Классный час по теме "Выбор профессии"
классный час (9 класс)

Бабенко Анна Григорьевна

Классный час по теме "Выбор профессии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_po_teme_vybor_professii_9_klass.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятия по профориентации для 9 класса.

Классный час
по теме
«Выбор профессии»

Цель: дать учащимся представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности.

Истинное сокровище для людей - умение трудиться.

Эзоп

Вступительное слово учителя

В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» , старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Я расскажу об основных типах профессиональной деятельности человека. Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов

1.   Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество – любовь к природе. Но любовь не созерцательная, а деятельная. Человек - природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.

2. Человек-техника. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты – важное условие успеха в данной области. К профессиям этого типа относятся: пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.

3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.

4. Человек - знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

5. Человек - художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Склонность к одиночеству и впечатлительность, чувственность нервной системы, потому что именно эти чувства находят выражение в произведениях искусства.

Это приблизительные требования к человеку, выбравшему определённый тип деятельности. И это только общие требования. Также необходимо взвесить и оценить свои способности, природные задатки.

Для того, чтобы помочь вам в вопросе выбора профессии мы с вами выполним некоторую работу.

Каждому ученику выдается таблица, которая будет заполняться детьми с родителями.

Параметры выбора

Человек-человек

Человек-природа

Человек-техника

Человек знаковая система

Человек художественный образ

1. Выбор ребенка

2. Выбор родителя

3.Личные интересы (мнение ребенка)

4.Личные интересы (мнение родителей)

5.Семейные традиции

6.Учебная успешность

7.Мнение учителей

8.Востребованность профессии обществом

9.Востребованность профессии за рубежом

10.Наличие возможности для поступления в ВУЗ

Итог

Заполненная таблица, должна помочь семье и ребенку определиться с выбором профессии.

Для начала заполним первую строку Выбор ребенка, для этого используем таблицу «Типы профессий» (ребенок в таблице просто находит в  ту профессию, которая вызывает у него интерес и заинтересованность)

Типы профессий

Человек-человек

Человек-природа

Человек-техника

Человек знаковая система

Человек художественный образ

Парикмахер

Продавец

Врач

Учитель

Судебно-медицинский эксперт

Социолог

Педагог

Тренер

Экскурсовод

Воспитатель

Организатор торговли

Адвокат

Инспектор милиции

Психолог

Менеджер по продажам

Торговый представитель

Администратор

Агроном

Зоотехник

Ветеринар

Зооинженер

Егерь

Биолог- исследователь

Флорист

Садовник

Геолог

Пчеловод

Почвовед

Инженер-механик

Инженер-электрик

Слесарь-ремонтник

Инженер-конструктор

Водолаз

Водитель

Радиотехник

Швея

Связист

Токарь

Программист

Чертежник-картограф

Математик

Редактор

издательства

Языковед

Финансист

Бухгалтер

Нотариус

Фотограф

Делопроизводитель

Маркетолог

Специалист по налогообложению

Аудитор

Плановик

Художник-декоратор

Художник-реставратор

Настройщик музыкальных инструментов

Артист

Искусствовед

Цветовод-декоратор

Дизайнер интерьера

Композитор

Бренд-менеджер

Специалист по рекламе

Имиджмейкер

Чтобы заполнить третью строку проведем анкетирование.

Анкета «Личные интересы».

Ученик, отвечая на вопросы, ставит + или – в карточке ответов.

10а

10б

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15б

15б

16а

16б

17а

17б

18а

18б

19а

19б

20а

20б

  • Скорее да, чем нет +
  • Определенно нравится ++
  • Очень нравится +++
  • Скорее не нравится, чем нравится -
  • Не нравится - -
  • Совсем не нравится - - -

Вопросы:

1а. Ухаживать за животными.

1б.  Обслуживать приборы, машины, другие механизмы.

2а. Помогать больным, лечить их.

2б. Составлять таблицы, схемы, программы.

3а. Следить за качеством иллюстраций, плакатов.

3б.  Следить за состоянием, развитием растений.

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, пластмассу).

4б. Рекламировать, продавать товары.

5а. Обсуждать научно – популярные книги.

5б. Обсуждать художественные книги, кино.

6а. Выращивать цыплят, утят, котят.

6б. Третировать товарищей в том, что они безответственно относятся к своим поручениям.

7а. Копировать рисунки, изображения.

7б. Управлять каким, либо грузовым транспортом.

8а. Отыскивать, объяснять людям сведения в справочном бюро, проводить экскурсии.

8б. Оформлять художественные витрины, выставки, участвовать в концерте.

9а. Ремонтировать вещи, одежду, жилище.

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных.

10б. Выполнять вычисления, расчеты.

11а. Выводить новые сорта растений.

11б. Конструировать, проектировать.

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми.

12б. Разбираться, уточнять, приводить в порядок схемы, чертежи, таблицы.

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.

13б. Наблюдать и изучать жизнь насекомых.

14а. Обслуживать и налаживать медицинские приборы.

14б. Оказывать медицинскую помощь при ранениях.

15а. Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях.

15б. Художественно описывать, изображать события.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице.

16б. Принимать, осматривать, лечить больных.

17а. Красить или расписывать стены.

