Классный час «Будьте добрыми и человечными»
классный час (8 класс)

Пузикова Марина Викторовна

Данное мероприятие формирует у ребят представление о таких нравственных категориях, как «тер­пимость», «добро», «милосердие», «гуманизм».

Формирует характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

                   Тема: «Будьте добрыми и человечными»

Класс: 8

Цели:

  • Формирование у ребят представлений о таких нравственных категориях, как «терпимость», «добро», «милосердие», «гуманизм».
  • Развитие дискуссионной культуры, умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
  • В эмоциональной сфере: формирование характера нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм.

Методы: работа индивидуальная, групповая, беседа, рассказ, метод воспитывающих ситуаций, рефлексия.

Оборудование: карточки с ситуациями, отрывок из произведения Ю. Яковлева «Сердце матери», аудиозаписи с танцевальной музыкой.

Время: 60 мин.

Ценности, которые формируются в процессе мероприятия: доброта, человечность милосердие, терпимость.

Содержание мероприятия

  1. Организационный момент

Прием «Общаться по правилам».

Цель: устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся.

II Разминка (завязка)

Каждому из учащихся раздается по салфетке. После этого все участники встают спиной в круг. Ведущий предлагает учащимся выполнить следующую инструкцию: «Оторвите правый верхний угол салфетки, затем сверните ее пополам, после этого оторвите левый нижний угол, затем еще раз сверните и оторвите правый нижний угол» ...

После выполнения задания всем предлагается развернуть салфетки и сравнить с друг другом полученный узор. Все участники обнаруживают, что узор у каждого разный. После этого проводится обсуждение, почему при одинаковых салфетках и инструкции у каждого получился свои рисунок.

Вывод, к которому желательно подвести учащихся: наше восприятие одной и той же информации происходит разными путями. Это говорит о нашей индивидуальности. Стало быть, и мир мы воспринимаем по-разному. Это интересно, потому что, воспринимая мир по- разному, мы можем обогатить, дополнить представления друг друга. Следующее упражнение поможет вам закрепить представление об индивидуальных взглядах на этот мир и о том, что в нем происходит.

  1.   Вступительное слово учителя

(Отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Нищий».)

У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой.

От глада жажды и страданий

Куска лишь хлеба он просил,

И взгляд являл живую муку,

И кто-то камень положил

 В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскую;

Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою.

  • Как вы думаете, о каком нравственном качестве говорит поэт? (Милосердие.)

Какие нравственные критерии включает в себя это понятие - милосердие?

 (Добро, жалость, сопереживание, сочувствие, чуткость, терпимость.)

Учитель:

  • Часто мы наблюдаем равнодушие, жестокость, грубость, нетерпимость людей друг к другу. К тому же, грубые слова, насмешки могут обидеть человека и довести до ужасного состояния.

Говоря о моральных и нравственных качествах, уместно сегодня привести слова известного немецкого философа Эммануила Канта: «Две вещи наполняют душу мою все новым и все более сильным удивлением - звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас».

IV. Диалоговая рефлексия, способствующая формированию отношения ребят к нравственным законам

  • Что значит нравственный закон внутри нас?

Древнегреческий философ и ученый Аристотель 2300 лет назад ввел термины «этика», «обычай», «нрав», «характер».

  • Как вы понимаете эти термины?

Смысл этики - это кодекс, свод правил общения людей, выработанный поколениями.

  • Упражнение «Правила общения». (Работа в группах.)

Учитель:

  • Очень интересную мысль высказал Экзюпери: «Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения».

Задание: каждая группа определяет правила, необходимые для человеческого общения, и записывает на лист ватмана.

Презентация групп.

  • Высказывание по кругу.
  • Что входит в понятие «благородство»?

(Поступки людей с точки возвышенных мотивов, которыми они продиктованы; самоотверженность, верность идеалам, мужество, великодушие.)

  • Как вы понимаете, что такое «человечность»?

(Милосердие, умение радоваться и переживать за других людей - основа человеческого счастья, сопереживание, отношение к детям, старикам, беззащитным.)

  • Что входит в понятие «доброта»?

(Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к людям, с которыми вступаем во взаимоотношения, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, это и будет проявлением доброты.)

Учитель:

(Высказывания известных мыслителей, философов по теме занятия.)

- Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Идея тесного единства, человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывает воззрения многих выдающихся мыслителей.

  1. Древнегреческий философ Платон уже в 4 веке до н. э. утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».
  2. Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым.

На планете Земля неспокойно.

Да и было ль спокойно на ней?

Прекращались раздоры и войны,

Только снова седлали коней.

Вот и космос уже на примете,

Став над пропастью, в бездну глядим.

Как земли неразумные дети Рубим сук, на котором сидим.

Не спасет ни утроба отсека,

Ни глубинное в недрах жилье.

Человек, полюби человека,

Только в этом спасенье твое!

  1. «Против всего можно устоять, но не против доброты», - утверждал французский мыслитель Ж.Ж. Руссо.

