Деловая игра «Свобода и ответственность – выбор 21 века»
классный час (9, 10, 11 класс)

Грибанова Евгения Вадимовна

Деловая игра «Свобода и ответственность – выбор 21 века» предназначена для учащихся 9-11 кл.,  способствует формированию активной гражданской позиции, основанной на понимании ответственности за свои решения и поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx26.96 КБ
Файл kl._chas.pptx932.89 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «Свобода и ответственность – выбор 21 века»

Цель: формирование активной гражданской позиции, основанной на понимании ответственности за свои решения и поступки.

Задачи:

Обучающая: раскрыть понятия терминов: «свобода», «выбор», «ответственность»;

Развивающая: формировать умение принимать взвешенные решения, давать нравственно-этическую оценку поступкам. развивать коммуникативные навыки, отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее в ходе дискуссии.

Воспитательная: способствовать нравственному воспитанию учащихся, принятию ответственных решений.

Основные понятия: свобода, абсолютная и относительная свобода, выбор, ответственность.

Форма: деловая игра

1. Определение темы, цели мероприятия

(слайд 1) Скульптурная композиция «Freedom» американского скульптора постмодернизма Зеноса Фрудакиса)

Учитель: На слайде вы видите фотографию уличной скульптурной композиции, установленной в Филадельфии.

Давайте рассмотрим иллюстрацию и попытаемся сформулировать основную тему.

- Как, по-вашему, она называется? (Скульптурная композиция «Freedom» американского скульптора постмодернизма Зеноса Фрудакиса)

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? -  О свободе! Freedom! (слайд 2).

Глядя на скульптуру, что, прежде всего, бросается в глаза?

-Выход из формата, отступление от привычного, тебя должно все отпустить и ты можешь просто быть собой, вырваться из оков, отсутствие определенных ограничений …

-Предположите, что мы постараемся уяснить для себя в процессе игры?

II. Основная часть

1. Определение

Учитель: Ребята, за  годы учёбы в школе , мы учили вас уметь преодолевать трудности, жить, соблюдая законы, быть ответственными, готовили вас к самостоятельной жизни.

И вот через год вас ожидает долгожданное слово - с в о б о д а

Учитель: Как вы распорядитесь своей свободой? Как правильно вы будете поступать, какой выбор вы будете делать в той или иной ситуации, от этого будет зависеть ваша жизнь.

Свобода — категория, рассуждения о которой звучат на всем протяжении истории человечества. В обобщенном виде ее можно представить как возможность выбора личностью всех составляющих своего существования, возможность целеполагания, совершения действий и поступков. Свобода – одна из человеческих ценностей. Всё живое на Земле стремится к свободе. Едва зародившаяся былинка ломает толстый асфальт, устремляясь к солнцу. Птица в клетке бьётся до изнеможения, пытаясь вырваться на волю. Человек – венец творения, едва встав на ноги, требует для себя свободы. А что такое свобода? Давайте попробуем разобраться. Для того чтобы активизировать ребят на собственные размышления о понятии «свобода», давайте  познакомиться с определениями данного понятия, взятыми из различных словарей.

(слайд 3 ) Свобода — это…

отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности;

сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления;

способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости;

реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач;

не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности;

степень самостоятельности личности, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей;

наличие прав и их гарантированность;

один из основополагающих принципов правового государства.

Учитель: Что лично для вас значит – быть свободным?

Быть свободным – хорошо или плохо?

Как связаны жизнь и свобода?

2. А согласны ли вы с таким определением? (слайд 4)

Свобода – отсутствие ограничений.

-Нет. Не всегда отсутствие ограничений ведет к хорошему – это может привести к анархии, произволу других таких же «свободных».

3. Словосочетания

Учитель: Существует огромное количество  словосочетаний со словом «свобода».

Давайте  вспомним  ставшие привычными выражения: «свобода личности», «свобода духа», «политические свободы», «свобода слова», «свободное время» и т.д.

Учитель: С самого рождения человек стремится быть независимым и свободным, и  в течение жизни меняется число предоставляемых ему  свобод.

Попытаемся проанализировать подобные изменения на примере своей жизни. Заполним таблицу.

