Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Дорогой Нахимова"
рабочая программа (5 класс)

Актуальность изучения проблемы адаптации пятиклассников к условиям обучения в Нахимовском ВМУ продиктована необходимостью организации воспитательной работы и психолого-педагогического сопровождения нахимовцев в процессе освоения ими новых социальных ролей, принятия нового социального статуса, установления системы межличностных отношений в коллективе и учебной деятельности.

Программа «ДОРОГОЙ НАХИМОВА» представляет собой систему взаимодействий коллектива  образовательного учреждения и направленна на формирование и развитие социально-значимых качеств личности нахимовцев, их дальнейшего профессионального становления в обществе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorogoy_nahimova_programma_na_utverzhdenie.docx42.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «ДОРОГОЙ НАХИМОВА»

АДАПТАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ 1 КУРСА

НАХИМОВСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО УЧИЛИЩА

      Автор:

Жидкова Елена Анатольевна,  воспитатель учебного курса Нахимовского ВМУ

                                                                        

Санкт-Петербург

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нахимовское военно-морское училище – это особая образовательная среда, в котором осуществляется специализированная образовательная деятельность по развитию личности, ее самоопределению и самореализации. Одной из главных задач довузовского образовательного учреждения Министерства Обороны Российской Федерации, наряду со школьной программой, является и начальная военная подготовка воспитанников, которая служит базовой ступенью для поступления в профильные военные ВУЗы.

  1. Поступление в Нахимовское ВМУ – не только важный, но и очень сложный, напряженный период в жизни ребенка, прежде всего потому, что училище с первых дней обучения ставит перед воспитанниками ряд задач,
    не связанных непосредственно с их опытом, требующих от них максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Здесь,
    в отличие от других коллективов, воспитанники круглосуточно находятся
    в окружении своих сверстников и воспитателей, интенсивно общаются
    с ними, активнее проявляют себя как личность в системе межличностных отношений и совместной деятельности.

Ркурса внеуроч

Программа направлена на развитие у нахимовцев умения правильно, реалистично оценивать свои результаты и возможности в той или иной сфере деятельности, на повышение уровня принятия себя, поддержки благоприятного представления о себе, своей способности к саморазвитию
и самосовершенствованию. В рамках программы мы имеем возможность воздействовать на становление «Я-концепции» нахимовца, его представления о себе и отношение к себе не только во время осуществления этой программы, но и в реальной, повседневной жизни.

Реализуемые задачи программы выступают вне содержания того или иного учебного предмета, усвоенных ранее умений и навыков.

Программа рассчитана на 1 учебный год (4 четверти) для всех нахимовцев 1 курса (воспитанники 10-12 лет). В ходе наблюдений
и проведения психолого-педагогической диагностики будут определяться нахимовцы, требующие контроля и проведения индивидуальной работы. Мероприятия по программе адаптации проводятся воспитателями
и классными руководителями, чередуя с классными часами по программе профориентации «Профессия Родину защищать». Занятия психолого-педагогического сопровождения осуществляются еженедельно.

Программа предназначена для педагогических работников учебных курсов, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в Нахимовском ВМУ и довузовских учебных заведениях военно-морской направленности Министерства обороны Российской Федерации на I курсе обучения воспитанников.

Нормативно-правовые документы.

•  Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).

•  Конвенция о правах ребенка (1989 г.).

•  Конституция Российской Федерации.

• Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
от 2012 года.

• Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 103-ФЗ от 2000 года.

•  Распоряжение Правительства Российской Федерации «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
№ 996-р от 29.05.2015г.

•  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).

•  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков).

..Приказ Министра обороны РФ от 21.07.2014г. № 515
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных образовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) корпус» и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении Министерства обороны РФ, и приёма в указанные образовательные организации».

 Методические рекомендации по организации и проведению профессионально-психологического сопровождения обучающихся Суворовских военных, Нахимовского военно-морского, Московского военно-музыкального училищ и кадетских корпусов Министерства обороны Российской Федерации в ходе образовательного процесса. 2009 год.

• Локальные акты Федерального государственного казенного образовательного учреждения Нахимовского военно-морского училища.

