Классный час: Дружба
план-конспект

Сынбулатова Лидия Рафкатовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl_chas_druzhba.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: Дружба

 «Нет друга – ищи, а нашел – береги»

Цель: способствовать воспитанию у детей чувства товарищества и взаимовыручки.

Подготовительная работа: попросить 4 учащихся разыграть сценку из школьной жизни (см. материал сценария).

Оборудование: диск с песней «Если с другом вышел в путь»; листы бумаги с фразой «Друг - это тот...»; бумажные сердечки по количеству учащихся.

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Работа с пословицами.

III. Творческая работа «Друг - это...».

IV. Беседа «Зорко одно лишь сердце».

V. Обсуждение ситуации.

VI. Заключительное слово.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Интересно, о чем мы сегодня будем говорить? Точнее, о ком?

(Звучат 1 -й куплет и припев песни «Если с другом вышел в путь». Муз. В. Шаинского, сл. М. Танича.)

- Теперь можете определить тему нашего классного часа? (Ответы детей.)

- Конечно же, сегодня мы поговорим о друзьях и дружбе. Действительно, если с другом вышел в путь, то любой путь будет легче и веселее. Как вы думаете, можно человеческую жизнь сравнить с дорогой? (Ответы детей.)

Сегодня мы пройдем небольшой отрезок нашего жизненного пути вместе.

II. Работа с пословицами

Классный руководитель. Трудно представить жизнь без друзей. Еще в XII в. великий грузинский поэт Шота Руставели писал: «Кто не ищет дружбы с близкими, тот себе заклятый враг».

- У каждого народа есть легенды, пословицы, поговорки о дружбе. Может быть, вы вспомните некоторые из них? (Ответы детей.)

- Есть еще такая пословица: «Нет друга - ищи, а нашел - береги». Как вы думаете, легко ли найти настоящего друга? (Ответы детей.)

На жизненном пути человек встречается с разными людьми: добрыми и злыми, щедрыми и жадными, мужественными и трусливыми, веселыми и угрюмыми. Как же среди них найти друга? Нужно знать, кого искать.

III. Творческая работа «Друг - это...»

Классный руководитель. Давайте вместе подумаем, кто такой друг. Какого человека мы можем назвать другом?

(Делит класс на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает лист, на котором написано начало фразы «Друг - это тот...». Дети дописывают фразу и читают, что у них получилось, учитель записывает на доске.)

Что же у нас получилось? Получился коллективный портрет друга. (Подытоживает ответы детей, затем читает стихотворение У. Шекспира.)

Настоящий друг везде Верен, в счастье и беде; Грусть твоя его тревожит, Ты не спишь - он спать не может, И во всем без дальних слов Он помочь тебе готов.

IV. Беседа «Зорко одно лишь сердце»

Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, друзей у человека может быть много? (Ответы детей.)

Друзей у человека много не бывает. Есть товарищи, приятели, знакомые, одноклассники. Но друг - это более личное, дорогое, близкое, чем товарищ или одноклассник.

Наверное, многие из вас читали книгу Антуана де Сент-Экзю-пери «Маленький принц». Давайте вспомним один из самых важных эпизодов книги. Маленький принц в поисках друзей прилетел на Землю с крошечной планеты, где у него только и были, что три вулкана, достававшие ему до колена, которые он чистил каждый День, баобабы, которые он уничтожал, чтобы они не разрушили его планету, и роза, которую он поливал, оберегал и считал самой лучшей и единственной во всей Вселенной. Но на Земле он увидел огромный сад, полный роз, похожих на его цветок. Маленький принц почувствовал себя очень-очень несчастным: ведь его красавица роза говорила, что подобных ей нет нигде. От обиды он заплакал. Но мудрый Лис ему объяснил, что его роза для него действительно единственная в мире. «Поди взгляни еще раз на розы, а когда вернешься, я открою тебе один секрет». Маленький принц пошел взглянуть на розы.

«Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. - Вы еще ничто. Вас никто не приручил. Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. - Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы, но мне она дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас защищал и оберегал я каждый день». Когда Маленький принц вернулся к Лису, тот сказал, что секрет его очень прост: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». - «Самого главного глазами не увидишь», - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

- А как вы понимаете слова мудрого Лиса? (Ответы детей.)

