Классный час "Скутер в жизни подростка"
презентация к уроку (10 класс)

Науменко Наталья Александровна

Многие подростки рассматривают скутер как неотъемлемый атрибут современного молодежного образа жизни. Это "игрушка" позволяет им самоутвердиться среди сверстников, почувствовать свободу, испытать острые ощущения. О безопасности, конечно же, не думают совершенно...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Скутер в жизни подростка»

10 класс

Классный руководитель: Науменко Наталья Александровна

Задачи:

 Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.

 Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.

 Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

На наших дорогах появляется всё больше автотранспортных средств  – не только автомобилей. С наступлением теплых дней на них все чаще встречаются скутеры. Но если автомобилем и мотоциклом управляют люди, достигшие 18 лет и получившие права на управление транспортным средством, то на скутерах часто ездят подростки, плохо знающие правила дорожного движения. Сотрудники ГИБДД отмечают, что значительно возросло число дорожных происшествий с участием подростков на скутерах.

Видео 1.

Что такое скутер?

Это слово отсутствует в современных российских ПДД, хотя количество скутеров достигает по разным данным от 3 до 30  тысяч (официальной статистики не существует).

 Слово «скутер» происходит от английского слова «scoot» – мчаться, скользить, быстро убегать. Это – двухколесное транспортное средство с «сидячей» (как на табуретке) посадкой и ровным «полом» под ногами. Предшественником скутера был мотороллер (пример – советские «Вятка» и «Турист»). Сегодня катаются в основном на японских, китайских, реже – европейских скутерах. Существует большое разнообразие моделей, которые отличаются по дизайну, размерам, ценам, объему двигателя и, конечно, по качеству.

 Большую часть скутерного парка России составляют модели с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров, так называемые «полтинники». Именно они особенно привлекательны для подростков – для поездок на пятидесяти кубовых скутерах сегодня не требуется ни государственных номеров, ни водительских прав. (Увы, именно возможность ездить без прав дает некоторым подросткам, а порой и взрослым ощущение вседозволенности: нередки случаи управления скутером в нетрезвом состоянии, безответственного поведения на дороге.)

 Максимальная скорость стандартного скутера составляет 50 км/час, но некоторые модели (даже с небольшим объемом двигателя) могут разгоняться до 60–70 км/час.

 Современные скутеры очень просты в управлении: на руле расположены ручка газа и рычаги тормоза, там же – кнопки стартера и звукового сигнала, переключатели света и сигналов поворота, зеркала, приборная панель.

 - Скажите, ребята, зачем подростку нужен скутер?

Версии детей.

Зачем подростку скутер?

Многие подростки рассматривают скутер как неотъемлемый атрибут современного молодежного образа жизни – такой же, как, например, «навороченный» мобильный телефон, плеер или компьютер. Это чаще всего красивая техническая игрушка, позволяющая самоутвердиться среди сверстников, почувствовать свободу, испытать острые ощущения.

- Управляя скутером, задумывались ли вы о том, что может случиться с вами на дороге?

Ответы детей.

От подростков часто можно услышать высказывание: «Со мной ничего не случится». Такую уверенность в собственной неуязвимости можно объяснить не только легкомыслием, но и спецификой подросткового отношения к здоровью, жизни и смерти. Если для взрослых здоровье – это то, что следует беречь, то для многих подростков – это то, с чем можно экспериментировать, испытывая пределы своих возможностей. Интеллектуально признавая возможность несчастного случая и смерти «вообще», они могут отрицать такую возможность для себя лично и совершать рискованные поступки.

Чрезмерная возбудимость, азартность, недостаточный самоконтроль – черты личности, которые не способствуют правильному поведению на дороге. Если у подростка сильно выражены эти качества, то родителям не следует торопиться с покупкой транспортного средства. Такие подростки могут забыть о безопасности и подвергнуть риску себя и других участников дорожного движения.