4. (Слайд 5)  Таблица

Я свободен в принятии решений

Раннее детство

Настоящее время

Взрослая жизнь

Детство

Что есть на сладкое

Какой игрушкой играть

С кем дружить

 

 

Настоящее

Когда делать уроки

Выбирать занятия

Решать, что есть

 

Будущее

Выбирать супруга

Выбирать работу

Выбирать место жительства

 

  С возрастом меняется не только число предоставляемых свобод, но и степени их серьезности, глубины, смысла, а соответственно — возрастает личная ответственность за совершаемые поступки.

5. Путь к свободе.

Учитель: Стремление человека к свободе подталкивает его к попыткам расширить круг своих свобод. Что нам помогает расширить круг наших возможностей?

Учащиеся называют целый список возможностей: богатство, авторитет, знания, власть, творчество, преступления и т.д.  (слайд 6)

Все ли способы получения большей свободы хороши? Какие наиболее приемлимы для вас? Всегда ли власть и сила дает нам больше свободы?

6. Ограничение свободы.

Учитель:

Давайте подумаем и  попробуем назвать, а что может  ограничить нашу свободу в этом мире? (слайд 7)

(Законы, нормы морали, обязанности, возможности тела…страх, власть, привычки)

 7. Притча о короле, который дал свободу своим сыновьям.

Послушайте притчу: 

Король стал стар и призвал к себе двух сыновей.

- Сыновья, я назначаю вас правителями двух областей. Покажите, на что вы способны, и я решу, кто будет моим преемником, — сказал правитель двум принцам. Юноши поклонились и разъехались в разные стороны. Старшему сыну досталась равнинная восточная провинция. Младший сын стал править горной западной провинцией. Прошёл год. Сначала король поехал в гости к старшему сыну. Тот с гордостью показал огромный дворец, а потом провёз короля по стране. Люди всюду убирали урожай. При виде королевских экипажей крестьяне падали лицом на землю и лежали так, пока экипажи не исчезали. В честь короля принц устроил парад. За год он создал дисциплинированную армию. Вечером на пиру певцы и музыканты воспевали короля

.— Видите, отец, какую власть я приобрёл за год! Всё в моей провинции держится на страхе и повиновении, — с гордостью сказал принц.

— Хорошо, теперь я посмотрю, чего достиг младший сын, — ответил король. В горной провинции короля тоже встретили с почётом. Горцы низко кланялись королевской свите и снова приступали к работе. Они строили дороги и мосты, возили землю на горные склоны и сажали виноградники.

— Извини, отец, если не смог принять тебя достойно. Слишком мало я успел сделать за год для моих подданных, — сказал младший принц королю. Вскоре король объявил, что назначает своим преемником младшего принца.

— У него нет власти, народ его не боится, он даже армию не создал! — обиженно заявил старший принц.

— Не власть украшает правителя, а ответственность перед людьми, — спокойно объяснил король.

8. Свобода и ответственность.

Учитель : Что значит быть ответственным? С чем связана ответственность? Может ли существовать ответственность без свободы? У кого больше (свободы) ответственности у раба или господина? Ответственным быть трудно или легко?

Учитель:

В ценности и значимости понятия свобода вряд ли кто-то усомнится. Лишение свободы — одно из самых тяжких наказаний в жизни человека.

9.  Согласны ли вы.. (слайд 8)

Подумайте и скажите согласны ли вы с изречениями: 

  1. «Свобода есть право делать все, что дозволено законом”. (Ш.Монтескье)
  2. “Человек, властвующий над другими, утрачивает свою собственную свободу”. (Ф.Бэкон)

3. «Мы одиноки и нет нам извинения… человек осужден быть свободным. Осужден, потому что сам себя создал и отвечает за все, что делает». Ж.П.Сартр

  1. «Свобода означает ответственность. Вот почему многие ее боятся». (Б.Шоу)

 10. Рефлексия (продолжите фразу):

«Я ответственен за...» (за что я могу и готов принять на себя ответственность);

«Я ответственен перед...» (перед кем и перед чем я готов быть ответственен);

«Я не обязан нести ответственность за...» (за какие аспекты жизни я не хочу или не готов брать ответственность на себя);

«Ответственный человек — это...» (какие качества личности соответствуют такому определению человека).

