Сценарий внеклассного мероприятия «Корни рода моего»
классный час (7 класс)

Будина Лилия Хатдусовна

«Корни рода моего»

для учащихся 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_vneklassnogo_meropriyatiya_korni_roda_moego.docx39.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Таёжный»

Сценарий внеклассного мероприятия

«Корни рода моего»

для учащихся 7 класса

(в рамках Дня открытых дверей 21.02.2017)

                                                                                  Составитель:                                                                                                                               учитель русского языка

и  литературы

                                                                                                                                       Будина Лилия Хатдусовна

Внеклассное мероприятие «Корни рода моего»

«Дерево держится корнями, а человек семьей».

Цель: Развивать интерес к истории своей семьи, родословной, воспитывать чувство любви к своей семье и гордости за неё, чувство уважения к родителям; уважение и любовь к предкам, прошлому нашей Родины

Задача: развивать потребность узнавать историю своей семьи, индивидуальные творческие и коммуникативные способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность, гражданственность и патриотизм;- повысить интерес учащихся к исследовательской деятельности.

Предварительная работа:

Подбор и разучивание стихотворений про семью, родословную; написание сочинений  о своей семье, составление учениками генеалогического дерева.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация «Моя семья в Великой Отечественной войне»,слайд-фильм,выставка

 Оформление:  « Пословицы и поговорки о семье», «Из школьных сочинений»(плакаты). 

Ожидаемые результаты:

В результате будут созданы условия для:

- развития в детях стремления к самовыражению, к творчеству;

- формирования  высоконравственных личностных качеств воспитанников;

- отработки умения выразительного чтения и чтения стихов наизусть;

Проведение данного мероприятия будет способствовать сотрудничеству педагогов и родителей, сплочению детского и взрослого коллективов.  Между родителями и детьми будет присутствовать атмосфера добра, нежности, любви.

Эффективность проведенного мероприятия можно понять, проведя анкетирование учеников и родителей, принявших в нем участие. (Приложение 2). Оценить же результат собственной деятельности поможет самодиагностика учителя (рефлексия) (Приложение 3).

Время: 45 мин

Программа мероприятия:

1. Вступление (беседа).

2. Литературная композиция.

3. Выступление учащихся и родителей (домашнее задание).

4. Презентация «Моя семья в Великой отечественной войне»

5. Рефлексия.

Ход мероприятия :

Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие родители, дети. К  нам сегодня пришли мамы и папы, бабушки и дедушки. Сегодня наше мероприятие  посвящёно теме «Корни рода моего». Эпиграф нашего мероприятия: «Дерево держится корнями, а человек семьей». Человек рождается на свет, растет, задумывается «Кто я ? Откуда мои корни ?» Народная мудрость гласит: «Чти своего отца и свою мать. Знай свой род, своих дедов, предков, родственников. Продолжай их начинания. Цени свой дом, свой сад, свой двор, свои родные места, свою Родину». К сегодняшнему мероприятию вы готовили генеалогическое древо.

 Беседа:

1.Что такое генеалогия? (Генеалогия – наука о родственных связях)

2.Каким синонимом можно заменить? (можно использовать слово-синоним – родословная)

3. Что такое родословная? (перечень поколений одного рода,
устанавливающий происхождение и степени родства) (Перечень поколений одного рода).
 (рассказ о родных)

4. Кто такой предок? (Древний родственник по роду).

В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать своё дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево и герб. Для того чтобы составить генеалогическое дерево, нужно было хорошо знать предков. Может быть, именно поэтому А.С. Пушкин сказал: «Уважение к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости».

Слово « фамилия» в значении « семья» заимствовано из латинского языка

« Наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям». В русском языке это слово появилось в эпоху Петра1, когда в разных учреждениях людей стали называть по фамилии, имени и отчеству. Фамилии, присваивались на основании единственного признака-родства. Фамильная гордость, интерес к своей родословной – это ветви одного дерева, имя которому- патриотизм. Родословная, или как говорили раньше , « родословие» - это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них.