Нужно уметь разглядеть редкие душевные качества человека,

внутреннюю красоту. Это можно почувствовать сердцем. Я хочу рассказать вам одну историю о том, как бабушка помогла девочке поверить в себя, а окружающих заставила задуматься над собственными словами и поступками.

Во дворе играли дети, а в отдалении от них стояла косоглазенькая девочка в очках. Она ковыряла землю носком ботинка, упрямо поглядывала на других детей. И тут подошла к ней старушка и говорит:

- Да ты пошто, дева, отделилась ото всех? Видно, плохо тебе, дак ты поплачься.

Девочка ответила:

- Дразнятся: «косая», «уродина».

- Вот оно как! Дак это они еще глупые. А ты вот послушай-ка. Красота-то всем поровну дана, у всех она есть. И у тебя тоже она есть! Только у всех по-разному. У той вон кудри какие - в кудрях краса. А вот у этой смех какой, краса, значит, в смехе. А вон та - в лице у нее краса. А у тебя самая главная краса в душе, в сердечке, вот тут!

И старушка положила руку девочке на сердце.

- Вот тут, в сердце, главная красота и есть! Ты полюбуйся на чужую красу, и тебе красы прибавится. И тебя будут любить, к сердцу твоему льнуть будут. Иди-ка к ним. Гляди на всех без зла, без обиды!

И повела она девочку к детям.

- Деточки, а я вашу потерю нашла. Вы подружку свою боле не теряйте. Глазки у нее слабенькие, так ей одной и вовсе нельзя. Вот и доглядайте, чтоб с вами была. Она вас всех любит, сердце у нее доброе, красивое. А что глазик косой, так и дождик косой, а без него трава не растет! И солнышко, бывает, косо смотрит, а с ним нам радость! И косы плетут косо, а хорошо. Если кто про это не знает, начнут дразнить вашу подружку, вы не давайте ее в обиду, растолкуйте тому. Вот и берегите ее. Ведь вы тоже добрые*.

- На какие мысли натолкнул вас этот рассказ? О чем заставил задуматься? (Ответы детей.)

V, Обсуждение ситуации

Классный руководитель. Научиться выбирать сердцем не так уж просто, но, пожалуй, еще сложнее - смотреть на себя со стороны. Мы знаем, какие качества нам не нравятся в других людях, мы не готовы с ними мириться. А ведь не зря говорят: если вы хотите иметь настоящего друга, прежде всего сами станьте таким другом!

Давайте попробуем взглянуть на себя со стороны.

Сценка из школьной жизни

(Автор, Наташа, Костя, учительница.)

Автор. Итак, перемена. Следующий урок - литература.

Наташа (подбегая к Косте). Костя! Ты мой друг! Выручай. Я не выучила басню Крылова «Стрекоза и Муравей». Скажи учительнице, что и ты не выучил.

Автор. Костя спешит и не успевает сказать свое мнение, потому что прозвенел звонок.

Учительница (заходит в класс). Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодняшний урок начнем с басни «Стрекоза и Муравей». Ее нам расскажет Костя.

Автор. Костя с выражением читает басню.

Учительница. Молодец!

Автор. Похвалила учительница.

Учительница. Ставлю тебе «пять»!

Наташа (шепотом). Как тебе не стыдно!

Автор. И Наташа отвернулась к окну.

 (Классный руководитель делит класс на две группы. Члены первой группы отвечают на вопрос «Как бы вы оценили поведение Кости?». Члены второй группы отвечают на вопрос «Как вы оцениваете поступок Наташи?».)

Классный руководитель. А вот что сказано в стихотворении А. Дементьева. (Читает.)

Друг познается в удаче

Друг познается в удаче

Так же порой, как в беде,

Если он душу не прячет,

Чувства не держит в узде.

 

Друг познается в удаче.

Если удача твоя

Друга не радует, - значит,

Друг твой лукав, как змея.

 

Или же горькая зависть

Разум затмила его,

И, на успех твой позарясь,

Он не простит ничего.

 

Он не простит... Но иначе

Скажет об этом тебе.

Друг познается в удаче

Больше порой, чем в беде.

