Семинар для классных руководителей. « Семья - важнейший институт воспитания детей»
методическая разработка

Дашиева Гэрэлма Николаевна

Семинар  для классных руководителей

 

« Семья - важнейший институт воспитания детей»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар  для классных руководителей

Дашиева Г.Н.

« Семья - важнейший институт воспитания детей»

                         

 «Только вместе с родителями,

общими усилиями, учителя могут

дать детям большое человеческое

 счастье»

В.А.Сухомлинский

 Цель семинара : создание условий для формирования у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечения родителей в жизнедеятельность школы.

                                                           Ход выступления

Добрый день уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас на семинаре –  , который мы  назвали –« Семья - важнейший институт воспитания детей» .  

Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им.

Думаю многие со мной согласятся, что самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями. Почему возникла необходимость поговорить на данную тему?

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, большую часть своего времени родители проводят на работе, дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, всё чаще уклоняясь от воспитания ребёнка, перекладывая эту миссию на педагогов в школе. Статистические данные по семье в России характеризуют углубляющийся кризис семьи как социального института.

       Зачастую обе стороны предъявляют друг другу свои, порой        справедливые претензии.

      Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, плохое воспитание, отсутствие сформированных моральных ценностей.

       Родители же в свою очередь недовольны учебными нагрузками, объёмом домашнего задания, равнодушием педагога.

Одни родители охотно и регулярно ходят в школу, посещают родительски собрания, уроки в классе, где учатся их дети, школьные праздники и мероприятия, т.е. знают об успехах, достижениях, а также возникающих проблемах и трудностях. А других приходится уговаривать, неоднократно делать записи в дневниках и. т.д.

Почему так происходит? От чего это зависит?

Возможно от того, насколько мы педагоги сумеем найти контакт с родителями, увлечем их школьной жизнью, а если будет необходимость – дадим совет, рекомендации, как поступить в той или иной ситуации.

Сейчас я передаю слово Эльвире Ураловне. Она расскажет нам о «Влиянии семьи на становление личности»

  Учитывая, что семья – относительно замкнутый институт воспитания, а воспитательный потенциал родителей весьма  различен, важно при взаимодействии с родителями уметь обеспечить высокое качество контакта. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми. Оценивая ребёнка, учитель тем самым даёт оценку и родителям. Особый дискомфорт на собраниях испытывают родители отстающих и трудных учащихся. Не следует на публичных собраниях допускать разговора о слабых сторонах тех или иных детей. Лучше разобрать общие и актуальные для всех вопросы. В индивидуальной же беседе в тактичной форме, делая акцент на положительные характеристики ученика, раскрыть волнующую проблему и вместе с родителями наметить пути её решения.

Необходимо ещё раз акцентировать внимание на том, что в работе с родителями педагог должен всегда и во всем соблюдать педагогические нормы, этику и такт.

Алена Петровна расскажет о «Проблемах семейного воспитания и взаимодействии семьи и школы»

 Учитель вынужден взаимодействовать со всеми родителями, не зависимо от своего желания. Ему приходится налаживать целесообразные контакты с любыми родителями.

Для установления конструктивного диалога с семьями учащихся необходимо знать причины, вызывающие непонимание между родителями и педагогами.

  Подумайте, какие причины вызывают непонимание в системе «родитель – учитель». Взгляните на эту проблему глазами учителя и глазами родителя.

Обсуждение результатов группового решения проблемы.

  Причины непонимания между учителем и родителем

  • Низкий (разный) уровень социально-психологической культуры родителей и педагогов.
  • Недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в школе, а учителей – об условиях и особенностях семейного воспитания.
  • Отношение педагогов к родителям не как к субъектам воспитательной деятельности, а как к её объектам.
  • Неумение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, находить причины своих ошибок.

 Предлагаю познакомиться с результатами анкетирования, проводимого с целью выявления способов и форм привлечения родителей в наше образовательное учреждение.

Исследование проводилось в октябре 2019 года. В опросе приняли участие 22 педагога из 39

Результаты исследования   представлены на слайде

Вопрос

Вариант ответа

Да

Нет

Не знаю

1

Доброжелательны ли мы по отношению к родителям?

22

2

Легко ли им попасть в школу?

20

2

3

Достаточно ли чистый подъезд к школе и ее вход?

18

4

4

Легко ли родителям найти учительскую, кабинет завуча и директора (понятны ли указатели к ним)?

7

8

7

5

Гостеприимны ли люди, встречающие родителей, есть ли место, где родители могут посидеть?

10

8

4

6

Умеем ли мы разговаривать с родителями по телефону?

22

7

Весь ли персонал школы доброжелателен по отношению к родителям?

5

8

9

8

Проводим ли мы обучение родителей?

15

7

2

9

Проводим ли мы консультации или семинары для родителей по выполнению домашних заданий детьми, дисциплине, мотивации учения и др.?

18

3

1

10

Есть ли у нас группы родителей, выполняющие функции наблюдателей (за качеством обучения, отношениями учеников и учителей и др.) в школе?

8

9

5

11

Участвуют ли родители в обсуждении финансовых вопросов и определении целей работы и развития школы?

10

4

7

12

Все ли мы делаем для того, чтобы визиты родителей и представителей общественности в школу были регулярными?

9

7

6

13

Пожелали бы мы себе таких учителей (такой школы), как мы сами?