Литературная композиция. Выступление учащихся (стихи про семью, родословную, которые они подготовили к мероприятию)

1 Чтец: В семейном кругу мы с вами растём,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основа основ – родительский дом.

2 Чтец: Жизнь человека – только миг

В безбрежном времени вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

Все это так. Да вот беда,

Что забываем иногда ,

Откуда мы, кто наши предки?

3.Чтец: Такие случаи нередки,

Заставить нас забыть о них

Не должен злой народа гений –

Уйдя из памяти живых,

4.Чтец: Исчезнет много поколений,

Одной мы связаны судьбой,

Одной семьей, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.

5.Чтец: И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольется,

И никогда не оборвется

Веков связующая нить.

6.Чтец: Храните летопись семьи,

храните каждую страничку,

храните с чувством доброты,

 с любовью, верностью и честью.

7.Чтец: И знайте корни родословные свои,

 и детям передайте по наследству,

 чтоб знали прародителей своих,

 чтоб память берегли о всём семействе.

8.Чтец: Ведь сохранив историю своей семьи –

 мы сохраним историю страны.

 Ведь сила наша -есть в единстве нашем,

 и в силе духа, закалённом, словно сталь.

9.Чтец: МОЯ РОДОСЛОВНАЯ

Говори мне, мама, говори!
Жизнь свою рассказывай подробней,
Всю судьбу сначала повтори,
Не спеши, я сяду поудобней!

Что и как, кто был кому родня,
Всё меня, поверь, интересует!
Нам не хватит для беседы дня,
Ну и что ж, нас это не волнует!

Корни родословной глубоки,
Я мечтаю знать о них побольше,
Времена те были далеки,
Хочется, чтоб помнили их дольше!

Твой рассказ подробно запишу,
Ничего я, вроде, не забыла,
От волненья чувств своих дрожу:
Как же много в жизни всего было!

Связь времён легла на мой листок,
Стало ближе прошлое мгновенно!
Всех эмоций не сдержать поток,
И не нужно это совершенно!

Помнить всё и знать родной свой род
Я считаю, что обязан каждый,
Может это приведёт народ
В век неравнодушия однажды!

III. Ведущий: В русском языке есть такое выражение «Иваны, не помнящие родства»

-Как вы понимаете это выражение? (Дети высказываются.)

-Как родилось  это выражение ?

В русском языке есть такое выражение: «Иваны, не помнящие родства». Так называли в старые времена беглецов с царской каторги, крепостных крестьян, бежавших от помещика, дезертиров и прочих беспаспортных бродяг. Попавшись в руки полиции, они тщательно скрывали свое имя и происхождение, чтобы их не отправили назад. На все вопросы они отвечали, что зовут их Иванами, а родства своего (то есть происхождения) они не помнят. Так родилось выражение «Иваны, не помнящие родства».

- Кого сейчас так называют?(Дети высказываются.)

Народ стал называть Иваном, родства не помнящим, того, кто отрекается от родных, друзей, предков, от традиций своей семьи и народа.

- Что нужно, чтобы не превратиться в таких Иванов?

Примерные ответы детей: Собирать семейные реликвии; Расспрашивать у родителей о предках; Составить генеалогическое древо; Гордиться достижениями, подвигами членов семьи, рода.

IV. Ведущий: Мы в этом году работали с ребятами и их родителями над проектом «Моя родословная. Генеалогическое дерево». Все провели огромную работу. Узнали очень много о своей семье, о своих предках. Составили генеалогическое дерево. Глядя на родословные, понимаешь, что в родословных разобраться нелегко. А в этом нам помогут сами ребята, ведь это их нелёгкая работа, их труд. Я предлагаю ребятам поделиться самыми интересными сведениями из своей родословной. Выступления детей «Моя родословная. Генеалогическое дерево». 
1.ГалиеваА. .(гендрево+сочинение)

2. Копытова А. .(гендрево)

3. Громов Р .(гендрево+сочинение)

4. Мазенкова В.(гендрево+сочинение)

5.ЯнковскаяН. .(презентация +выставка)

6. Герасимов Д.(гендрево)

7.Короткова Е.(гендрево)

8.Плясунова Е.(гендрево)

9. Стокач М. .(гендрево)

10.Кривошеина К. .(гендрево)

11. Танькин В. .(гендрево)

Учитель: Много интересного узнали мы о ваших родственниках по вашим родословным. Молодцы! Спасибо за работу. Дам вам совет - не выбрасывайте эти работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Это станет вашей хорошей семейной традицией.

