Моя безопасность ( 5 класс)
календарно-тематическое планирование (5 класс)

Флерко Ольга Геннадьевна

Моя безопасность ( 5 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_-_moya_bezopasnost_-_2016-2017g.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

 

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Моя безопасность»

2020-2021 учебный год

Составитель: Флерко Ольга Геннадьевна

Нижневартовск, 2020

Пояснительная записка      

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя безопасность»  разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (2009г), Примерной основной образовательной программы ОУ с учетом  требований Федеральных законов России «Об образовании»,  «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др.

      Одними из основных моментов в практической реализации вышеназванных законов Российской Федерации являются постоянное информирование населения, пропаганда знаний, обеспечение правильных действий населения в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
      В соответствии с выше изложенным предлагается программа, обеспечивающая непрерывность обучения обучающихся, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях.

Реализация программы позволит:  

* ориентировать личность учеников на совершение действий,  основываясь на моральные нормы  

   общества;  

* оценивать свои действия и контролировать их;                                                                                    

* приобретать умения,  учитывать мнение собеседника;

* привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;

* сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности

   жизнедеятельности;

* выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае

   возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

      Актуальность проблемы 

В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации  привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности  и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовывать в специальной отдельной образовательной области «Моя безопасность».

       

          Цель курса внеурочной деятельности «Моя безопасность»:

- создание и функционирование системы безопасности образовательного учреждения, направленной на сохранение жизни и здоровья обучающихся;

- формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.

         Задачи:

  • организация правового всеобуча на всех стадиях образования в школе, направленного на формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;  
  • формирование у детей ценностно-смыслового подхода к организации безопасности жизнедеятельности.

   

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Моя безопасность» на этапе начального общего образования являются:

  • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
  • выделение характерных причинно-следственных связей;        
  • творческое решение учебных и практических задач;
  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
  • использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Формы занятий:

  • беседа-диалог,
  • игры, экскурсии,
  • практические занятия,
  • встречи с инспекторами ГИБДД, конкурсы,
  • просмотры видеофильмов с последующим их обсуждением.

 

 Планируемые результаты

Программа  курса «Моя безопасность» предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Моя безопасность» на этапе начального общего образования являются:

  • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
  • выделение характерных причинно-следственных связей;        
  • творческое решение учебных и практических задач;
  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
  • использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Метапредметные связи содержания программы прослеживаются через:
•    овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; 
•    овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,  оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; 
•    формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; 
•    приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; 
•    развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; 
•    освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; 
•    формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 

Результаты по внеурочной деятельности «Моя безопасность» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Ожидаемый результат обучения по данной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

1-й год реализации

Прогнозируемый результат

Обучающийся научится выделять:

-       общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Что такое авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие;
      -основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. Как ухаживать за своим телом;
     - основные виды травм у детей. Что такое первая медицинская помощь (на примере ожога). Как уберечься от порезов и ожогов;
      -общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечениях;
      -источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
      -опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;
     -наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
     - правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть;
      -правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме;
      -влияние на здоровье человека температуры окружающего воздуха и погодных условий (ветер, дождь, снег). Что значит одеться по сезону, правила поведения;
     - чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения воздуха;
     - правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу, понятие об ориентировке на местности;
      -опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты
 

Обучающийся получит возможность научиться:

      -составить распорядок дня. Ухаживать за полостью рта, руками, ногами;
      -оказать медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых, первую медицинскую помощь при небольших кровотечениях, ожогах;
      -безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону;
      -выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой. Правильно переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика;
      -правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства. Принять безопасную позу при аварийной ситуации в транспорте;
      -самостоятельно одеться по сезону;
      -самостоятельно ориентироваться и правильно вести себя в парках, скверах, в лесу;
     - правильно вести себя при встрече с животными и насекомыми (пчелами, осами). Оказать первую медицинскую помощь при укусах насекомых

Содержание курса внеурочной деятельности

«Моя безопасность»  (5 класс)

№ п/п

Основное содержание

Всего

часов

Форма

организации

Виды

деятельности

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

7

Викторина,

проблемно-ценностная дискуссия, познавательные беседы

Игровая деятельность,

познавательная деятельность

Основы здорового образа жизни

6

Викторина,

дискуссии, социальная реклама, документальное видео.

Игровая деятельность,

познавательная деятельность

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

6

Диагностическая игра,

викторина,

дискуссии, социальная реклама, документальное видео.

Игровая деятельность,

познавательная деятельность

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

14

Сообщение,

мастерская,

викторина,

дискуссии, социальная реклама, документальное видео, интеллектуальные игры, познавательные беседы

Игровая деятельность,

познавательная деятельность

Итого:

33

Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Моя безопасность»

Дата

Тема занятия

Количество

часов

I

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

7

1.1

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Общие понятия

2

1.2

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

2

1.3

Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени

1

1.4

Подготовка обучаемых к проведению Дня защиты детей (практические занятия по плану школы)

2

II

Основы здорового образа жизни

6

2.1

Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»

3

2.2

Основы личной гигиены. Режим дня первоклассника.

3

III

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

6

3.1

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь

3

3.2

Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых

3

IV

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

15

4.1

Безопасное поведение дома

3

4.2

Пожарная безопасность и поведение при пожарах

3

4.3

Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера

3

4.4

Безопасное поведение на улицах и дорогах

3

4.5

Безопасное поведение на природе

2

Итого:

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о контроле состоянияохраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса МБОУ СОШ № 117 г. Екатеринбурга И БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ № 117

В положении представлены цели, задачи, виды контроля, содержание и периодичность контроля по состоянию ОТ, ПБ, БУП, расписаны функции, распределение ответственности и обязанности работников по обеспеч...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 3 «Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности», урок 17 «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом».

Данная презентация иллюстрирует семнадцатый урок ОБЖ в 6 классе  «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом» по программе  «Основы безопасности жиз...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 18 «Автономное пребывание человека в природной среде».

Данная презентация иллюстрирует восемнадцатый урок ОБЖ в 6 классе  «Автономное пребывание человека в природной среде» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 19 «Добровольное пребывание человека в природной среде».

Данная презентация иллюстрирует девятнадцатый урок ОБЖ в 6 классе  «Добровольное пребывание человека в природной среде» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 класс...

План-конспект урока по предмету: Основы безопасности жизнедеятельности : Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Класс: 9

Цельработы-создать условия для ознакомления обучающихся с понятиями «терроризм», «международный терроризм» и формирования умений действовать в случае террористического акта;-способствовать воспи...

План-конспект урока по предмету: Основы безопасности жизнедеятельности : Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Класс: 9

Цельработы-создать условия для ознакомления обучающихся с понятиями «терроризм», «международный терроризм» и формирования умений действовать в случае террористического акта;-способствовать воспи...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...