Буккроссинг как средство активизации познавательной деятельности учащихся
статья

Буккроссинг как средство активизации познавательной деятельности учащихся. Статья классного руководителя щербаковой И.В и методе активизации познавательной деятельности учащихся в образовательном и воспитательных процессах 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukkrossing_shcherbakova_ivpolevova_l.yu_.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Буккроссинг как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Щербакова И.В., Полевова Л.Ю.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1г. Петровска Саратовской области»

Активизация познавательной деятельности школьников - актуальная проблема современной педагогической науки. Современного учителя  волнует  вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Песталоцци, Дистервег и другие педагоги учили так, чтобы школьник не только получал, но и искал знание. Изучением дидактических основ активизации познавательной деятельности занимались в 20 веке также В.А. Аверин ,  Ш.А.Амонашвили.   Трудно не согласиться с тем, что процесс развития познавательной активности школьников напрямую связан с систематическим чтением книг, журналов, а значит, без чтения данный процесс невозможен. Но именно здесь педагоги столкнулись с другой  проблемой: проблемой снижения читательского интереса среди молодежи. И это скорее, общая проблема современного общества.  Увы! Россия перестала быть самой читающей страной. К сожалению, по статистике, приведенной еще в 2005г. пальму первенства россияне уступили индейцам и китайцам, тайланцам и египтянам.[1] Это факт не мог нас оставить равнодушными. Не имея возможности провести исследования в разных социальных группах в целом по стране, мы решили, остановится на проблеме снижения читательского интереса среди молодежи на примере учащихся школы №1г.Петровска  и предложить пути решения данной проблемы в рамках одного учебного заведения через привлечение подростков  к модному молодежному общественному движению и проекту -  буккроссинг.

  Цель:  развитие познавательной активности учащихся посредством  буккроссинга .

 Задачи: 1) исследовать причину снижения интереса к чтению среди подростков и молодежи;

2) предложить пути решения  данной проблемы

       Методы : анализ исследований, литературы; социологический опрос, интервьюирование.

      Сроки реализации проекта: май  2019- май 2020гг

Гипотеза:  Через приобщение к модному молодежному движению  и проекту «Буккроссинг» увеличится число школьников  МОУ »СОШ №1г.Петровска », приобщившихся к чтению, что  поможет активизировать внутреннюю мотивацию к познанию нового через чтение  литературы.

Особенности проекта: отличительной особенностью данного проекта является отсутствие необходимости в поиске финансовых средств  для его реализации.

Предполагаемый результат: формирование у детей потребности ежедневного общения с художественной литературой, что приведет к активизации познавательной деятельности учащихся в целом; активное вовлечение в движение буккроссинг не только в классном коллективе, но и в школе в целом; обогащение словаря, связной речи детей; положительное отношение родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами; возрождение чтения в кругу семьи, посещение библиотеки;
повышение уровня своей профессиональной компетенции при разработке материалов проекта в условиях ФГОС.

Работа над проектом проходила в несколько этапов.

На I этапе подготовительном / май  2019г/ : 1.Была выявлена и сформулирована проблема. 2.Проведен анализ литературы, материалов СМИ. Результатом работы на первом этапе стало выдвижение гипотезы и понимание актуальности данного проекта. На II этапе, аналитическом / июнь- сентябрь  2019 г./ перед авторами проекта стояла сложная задача: выявить и проанализировать причины снижения читательской активности в молодежной среде, в том числе среди подростков МОУ СОШ №1г.Петровска .

Для решения данной задачи были использованы следующие методы исследования:1) Проведение социологического опроса среди разных групп молодежи: учащихся и студентов с последующим анализом и сравнительной характеристикой. 2) Интервьюирование  

Социологический опрос, проведенный среди учащихся 10-11 классов нашей школы показал, что большинство мальчиков и девочек  не читают в свободное время и  в качестве причины снижения читательского интереса назвали  влияние  Интернета и отсутствие моды на  чтение . Их поддержали и студентки 1 курса Пензенского педагогического института имени В. Г. Белинского .Студенты 5 курса Института юстиции ФГУБОУ ВПО «СГЮА» считают главной причиной  увлечение общением в социальных сетях. В ходе работы над проектом мы посетили ряд городских библиотек и выяснили, что главным способом решения проблемы по  мнению библиотекарей  является необходимость размещения  в СМИ социальной  рекламы,  проведения  библиотеками различных мероприятий  и пополнение  библиотечного фонда новинками литературы.     Наше личное убеждение складывается из того, что чтение – слишком трудный путь, который могут выбрать только самые достойные. Но таких единицы, потому что большинство подростков живущих в «обществе потребителей» считает нормальным не чтение, а потребление – «фастфуда» на телевидении, в интернете. К тому же нельзя сбрасывать со счетов такие причины , как высокие цены на качественную художественную литературу, отсутствие систематического пополнения библиотечного фонда литературными новинками.

III этап, деятельностный /октябрь 2019 –апрель2020 г /.

Авторы проекта на данном этапе  предлагают свой путь решения проблемы на уровне одной школы. Речь идет о привлечении подростков к идеи современного молодежного движения и проекта «Буккроссинг», девизом которого является «Читать модно!».  Как показало социологическое исследование,        большинство респондентов  не знают о таком движении.