Сейчас слово предоставляется родителям, прошу поделиться самыми интересными сведениями из своей родословной,  своими впечатлениями (выступление родителей)

Учитель: Следующая страница нашего мероприятия «Моя семья в Великой отечественной войне» (презентация)

10.Чтец: Смотря на ветви, что колеблемы ветрами

На корни, что торчат из-под земли,

Как дерево, растущее веками

Я представляю родословную семьи.

Давно когда-то тонкий стебелёк

Взлелеяли сердцами наши предки.

И отозвавшись на заботу, стебелёк,

Для кроны будущей дал первые две ветки.

Растить, любить и крону строить.

Не забывать о кОрнях, жизнь дающих.

И где б ни жили - родину любить

Для блага своего и всех живущих.

Так выполняя древний тот завет,

Корнями уцепившись за истории равнину,

Пересекли её, оставив след,

Идущий издревле в веков пучину.

Чрез ствол традиций по коре устоев,

Что за века ни разу не согнулись,

К ветвям-потомству сок идёт,

И ветви древа в вечность протянулись.

1.Мурашко А. Балунов Иван Аркадьевич - Родился в 1924 году. В 18 лет ушел в армию, попал на ускоренный курс подготовки  командиров-артиллеристов. Во время войны был командиром батареи 45миллиметровых пушек, которая на войне была передовой. Был 2 раза ранен. Был награжден двумя боевыми ордена красной звезды и несколькими медалями.

Саитов Хаким Галимович - Родился 19 апреля 1919 год. В 1939 году служил в армии, на границе России с Польшей. Когда подошло время возвращаться домой со службы, началась война, и дедушка один из первых начал оборону нашей страны. Впоследствии был ранен и демобилизован. Затем вел работу по подготовке новобранцев. Был награжден орденом красной звезды 2 степени.

2.Герасимов Д. - Клюев Николай Евменович (14.12.1924 – 09.06.2013) (прадедушка)- Когда началась война, ему не было 18 лет , его не хотели брать на фронт. На приписном пункте он приписал себе ещё год. Участвовал в освобождении Крыма .Победу встретил в городе Вена столице Австрии.В боях получил ранение в ногу.Имеет 2 ордена и много медалей. Орден «Великой Отечественной войны 2степени» и орден «Красной звезды», медаль «За освобождение Крыма»  и «За освобождение Будапешта»

3.Короткова Е. - Дружинин Василий Алексеевич (12.10.1923-24.11.1999) (прадедушка) Начал войну рядовым, рядовым и закончил. На фронт ушёл в 18 лет из города г. Великие Луки. Держал оборону под Ельней, получил 3 ранения, чудом остался жив после тяжёлого ранения в 1944 году. До конца войны служил телефонистом. Победу встретил в Кенигсберге. Награждён орденами «Красной звезды», «Отечественной войны» 1 степени, медалью «За отвагу».

Данилов Константин Григорьевич 1922год рождения- погиб11.01.1945г Призван: Усвятским РВК Смоленской обл.Воинское звание:Сержант. Партийность:член ВКПБ

Специальность:Командир отделения. Сапёр минёр.Похоронен на кладбище 200м южнее Павилкен  Мемельск обл Пруссия

4.Мазенкова В. Струнин Степан Афанасьевич  (1882-19640) Являлся адъютантом.  Он был участником Русско -  Японской войны, проходившей в 1904-1905 гг. Это была война между Российской и Японской империями за контроль над Маньчжурией и Кореей. Мой дед прожил очень долгую жизнь, у него было 6 детей (3 детей - от первого брака, и ещё 3 - от второго).
1882-1964

5. Плясунова Е.- Имайкин Галимзян Гарифович.1917г-1991гОбучался в военной школе.

