрушить и убить. И только-то. А я могу любить…"

Звукозапись стихотворения Ольги Берггольц.

Аудиозапись. Звук метронома.

Сейчас вы слышите стук метронома. По Ленинградскому радио транслировали его равномерные, четкие удары. Этот звук напоминал биение сердца великого города, успокаивал и внушал уверенность — если звучит радио, значит, город живет и борется.

В. Азаров

Во тьме казалось: город пуст;

Из громких рупоров — ни слова,

Но неустанно бился пульс,

Знакомый, мерный, вечно новый.

То был не просто метроном,

В часы тревоги учащенный,

Но наше твердое — «живем!»,

Не дремлет город осажденный.

Фашистские бомбардировщики днем и ночью бомбили город. До сегодняшнего дня в Ленинграде на зданиях сохранились щиты с текстом: «Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле».

Из воспоминаний жителей блокадного Ленинграда:

Людмила Ивановна Седачева

Немцы бомбили и обстреливали город ежедневно, до бомбоубежища идти далеко, а впереди и позади дома — окопы, в них находились солдаты. Как только раздавался рев авиационных моторов, мы мчались к солдатам в окопы. Они, конечно, ругали нас, но чаще жалели. Помню, молодой боец, белобрысый такой, укрывая меня и сестренку плащ-палаткой, улыбался и приговаривал: «Ну что, курносые, страшно? Быстрей! Быстрей в домик! А то Змей Горыныч слопает».

В конце ноября 41 года ударили морозы (в ночь на 31 декабря было зафиксировано около 52 градусов ниже нуля). Замерзли водохранилища, подошло к концу топливо. В каждом доме были установлены печки-буржуйки. Ленинградцы жгли мебель, паркет, книги. Нечеловеческие страдания не сломили дух ленинградцев. Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов.

Даже в таких жутких условиях дети учились. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. В помещениях, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые, деятели культуры. Дух ленинградцев не был сломлен.

В осажденном холодном Ленинграде, на голодном пайке, Дмитрий Шостакович создал бессмертную Седьмую симфонию, назвав ее Ленинградской. Руководством было решено исполнить её в осажденном городе, чтобы поддержать силу духа блокадников, воодушевить измученных людей. Так,  9 августа 1942 года Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать это великое произведение. Как потом говорили, немцы обезумели, когда это услышали. Они-то считали, что город мертвый.

Отрывок из 7 симфонии Д. Шостаковича («Ленинградской») Фрагмент документального фильма «Непокорённые»

Многие слышали историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой.

Девочка сделала в своей записной книжке 9 коротких трагических записей. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. И когда читаешь это, цепенеешь:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Мама — 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»

«Умерли все». «Осталась одна Таня».

При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но врачам не удалось ее спасти.  На могиле Тани был поставлен памятник, на котором высечены строки из ее дневника.

И. Малышев

Плакали люди, строчки читая,

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник — это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

«Вновь не должно это все повториться!»

В память о людях, погибших ради жизни, в то страшное время объявляется Минута молчания.

14 января 1944 советские войска перешли в наступление. Навеки вошли в историю Синявские высоты и Невский пятачок. По данным военных историков, здесь в ходе боев погибло более 360 тысяч человек. 27 января в результате сильнейших боёв блокада была снята. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта. В эти минуты плакали даже те, кто не проронил ни одной слезинки за всю блокаду.

Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору Великой Отечественной войны. Эта легендарная повесть мужества и героизма навсегда останется в памяти грядущих поколений.

Мы не устанем повторять знаменитые строчки из стихотворения  Ольги Берггольц « Никто не забыт, ничто не забыто»

Список источников:

  1. Алесь Адамович, Даниил Гранин. Блокадная книга
  2. ru.wikipedia. 
  3. https://baza-knig.ru 
  4. v-s.mobi/непокоренные-2014-.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Блокадный Ленинград"

Классный час "Блокадный Ленинград"предназначен для учащихся 5-7 классов. В разработке есть презентация, которая помогает более глубоко понять те страшные дни, которые пришлось пережить ленинградц...

Классный час "Блокадный Ленинград"

КЛАССНЫЙ ЧАС "Блокадный Ленинград"...

Классный час "Блокадный Ленинград"

Классный час посвящен 70-летию снятия блокады Ленинграда. В сценарии даны ссылки на презентацию, музыкальные произведения и видеофильмы "Блокада Ленинграда" и "Блокадный дневник Тани Савичевой 2013 го...

Классный час "Блокадному Ленинграду посвящается…"

Дню снятия блокады Ленинграда посвящается…...

Классный час "Блокадный Ленинград"

Классный час был проведён для 5 и 10 класса...

Сценарий открытого классного часа "Блокадный Ленинград"

Материал открытого классного часа подготовили и провели учащиеся 8 класса "Г" и 9 класса "Г" ГБОУ СОШ № 460 г. Москвы...

Классный час:" Блокадный Ленинград спасла музыка".

«Все может родная земля:Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.Вот только защитить сама себя не может: Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кт...