17б. Осуществлять сборку машин или изделий.

18а. Организовывать экскурсии, походы.

18б. Играть на сцене.

19а. Изготовлять по чертежам детали.

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

20а. Вести борьбу с вредителями растений.

20б. Работать на компьютере.

Подсчитайте сколько плюсов и минусов в каждом столбике, который соответствует одному из типов труда:

 1 . Человек – природа

2. Человек – техника

3. Человек – человек

4. Человек – знаковая система

5. Человек – художественный образ

Я познакомлю вас с классификацией профессий по предмету труда.

«Человек – природа». Краткое описание типа профессий: все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством. Объектами труда для представителей большинства этих профессий являются:

1)    Животные, условия их роста, жизни;

2)    Растения, условия их произрастания.

Специалистам в этой области приходится:

а) изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик);

б) Выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);

в) проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования: профессии этого типа к человеку: развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, грязи и т.п.

«Человек – техника». Краткое описание типа профессий: все профессии, связанные с техникой. Большинство профессий этого типа связано:

1)  С созданием, монтажом, сборкой технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);

2)  С эксплуатацией технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);

3)  С ремонтом технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют и налаживают их).

Психологические требования: профессии этого типа к человеку: хорошая координация движений; точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдательность. 

«Человек – знаковая система». Краткое описание типа профессий: все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности. Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации и различается по особенностям предмета туда. Это могут быть:

1)    Тексты на родном или иностранных языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);

2)    Цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик);

3)    Чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);

4)    Звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования: профессии этого типа к человеку: хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошее распределение и переключение внимания, умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость, терпение; логическое мышление.

 

«Человек – художественный образ». Краткое описание типа профессий: все творческие специальности. Большинство профессий этого типа связано:

1)  С созданием, проектированием художественных произведений (писатель, художник, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);

2)  С воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);

3)  С размножением художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования: профессии этого типа к человеку: художественные способности; развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

«Человек – человек». Краткое описание типа профессий: все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением. Большинство профессий этого типа связано:

1)    с воспитанием, обучением людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер)

2)    с медицинским обслуживанием (врач, фельдшер, медсестра, няня);

3)    с бытовым обслуживанием (продавец, парикмахер, официант, вахтер);

4)    с информационным обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод, лектор);

5)    с защитой общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Многие должности (директор, бригадир, начальник цеха, профсоюзный организатор) связаны с работой с людьми, поэтому ко всем руководителям предъявляются те же требования, что и к специалистам профессий типа «человек – человек».

Психологические требования: профессии этого типа к человеку: стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка. Умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях других людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека. Способность владеть речью, мимикой, жестами; развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей.

Используя таблицы «Востребованность профессии обществом» и «Востребованность профессии за рубежом» заполняем 8 и 9 строки сводной таблицы.

Рейтинг востребованности профессий

  1. Торговый представитель
  2. Менеджер по продажам
  3. Бухгалтер
  4. Финансовый директор
  5. Инженер
  6. Программист
  7. Бренд-менеджер
  8. Специалист по рекламе
  9. Системный администратор
  10. Специалист по налогообложению
  11. Арт-директор
  12. Менеджер Интернет - проектов
  13. Аудитор
  14. Логистик
  15. Корпоративный юрист

Рейтинг выездных профессий

  1. Солист оперы и балета, артисты оркестра
  2. Радиоинженер
  3. Специалист по аэрокосмической технике
  4. Математик-кибернетик
  5. Программист
  6. Физик-атомщик
  7. Аграрий, ветеринар
  8. Преподаватель химии, металлообработки
  9. Эколог
  10. Инженер лесного хозяйства
  11. Биолог
  12. Врач-рентгенолог
  13. Инженер по биомедицинской технике
  14. Инженер-кораблестроитель
  15. Инженер-химик

Заключительное слово учителя: Если профессия, о которой вы мечтали по полученным результатам вам не подходит и вам не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным - учиться внимательно, слушать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Моя будущая профессия"

В мире существует более 50 тысяч профессий. Как отыскать посреди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» - ...

классный час " Поговорим о профессиях"

Классный час проводится с целью расширения кругозора учащихся о разнообразии профессий, их типах.содействовать первоначальному выбору профессий...

Классный час "Как выбрать профессию"

Методическая разработка поможет выпускникам определить тип социальной направленности личности, сориентироваться в огромном мире профессий, выявить свои стремления, желания и наклонности, нацелить...

Классный час "В мире профессий" Медицинские профессии

Классный час «В мире профессий»Медицинские профессииРазработка классного часа для 9-11классов. Классный руководитель: Ермакова М.Д.Цель:расширить представление учащихся о профессиях, дать представлени...

Классный час, посвященный выбору профессии "Все профессии важны"

Выбор профессии - ответсвенный шаг, который предстоит каждому из нас. Как не ошибиться в выборе профессии? Какие профессии существуют в современном нам мире? Ответы на эти и многие другие вопросы мы п...

Классный час "«Есть такая профессия – защищать моря и океаны! Знакомство с профессией эколога»"

Цель: дать обучающимся представление о профессии эколога. Способствовать осознанию учащимися важности и необходимости сохранения морей и океанов....