В 1928 году он принимал участие в Финской войне.С 1941-1945 год участвовал в Великой Отечественной Войне.Попал в плен под Сталинград. После этого получил тяжёлое ранение в голову и пролежал в госпитале 7 месяцев. С 1945-1946 год принял участие в Советско-Японской войне на Сахалине. Награжден орденом Красной звезды, орденом Отечественной войны 1 и 2 степени и медалями.

Труженики тыла

5. Степанов Николай Андреевич Работал день и ночь на

оборонительных работах под Ленинградом под бомбежкой и обстрелом.1942г был эвакуированв город Новосибирск, откуда был направлен в Томск на строительство ВЭС

В 1994 году был награжден знаком жителю «Блокадного Ленинграда» умер 25 июня 1995г

6. Степанова Валентина Федосеевна - родилась    9 апреля  1927г. в г. Смоленске - Окончила  5  классов, когда началась война. Прабабушка и другие дети, отдыхали в пионерском лагере… 22 июня 1941 года, рано утром, всех детей выстроили на линейку. Они услышали грохот и думали, что где-то не далеко идет гроза. К сожалению, они ошиблись… Началась война! Ей было 14лет.Из Смоленска была эвакуирована. В  г.Томск  бабушку обучили работать крановщиком мостового крана (монтировала турбинный цех). Она работала днем, а ночью разгружала углярки. Им выдавали талоны на завтрак.

7. Костанди Юрий  Михайлович ( 1928 – 06.01.2014) 1941 год дедушка жил в Крыму, ему было 12 лет. Семья дедушки поддерживала связь с партизанами.  Пришла Победа и долгожданное освобождение (после этого дедушка уехал на фронт, где был ранен тросируюшей пулей) Проживал в Ново-Лялинском районе Свердловской области поселок Шайтанка. Я ГОРЖУСЬ  СВОИМ ДЕДУШКОЙ .

8.Громов Р. -Тарасов Петр Иванович   1921 года рождения  уроженец Ленинградской области. Призван Старорусским РВК – красноармеец. Умер от ран 13 июля 1942 года. Захоронен в Кировском районе Калужской области

9.Сафина К. - Вавилин Василий Андреевич.1.01.1924год рождения (Прадедушка) 1941 году закончил педагогическоеучилище.1941-1945год вёл работу по подготовке военных кадров.

10. Софьина  Наталья Егоровна 1927- 2006г.г. (прабабушка) 10 орденов за трудовые заслуги, ветеран труда, труженица тыла.

11.Плясунова Е. - Романова Нина Федоровна 1928г-11.11.1975г.Когда началась война ей было 12 лет. Она находилась в детдоме под Наро-фоминском, их не успели эвакуировать.

Весь детдом был в окупации, после того как немцев отогнали, детей вывезли в Нижний Тагил. До конца войны она работала там на военном заводе.

Имайкина Фарида Мулазяновна.1924г-2008гВ 16 лет она училась в Перми.

В Великой Отечественной Войне ее сослали в город Оса.Там она работала токарем, точила снаряды для пушек.Награда за участие в Великой Отечественной Войне.

11.Копытова А.- Тонков Марк Прокопьевич.  Родился 8 ноября 1915 года.Ушёл на фронт в 1941 году.

Пришёл в 1943 году, был ранен. У него семеро детей.

Каждому человеку очень важно знать свою родословную. 
Семья – это группа людей, которые живут вместе. Их может быть разное количество, но все они живут вместе и дружно. А вот дружная семья у вас или нет мы сейчас узнаем.

5. Ведущий:  Уважаемые родители и гости мы вас просим, чтобы в завершении нашего мероприятия вы помогли нам спеть песню «Моя семья»

Исполнение песни «Моя семья» (сопровождение видео «Моя семья»)

1.Шумная семья -

Это ты и я,

Сын и дочка,

Пес и кот

И прочая родня!

В доме жизнь кипит,

И ,самом собой,

Ссоримся и миримся

С друг другом мы порой!

Припев:

Для тебя и меня

Мир всегда наполнен светом,

Ведь у нас есть семья,

Где уют зимой и летом,

Где любовь, детский смех,

Настроение хорошее у всех

И ПЕСНИ!!!!

