Классный час "Личная ответственность"
классный час (5 класс)

Хазова Олеся Григорьевна

Классный час на тему:Личная отвественность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_lichnaya_otvetstvennost.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему : Личная ответственность

Цель: способствовать формированию представления о понятии «личная ответственность».

Задачи: 1) подвести к размышлениям о личной ответственности за свои действия; 
2) подвести к пониманию необходимости развивать в себе чувство ответственности;
3) учить определять свою позицию по отношению к различным проявлениям жизни.

  • содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера,
  • формирование коммуникативной компетенции, воспитывать уважение, терпимость к окружающим людям,
  • способствовать развитию у детей  мотивации к самосовершенствованию, нравственному саморазвитию.
  • профилактика правонарушений

1.Сегодня мы отравимся с вами в путешествие в прошлое. Для начала, в Древние времена. Тогда  люди ещё не умели добывать огонь и постоянно поддерживали его, чтобы он не погас. Однажды мальчику поручили  охранять огонь. Но мальчик побежал играть, - огонь погас. Что было дальше? На самом деле, сё племя обречено на холод, голод, быть может, гибель. Доверив мальчику охранять огонь, племя доверило ему себя, свои жизни. Он же обрёк их на смерть. За это его выгнали из племени. Уже на этом примере можно убедиться в том хотя бы, что отвечать за других – это значит уметь отвечать за самого себя, за свои поступки, действия. Но что же такое ответственность? Поясните.

(Ответы детей) «Ответственность – возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия».

II. Основное содержание

1. Разминка «Заповедь ответственного человека»

Учитель предлагает  ответить на  вопросы  командам по очереди и тем самым сформировать Заповедь ответственного человека. На ватман крепятся написанные детьми слова на цетной бумаге.

Давайте вспомним старые добрые сказки.

1. Из-за чего Стрекоза из басни И. А. Крылова осталась без тепла и крова? (легкомыслие)

2. Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому собы-тию в сказке? (болтливость)

3. Какая черта характера оставила Старуху у разбитого корыта в сказке А.С. Пушкина? (жадность)

4 Из–за чего Заяц лишился лубяной избушки? (доверчивость)

При этом учитель и дети обсуждают, почему в сказках именно эти черты характера приводят к отрицательным последствиям, безответственному поведению.

На доске написаны слова, которые обозначают разные черты характера человека. Оставьте только те, которые свойственны ответственному человеку.

(честность, мужество, малодушие, неискренность, общительность и замкнутость, доброта и недоброжелательность, внимательность и равнодушие, трудолюбие и лень, боязнь трудностей, активность.

Не ответственный человек :

Ответственный человек :

- малодушие, неискренность,  замкнутость,  недоброжелательность,  равнодушие,  лень, боязнь трудностей, легкомыслие; болтливость; жадность, непослушание;

Мужество, общительность, доброта, внимательность, трудолюбие, активность, честность, исполнительность; надёжность;

чувство долга 

Вывод. Такие черты характера человека, как глупость, легкомыслие, непослушание, доверчивость, жадность, болтливость, могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно отнестись к происходящему.

Игра «Могу и делаю»  

Я буду называть некоторые поступки, а вы, если это можете и делаете, встаёте ,  а если не делаете, то садитесь и ничего не говорите.

- Сами наводите порядок в своей комнате; -

- Вначале делаете уроки, а потом играете;

- Часто сваливаете свою вину на других;

- Всегда вечером  собираете портфель;

-  Вы продолжаете работать, даже если работа очень трудная;

- Оставляете свои вещи в беспорядке, чтобы за вас убирали другие;

- Сначала думаете, а потом делаете;

- Сначала делаете, а потом думаете.

Молодцы! Все справились с заданиями, значит,  отнеслись к игре ответственно.

Виды ответственности

Из этой игры видно, что ответственность делится на 3 вида:

- Личная, ответственность перед собой (Я);

- Ответственность перед другими (Другие);

- Ответственность к делу (Школа).

Как вы думаете почему маленькие дети не несут ответственности за свои поступки?(слайд)

Учитель предлагает рассмотреть несколько ситуаций из жизни,  и определить ответственный поступок или нет в данной ситуации. 

Отправляемся в прошлое. 2011 год . Затонул теплоход «Булгария», совершавший круиз по Волге. На борту находились более ста человек. Было получено сообщение от радистов об ухудшении погоды. Начался шторм. Из-за незакрытых иллюминаторов , которые экипаж решил оставить как есть, в судно начала затекать вода. Можно ли назвать экипаж теплохода ответственным?Решение проблемных ситуаций.

На листочках приведите примеры профессий. В которых безответсвенность приводит к серьезным последствиям.

Учитель:

Какой вывод можно сделать из этого?  Как же избежать ошибок в жизни?

- Какие могут быть ошибки? (поправимые и непоправимые)

- Назовите примеры поправимых ошибок. (опоздал на урок, получил двойку за контрольную работу, потерял кошелёк и т. д.)

- Назовите примеры непоправимых ошибок. (смерть, потеря здоровья)

Мы всегда ждем от других отвественного отношения к нам, к работе,  к учебе. Но « НАСТОЯЩАЯ Ответстенность бывает только личной.» Так говорил писатель  и журналист Фазиль Абдулович Искандер.  Личная ответственность важна была и в Древности, и в недалеком прошлом, важна нам в настоящем.Так будет и в будующем.

А в заключении, я хочу вам рассказать одну интересную историю:

Притча  Бабочка и мудрец

Очень давно в одном старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался:

– А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы найти ответа?

Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было ще-котно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

– Скажите, Мастер, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей правоты.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

– Всё в твоих руках.

Прежде чем прозвучит ответ Мастерашкольникам  предлагается подумать и ответить за Мастера. Потом учитель  произносит фразу: «Всё в твоих руках».

(сердца ответственности раздать)

-Когда вы будете совершать какой-то поступок, раскрывайте свои сердца для лучших поступков задавайте себе вопросы, которые написаны на ваших сердцах ответственности: ЧТО? ЗАЧЕМ? КАК?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Ответственность", 6 класс.

Классный час в форме правовой игры, знакомит с основами российского законодательства....

Классный час "Ответственное отцовство" для 10-11 классов

Классный час посвящен празднованию Дня отца. Подготовлен и проведен для обучающихся (мальчиков) 10-11 классов. Цель: формирование ответственного отношения будущего поколения к роли отца в семье....

Классный час «Ответственность несовершеннолетних за правонарушения и преступления»

Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся...

Классный час "Ответственность. Обязанности. Права"

Цель:продолжить формировать у  учащихся  понятия «поступок», «проступок», «ответственность», «обязанность», «право», с их значением в жизни человеказакрепить представление о «Декларации прав...

Классный час "ответственность"

Методическая разработка классного часа в 7 классе на тему "ответственность"...

КЛАССНЫЙ ЧАС " ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

Тема: «Ответственность несовершеннолетних». Возраст: учащиеся 8-9классов.Цель: создание благоприятных условий для формирования законопослушного поведения.Задачи: воспитание уважительного отношен...