Классный час: "Толерантность"
классный час

Федоренкова Анна Юрьевна

Цели классного часа:

1. Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности. 

2. Развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

3. Сформировать представление о том, что толерантность как качество личности считается необходимым для адаптации к новым неожиданным условиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_tolerentnost.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Цели классного часа:

1. Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.  

2. Развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

3. Сформировать представление о том, что толерантность как качество личности считается необходимым для адаптации к новым неожиданным условиям.

Форма проведения. 

Работа по группам с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.  Материал: на каждого учащегося – ручка, круг из черной бумаги, круг из белой бумаги, лист чистой бумаги, листочек (для прощального пожелания), 3 листа ватмана формата А-3, изображение дерева на доске, стикеры (бумага с клейкой стороной), таблички с качествами толерантного-интолерантного человека (крупные)  

Ход классного часа.  

Учитель. Классный час я хотела бы начать с разговора о вечном, о любви. Учитель читает притчу. «Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику: - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла с ней дружить всю отпущенную Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал: - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет… Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят 5 прекрасных девушек, одна другой краше.  - Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта. - Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать… - Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.  Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь…

Учитель (обращение к учащимся). Задумайтесь и вы… Напишите на листе имя той девушки, которую выбрали вы. Поднимите листы и покажите всем свой выбор. А теперь узнаем, совпал ли он с выбором девушки по имени Любовь. Учитель (окончание сказки). Любовь подошла к девушки по имени Доброта и протянула ей руку. Учитель (обращение к учащимся). Почему Любовь выбрала девушку Доброту. Учащиеся предлагают варианты ответов на вопрос, высказывают собственную точку зрения.

Учитель (обращение к учащимся). Придумайте, изобразите и объясните эмблему доброты: в центре ватманского листа нарисуйте «доброту», а вокруг напишите слова, составляющие это понятие. На выполнение задание вам отводится 5 минут. Учащиеся после выполнения задания защищают свой рисунок (выступление представителей команд 2-3 минуты).

 Учитель делает выводы: 

1. Эмблемы получились разные, это свидетельствует о том, что мы с вами все разные и у нас не может быть абсолютно одинакового взгляда на «вещи».

 2. В эмблемах «доброты» я обнаружила все то, что необходимо для объяснения понятия «толерантность», для понимания того, что значит быть толерантным.    

Учитель. Игра «Дополни».  Учащиеся заканчивают предложение «Быть толерантным – это значит …», выделяют ключевые слова.  быть терпимым к окружающим;  уважать людей, их мнения, религию;  принимать других такими, какие они есть;  понимать многообразие культур нашего мира.

Учитель (обращение к учащимся). Свойственны ли вам те качества, которые характеризуют толерантного человека. Являетесь ли вы толерантной личностью. В форме таблицы предлагается информация к размышлению.  

Толерантная личность Интолерантаная личность Уважение мнения других Непонимание

Доброжелательность                                             Игнорирование

Желание что-либо делать вместе                         Эгоизм

Понимание и принятие                                          Нетерпимость

Чуткость                                                                  Выражение пренебрежения

Любознательность                                                  Раздражительность

Снисходительность                                                Равнодушие

Доверие                                                                    Цинизм

Гуманизм                                                                 Немотивированная агрессивность  

Учащиеся знакомятся с данными таблицы и самостоятельно делают выводы. Учитель высказывают свою точку зрения.  

Общий вывод: не бывает абсолютно толерантных и абсолютно интотолерантных людей. В современном мире нет примеров толерантного общества. У человечества не выработался иммунитет против интолерантности. Человек совершает в жизни разные поступки. Важно, есть ли в нас стремление к толерантным отношениям, желание полноценно реализовать свои способности, опираясь на устойчивые жизненные позиции, ценности и идеалы.  

Учитель (обращение к учащимся). Почему так актуальна толерантность в наше время? Ответ на этот вопрос дает ученик, который предварительно работал с материалами СМИ. Он приводит примеры и делает выводы:  потому, что мы часто слышим такие слова как «беженец», «жертва насилия», «экстремизм», «конфликт», «агрессия»;

 потому, что в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм антиобщественного поведения;  потому, что продолжает расти подростковая преступность;  потому, что растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка.  

Учитель. Упражнение «Камушек в ботинке». У каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Найдите в себе то, что мешает вам жить в мире с собой и с окружающими людьми. Учащиеся берут кружки из бумаги (черного цвета с одной стороны, белого – с другой) и пишут на них свои недостатки. Идет поиск темного пятна.  

Учитель. Упражнение «Жемчужина в раковине». Естественно и то, что каждый человек является носителем только ему присущих, индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических ситуациях. Найдите в себе то, что является вашим наивысшим достоинством.  Учащиеся берут кружки из бумаги (белого цвета с двух сторон) и пишут на них свои достоинства. Идет поиск светлого пятна. После этого, учащиеся, взяв в руки кружки, выступают, рассказывая сначала о своих недостатках, а затем о достоинствах. Смело, заявив о своих пороках, учащиеся белый кружок выкладывают на середину стола (надписью вверх), или дарят сидящему рядом, или обмениваются. Цель: сделать достоинства одного человека достоинством класса. Пусть каждый член коллектива помнит о том, что в человеке хорошего, помогает ему бороться с недостатками.

Учитель (обращение к учащимся). Сейчас мы создадим с вами «пространство толерантности». Этим пространством для нас будет наша школа.  Учитель. Творческая работа «Дерево толерантности». Возьмите каждый по листочку и напишите на нем то, что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть отношения в ней стали толерантными. Двое учащихся собирают листочки и оформляют на доске «Дерево толерантности».  

Пока они работают, учащиеся выполняют упражнение «Отличия».

Учитель (обращение к учащимся). Встаньте в круг. Выполните следующие действия: посмотрите на своего соседа (соседку) справа и скажите, чем вы с ним (с ней) отличаетесь друг от друга. Назовите как внешние, так и внутренние отличия. Затем скажите, что вы чувствуете по этому поводу, как вы к этому относитесь.  

Учащиеся представляют «Дерево толерантности», комментируют результаты.  

Заключительное анкетирование  

Учитель. Напишите на листочках мнение о том, где в своей жизни вы можете проявить те принципы и знания, которые приобрели на классном часе. Листочки учащиеся складывают в специальный ящик при выходе из аудитории.  

Основные понятия: Толерантность – терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общению с людьми.  Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.  Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Толерантность"

Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей. Уметь находить выход из проблемных ситуаций, которые возникают в реальной жи...

Заседание МО классных руководителей «Толерантность Учителя»

Заседание МО классных руководителей совместно со  школьным психологом, направленное на осмысление понятия "толерантность" в работе педагога...

Презентация классного часа "Толерантность"

Собственная разработка классного часа. 8 класс....

Классный час "Толерантность"

Интересная разработка классного часа. 8 класс....

Классный час "Толерантность - это дружба!"

Разработка открытого классного часа (5 класс)...

классный час "Толерантность"

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, нетерпимость к ...

Классный час "Толерантность? Толерантность!"

Толерантность означает «уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания,...