И пускай мир кругом

Разрушают перемены,

Нам с тобой день за днём

Помогают наши стены,

А иначе жить нельзя,

Потому. что мы команда,

Мы семья!!

Припев.

2.Вопреки ветрам,

Вопреки штормам

На семейной лодке

Мы пустились

По волнам.

Друг без друга нам

Путь держать нельзя,

Потому, что мы одна команда,

Мы семья!

6. Рефлексия.

1. Понравилось ли мероприятие?

2. Какой урок извлекли?

3. Не боитесь ли вы стать Иванами, родства не помнящими?

Учитель: Я благодарю всех, кто принял участие в нашем празднике. На этом наш праздник завершён.

До свидания, до новых встреч!

Приложения

Приложение 1.

Подготовка совместного домашнего задания.

1. Выбрать творческое задание в соответствии с темой мероприятия.

2. Подготовить генеалогическое древо семьи.

3. Написать сочинение «Моя семья»

Приложение  2.

  Анкета удовлетворенности родителей и учащихся (совместная).

Выберите, пожалуйста, нужный ответ на следующие вопросы. (Верный ответ подчеркнуть):

1.Что заставило меня принять участие в мероприятии:

-Я хотел участвовать в мероприятии вместе с родителями (со своим сыном, с дочерью);

- Я хотел, чтобы меня похвалили;

- Я хотел проверить свои знания;

- Я хотел узнать что- то новое;

- Меня заставили участвовать в этом мероприятии;

-(свой ответ)_________________________________

2. Считаете ли Вы, что данное мероприятие носит воспитательный характер:

-Да

-Нет

3. Как, по вашему мнению, направленно ли это мероприятие на:

- расширение кругозора;

- развитие коммуникативных навыков и конструктивного взаимодействия (ученик- ученик, ученик- взрослый);

4.  Примешь ли ты участие в следующем мероприятии по данной теме:

- Да

- Нет

- Затрудняюсь ответить.

Приложение 3.

Самодиагностика учителя (рефлексия)

Критерий:                        

  1. Количество участников (соответствовало ли количество участников по плану и факту).
  2. Удовлетворенность участников мероприятия.
  3. Выполнены все поставленные задачи мероприятия.
  4. Количество положительных отзывов участников мероприятия.

Список источников:

1. Закон РФ об образовании.

2. Закон РФ «Семейный кодекс».

3. Статья «Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи как условие реализации ФГОС». http://www.maam.ru/detskijsad/vzaimodeistvie-doshkolnyh-obrazovatelnyh-organizacii-i-semi-kak-uslovie-realizaci-fgos-do.html

4.Газеты для классных руководителей «Досуг в школе», «Педсовет», «Последний звонок»

5. «Справочник классного руководителя».

6. Научно-методический журнал «Классный руководитель»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по физкультуре "Моей Елабуге 1000лет"

Основная цель этого мероприятия- это популяризация различных видов спорта, вовлечение учащихся в регулярные занятия спортом, реклама оздоровительных центров и комплексов, спортивных школ с целью вовле...

Внеклассное мероприятие "Военный орден моей семьи"

Мероприятие для родителей подготовлено совместно с детьми. Материал посвящен военным орденам и медалям, хранящихся в семьях учеников. Рассказывает историю появления и заслуги, за которые вручали орден...

Внеклассное мероприятие "Проблемы экология моей малой родины"

Проект 6г класса«Проблемы экологии моей  малой родины»Руководители: Окорокова Н.В. учитель географии, Новосельская Т.В. учитель математикиЦель: выяснить наиболее значимые экологические проблемы У...

Внеклассное мероприятие "Званый ужин моей семьи"

Внеклассное мероприятие Званый ужин моей семьи...

Сценарий внеклассного мероприятия в 8-9 классах Внеклассное мероприятие на тему: « Прекрасное - рядом с нами»

Цели внеклассного мероприятия: решить проблему досуга воспитанников; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения....

Сценарий внеклассного мероприятия "Родина в сердце моем"

Вăрнар районĕ 90 çул тултарнине халалланă уяв сценарийĕ...