Классный час " Катюша-легендарное орудие Победы."
классный час (9 класс)

Колесникова Лариса Владимировна

Классный час " Катюша-легендарное орудие Победы."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл katyusha-legendarnoe_orudie_pobedy.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

 

   

Классный час: «Катюша» - легендарное оружие Победы.

Цель: воспитание патриотических чувств учащихся,  гордости и уважения к нашей стране, ее истории, народу, развитие познавательных потребностей.

Задачи:

-показать историю создания реактивной установки «Катюша»;

-предоставить интересную дополнительную  информацию, нацелить на дальнейшее изучение темы;

-выявить имеющиеся знания по данной теме, дать  возможность показать свой кругозор в коллективе сверстников.

Оборудование: презентация.

Ход урока

1 . Звучит песня «Катюша» известного композитора Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского.

Шли бои на море и на суше,
Над землей гудел снарядов вой.
Выезжала из лесу «катюша»
На рубеж знакомый, огневой.
Выезжала, мины заряжала,
Сокрушала изверга-врага.
Ахнет раз – и роты не бывало.
Ахнет два – и нет уже полка

-Ребята,  как вы думаете , о чем пойдет речь на классном часе?

-Какие цели стоят перед нами?

Учитель объявляет тему классного часа и обращается с вопросами к аудитории:

Сл. 4 Картина ракетной установки.    - Почему мы обращаемся к этой теме?

Сл.5 Актуальность выбранной темы:   На разгадку тайны «Катюши» были брошены лучшие немецкие ученые оружейники. Немецкие ученые не могли никак понять принципа ужасного огневого воздействия. Им так и не удалось решить «загадку «Катюши» до самого конца войны…

Реактивный миномет "Катюша" является символом Победы.

Доклад обучающегося №1 «Первый бой «Катюши»»

14 июля 1941 года в 15 часов 15 минут прогремел первый залп по врагу невиданного нового вида оружия - реактивной артиллерии. Семь советских установок залпового огня БМ-13-16 (боевых машин с 16 ракетными снарядами 132 мм на каждой), смонтированные на автомобильном шасси ЗИЛ-6 (вскоре получившие название «Катюша»), одновременно ударили по железнодорожной станции города Орша, забитой немецкими составами с тяжелой военной техникой, боеприпасами и горючим.

Сл. 7 Сила "Катюши" была удивительной - помимо разрушений и поражений вражеских точек, она оказывала очень сильное психологическое воздействие. (видеофрагмент звука ракетной установки, которого так пугались немцы)

Сл.8 (продолжение доклада) Эффект одновременного (7-8 сек.) удара 112 ракет калибра 132 мм был потрясающим в прямом и переносном смысле - сначала содрогнулась земля и загрохотало, а потом все запылало. Так в Великую Отечественную войну вступила Первая отдельная экспериментальная батарея реактивной артиллерии под командованием капитана Ивана Андреевича Флерова...

Сл.9, 10, 11 Доклад обучающегося №2  «Создание «Катюши»»

В 1916 году профессор Иван Платонович Граве создал желатиновый порох, усовершенствовав бездымный порох французского изобретателя Поля Вьеля.

В 1921 году разработчики Николай Иванович Тихомиров,  Владимир Андреевич Артемьев из газодинамической лаборатории (ГДЛ) приступили к разработке реактивных снарядов на основе этого пороха. В 1929—1933 годах Борис Сергеевич Петропавловский при участии Георгия Эриховича Лангемака, 

Евгения Степановича Петрова,Ивана Терентьевича Клеймёнова и др. в ГДЛ проводили разработку и официальные испытания реактивных снарядов различных калибров — прототипов снарядов для «Катюши».

Для их запуска использовали многозарядные авиационные и однозарядные наземные пусковые станки. Группа разработчиков Реактивного института (РНИИ) под руководством Г. Э. Лангемака, при участии В. А. Артемьева, И. Т. Клеймёнова, 

Юрия Александровича Победоносцева, Леонида Эмильевича Шварца (1905-1945)

и др. проводили окончательную отработку реактивных снарядов. В 1938 -1941 годы

Роман Иванович Попов (1914-1945) и др. создали многозарядную пусковую установку, смонтированную на грузовом автомобиле.

Сл.12 Плакат боевой машины

Сл.13, 14 Доклад обучающегося № 3«Реактивный снаряд»

Корпус реактивного снаряда (РС) представлял собой сварной цилиндр, поделённый на три отсека — отсек боевой части, двигательный отсек (камера сгорания с топливом) и реактивное сопло. Авиационный реактивный снаряд РС-132 имел длину 0,935 метра, диаметр 132 миллиметра и весил 23,1 кг, а реактивный снаряд М-13 для наземной установки БМ-13 имел длину 1,41 метра, диаметр 132 миллиметра и весил 42,3 кг.

Внутри цилиндра с оперением находилась твёрдая нитроцеллюлоза.

Масса боевой части снаряда М-13 22 кг.

Масса взрывчатого вещества снаряда М-13 4,9 кг — «как шесть противотанковых гранат». Боевая часть снаряжена зарядом взрывчатого вещества, для подрыва которого используются контактный (АМ-А) или неконтактный (АГДТ-А) взрыватели. 

Реактивный двигатель имеет камеру сгорания, в которой помещен метательный заряд в виде цилиндрических шашек из бездымного пороха с осевым каналом.

