Воспитательная работа
материал

Кашкина Татьяна Михайловна

Воспитательная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_rabota_szhato.docx37.03 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

 КАК КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

           Систематическая работа классного руководителя по воспитанию и развитию у учащихся духовно-нравственных качеств, толерантности, создает условия для осознанного поведения учащихся и необходимости принятия норм и правил, признанных в обществе. Для диагностики процесса и результата духовно-нравственного развития личности мной используется методика «Проявление личностных качеств в поведении ребенка», разработанная Н.Александровой. Она позволяет увидеть уровень сформированности нравственных качеств личности. А уровень воспитанности диагностируется с помощью методики Н.П.Капустина.

                    Мониторинг уровня воспитанности учащихся за 3 года

               Проведенный мониторинг показывает, что уровень воспитанности учащихся повысился. Ученики научились быть ответственными, внимательными, принципиальными, трудолюбивыми, активными. Повысилась культура общения, доброжелательное отношение друг к другу, терпимость, взаимовыручка.

          Высокий уровень-наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной и гражданской позиции.

          Средний уровень-самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще отсутствует.

           Низкий уровень воспитанности представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших.

        Вывод: уровень воспитанности учащихся класса значительно повысился, что свидетельствует о положительной эффективной работе классного руководителя.                                                                                                          

                       Благоприятный психологический климат в классе.

       С целью изучения психологического климата в классе и определения дальнейшего пути развития классного коллектива при поддержке психолога школы проводилось анкетирование учащихся по методике А.Н.Лутошкина. В результате которого определить уровень развития и общую оценку психологического климата, выявить факторы его формирования.

       Вопросы анкеты направлены на выявление особенностей отражения членами коллектива сложившихся межличностных отношений и коллектива в целом, с учетом эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов.

       На вопросы анкеты отвечали все 27 учащихся.

       На вопрос «Нравится ли вам ваш класс?» 92% учащихся однозначно ответили положительно, 8% ответили: «Пожалуй, нравится», а на вопрос «Хотели бы вы перейти в другой класс?» 100% учащихся ответили – «нет». Это, несомненно, характеризует благоприятный психологический климат в классе и доказывает, что благодаря продуманной, целенаправленной деятельности классного руководителя, в классе, на протяжении 3-х лет сформировался дружный коллектив.

      Радует, что дружеские взаимоотношения между собой поддерживают 85% учащихся. 70% учащихся оценивают одноклассников как «хорошие друзья», 30% называют одноклассников «верным другом». В результате опроса выяснилось, что общественные поручения ребятам нравятся. Они рады участвовать в жизни класса.

Вывод: психологический климат в классе высокий, учащиеся доброжелательно относятся друг к другу, поддерживают друг друга вне школы и во время школьных дел, что свидетельствует о высокой эффективности работы классного руководителя.

                                                             

                  Уровень развития ученического самоуправления в классе.

          Ученическое самоуправление – это форма организации коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии решений, реализации поставленных задач для достижения общественно-значимых целей.

          Самоуправление в классе помогает ребятам почувствовать весь спектр социальных взаимоотношений, сформировать личностную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских качеств.

           По «методике определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» уровень развития самоуправления в 3Б классе высокий. Были определены наиболее характерные для класса утверждения: «считаю, что мои одноклассники способны к объективным самостоятельным действиям», «считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к своим поручениям», «мы стремимся к тому, чтобы школа была лучшей в городе».

           Следовательно, данные характеристики наиболее выражены в классе.

           Самоуправление может развиваться во всех видах деятельности учащихся. А быстрее всего там, где более ярко выражена сфера интересов учащихся. Педагогической целью ученического самоуправления является демократизация жизни класса и формирование готовности к участию в управлении обществом.

           Процесс развития ученического самоуправления предполагает последовательную смену состояний, которые обеспечивают перевод класса из управляемой системы в самоуправляемую.

           Высокий уровень самоуправления в классе обеспечивается ребятами с высокой степенью нравственной ориентации, которые влияют на общественное мнение в коллективе. В классе ценится тяга к знаниям, ребятам нравится хорошо учиться, быть успешными. В классе из 27 учащихся отличников - 6, хорошистов - 19 человек.

          В классе сложились свои традиции: круглый стол «По тропинкам воскресных прогулок», где ребята рассказывают об интересных событиях, произошедших в выходной день на прогулке, в театре и т.д. Значимым  являются для ребят премьеры в классном «Театре Вирявы», где ребята играют, используя кукол-мордовочек, сшитых своими руками, вживаются в образы героев мордовских сказок и сказок собственного сочинения. Роли артист-зритель понятны всем. Детям понравились арт-технологии! Сказочный мир никого не оставляет равнодушным.

         Очень нравится моим ученикам выступать на школьных конкурсах агитбригад. Не забывают ребята и эпистолярный жанр. Сложилась добрая традиция писать письма на конкурс «Лучший урок письма», где мои ученики трижды становились призерами регионального этапа.

         Вывод: уровень развития ученического самоуправления в классе высокий, соблюдаются традиции демократического отношения учащихся друг к другу.