18

4

Как видно из таблицы, большинство опрошенных учителей положительно ответили на вопросы анкеты. Большинство учителей считают, что персонал школы доброжелателен по отношению к родителям учащихся, однако 8 человек указали, что не весь персонал доброжелательно относится к родителям. В школу легко попасть, но, по мнению 8 учителей, родителям трудно найти учительскую, кабинет завуча и директора.  Педагогический коллектив проводит обучение родителей, консультации или семинары для родителей по выполнению домашних заданий детьми, дисциплине, мотивации учения и др. 9 человек считают, что у нас нет группы родителей, которые выполняют функции наблюдателей.  Родители активно участвуют в делах школы.

Таким образом, в школе созданы почти все условия для эффективной работы учителей с родителями учащихся.

  Большую роль в выстраивании взаимодействия с родителями учащихся играют те формы и методы, которые использует учитель в своей работе. Опираясь на три основных направления работы с родителями, в педагогической литературе выделяются следующие формы.

 

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом

  • родительские  

      конференции;

  • индивидуальные и тематические консультации;
  • родительские собрания;
  • тренинги.

  • дни творчества детей и их родителей;
  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса;
  • родительское общественное патрулирование;
  • шефская помощь
  • участие родителей класса в работе совета школы;
  • участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля;
  • участие в работе совета содействия семье и школе

   Вы все знакомы со многими из этих методов и форм.

Райса Раисовна расскажет об «Условиях воспитания детей в семье»

Ирина Александровна расскажет нам об еще одной проблеме, которая встречается в учебных учреждениях, и даст рекомендации классным руководителям.

Рефлексия « Видеоролик»

  Как показывает практика, без помощи родителей работа по воспитанию школьников не будет эффективной. Только взрослые могут вселить детям надежду, научить анализировать реальность, справляться с проблемами, страхами, развивать силу воли, пройти успешную адаптацию и дальнейшую социализацию.

        Объединение усилий школы и родителей является обязательным условием успешного решения усложнившихся воспитательных задач.

Спасибо что вы были сегодня здесь с нами. Делились своими мыслями, чувствами. Цените и берегите свою семью, потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Это ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой – приспособить к жизни в обществе. И пусть взаимодействие с родителями ваших учеников всегда будет только эффективным. Желаю вам успехов.

Всем спасибо за работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕМЬЯ - важнейший институт воспитания детей

Слайд 2

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Учителя Родители УчащиесЯ Взаимопонимание сотрудничество К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь Хороший результат!

Слайд 5

Дильмухаметова Э.У. «Влияние семьи на становление личности»

Слайд 6

Багаутдинова А.П. «Проблемы семейного воспитания и взаимодействие семьи и школы»

Слайд 7

Причины непонимания между учителем и родителем Низкий (разный) уровень социально-психологической культуры родителей и педагогов. Недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в школе, а учителей – об условиях и особенностях семейного воспитания. Отношение педагогов к родителям не как к субъектам воспитательной деятельности, а как к её объектам. Неумение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, находить причины своих ошибок.

Слайд 8

№ Вопрос Вариант ответа Да Нет Не знаю 1 Доброжелательны ли мы по отношению к родителям? 22 2 Легко ли им попасть в школу? 20 2 3 Достаточно ли чистый подъезд к школе и ее вход? 18 4 4 Легко ли родителям найти учительскую, кабинет завуча и директора (понятны ли указатели к ним)? 7 8 7 5 Гостеприимны ли люди, встречающие родителей, есть ли место, где родители могут посидеть? 10 8 4 6 Умеем ли мы разговаривать с родителями по телефону? 22 7 Весь ли персонал школы доброжелателен по отношению к родителям? 5 8 9 8 Проводим ли мы обучение родителей? 15 7 2 9 Проводим ли мы консультации или семинары для родителей по выполнению домашних заданий детьми, дисциплине, мотивации учения и др.? 18 3 1 10 Есть ли у нас группы родителей, выполняющие функции наблюдателей (за качеством обучения, отношениями учеников и учителей и др.) в школе? 8 9 5 11 Участвуют ли родители в обсуждении финансовых вопросов и определении целей работы и развития школы? 10 4 7 12 Все ли мы делаем для того, чтобы визиты родителей и представителей общественности в школу были регулярными? 9 7 6 13 Пожелали бы мы себе таких учителей (такой школы), как мы сами? 18 4

Слайд 9

Психолого-педагогическое просвещение родителей Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом родительские конференции; индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания; тренинги. дни творчества детей и их родителей; открытые уроки и внеклассные мероприятия; помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса; родительское общественное патрулирование; шефская помощь участие родителей класса в работе совета школы; участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля; участие в работе совета содействия семье и школе Формы взаимодействия

Слайд 10

Муфазалова Р.Р. «Условия воспитания детей в семье»

Слайд 11

Юнусова И.А. «Буллинг»

Слайд 12

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь классному руководителю. Семья и семейное воспитание.

Материал для бесед классного руководителя с  учащимися, родителями....

Реферат "Работа классного руководителя как помощь в воспитании детей"

Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса. Значит и на родителей возложена ответственность за качество образования своих детей....

Семья – важнейший институт социализации личности

Материал для проведения родительского собрания...

"Группа риска". Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания"

Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания"...

Статья " Семья как важнейший институт воспитания детей".

Самое важное в воспитании детей-это семья....

Статья «Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению детей и семей»

Взаимодействие социального педагога по социально – педагогическому сопровождению детей и семей с классным руководителем...