Цель программы: оказание комплексной помощи и поддержки воспитанников в успешной адаптации на первом этапе обучения
в Нахимовском военно-морском училище.

Задачи программы:

включить поступивших в НВМУ нахимовцев в систему внутри училищного распорядка;

выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности нахимовцев;

•..сформировать устойчивую мотивацию учащихся к обучению;

• развить у нахимовцев навыки саморегуляции, чувство уверенности
в себе и в собственных силах с опорой  на внутренние резервы;

• развить у воспитанников социальные навыки, необходимые для конструктивного и ответственного поведения в обществе;

• воспитать у нахимовца чувство патриотизма, долга, гордость
за принадлежность к России и нахимовскому братству;

•..создать условия для реализации выявленного творческого потенциала воспитанников в учебной и повседневной деятельности;

• развить у воспитанников эстетические чувства;

•..привить воспитанникам экологическую культуру, культуру здорового и безопасного образа жизни;

• развить у воспитанников деловые и организаторские качества.

Ожидаемые результаты у нахимовцев:

• проявляют позитивное отношение к проживанию и обучению
в специализированном учебном заведении закрытого типа;

•….владеют знаниями о своих индивидуальных личностных особенностях;

•….оценивают результативность своей учебной деятельности, стремятся получать новые знания;

•….соотносят свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих;

•….владеют навыками конструктивного взаимодействия, эффективного подчинения и управления, приемами саморегуляции;

….принимают участие в общественно значимой и творческой деятельности роты и училища;

•  аргументированно излагают собственное мнение и гражданскую позицию;

•    руководствуются навыками и привычками нравственного поведения в повседневной жизни;

•    видят и ценят прекрасное в окружающем мире;

•    ведут здоровый образ жизни.

Критерии оценки результативности программы:

• формирование ценностно-смысловых основ самоопределения
и нравственного поведения воспитанников;

...определение своих индивидуальных качеств личности воспитанниками;

•  повышение уровня мотивации и осознанности профессионального выбора нахимовца;

...положительная динамика адаптационных возможностей
и стрессоустойчивости воспитанников;

•   достаточный уровень саморегуляции поведения воспитанников;

•   повышение интеллектуального уровня нахимовцев и положительная успеваемость;

...повышение самостоятельности нахимовца при выполнении
им учебных заданий;

• умение младшими подростками выстраивать и поддерживать конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми;

положительное отношение у воспитанников к училищу, преподавателям, сверстникам и самому себе.

Оценка результативности программы основывается на основе мониторинга полученных знаний, в ходе которого используются следующие методики (Приложения 1-11):

•   Диагностика нравственной самооценки Л.Н. Колмогорцева.

•   Диагностика уровня воспитанности нахимовцев Н.П. Капустина.

• Методика «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова
в модификации И.И. Махониной.

•    Методика «Восприятие семейных отношений» Р. Жиля.

•    Анкета «Я-нахимовец» (Е.В. Гусакова).

•    Тест «Я-лидер» А.Н. Лутошкин.

•    Методика изучения мотивации (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина).

•    Социометрия Дж. Морено.

•    Тест «Дерево» Д. Лампен.

•  Анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз-2»
В.Ю. Рыбников.

•    Методика цветовых метафор И.Л. Соломина.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Мероприятия

Тема (содержание)

Разделение коллектива роты по подразделениям

Знакомство воспитанников с коллективом роты, распределение по взводам, отделениям, объектам заведования.

Инструктаж по технике безопасности

1.Инструкция № 1 по охране труда для обучающихся (вводный инструктаж).

2.Инструкция № 2 по электробезопасности для обучающихся.

3. Инструкция № 3 по пожарной безопасности для обучающихся.

4. Инструкция № 31 по охране труда для обучающихся при работе электрическим утюгом.

5. Инструкция № 32 по обеспечению безопасности пешеходных переходов организованных групп обучающихся за пределами Нахимовского училища.

Организация внутреннего порядка

1.Распорядок дня в НВМУ.

2.Порядок проведения утренних и вечерних мероприятий.

3.Действия по команде «Подъем», заправка кроватей.