Нам удалось для начала  выяснить, что Буккроссинг возник в 2001 году по инициативе специалиста по Интернет - технологиям, американца Рона Хорнбэкера. Движение из США переместилось в Европу. Буккроссинг появился в России в 2004 году одновременно с созданием сайта www.bookcrossing.ru.[2] 

Буккросcинг по своей сути является глобальным мировым проектом обмена книгами. Он не требует финансовых вложений, не отнимает много времени и ни к чему не обязывает. Это своеобразный книжный клуб, ломающий привычный взгляд на книгу. Процесс буккроссинга состоит из простейшего действия, основанного на принципе «прочитал - отдай  другому». Буккроссеры оставляют свои книги на лавочках в скверах и парках, на автобусных остановках, на столиках кафе. Они отдают личные книги незнакомым людям, ничего не требуя взамен.

Итак, с целью популяризации этого движения и попытки решить проблему активизации познавательной деятельности учащихся в рамках одного учебного учреждения авторами проекта   было уже реализовано :

Проведены тематические классные часы в 6 и 10 классах. Разработаны  программа  «Программы  поддержки и развития чтения в школе. Чтение в радость» и  логотип участника движения.  Организована  акция  по определению в здании школы места расположения «безопасных полок» для книг.  Для привлечения внимания сверстников эти книжные точки должны быть соответственно оформлены. С этой целью был проведен конкурс на лучший дизайн «безопасных полок» и конкурс рисунков «Моя любимая книга» В рамках недели гуманитарных предметов был проведен конкурс ученических эссе  «Читать - это модно?»  в 10-11 классах Планируется  создать  в социальной сети «В контакте» группу «BookCrossing», где будет размещена информация о буккроссинге, будет вестись  обсуждение прочитанных книг, предлагаться  список интересной литературы. В феврале  2020г планируется организовать внутришкольный проект «Буккроссинг: читающий класс», в котором каждый класс, принимая участие совместно с педагогами -предметниками и родителями ,  выполняет творческую работу на тему «Что я советую прочитать моим сверстникам по предмету …». Каждый класс выбирает предмет и предлагает список и интересных книг, расширяющий  рамки данного предмета. Форма творческой работы – свободная, по выбору участников (компьютерная, визуальная, театрализованная и т.д.) Книги – победительницы помещаются на специальные «Открытые полки» в кабинетах школы. Список книг помещается «В Контакте» группе «BookCrossing» , где можно после прочтения оставить своё мнение о прочитанной книге. Планируется как итог проекта проведение  читательской конференции «Библиоовация». Классы-участники проекта делятся своими открытиями от прочитанных  книг, представляя   продукты проекта. Книга, прочитанная наибольшее количество раз, объявляется победительницей. Участник, рекомендовавший её – награждается

     IYэтап. Заключительный  /май  2020 года / На заключительном этапе предусматривается проверка гипотезы,  проведение анализа реализации проекта, постановка задач на следующий учебный год, внедрение проекта в образовательную практику школы

Итак, работая над данным проектом, мы пришли к выводу, что:

Во-первых, проблема снижения читательской активности среди молодежи связана в первую очередь, с появлением социальных сетей и активного участия в них молодежи разных возрастных групп; высоких цен на качественную художественную литературу; а также недостатка в СМИ программ, социальных реклам, культивирующих моду на чтение. Также школьные библиотеки не могут предложить детям литературные новинки или произведения лауреатов Всероссийских и международных премий.

Во-вторых, отрицая принудительный способ привлечения к чтению подростков, был предложено в качестве эксперимента их участие в  движении и проекте  «Буккроссинг», существующие под логотипом «Читать - это модно»

В-третьих, гипотеза, выдвинутая в начале проекта, частично уже нашла подтверждение. Буккроссинг как средство активизации познавательной деятельности учащихся оправдал надежды авторов проекта.

В-четвертых, практическим выходом проекта является:

1.Разработка логотипа участника движения

2.Выпуск тематической школьной электронной газеты «Читать МОДНО!»

3.Создание группы «BookCrossing» в социальной сети « В Контакте»

4.Создание «безопасных полок» в школе

5.Разработка  «Программы  поддержки и развития чтения в школе. Чтение в радость»

6.Разработка памятки для участников движения

7. Организация внутришкольного проекта «Буккроссинг: читающий класс».  

 8.Проведение итоговой конференции   «Библиоовация»

Авторы проекта нацелены на продолжение проекта, ни смотря на любые варианты его итогов.


[1] Самые читающие страны мира. Справка. Риановости http://62.149.25.178/humanitarian/9.html  24.09.2012. 20:15

[2] Что такое BookCrossing и с чем его едят. Книговорот. http://www.bookcrossing.ru//  24.09.2019. 20:45


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический проект "Проектная деятельность как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении химии"

Методические рекомендации по созданию учебных проетов. Как написать проект, каковы  цели, написать библиографический список,  каковы требования к созданию презентаций?...

Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."

В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...

Буккроссинг как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Активизация познавательной деятельности школьников - актуальная проблема современной педагогической науки. Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интере...

«Самостоятельные работы учащихся как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

     В нашей школе уже длительное время изучение общей биологии в 10-11 классах осуществляется на профильном уровне, т. е. с углубленным изучением предмета. Школьники на профильн...