А теперь давайте разыграем эту сценку еще раз так, как если бы эта ситуация произошла между настоящими друзьями. Как бы поступила Наташа?

(Дети придумывают другое окончание сценки, разыгрывают.)

VI. Заключительное слово

Классный руководитель. Впереди у вас длинная дорога жизни. Пусть на вашем жизненном пути встречаются хорошие, благородные люди, которые станут вашими друзьями.

А теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки - это руки друга. Положите руки на плечи. Это плечо друга, на которое можно опереться в трудный момент.

В память о нашей встрече мне хотелось бы подарить вам маленькие сердечки, которые будут напоминать вам совет мудрого Лиса: «Главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце». Спасибо!

Дополнительный материал

Монолог о дружбе

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоем в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил все видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок дает ему списать.

Разве это дружба, если двое

Вздумали уроки прогулять,

А спросила мама: «Вы не в школе?» -

Оба дружно начинают врать.

Ну а может, дружба - это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Ну и все же что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Дружба - это если друг твой болен

И не может в школу приходить, -

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот,

Отдавать ему свое вниманье

Дни, недели, месяц или год...

Если друг твой что-то, к сожаленью,

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он все не сможет,

Может быть, обидится он вдруг,

Все равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит,

А тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не продаст.

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на земле объединяет

Всех детей - и белых, и цветных.

Дружба - это если пишут дети

Письма детям из другой страны.

Дружба - это мир на всей планете

Без сирот, без ужасов войны.

Л. Измайлов

Беседа по рассказу В. Осеевой «До первого дождя»

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня - за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня - в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! - крикнула на бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! - нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. - Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Вопросы для обсуждения:

• О настоящей дружбе этот рассказ или нет?

• Как вам кажется, осознала Маша свой проступок?

• Можно ли спасти их дружбу?

• Если да, то как?

Практическая работа «Настоящий друг»

На доске прикреплено солнышко, но у него нет лучиков. Я прошу вас подумать, какими качествами должен обладать настоящий друг. Назовите качество, и если мы его одобрим, то напишем на лучике и прикрепим к солнышку.

(Дети по очереди выполняют эту работу. На доске вокруг солнышка появляются слова: верный, честный, добрый, заботливый, внимательный, веселый, справедливый и др.)

Решение проблемных ситуаций

Настоящей дружбе, как и всему на свете, надо учиться. Давайте попробуем разрешить несколько житейских проблем и поразмыслим, как бы поступил в этих случаях настоящий друг.

• Твой друг не смог решить домашнее задание и просит у тебя списать.

• Во время «Веселых стартов» твой друг упал на бегу и подвел команду.

• Твой друг предлагает тебе прогулять урок. И предупреждает, что если ты не согласишься, то он с тобой дружить не будет.

• Родители узнали, что твой друг плохо учится, и запрещают тебе дружить с ним.

• Твой друг плохо относится к остальным ребятам.

Случаи из жизни

Друга потерять очень легко, если его не ценить. Разрешите проблемы, которые могут случиться в жизни. Как бы в каждой из них поступил настоящий друг?

Ситуация 1

- Привет!

- Привет! Что нам задали по математике?

- Задачку. Ты решила?

- Нет, я не смогла ее решить.

Ситуация 2

- Вова!

- Заходи, Коля!

- Пошли на речку купаться. Водичка - прелесть!

- Мне некогда, картошку нужно дочистить.

Ситуация 3

-Ты почему на велосипеде не катаешься?

- А ты никому не скажешь? -Нет.

- Я не умею.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дружбой дорожить умейте!"

Предлагаемый классный час проводился с использованием технологиифранцузских мастерских. Данная технология интереснатем, что учитель не передает свои знания, а создает для учащихся алгоритмдействия, тв...

Классный час Дружба крепкая

Знакомство. Игра на знакомство....

Классный час «Дружба и предательство»

Методика «Детское стихотворение» (подготовлена Н.А. Алексеевой). Цели:определение сформированности нравственных качеств, способности к эмпатии;установление эмоционального контакта с группой...

Классный час "Дружба - это ..."

Урок разработан для учащихся 3 класса на тему "Свойства объекта"...

классный час Дружба народов" Узбекистан

знакомство учащихся с культурой Узбекистана....