Классный час "Толерантные отношения поколений"
материал

Петроченко Оксана Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_tolerantnye_otnosheniya_pokoleniy.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           Классный час: Толерантные отношения поколений.

Цель: познакомить учащихся с понятием «интолерантность и толерантность», развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей. Уметь находить выход из конфликтных ситуаций, которые возникают между отцами и детьми.

Форма проведения: беседа с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.

Ход классного часа.

        Вступительное слово учителя.

Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об очень важном в жизни: о любви, об уважении, о терпении. А начну я разговор со старой легенды, которую, наверное, знают многие.

Однажды, много лет тому назад жил один необыкновенный народ. Славился народ молодостью и красотой, песнями и танцами. Если случайный путник заходил в селение, то удивлению его не было предела. Спросите почему? Да потому, что во всём огромном селении не было ни одного старика. Везде веселье, смех. Молодые красивы. Нет старых, сморщенных лиц, нет болезней. Оказывается, этот народ имел очень древнюю традицию. Как только человек начинал стареть, сын взваливал его на плечи и уносил далеко-далеко в горы, где и встречали старики в одиночестве свою смерть. Жил в этом селении Хаким, очень любил он своего отца, часто разговаривал с ним, дивился его мудрости. Ежедневно смотрел Хаким с тревогой на родного человека, наблюдая за его старением. Знал Хаким, что недалеко то время, когда и он, как и другие его соплеменники, должен будет взвалить на плечи драгоценную ношу и идти вверх, чтобы навечно расстаться. Бежали минуты, дни, месяцы. Страшный день наступил. Отец улыбался, пытаясь придать силы своему сыну.

Драгоценная ноша уже на плечах. Каждый шаг в гору отдаётся сердечной болью. Хаким движется медленно, пытаясь оттянуть час расставания. Отец успокаивает, даёт последние советы и наставления. Хаким почти дошёл, и вдруг мысль пронзила его, как молния. Мысль, что скоро его самого вот так же понесёт его сын. Хаким развернулся и почти бегом кинулся назад, он бежал очень быстро, не останавливаясь ни на минуту отдохнуть, не слушая старого отца, который призывал к благоразумию.

Отец знал, что нарушать традицию, сложившуюся веками, не под силу одному человеку. Хаким спрятал отца в своём доме, ухаживал за ним, подолгу беседовал ежедневно. И нагрянула однажды беда на селение. Обступили его враги, голод и болезни постучали в каждый дом. И послышались плач и стенания вокруг. И никто не знал, что делать, растерялись люди перед нежданной бедой.

И только Хаким сказал, чтобы все, кто мог держать оружие, встали в строй, поделился несколькими военными хитростями, и враг был разбит. Все стали восхвалять Хакима, его мудрость и умение найти выход из создавшегося положения. Тогда вышел Хаким на середину площади и вынес своего старого отца, поклонившись, рассказал о том, что нарушил древнюю традицию, и только мудрые советы отца помогли спасти селение.

Отныне, в этом селении стали почитать стариков, относиться с терпением и уважением к ним.

- Ребята, скажите, почему же так относились к старикам жители селения?

- Чего не хватало им, чтобы изменить это отношение?

(Терпения, любви).

        - Давайте обратим внимание на высказывания, которые написаны на доске.

1. «Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не признают.

Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали. Несут миру погибель и станут последним его пределом». (надпись на гробнице фараона, ок. 3500 лет до н.э.).

2. «К старости недостатки ума становятся всё заметнее, как и недостатки внешности» (Ф. Ларошфуко).

«Нет ничего безобразнее старика, который не имеет других доказательств пользы его продолжительной жизни, кроме возраста» (Сенека).

        Определите, представители каких возрастных групп могут они принадлежать?                

        Прослушав сказку и прочитав высказывания, вы, конечно же, сразу определите о терпимости между кем мы будем говорить?

(+ об отношениях между отцами и детьми, об отношениях между поколениями).

        Для того, чтобы наш разговор был предметным и конкретным, мы введём в нашу речь два новых термина  интолерантность и толерантность.

Существует два пути  характеризующие личность человека - Интолерантный путь и Толерантный путь.

 

Термин «интолерантность» обозначает:

 - (лат. intolerans) - Невыносливость, непереносимость, нетерпимость).

 - (русский) – не способность терпеть что-то или кого-то, несклонность к компромиссу; агрессивность, деструктивность. быть не выдержанным, выносливым.

         

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими».

             Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.

Ребята, скажите какими чертами характера обладают толерантные и интолерантные личности? (ответы обучающихся)

        Давайте разберём несколько ситуаций.

Разыгрывается учащимися сцена. (мама, папа, ребёнок).

Ситуация № 1.

Мама и папа ждут ребёнка. Мама вяжет и смотрит телевизор, папа спокойно читает газету. Родители поглядывают на часы, ребёнка нет.

М. – Что-то Маши долго нет, обещала вернуться к 22.

П. – Придёт, ну пускать её не нужно было, уроков то ещё не учила.

М. – Ну ты мог бы сам запретить.

П. – Ты же занимаешься ребёнком.

М. – Уже 11, а её всё нет.

П. – Придёт, поговорим с ней, негодницей.

М. – Уже 11.30 почему то трубку не берёт.

П.- Ещё полчаса и пойду искать.

Появляется Маша.

Крики, плач, непонимание

- Это любовь?

Вопрос классу

- Чего не хватает нашей семье, чтобы было понимание, любовь, терпение

Ситуация № 2

Родителей вызвали в школу, чтобы сообщить, что ребёнок плохо учится. Дома ситуация конфликтная. Кричит папа, кричит мама.

Почему?

        Потому что раздражены тем, что их потревожили.

        Что же мы можем посоветовать семьям, которые попадают ежедневно в конфликтные ситуации?

Давайте предложим им правила, которые необходимо выполнять и детям и родителям.

        Чтобы не ссориться, нужно:

- Стараться понять друг друга в любой ситуации.

- Никогда не повышать голос друг на друга.

- Уметь дать совет, выслушать совет другого.

- Уметь поддержать в трудную минуту.

- Доверять друг другу.

- Уметь слышать и слушать.

        Учитель подводит вывод.

Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом, если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои действия в отношениях друг к другу, насколько бы меньше было неверных поступков.

        Скажите, ребята, какое чувство должно победить все конфликты?

(Любовь, конечно любовь и терпимость).

        

Один из подготовленных чтецов читает китайскую притчу.

Китайская притча «Ладная семья»

        Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье,

и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и  раздоров.

        Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого  согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно,  не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать  каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прошение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И всё?

- Да. – ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

        В конце нашего классного часа хотелось, чтобы мы с вами посадили и вырастили дерево толерантности.

        Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы наша школа, ваш дом стали пространством толерантности.

        Листочки приклеиваются на дерево.

Примерные надписи:

  1. Надо всех любить и уважать.
  2. Сохранять в чистоте нашу школу и наш дом
  3. Понимать друг друга.
  4. Научиться прощать.
  5. Защищать друг друга, членов своей семьи.
  6. Быть терпимыми.
  7. Уважать пожилых людей.
  8. Уметь слышать и слушать.
  9. Уметь дать совет, выслушать совет другого.
  10. Прислушиваться к мнению старших.
  11. Не повышать голос друг на друга.
  12. Быть милосердными.
  13. Сострадать всем.
  14. Принимать людей такими, какими они есть.
  15. Быть толерантным.
  16. Проявлять терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
  17. Уважать права другого человека.
  18. Сотрудничать с родителями, гордиться ими.

 

Каждый из вас, я надеюсь, запомнил основные правила  толерантности, с которыми вам на вашем жизненном пути будет легче и интереснее жить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия на тему: «Толерантные отношения поколений»

Сценарий внеклассного мероприятия на тему:«Толерантные отношения поколений»...

Классный час "Здоровое поколение"

ОТКРЫТЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС«Наше здоровье в наших руках»...

Методическая разработка классного часа «Взойдет поколение мальчиков …»

Классный час посвящен российскому военнослужащему, Александру Прохоренко, совершившему подвиг и погибшему при  выполнении воинского долга в ходе проведения спецоперации российских войск в СирииВа...

классный час "Новое поколение за здоровый образ жизни"

внеклассное мероприятие для учащихся 5 - 10 классов...

Классный руководитель для поколения Z

laquo;Классный руководитель для поколения Z»Пушкиной Екатерины Владимировны, учителя начальных классовМОУ Каменской СОШ № 1...

Классный час "Новое поколение-кто мы?"

Данный классный час рассматривается в рамках формирования компетенций 4К. Целью его является осмысление и формирование основ нравственно-культурной личности с активной жизненной позицией...

классный час "Пусть поколения знают"

классный час "Пусть поколения знают"...