Конечно, не все подростки демонстрируют такое безответственное поведение. Среди них есть и такие, кто всерьез интересуется техникой, планирует в скором времени «пересесть» на автомобиль. Эти подростки нуждаются в понимающем руководстве взрослых, отработке с ними правил техники безопасности, обсуждении возможных сложных ситуаций на дороге.

Для того, чтобы еще раз подчеркнуть халатность водителей в отношении правил дорожного движения, опишу одну ситуацию. Кстати, попытайтесь сейчас определить, сколько пунктов ПДД нарушено в этой ситуации, а потом, после прочтения этой статьи, сделайте это еще раз. Возможно, результаты будут отличаться.

Итак, ситуация. Движения на дороге достаточно плотное, и в нем спокойно так едет скутер. Скутер тот ехал прямо по середине 6 полосной дороги, причем прямо по двойной сплошной линии разметки. Водителю и пассажиру лет по 12-13.

Правила для водителей скутеров.

- Ребята, а знаете ли вы где можно ездить на скутере? Знаете ли вы законодательные ограничения при управлении скутером?

Ответы детей.

Где можно ездить на скутере?

В Правилах дорожного движения все мототранспортные средства, имеющие объем двигателя менее 50 куб. см. и развивающие скорость менее 50 км/ч, обозначены термином «мопед». Маломощные скутеры относятся именно к этой категории. Для них существуют законодательные ограничения. Давайте рассмотрим все правила по порядку.

Включение ближнего света на скутере

19.5. При движении в светлое время суток с целью обозначения движущегося транспортного средства ближний свет фар должен быть включен:

•на мотоциклах и мопедах.

Когда же нужно включать ближней свет фар на скутере? Все очень просто, это нужно сделать сразу же после того, как Вы удобно устроились на сиденье и хорошенько схватились за руль.

Правило это очень важное, т.к. позволяет водителям автомобилей заранее замечать движущийся скутер или мотоцикл. Отмечу, что такое же правило с 10 ноября 2010 года действует и для автомобилей.

Минимальный возраст для управления скутером

24.1. Управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет.

Все просто и понятно. На скутер можно садиться только с 16 лет и ни днем раньше.

Расположение скутера на проезжей части

24.2. Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Движение скутеров разрешено только по крайней правой полосе. А Вы такое когда-нибудь видели? Обычно скутеры едут где угодно только не по крайней правой полосе и уж тем более не у самого правого края проезжей части.

Итак, скутер соблюдающий правила дорожного движения в городе должен ехать у правого края проезжей части, останавливаться на остановках, где стоит общественный транспорт, т.к. в большинстве случаев обогнать его не нарушая правил дорожного движения не получится.

Что запрещается делать водителям скутеров?

24.3. Водителям велосипеда и мопеда запрещается:

•ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

•перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;

•перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

•двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

•поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;

•двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).

Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

Рассмотрим все по порядку.

1. Необходимо держаться хотя бы одной рукой за руль при движении на скутере. Некоторые почему-то пренебрегают этим, а потом жалуются на то, что сильно ударились при падении на скорости всего лишь 40 км/ч. Уверен, что Вы-то требованиями безопасности уж точно не пренебрегаете.

2. Любой скутер - одноместное транспортное средство. И даже если на нем есть 2 места для сидения (в чем я сильно сомневаюсь), то перевозить на втором месте можно только маленького ребенка.

Пьяного соседа в любом случае перевозить запрещается (даже от лавочки до его подъезда). Если такой пассажир упадет при движении и ушибется, то это будет ДТП, виноват в котором водитель.

3. Скутер - не грузотакси, перевозить на нем рулоны линолеума не получится. Это же касается и других длинных предметов, например, нескладывающихся удочек.

4. Есть такое понятие в правилах дорожного движения, как велосипедная дорожка. Встречаются такие дорожки нечасто (в основном в южных городах страны), но уж если такая дорожка Вам попалась, то придется ехать исключительно по ней, а не по проезжей части. На такой дорожке нет автомобилей, поэтому ездить по ней безопаснее.

