Рабочая программа воспитания «ВМЕСТЕ МЫ СИЛА» классного руководителя 6 класса
рабочая программа (6 класс)

Басурманова Ольга Леонидовна

В связи с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года была разработана Примерная программа воспитания (02.06.2020), которая прошла апробацию, с результатами можно ознакомиться на сайте http://form.instrao.ru/. Данная рабочая программа была разработана с использованием рекомендаций и материалов которые были представлены на сайте: http://form.instrao.ru/.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vp_6b_klass.docx37.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Иволгинский район»

«Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа Поселья»

«Рассмотрено»

на педсовете

Протокол № __

от «_____»________202__г.

«Согласовано»

Заместитель

директора по ВР

МОУ «СОШ Поселья»:

_____________ (ФИО)

«____» __________ 202___г.

«Утверждено»

Директор МОУ «СОШ Поселья»

_____________ (ФИО)

Приказ №____

от «____» ________ 202__г.

Рабочая программа воспитания

«ВМЕСТЕ МЫ СИЛА»

классного руководителя 6  класса

на 2021-2022 учебный год

Срок реализации: 2021 – 2022 год

Классный руководитель: Басурманова Ольга Леонидовна

Поселье,

2021 г.

  1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В 6 Б КЛАССЕ

МОУ «СОШ Поселья» вновь открывшаяся школа в Иволгинском районе, до этого в п.Поселье функционировала только начальная школа. Ряд классов, в том числе 6Б был сформирован из выпускников начальной школы, которая, несомненно, сыграла немалую роль в воспитании подрастающего поколения.  

Общая характеристика 6Б класса. Количество учащихся 31 человек, из них 20 мальчиков и 11 девочек. 17 человек пришли в 5-й класс из ПНОШ Поселья, остальные учащиеся прибыли из разных школ города и районов (в том числе из республики Тыва) по месту проживания. В основной состав класса влились 14 человек. Процесс адаптации учащихся 5-го класса проходил в сложных условиях организации учебного процесса в разных форматах, поэтому фактически до конца не был реализован. Несмотря на это по итогам 2020-2021 уч.года 5 класс учащиеся закончили не плохо: 1 отличница, 12 хорошистов, 2 – резервиста, успеваемость 100%, качество 42%, обученность 48,9%, средний балл – 3,45. Удалось в течение учебного года провести запланированные классные часы, родительские собрания, участвовать в общешкольных мероприятиях, в том числе в общешкольном выезде в Бурятский театр драмы им. Х-Намсараева на спектакль «Алдар».

Особенности семейного воспитания (данные из социального паспорта): 21 семья полная, 2 семьи с опекой, 21 семья многодетная, 20 малообеспеченных, из них 16 стоят в Центре социальной защиты. Из 55 родителей 20 имеют высшее образование, остальные среднее, средне-специальное. В список льготного питания включены 15 человек.

Психологические особенности возраста. Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении.

В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева и др.

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), общая цель воспитания в школе – личностное развитие школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:

В воспитании детей подросткового возраста (второй уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.

Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.

Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:

  1. реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
  2. реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
  3. вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
  4. использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
  5. инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
  6. поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
  7. организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
  8. организовывать профориентационную работу со школьниками;
  9. организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
  10. развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
  11. организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.

  1. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы классного руководителя. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

  1. МОДУЛЬ «КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО»

Главное предназначение классного руководителя - создать условия для становления личности ребёнка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять своё место в жизни.

6 класс

  1. Изучение особенностей личностного развития обучающихся класса.
  • наблюдение
  • анкетирование
  • сотрудничество с психологической службой школы для изучения психического состояния учащихся и возможной коррекции поведения учащихся.
  1. Организация совместных интересных и полезных дел для личностного развития ребёнка.
  • формирование традиций в классе, проведение праздников: «День рождения класса»,  «Здравствуй Новый год!», «День сюрпризов»
  • внутриклассные коллективные творческие дела(по предложению детей и родителей): например, выставка «Моя мама» ко Дню матери (28.11.2021)
  • волонтерские акции группой, микро-группами; например, акция «Что мы знаем о конвенции ребенка» (02.09.2021), «Международный день девочек»(11.10.2021),  «День волонтера» (05.12.2021), «Международный день книгодарения»(14.02.2022), «Всемирный День Здоровья»(07.04.2022)
  1. Формирование и развитие коллектива класса
  • выбор актива класса, проведение классных собраний
  • делегирование представителей в Совет школы
  • проведение классных часов по следующим блокам: а) познай себя, б) познай другого, в) элементы общения, г) основы этикета, д) в мире много интересного
  1. Работа со слабоуспевающими детьми и учащимися, испытывающими трудности по отдельным предметам
  • контроль за успеваемостью учащихся класса
  • работа с родителями и учителями по преодолению сложившийся ситуации
  • сотрудничество с психологической службой школы
  1. Работа с учителями-предметниками
  • Беседы
  • Памятки
  • Привлечение учителей на родительские собрания

  1. МОДУЛЬ «САМОУПРАВЛЕНИЕ»

Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам  предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации через участие в делах школы и класса и анализа проводимых дел.