4. Заправка обмундирования, действия по команде  «Отбой».

Гигиена

Отработка действий воспитанников при проведении утренних и вечерних мероприятий, соблюдение правил личной гигиены.

Правила ношения формы одежды и подгонка обмундирования

1.Правила ношения военной формы одежды. Виды формы одежды у нахимовцев.

2.Обучение нахимовцев подшивке обмундирования.

Строевые занятия

1. Строевая стойка.

2. Повороты на месте.

3.Движение строевым шагом.

4.Отдание воинского приветствия на месте и в движении.

5.Выход из строя, подход к начальнику.

6.Действия отделения в развернутом строю.

7.Действия отделения в походном строю.

8. Перестроение отделения.

9. Отдание воинского приветствия.

10.Действия взвода в развернутом строю.

11.Действия взвода в походном строю.

Организованные прогулки  и просмотр тематических художественных фильмов

1.Разучивание Гимна РФ и «Марша нахимовцев».

2.Игры на воздухе.

3.Фильмы.

Классные часы

1.«История создания НВМУ».

2.«Личная гигиена».

3.«Этикет» (Правила поведения в столовой, на улице,         в общественных местах).

4.«Преемственность поколений» (5 рота, Напутствие выпускников).

Психолого-педагогическое сопровождение

Веревочный курс.

Памятка нахимовца

1.Торжественное обещание нахимовца.

2.Верховный главнокомандующий ВС РФ, Командование Министерства обороны РФ и Военно-Морского Флота.

3.Командование НВМУ.

4.Командование роты.

5.Боевой номер нахимовца.

АДАПТАЦИЯ НА ПЕРВОМ ГОДУ ОБУЧЕНИЯ

I этап (1 четверть)

Воспитательный процесс. 

Классные часы и мероприятия

часы

Психолого-педагогическое сопровождение.

Занятия

часы

Посвящение в нахимовцы

Классный час «Что такое дисциплина?»

1

«Введение в мир психологии. Портрет нахимовца»

1

«Выбор»

1

Классный час «Здесь начинается мой Санкт-Петербург»

1

«Настоящий друг»

1

«Мой герб»

1

Классный час «Великое начинается с малого»

1

«Урок здоровья»

1

«Равновесие»

1

Классный час «Заповеди товарищества»

1

«Сходство и различие»

1

Оформление боевых листков

«Объясни зачем»

1

II этап (2 четверть)

Воспитательный процесс. 

Классные часы и мероприятия

часы

Психолого-педагогическое сопровождение.

Занятия

часы

Классный час «Обязанности ДВС»

1

«Знай свое тело. Иммунитет»

1

«Кляксы»

1

Классный час «Учимся взаимопониманию»

1

«Хорошие и плохие поступки»

1

«Фотофакт»

1

Классный час «Военно-морская форма. Гюйс»

1

«Вавилонская башня»

1

«Все сумею – все смогу»

1

Классный час «Рейтинг нашего взвода» (подведение итогов за полугодие)

1

«Расскажи свой секрет»

1

Оформление боевых листков

«Я – творец своей жизни»

1

III этап (3 четверть)

Воспитательный процесс. 

Классные часы и мероприятия

часы

Психолого-педагогическое сопровождение.

Занятия

часы

Классный час «География моего взвода»

1

«Палитра настроения»

1

«Откуда берутся болезни. Помощники здоровья»

1

«С головы до пят»

1

Классный час «Прорыв блокады Ленинграда»

1

«Правда или ложь?»

1

«К счастью… К сожалению…»

1

«Настойчивый репортер»

1

Классный час «23 февраля – день защитника Отечества»

1

«Поговорим…»

1

«Эмоции»

1

Классный час - игра «На страже морских рубежей»

1

«Шесть шляп»

1

«Кораблекрушение»

1

Оформление боевых листков

«В мире людей»

1

IV этап (4 четверть)

Воспитательный процесс. 

Классные часы и мероприятия

часы

Психолого-педагогическое сопровождение.