5. Скутерам запрещается поворачивать налево и разворачиваться, если на дороге в данном направлении есть 2 или более полос, или на дороге есть трамвайные пути. Причем абсолютно неважно, где расположены трамвайные пути (в середине проезжей части или сбоку за тротуаром). Поворачивать и разворачиваться запрещается в любом случае.

Если бы этот пункт соблюдали все водители скутеров, то скутер стал бы исключительно деревенским видом транспорта, поскольку без поворотов налево в городе добираться до нужного места достаточно сложно.

6. Водителю скутера в обязательном порядке нужен специальный шлем.

7. Скутер - не тягач, буксировать сломавшееся такси не должен. Да и вообще, скутер не должен участвовать в процессе буксировки.

Приоритет скутеров на дороге

24.4. На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

Последний пункт правил для скутеров рассматривает ситуацию пересечения вне перекрестка велосипедной дорожки и автомобильной дороги. В данной ситуации водитель скутера должен ждать, пока по дороге не проедут все автомобили.

Теперь, я надеюсь, Вы знаете все правила для скутеров и будете лучше ориентироваться в транспортном потоке.

Подросток, который собирается выезжать на скутере на дорогу, должен знать основные правила дорожного движения и правила оказания первой медицинской помощи. Желательно, кстати, чтобы в багажнике скутера у подростка находилась аптечка, а при себе – документы, удостоверяющие его личность, и медицинский полис.

- Хорошо. Предположим, вам уже купили скутер. Привезли домой: новый, красивый, всё, как вы мечтали. Ваши действия?

Ответы детей.

 Не следует в первый день покупки сразу же выезжать на дорогу. Лучше потренироваться в местах, где есть возможность отработать необходимые навыки: старт, торможение, повороты. Подросток должен приспособиться к скутеру: научиться держать равновесие, чувствовать скорость.

 Не следует забывать, что новый скутер нуждается в обкатке (ее режим, как правило, описан производителем в руководстве по эксплуатации). Основное требование: первую тысячу километров предписывается ездить на небольшой скорости – примерно 30–40 км/час.

-Как вы думаете, какие навыки должен иметь управляющий скутером?

Ответы детей.

 Поездки на скутере потребуют от подростка собранности, внимательности, быстроты реакции, хорошей координации движений, пространственной ориентировки. Если подросток «неуклюжий», неловкий, то, возможно, выезд на дорогу ему противопоказан. Некоторые нарушения координации движений и равновесия могут быть связаны с патологией вестибулярного аппарата и центральной нервной системы, а также с другими заболеваниями (например, с хроническим отитом). В таких случаях следует прислушаться к мнению врача.

С каждым годом на дорогах нашего поселка увеличивается количество мопедов. Чаще всего за рулем данного вида транспорта мы видим подростков, у которых еще не сформированы навыки вождения, что создает повышенную опасность на дорогах. Это в первую очередь связано с тем, что для управления скутером не требуется наличия водительского удостоверения, страхового полиса и удобно в использовании. Почему-то многие родители расценивают мопеды как детское или подростковое транспортное средство. Это глубокое заблуждение, которое может привести к печальным последствиям.

Подведение итогов.

-Минимальный возраст, разрешающий управление скутером? (16 лет).

- Что обязательно должно быть у управляющего скутером? (шлем, аптечка).

 - Что называют скутером, а что мопедом?

Так же обращаем внимание на то, что к мопедам относится двух- или трехколесные транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом НЕ более 50 куб. см. и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. . Если максимальная скорость на спидометре 60 км/ч, то транспорт является мопедом и в этом случае у вас должны быть соответствующие документы для управления транспортным средством.

- Какие действия водителя скутера можно расценивать как нарушение ПДД? (лица до 16 лет, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность либо отказывающиеся предоставить сведения о себе и родителях).

- Что при этом имеет право сделать сотрудник полиции? (доставить нарушителя в ОВД, а мопед на штраф стоянку. При этом сотрудники полиции предоставляют ребенку возможность сообщить родителям о случившемся.