6 класс

На уровне класса:

  • через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся старост класса, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его деятельность с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
  • через деятельность актива класса реализующих выполнение следующих функций:
  • Планирование и анализ общеклассных дел, конкурсов, соревнований, акций;
  • Организация дежурства по классу и школе;
  • Выпуск и работа классного уголка;
  • Активизация обучающихся класса для занятости в свободное время;
  • Представление кандидатур обучающихся для награждения;

На индивидуальном уровне через:

  • Участие в планировании, организации и анализе проведенных общешкольных, внешкольных, классных дел;
  • Участие в дежурстве по классу и школе, в трудовых акциях;
  • Участие в работе по организации соревнований, конкурсов, мероприятий

Актив 6Б класса:

Староста –

Помощник старосты

Трудовой сектор –

Культ-массовый сектор –

Сектор образования –

Спортивный сектор –

Сектор общественного порядка -  

Сектор здоровья и красоты - 

План работы актива класса

п/п

Время реализации

Мероприятие

Примечание

сентябрь

Формирование актива класса, членов секторов

октябрь

Подведение итогов работы

ноябрь

Подготовка и проведение мероприятий ко дню Матери

декабрь

Подготовка и проведение мероприятий к Новому году.

январь

Подведение итогов 1 полугодия

февраль

Подготовка и проведение мероприятий к празднованию «САГААЛГАН», «День защитника отечества»

март

Подготовка и проведение мероприятий к празднованию «8 марта»

апрель

Подведение итогов. Анализ работы актива

май

Участие класса в трудовых делах школы. Подведение итогов года.

  1. МОДУЛЬ «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ»

Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: 

На групповом уровне:

  • Проведение родительских собраний, круглых столов
  • Анкетирование
  • Выборы родительского актива класса
  • педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе которого  родители  получают  рекомендации классных руководителей и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей

На индивидуальном уровне:

  • обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
  • участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
  • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
  • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

Диагностические методы работы с родителями или законными представителями, служащие развитию родительской зрелости: наблюдение, индивидуальная беседа, тестирование, анкетирование, анализ детских рисунков и рассказов воспитанников о семье, метод ранжирования.

Приоритетная форма организации работы с родителями – вовлечение родителей в событийное пространство школьной жизни через совместную деятельность родителей и обучающихся.

Справка по социальному паспорту  6Б класса:

  1. Общее количество обучающихся в классе – 31 человека
  2. 20 мальчиков и 11 девочек (из них 23 бурята, 5 русских, 3 – др. национальностей)
  3. 21 полных семьи, 10 неполных семей
  4. Малообеспеченные семьи – 22, из них  20 – многодетные
  5. В классе обучаются двое опекаемых детей
  6. На внутришкольном(внутриклассном) учете никто не состоит

  1. МОДУЛЬ «КУРСЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:

- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

- вовлечение школьников в кружки и секции, в том числе школьные: борьба, легкая атлетика, волейбол, футбол, шахматы, вокал, хореография, театр, графический дизайн.

  1. МОДУЛЬ «ЭКСКУРСИИ, ПОХОДЫ»

Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.  На экскурсиях,  в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:

  • ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников, после окончания учебного года;
  • регулярные сезонные экскурсии на природу;
  • выездные экскурсии в музеи города и за его пределами,  на предприятие, в театры и т.д..

План работы

п/п

Время реализации

Мероприятие

Примечание

сентябрь

Подготовка к участию в общешкольном мероприятии  «Золотая осень»

октябрь

Конкурс рисунков «По дороге в школу»

ноябрь

Выход за территорию школы с целью наблюдения изменений в природе, беседа о соблюдении правил безопасного поведения «Безопасность, прежде всего!»

декабрь

«Здравствуй зима!» Проведение игр на свежем воздухе.

январь

Акция «Снеговик»

февраль

Посещение театра. Составление отзывов

март

Посещение музея. Составление отзывов

апрель-июнь

Проведение работ по озеленению школьного участка. Акция «Вырасти рассаду»

  1. МОДУЛЬ «ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ»

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой  как:

  • озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
  • благоустройство классных кабинетов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
  • событийное оформление пространства при проведении конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний и т.п.);
  • акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах;
  •  выработка внутренних правил поведения для класса во время уроков, перемены, в столовой с их обсуждением на классном собрании.

  1. МОДУЛЬ «КЛЮЧЕВЫЕ ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ ДЕЛА»

Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми.

На уровне классов: 

  • выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;  
  • участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
  • проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.

На индивидуальном уровне: 

  • вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
  • индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
  • наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
  • при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

  1.  МОДУЛЬ «АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

  • Уровень сплоченности класса;
  • Уровень воспитанности класса;
  • Анализ работы органов самоуправления класса;
  • Участие класса в общешкольных  и классных делах;
  • Анализ работы с детьми «группы риска»;
  • Анализ работы с родителями;
  • Основные достижения учащихся за прошедший учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа "Воспитание успешной личности" для классных руководителей

Распространение инновационного опыта работы классного руководителя по воспитанию подрастающего поколения и  внедрению современных воспитательных технологий как средства инновационного развития вс...

Рабочая программа воспитания и социализации учащихся 5а и 7а классов "Мы вместе"

Наименование программыШкольная программа воспитания и социализации  учащихся 5 А и 7 А классов «Мы вместе» МБОУ «СОШ №18» г. Бийска ЗаказчикАдминистрация школы, родители, законные представит...

Рабочая программа курса по выбору для классного руководителя

Рабочая программа курса по выбору «Образовательные события: проекты, экскурсии»для 6 класса...

Журнал и индивидуальный план работы классного руководителя 6класса на 2021-2022 учебный год

    Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе  основного общего образования интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических раб...

Журнал и индивидуальный план работы классного руководителя 6класса на 2021-2022 учебный год

    Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе  основного общего образования интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических раб...

Планирование воспитательной работы классного руководителя на основе Рабочей Программы Воспитания

Планирование воспитательной работы классного руководителя на основе Рабочей Программы Воспитания...

Модель проведения мастер-класса «Восстановительные технологии в работе классного руководителя при реализации модуля рабочей программы воспитания «Классное руководство»

В ходе мастер-класса будет продемонстрирован   метод восстановительной технологии,  прием   работы в рамках модуля    «Классное руководство» ...