Занятия

часы

Классный час - игра «Свой среди своих»

1

«Ярмарка достоинств»

1

Классный час «Дети блокадного Ленинграда»

1

«Внутренний сад»

1

Классный час «Поклонимся великим тем годам»

1

«Как управлять своими эмоциями»

1

Классный час «Пройденные мили»

1

«Формула успеха»

1

«Я и мое здоровье»

1

Классный час «Рейтинг нашего взвода» (подведение итогов за год)

1

«Ассоциации»

1

Оформление боевых листков

«Дальнее плавание»

1

Итого

17ч.

34ч.

Литература

  1. Авидон И., Гончукова О. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг. – СПб., 2007.
  2. Адаир Д. Психология лидерства. – М., 2005.
  3. Алферов А.Д. Психология развития школьников. – Ростов-на-Дону, 2000.
  4. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. СПб., 2007.
  5. Антропова М.В., Глухова Р.И., Ефимова С.П. Родителям о здоровье школьников. – М., 2011.
  6. Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М. Режим дня школьника. – М., 2003.
  7. Битянова М.Р. Система развивающей работы школьного психолога. – М., 2005.
  8. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие. – М., 2012.
  9. Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе. – СПб., 2004.
  10. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов. М., 2008.
  11. Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. СПб., 1996.
  12. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1997.
  13. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб., 2005.
  14. Грецов А.Г. Тренинг уверенного поведения для подростков. – СПб., 2007.
  15. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М., 2009.
  16. Кипнис М. Тренинг коммуникации. – М., 2004.
  17. Кипнис М. Тренинг креативности. – М., 2004.
  18. Кипнис М. Тренинг лидерства. – М., 2004.
  19. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. – М., 2009.
  20. Коляда М.Г. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.
  21. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М., 2006.
  22. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. М., 2001.
  23. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс./пер. З.Засимчук. – СПб., 2013.
  24. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. В 7-ми т. М., 1979.
  25. Методики социально-психологической диагностики личности
    и группы. – М., 1990.
  26. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. вузов. 7-е изд., стереотип. М., 2002.
  27. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. учеб. пособие. М., 2000.
  28. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие/Редактор-составитель ДЛ. Райгородский. – Самара. 1998.
  29. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / под ред. И.В. Дубровиной. – СПб., 2004.
  30. Психология развития: Учеб. для студ. вузов/ под ред. Т. Д. Марцинковской . - 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2008.
  31. Родионов В.А. Психология здоровья школьников. Лекции 1-4 – М., 2008.
  32. Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб., 2004.
  33. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2821-10.
  34. Смекалова Е.М. Школа лидерства: Методические рекомендации. –          М., 2006.
  35. Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для младших подростков (10-12 лет). – СПб., 2007.
  36. Снайдер Д. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. М., 2000.
  37. Соколов Д.К. Каким быть подростку. – М., 2012.
  38. Сосова, Н.Л. В пятый класс – в первый раз: пособие по профилактике        и коррекции школьных проблем учеников 10–11 лет. – СПб., 2001. Презентация – www.myshared.ru
  39. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей. – М., 2003.
  40. Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995.
  41. Цукерман, Г.А. Десяти-, двенадцатилетние школьники: «ничья земля»       в возрастной психологии // Вопросы психологии, 1998. – № 3. – www.voppsy.ru.
  42. Цукерман, Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля»        в возрастной психологии // Вопросы психологии, 1998. – № 3. – www.voppsy.ru.
  43. Цукерман, Г/Л., Мастеров, Б.М. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов: пособие. – М., 1995.
  44. Шурухт С. М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – СПб., 2006.
  45. Фопель К. Энергия паузы. М., 2003.
  46. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры           и упражнения. – М., 2000.
  47. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. - М., 2002.
  48. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. – СПб., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС. Вокальный кружок «Весёлые нотки».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Вокальный кружок «Весёлые нотки»   4 годасрок реализации программы 7-11 летвозраст обучающихся...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука журналистики"

Образовательная программа «Азбука журналистики» предназначена для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы. Программа направлена на знакомство с профессией журналиста. А также предусматривает у...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кружок «Игротека »

 Современный волейбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовленности игроков. Для достижения высоких результатов современная волейбольная команда берёт на своё вооруже...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)

Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....