"Коррупция как социально - опасное явление"
классный час (10, 11 класс)

Кокушина Татьяна Николаевна

Данная публикация будет полезна  при проведении как классных часов,  так и внеклассных занятий в рамках проведения "Правовой недели".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korruptsiya_kak_sotsialno-_opasnoe_yavlenie._svoya_igra.docx58.94 КБ

Предварительный просмотр:

Своя игра «Коррупция –как социально- опасное явление»

Цели и задачи: 


Способствовать созданию антикоррупционной атмосферы в обществе, предупреждению коррупционного поведения граждан, формировать антикоррупционную устойчивость личности. Показать на примерах, к каким последствиям может приводить коррупция при попустительстве со стороны государства и общества, раскрыть «невыгодность» коррупционного поведения для каждого члена общества; выявить наиболее эффективные пути противодействия различным формам проявления коррупции в повседневной жизни.

Форма проведения: интеллектуальная «Своя игра».

Участники: учащиеся 10-11 классов.

Оборудование: мультимедийный проектор, листы бумаги, ручки, сигнальные карточки .

Ход мероприятия

Добрый день,ребята.Я рада приветствовать вас на интеллектуальной игре «Коррупции - нет».

Международный день борьбы с коррупцией провозглашен Генассамблеей ООН и отмечается ежегодно 9 декабря. К сожалению,  является актуальной для нашей страны и с каждым годом она становится все более тревожной. Масштабы распространения коррупции не сокращаются, а увеличиваются. И все мы сталкиваемся с этим явлением в нашей повседневной жизни. Потому иметь знания о данной проблеме для вас  является важной и необходимой.Хотелось бы, чтобы после этой игры каждый из вас смог чётко сформулировать для себя свою жизненную позицию по отношению к этому преступному деянию.

Итак, в нашей игре принимают участие 2 команды по 5 человек (представление команд).Оценивать их выступление будет наше жюри (представление членов жюри). И, конечно же, команды будут опираться на поддержку болельщиков. Поприветствуем болельщиков.

Нашим командам сегодня предстоит сыграть в «Свою игру» - это известная телевизионная игра, её многие видели и знают. Перед вами экран, разбитый на секторы по определённым темам (См.Приложение  и презентацию). Игра состоит из двух раундов, раунд включает 4 темы, каждая из которых содержит 5 вопросов (достоинством от 10 до 50 баллов). Время на обсуждение вопроса не более 30 секунд. Каждый раунд включает вопрос «Аукцион», «Кот в мешке».

Правила игры следующие:

Команда называет тему и количество баллов. Отвечают по очередности.

  • если игрок отвечает правильно на вопрос, то команде добавляются очки, если не правильно очки не засчитываются.
  • на вопрос отвечает первым тот игрок, кто первый поднимет сигнальную карточку (они на столах).

В раундах вместо любого вопроса игроку могут выпасть "Кот в мешке" , "Своя игра". "Кот в мешке" – вопрос, стоимость которого равна стоимости той клетки, на которой он выпал. Игрок, выбравший "кота", обязан отдать его своему сопернику. После этого называется вопрос. Отвечать на этот вопрос обязан только игрок, получивший «кота».

"Аукцион" – «Вопрос-аукцион». Игрок назначает любую цену за вопрос, но не ниже номинальной и не выше суммы баллов, имеющихся на счету команды. Соперники могут перекупить вопрос, назначив более высокую цену. Если игрок играет ва-банк, другие игроки могут перекупить этот вопрос только своим ва-банком. В случае игры ва-банк при неверном ответе на счету игрока остается ноль баллов, при верном – сумма баллов на счету удваивается.

1 раунд

Тема

Цена вопроса

История коррупции

10

20

30

40

50

О чем гласит народная мудрость

10

20

30

40

50

Термины

10

20

30

40

50

Перевёртыши

10

20

30

40

50

Тема «История коррупции»

Баллы

Вопрос

Ответ

10

Как назывался орган, созданный Петром I для противодействия беззаконности и с целью надзора за соблюдением правопорядка, в том числе и государственными служащими? Для этого органа вводились следующие должности: Генерал - прокурор и обер-прокурор.

Прокуратура

20

Какой царь издал Свод Законов (1832, 1842, 1857гг), в которых была глава об ответственности за взяточничество и лихоимство? 

Николай I

30

Этот царь  в 1561 году ввел Судную грамоту, которая устанавливала санкции в виде смертной казни за получение взятки судебными чиновниками местного земского управления.

Иван  IV (Грозный)

40

В чье царствование вводятся законодательные меры по ограничению коррупционных действий, и начинает достаточно подробно обозначаться проблема продажности служащих? 