Воспитательная программа

«Этнокультурное воспитание младшего школьника

с помощью арт-технологий»

Целью своей воспитательной программы «Этнокультурное воспитание младшего школьника с помощью арт-технологий» считаю обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Визуальные арт-технологии основываются на том, что художественные образы способны помочь человеку понять самого себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой. Использование арт-технологий даёт возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, пробудить в человеке стремление к изучению мира, развить творческие способности, являясь одной из технологий повышающей качество воспитательного процесса.

В условиях внеурочной деятельности дети должны развивать свои потенциальные способности. Педагогические технологии направлены на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их. Здесь учитывается эмоциональный аспект обучения, пробуждение интереса к изучаемой теме, создание доверительной атмосферы сотрудничества, которая позволяет учащимся с как можно шире использовать свой потенциал. Во внеурочной деятельности нужно воспитывать и развивать кругозор учащихся на основе национальной культуры. Поставив перед собой цель, учитель сможет реализовать ее, используя арт-технологии. Дидактическая задача будет состоять в том, чтобы обеспечить мотивацию. Собственный опыт позволяет доказать это. Познакомившись с мордовскими   сказками, песнями, узорами, вышивкой, национальным костюмом и начав изучать мордовский язык, ученики моего класса с удовольствием изготавливали уменьшенную модель мордовского костюма. Далее выполняется работа по изготовлению куклы, которая может стать собеседником, представителем народной культуры, героем одной из сказок и сказителем. А сказки уже сочиняются детьми! Похожих костюмов и кукол не будет, как и сказочных историй, от лица каждой куклы. У детей есть возможность самовыражения! Этнопедагогический подход к воспитанию просто необходим.

              Деятельность, протекающая в творческом ракурсе, не забывается, а попадает в «активный» багаж знаний, становясь пережитым опытом, а не сухой теорией. Такие креативные занятия способствуют не просто активному совершенствованию знаний учеников, но и поддержанию постоянного интереса к дальнейшему обучению. Искусство определяет развивающую функцию воспитания.

             При включении арт-технологий в воспитание достигается значительный педагогический эффект.

Класс

Тема года

Задачи на учебный год

1класс

Сосуществование избыточности и лаконизма в детском творчестве

1.Развитие творческих задатков у детей.

2.Расширение и углубление познавательной активности.

3. Художественная деятельность.

4.Формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей.

     2 класс

Эмоциональное восприятие мордовских песен и сказок.

1. Повышение собственной самооценки, возрастание самосознания.

2. Развитие эмоционально-нравственных качеств.

3.Вовлечение детей в процесс художественного творчества.

3 класс

Личностные связи с народным творчеством через фантазию.

1.Проявление способности выражать эмоции.

2.Формирование основ гражданской идентичности личности: чувства сопричастности к своей Родине, народу и истории, и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества.

3.Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

4 класс

Коллективное творчество через игру

1.Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.

2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

3.Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой.

             Воспитательная работа, построенная на основе арт-технологии, это свобода в системе ограничений, которая позволяет импровизировать, выдумывать, играть, музицировать, изготавливать продукт творчества. Это могут быть театрализованные уроки, классные часы, занятия в рамках диалога культур, путешествия, предметного рисования, игры на музыкальных инструментах. Например, ученики моего класса третий год играют на ложках. Ансамбль ложкарей выступал на многих концертах.

Методы воспитания

Функции метода

Формы реализации

Приобщение к творчеству

Искусство помогает осознанно быть добрым

Художественное развитие через ассоциативное мышление; художественная интуиция как необходимость в творчестве

Метод увлеченности

Личностное развитие учащихся

Создание ситуации увлеченности, успеха, слияние личного опыта с опытом историческим

Нравственно-этическая ориентация

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

Сотрудничество в парах, группах на доброжелательности и доверии

Сказкотерапия

Смысл сказки воспринимается на сознательном и подсознательном уровнях, направлен на нравственное воспитание личности, обращенное к своему жизненному опыту

Эмоциональная разгрузка учащихся после уроков, создание психологически комфортного климата на занятиях, классных часах. Благоприятная коммуникативная атмосфера настраивает на создание своей накопительной истории «кейс жизненных ситуаций»

Вывод: наряду с традиционными формами и методами в воспитательной работе применяются инновационные технологии. Главная задача-формирование нравственной культуры, развитие литературно-художественной деятельности, приобщение к национальной культуре, использование в современной жизни знаний национальных традиций мордовского народа посредством личного творчества через арт-технологии.

                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад заместителя директора по воспитательной работе Рябовой М.В. «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе».

Доклад заместителя директора по воспитательной работе на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе по теме "Использование информационно-куммуникативных технологий в воспитательном проц...

Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»

Воспитание детей – рискованное дело,   ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...

доклад по воспитательной работе "Формы воспитательной работы с детьми девиантного поведения"

Продуманы формы работы с детьми девиантного поведения в школе-интернате, с трудными подростками, вовлечение их коллективное общее дело в классе, школе, на селе....

Анализ воспитательной работы в 9 классе (1 четверть). План воспитательной работы на 2 четверть.

План воспиттаельной работы соответсвует новой программе воспитанияю....