- Ребята, я очень надеюсь, что каждый из вас задумается о собственной безопасности и о важности и ценности собственной жизни.  Если вы уже являетесь водителем скутера, будьте внимательны и осторожны, не забывайте о ПДД, о последствиях, к которым может привести несоблюдение этих правил или гонок на дороге, ради «понтов». Не забывайте, что расплатой за несоблюдение станет ваша жизнь, ваше здоровье, и, конечно же, ваши родители, которые безмерно вас любят и ждут дома живыми и невредимыми.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Скутер КЛАССНЫЙ ЧАС

Слайд 2

История скутера История скутеров насчитывает уже более 100 лет. Первые скутеры появились в начале 20-го века, однако тогда их так ни кто не называл, именовались они просто – мотоцикл. Родиной скутера считается Германия.

Слайд 3

Скутер получил свое название в США от сленгового глагола "to scoot" - смываться, срываться с места, стремительно бежать, удирать. Родился это глагол в начале 20 века. Тогда мальчишки из неблагополучных семей совершали набеги на уличных торговцах на скутерах-самокатах. Конструкция была проста, на самокаты ставили моторчики. Предприимчивые люди решили поставить на поток производство таких аппаратов. В 1910 году начали появляться первые серийные аналоги. Назывались они "автопед" или "мотопед".

Слайд 4

С начала 20 века скутер много раз менялся конструкторами разных стран (англичанами, японцами, итальянцами).

Слайд 5

Аварии с участием скутеров 5,3 тысячи ДТП с участием мототранспорта зарегистрировано на территории России за первые полгода 2011 года. Причем число ДТП, произошедших по вине водителей мототранспорта, - почти 4,5 тысячи случаев. Без малого 80%! По вине «двухколесных» нарушителей погибли 457 человек, ранены 5169.

Слайд 6

Водителям мопеда запрещается: ездить, не держась за руль; перевозить пассажиров, за исключением ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном переднем сиденье, оснащенном подножками; перевозить груз, выступающий более чем на 0,5 м по ширине или длине за габариты, или груз, который мешает управлению; двигаться по дороге, если рядом есть специальная велосипедная дорожка; поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении; буксировка мопедами и мопедов; на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенной вне перекрестка, водители мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге;

Слайд 7

Как снизить риск аварии на скутере Любая авария на скутере, даже мелкая – может стать причиной серьезной травмы, а то и гибели водителя. Перед тем как садиться на скутер и рассекать по загруженному автомобилями городу, необходимо пару дней покататься по пустым дорогам, дворам, потренироваться в выполнении традиционных мотоциклетных упражнений – «змейки», «восьмерки» и т.д.

Слайд 8

Что важнее: собственная безопасность или желание «покрасоваться» перед друзьями?

Слайд 9

Аварии скутеров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей. Компьютер в жизни подростка.

Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел...

Классный час по здоровому образу жизни: "Кто кого? или проблемы подростка?"+презентация о вреде курения " Мы против....". Самопрезентация на конкурс классных руководителей: "Образ жизни...."

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстник...

Классный час "Компания в жизни подростка"

Классный час о неформальных молодежных объединениях...

Анкетирование в формировании здорового образа жизни подростка "Насколько правилен ваш образ жизни?"

Здоровье во многом находится в ваших руках и зависит от того, какой образ жизни вы ведёте. Предлагаю пройти тест и узнайть, нужно ли вам что либо поменять, чтобы улучшить своё самочувствие. Этот ...

Классный час в 5-6 классах на тему: "Гаджеты в жизни подростка. Вред и польза".

Новая разработка классного часа в условиях ФГОС....

Тренинг для подростков «Ценности в жизни подростка»

Задачи тренинга:Познакомить участников с понятием «ценность» и выявить специфику жизненных ценностей.Сформировать отношение участников тренинга к ценностям как очень важной составляющей ли...

Классный час на тему "Образ жизни подростков"

Методическая разработка классного часа с обучающимися старших классов на тему "Образ жизни подростков. Социальные нормы и девиантное поведение"....