В царствование Ивана III. 

50

Какие действия по отношению к чиновникам приняла Екатерина II, чтобы уменьшить коррупцию?

Увеличила жалованье, которое выплачивали в срок  

Тема «О чем гласит народная мудрость»

Задание : объяснить смысл пословиц и поговорок

Баллы

Вопрос

Ответ

10

"Не подмажешь, не поедешь"

Дать взятку

20

" Что мне законы, коли судьи знакомы»

Закон для человека ничего не значит, если есть влиятельные родственники/знакомые, все равно все сойдет с рук.

30

«Сунуть под хвост»

Дать взятку

40

«Загребать жар чужими руками"

Пользоваться в своих корыстных целях результатами чужого труда. 

50

«За посул денег не берут»

«Посул» (устар.) – взятка, незаконный подарок.

 Тема «Термины»

Задание : Команда должна назвать слово , которому даётся характеристика.

Баллы

Вопрос

Ответ

10

Форма вымогательства, нарочитое затягивание рассмотрения дела с целью получения взятки

Волокита

20

Принуждение человека заплатить деньги или предоставить другие ценности в обмен на действие или бездействие. Данное принуждение может быть осуществлено при помощи давления, в том числе и морального.

Вымогательство

30

Хищение чужого имущества, вверенного виновному

Растрата

40

Действия,  с  помощью  которых  осуществляется  попытка  узаконить  или

припрятать  происхождение  полученных  преступным  путем  денег.

Мошенничество

50

Служебное покровительство родственникам и своим людям

Непотизм (кумовство)

 Тема «Перевёртыши»

Задание: Каждому слову, нужно противопоставить антоним, т.е. перевернуть его, тогда получатся «крылатые фразы». Например, ведущий говорит слово «вверх», команда записывает- «низ» и т.п.

Баллы

Вопрос

Ответ

10

Нога ногу чешет

Рука руку моет

20

Давай или забывай

Бери и помни

30

Владей одним долларом, и не имей одного врага

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей

40

Трудящийся имеет право стоять на свободе

Вор должен сидеть в тюрьме

50

Отгребать лед своими ногами

Загребать жар чужими руками

2 раунд

Тема

Цена вопроса

Коррупция в литературных произведениях

10

20

30

40

50

Ситуации

10

20

30

40

50

Собери пословицу

10

20

30

40

50

Противодействие коррупции

10

20

30

40

50

Тема «Коррупция в литературных произведениях»

Баллы

Вопрос

Ответ

10

Все чиновники и купцы небольшого городка, куда «заявился» Хлестаков, несут ему взятки под видом денег взаймы. Первым успевает городничий: «Ну, слава богу! деньги взял. Дело, кажется, пойдет теперь на лад. Я таки ему вместо двухсот четыреста ввернул».Назовите  автора и произведение.

Н.В.Гоголь «Ревизор»

20

«Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?»-

Лисицу спрашивал Сурок.
«Ох, мой голубчик-куманек!
Терплю напраслину и выслана за взятки.Назовите  автора и произведение.

И.А.Крылов «Лисица и Сурок»

30

 Герой этого произведения проводит жизнь  в обжорстве, пьянстве, сластолюбии. Унижение слабых, вроде травли зазевавшегося гостя медведем, – вот его удовольствия. С помощью взяток  он отсудил у своего бывшего друга имение, тем самым довел его  до умопомешательства и смерти.

Назовите фамилию героя, автора и произведение.

Герой: Троекуров

А.С.Пушкин «Дубровский»

40

 В прошлом герой  служил в таможне,где брал взятки у контрабандистов. В городе  N он выдает себя за помещика и пытается войти в доверие к важным людям с целью покупки…

Назовите  фамилию персонажа. Что и с какой целью он хотел купить?

Фамилия героя Чичиков. Он скупал «мертвые души, оформлял их как живые, чтобы впоследствии взять кредит в банке и приобрести вес в обществе.

50

При мне служащие чужие очень редки;

Все больше сестрины, свояченицы детки...

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!

Назовите  автора и произведение, а также  героя, которому  принадлежат эти строки. 

А.С.Грибоедов «Горе от ума».

Герой: Павел Фамусов

Тема «Ситуации»

Задание : Команды должны определить является ли ситуация коррупционной. При положительном ответе назвать форму коррупции и аргументировать своё мнение.

Баллы

Вопрос

Ответ

10

При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель заплатил сотруднику ГИБДД, который  вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил правонарушителя.

Взятка

20

В благодарность за то, что врач вылечил её тяжелобольного ребёнка, Галина подарила врачу букет из цветов своего сада.

Здесь нет коррупционной составляющей.