11. Вывод.

 Учитель: Порой, совершая поступки, человек не задумывается о последствиях.

 Только на плёнке можно перемотать всё назад и начать всё по – другому, а в реальной жизни – сделал выбор и понёс наказание за содеянное.

В ценности и значимости понятия свобода вряд ли кто-то усомнится. Лишение свободы — одно из самых тяжких наказаний в жизни человека.

 Поэтому: свобода без ответственности – путь в никуда. Полной свободы в природе не существует.  Свободный человек тем и отличается, что он несёт ответственность за свои поступки, не перекладывая вину за последствия на других, и задумывается над тем, какими будут последствия для меня и окружающих меня людей. У вас сейчас сложный возраст, когда у вас появляются собственные взгляды и отношения к жизни, миру, людям, к делу, событиям, собственное отношение к себе и окружающим и вы, как витязь на распутье, выясняющий, куда ему идти. Витязь думает, а мы иногда делаем, потом думаем.

 И в завершении нашего классного часа, хотелось бы прочесть такие строки:

У каждого свой путь, своя дорога

Определена она судьбой,

а может случаем, иль волей Бога,

Но выбор есть всегда, он за тобой.

И всё же каждый вправе что – то поменять:

Сломать, разрушить, или же создать.

Всем людям в мире свойственно мечтать,

Желать, страдать, а иногда осуществлять.

Все люди разные и судеб разных много,

И счастья все хотят любой ценой.

У каждого свой путь, своя дорога,

Но выбор есть – он за тобой.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Скульптурная композиция американского скульптора постмодернизма Зеноса Фрудакиса

Слайд 2

“Freedom” - свобода. Что «свобода» значит для вас?

Слайд 3

Свобода- это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности ; сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления; способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости; реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач; не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности; степень самостоятельности личности, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей; наличие прав и их гарантированность; один из основополагающих принципов правового государства.

Слайд 4

Свобода- это отсутствие всяких ограничений?

Слайд 5

Я свободен в принятии решений Раннее детство Настоящее время Взрослая жизнь Детство Настоящее Будущее

Слайд 6

Расширить круг возможностей (свобод) помогает: богатство а вторитет з нания в ласть т ворчество преступления

Слайд 7

Что может ограничивать свободу: Законы нормы морали о бязанности физические возможности страх привычки власть

Слайд 8

С огласны ли вы с изречениями: “Человек, властвующий над другими, утрачивает свою собственную свободу”. ( Ф.Бэкон ) «Мы одиноки и нет нам извинения… человек осужден быть свободным. Осужден, потому что сам себя создал и отвечает за все, что делает». ( Ж.П.Сартр ) « Свобода означает ответственность. Вот почему многие ее боятся». ( Б.Шоу )

Слайд 9

Продолжите фразу: «Я ответственен за ...» « Я ответственен перед...» « Я не обязан нести ответственность за...» « Ответственный человек — это ...»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы МБОУ лицей «РИТМ» г.Хабаровска о проведении деловой игры старшеклассников «Сделай свой выбор»

На протяжении уже нескольких лет в лицее «РИТМ» проводится деловая игра «Сделай свой выбор». Через организацию избирательной компании подростки изучают избирательное право и этапы избирательного проце...

Разработка урока в форме деловой игры по обществознанию "Гражданское общество - зона свободного выбора" 11 класс

Урок в 11 классе  обществоведческого профиля в форме деловой игры "Прими решение"   по теме "Гражданское общество - зона свободного выбора".Занятие проводится как практикум по моделированию ...

Урок "Деловая игра "Выборы"

Тема: «Выборы в демократическом  обществе». Цель и задачи: показать сущность избирательной системы;  этапы  избирательной кампании. Решать проблемные задачи, делать выводы, формировать...

методическое пособие по проведению деловой игры "Выборы в Законодательное Собрание Владимирской области"

Пособие дает возможность в игровой форме отработать навыки поиска информации о выборах, проанализировать предвыборную программу кандидатов, высказаться по выбранной позиции....

Свобода в деятельности человека. Свобода и ответственность.

11 класс Урок-исследование по обществознанию....