На наружной части обоих концов камеры выполнены центрирующие утолщения с ввернутыми в них направляющими штифтами.

Для воспламенения порохового заряда используется воспламенитель из дымного ружейного пороха. Образующиеся при горении пороховых шашек

газы, истекают через сопло, перед которым расположена диафрагма (колосниковая решетка), препятствующая выбросу шашек через сопло.

Стабилизация снаряда в полете обеспечивается с помощью хвостового стабилизатора из четырёх стальных штампованных перьев.

Сл.15 – 20 Фото боевых машин Вов

Сл. 21 Немцы, во что бы то ни стало, старались заполучить "Катюшу" себе, но советское командование под угрозой трибунала приказывало взрывать минометы в случае отступления, лишь бы оружие не попало в руки врагов.

Немцы страшно боялись «Катюш», в панике покидали укрепления, узнав о приближении батарей залпового огня. Захваченные в плен враги неоднократно спрашивали, что за «гнев божий» обрушился на них, что за новое оружие придумали русские?

Сл.22 – 24 Доклад обучающегося №4

Почти сразу же после первых залпов под Оршей батарея капитана Флёрова продолжила свой боевой героический путь. Во второй половине июля, в августе и сентябре 1941 года она наносила ощутимый урон врагу под Смоленском, Рудней, Рославлем… В свою очередь гитлеровцы устроили настоящую охоту на советское чудо-оружие. Как только им удавалось засечь месторасположение «Катюш", они сразу же посылали туда танки и авиацию. Но флёровцы не задерживались на одном месте — дав залп, сразу же меняли позицию. В начале октября немцам удалось вплотную приблизиться к батарее Флёрова — вместе с другими частями она попала в окружение под небольшим городком Спас-Деменск Калужской области. Капитан Флёров делал все возможное, чтобы прорваться к своим, провел по вражеским тылам 150-километровый марш-бросок, но подвела нехватка горючего для машин. В ночь на 7 октября недалеко от деревни Богатырь Вяземского района Смоленской области батарея попала в засаду и приняла ожесточенный бой. Оказавшись в безвыходном положении, капитан приказал ликвидировать боевые установки. Когда приказ был выполнен, сам И.Флёров дал залп по врагу из последней установки, а затем подорвал ее вместе с собой.

Сл. 25 Фото ракетных установок в боевых условиях.

Сл.26 – 31 Легендарные "Катюши" во время войны участвовали во всех крупных операциях. Реактивная артиллерия использовалась для усиления стрелковых дивизий, что существенно увеличивало их огневую мощь и повышало устойчивость в бою.

Залпы "Катюш" возвестили о начале контрнаступления советских войск под Сталинградом.

"Катюши" завершали артналет: реактивные установки давали залп, когда пехота уже шла в атаку. Зачастую после нескольких залпов "Катюш" пехотинцы входили в опустевший населенный пункт или на вражеские позиции, не встречая никакого сопротивления. 

Апофеозом боевого применения «Катюши» стал штурм Берлина. К участию в Берлинской операции привлекалось более 44 тысяч орудий и минометов, а также 1785 пусковых станков М-30 и М-31, 1620 боевых машин реактивной артиллерии (219 дивизионов).

«Катюши» успешно применялись до самого окончания Великой Отечественной войны, заслужив любовь и уважение советских солдат и офицеров и ненависть фашистов.

В Берлине было уничтожено 120 зданий, являвшихся сильными очагами сопротивления противника, разбито три 75-мм орудия, подавлены десятки огневых точек, убито свыше 1000 солдат и офицеров противника.

«Катюша» стала оружием победы в полном смысле этого слова!

Сл. 32 Почему ракетная установка называется «Катюша»?(обучающиеся приводят свои аргументы )

Сл.33 Видеофрагмент

Сл.34 Фото

Сл.35 – 38 Фото памятников ракетным установкам и боевым машинам.

Сл.39 Выводы:    Таким образом, мы узнали, что во время Великой Отечественной войны применялось самое совершенное оружие – реактивные миномёты - «Катюши»

- БМ-13 была принята на вооружение 21 июня 1941 года

- именно этот тип боевых машин и получил впервые прозвище «Катюша»

-они стали на всё время войны грозным оружием для врага.

 «Катюша» - легенда Великой Отечественной войны и орудие Победы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классного часа «Мы внуки страны, победившей фашизм»

Сценарий классного часа посвященного победе в Великой Отечественной войне...

Классный час+презентация: «Этот День Победы»

Время неумолимо в своем движении, но каждый год наша Родина отмечает этот великий праздник – День Победы в Великой Отечественной войне, история отсчитывает новый срок, отделяющий ее от победного мая 1...

Классный час, посвящённый 65-летию победы в Великой Отечественной войне.

                                          Классный час, посвящённый 65-летию ...

Классный час "Это гордое слово - Победа!"

Данная методическая разработка подходит для проведения классных часов в 6-7 классах...

Классный час «Они подарили нам Победу», посвящённый 70-летию Великой Победы

Сценарий классного часа "Они подарили нам Победу" о родственниках учащихся, прадедах, участвовавших в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Также рассказывается о Тербунском районе в годы войны, дн...

Разработка классного часа к 70-летию Победы "Вклад Урала в Победу". Тезисы и презентация.

Классный час подготовлен в рамках месячника "Салют, Победа!" В проведении классного часа принимают участие дети и учитель....