30

Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях

Злоупотребление должностными полномочиями.Нецелевое расходование бюджетных средств

40

Родственникам больного П.А. главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная операция, но в общей очереди операцию придется «ждать очень долго».

Вымогательство

50

Государственный служащий Иванов А.С., отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам.

Растрата

Тема «Собери пословицу»

Задание: Из данных слов соберите пословицу

Баллы

Вопрос

Ответ

10

Закон, дышло, туда, куда, повернул, что, вышло, и  

Закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло

20

С, взял, кого, прав, тот, взял, и, судья стал

С кого судья взял, тот и прав стал

30

Земля, овес,  любит, лошадь, а, овес, воевода, навоз, принос.

Земля любит навоз, лошадь -овес, а воевода- принос.

40

О, нитке, думает, на, жизнь, а, прибытке

Жизнь на нитке, а думает о прибытке

50

Только, не, покажи, и, слова, грош, скажи

И слова не скажи, только грош покажи

Тема «Противодействие коррупции»

Задание: командам следует назвать нормативно-правовые акты, регулирующие борьбу с коррупцией.

Баллы

Вопрос

Ответ

10

 Основной закон РФ, в котором заложены основы борьбы с проявлениями коррупции. Статья 2 гласит: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».Назовите этот закон

Конституция

20

В этом нормативно-правовом акте предусмотрены меры наказания за коррупцию.

Назовите этот документ

Уголовный кодекс Российской Федерации

30

Настоящим Федеральным законом

 устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней

Назовите этот закон

Федеральный закон «О противодействии коррупции»

40

Статья 13 этого международного документа предусматривает осуществление мер по противодействию коррупции не только со стороны государственной власти, но и со стороны общества

Назовите этот документ

Конвенция ООН

50

Первый законодательный акт на Руси, запрещающий получения взятки как корыстного преступления по службе.

Назовите этот документ

Судебник 1497 г. при царе Иване III

Выступление членов жюри и награждение команд

Заключительное слово педагога

Вот и закончилась наша игра. Считаю, сегодняшнее мероприятие затронуло очень серьезную проблему, есть над чем задуматься и поразмышлять. По данным некоторых социологических опросов, четверть наших граждан вообще не считают, что коррупция является ненормальным явлением. То есть в обществе в целом практически отсутствует нетерпимость к коррупции как к институту. Стоит задуматься, ведь именно в таком обществе вам получать образование, строить карьеру, растить детей, то есть просто жить. Может всё же есть выход из этой проблемы, и он как всегда прост – начни с себя! И тогда, может быть, всё наше государство будет процветать в справедливости и честности. Я искренне надеюсь, что когда-нибудь наступит это время.

Спасибо всем внимание и участие! До свидания!

Литература

  1. Нормативно – правовые акты, регулирующие борьбу с коррупцией в Российской Федерации [Электронный ресурс ]//  Конституционно-правовые способы борьбы с коррупцией в системе государственной и муниципальной службы[сайт].

URL:https://studbooks.net/1136485/pravo/normativno_pravovye_akty_reguliruyuschie_borbu_korruptsiey_rossiyskoy_federatsii

  1. Пословицы и поговорки о коррупции [Электронный ресурс ]// Пословицы и поговорки [сайт].URL: http://pogovorki-poslovicy.ru/lyudi/poslovicy-i-pogovorki-o-korrupcii
  2. Словарь - справочник «Антикоррупционная политика», Издательство «Проспект», М., 2006.
  3. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О противодействии коррупции".
  4. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррупция как социально - опасное явление

Урок в 10 классе, который направлен на формирование антикоррупционного поведения у старшеклассников....

презентация "Коррупция как социально опасное явление"

Презентация используется как дополнительный материал к уроку по этой теме...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему "Коррупция как социальное явление" 10-11 классы

В работе рассматривается история возникновения такого явления как "коррупция" с допетровских времен до наших дней....

Модель ранней профилактики социально-опасного положения и социального сиротства в образовательном учреждении

Ранняя профилактика социально-опасного положения и социального сиротства - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствую...

Плакат на тему "Профилактика социально опасных явлений среди молодежи"

Просветительский плакат, адресованный родителям подростков....

«Коррупция как социальное явление»

Цели:üСпособствовать формированию знаний о корнях, причинах коррупции, основных направлениях борьбы с ней;  выработке у учащихся негативного отношения к данному явлению....

Тема урока: Опасность современных развлечений молодёжи, деструктивные сообщества. Опасные явления криминального характера.

Цель урока: Рассмотреть опасные явления современной молодежной среды, развивать навыки анализа и осознания рисковых ситуаций....