Помогают ли благородство, доброта, милосердие стать счастливым человеком

(Высказывание по кругу, примеры из личного опыта.)

V. Упражнение «Добрые слова» (Прием «Ролевые маски». Войти в роль другого человека и выступать уже не от своего имени, а от его лица.)

Учитель:

  • «Доброе слово и собаке приятно услышать», - слышали, наверное, такое выражение.

Задание. За 5 минут подготовить рассказ, в котором должны звучать добрые слова в адрес кого-нибудь из присутствующих. Каждый самостоятельно выбирает детей из группы, о которых будет рассказывать. Необходимо подчеркнуть, что именно он ценит в каждом из тех, о ком рассказывает.

  • Приятно говорить «добрые слова» или получать?
  • Изменилось ли ваше настроение?

        -   Трудно ли было найти ценные качества в том человеке, о ком рассказывали?

        -   Как вы реагируете, когда вам говорят комплимент или приятные слова?

Притча «Бабушкина сказка».

        Учитель:

- Послушайте интересную сказку- притчу.

        Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

        - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

        - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет...

        Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место, к трем соснам, что стояли на краю леса. Пришла и видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше.

        - Вот, выбирай, - сказал дедушка-волшебник. - Одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.

        - Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...

  • Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе, посмотрела в глаза каждой: у одной, как небо, - синие, у другой, как изумруд, - зеленые, у третьей, как яхонт, - серые, у четвертой, как темный бархат, - черные, у пятой, как незабудки, - голубые.

Подошла Любовь к девушке по имени Доброта и протянула ей руку. Ох, как трудно сделать выбор!

  • Кого бы из прекрасных девушек выбрали вы?
  • Почему так сложно сделать выбор?
  • Как вы думаете, почему Любовь выбрала Доброту?
  • Что значит быть добрым человеком?
  • А могут ли они вместе идти по жизненному пути и помогать друг другу?

 VI. Ролевая игра «Перед вами две дороги»

Три добровольца разыгрывают ситуацию перед ребятами с последующей рефлексией.

Молодой парень и его девушка гуляют по парку. На бордюре клумбы сидит пожилой человек в рваной грязной рубахе, обхватив левую ногу руками, слегка покачиваясь. Он тихонько стонет, а в глазах - слезы. Девушка пытается подойти, а парень ее отговаривает и не пускает.

  • Могут ли среди беженцев или бродяг оказаться люди, которые вследствие ряда причин оказались на «дне» жизни?
  • Как вы относитесь к тем, кто просит подаяния?
  • Всегда ли мы милосердны и добры к своим самым близким и родным людям?

Из далекой-далекой древности, из VI века до н.э., греческий философ Фалес послал нам мудрое предостережение: «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями». Через два столетия к такому же умозаключению пришел другой житель Эллады, публицист и оратор Сократ. Он советует: «К родителям относитесь так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе».

• Отрывок из рассказа Ю. Яковлева «Сердце матери».

Учитель:

  • Послушайте отрывок из рассказа Ю. Яковлева «Сердце матери».

«Дети никогда не запоминают мать молодой и красивой, так как чувство красоты к ним приходит позже. Дети никогда не говорят маме о любви своей, они не знают, как назвать это чувство, которое привязывает их к ней. В их понимании это чувство как что-то обязательное - вроде утоления жажды.

Однажды в один из суровых дней я пришел из школы голодный и усталый. Я попросил колбасы, съел один кусок, мне показалось мало, мать мне дала свой, мне снова показалось мало. Я разозлился, хлопнул дверью и ушел. Нет ничего более жестокого, чем просить матери то, чего у нее нет, - последний кусок. Пройдут годы, и стыд настигнет тебя, и тебе станет мучительно стыдно от своей несправедливости. Ты будешь думать о дне своего позора, но уже поздно. Ты скажешь: «Прости!» - нет ответа. Некому прошептать многосердечное слово «Прощаю». Я глажу рукой траву Пискаревского кладбища. Здесь похоронена моя мать. Я ищу сердце матери. Оно не может истлеть. Оно стало сердцем земли».

Берегите же ее, самую добрую, самую хорошую - вашу маму, берегите ее здоровье, ее силы и нервы - и вам самим от этого станет хорошо. А если вдруг вы сорветесь и обидите маму - вспомните рассказ, который я вам только что прочитала, и сразу постарайтесь загладить свою вину.

 Резюме

  1. Делать добро другим - не обязанность. Это - радость, поскольку это улучшает здоровье и увеличивает счастье.
  2. Забудьте о своих собственных неприятностях, пытаясь дать немного счастья другим. «Делая добро другим, вы в первую очередь помогаете себе».
  3. Вместо того, чтобы расстраиваться из-за неблагодарности, будьте готовы к ней.
  4. Благодарность - это такая черта характера, которая является результатом воспитания, этому надо учить.
  5. Когда судьба вручает вам лимон, постарайтесь сделать из него лимонад.
  6. Подсчитывайте свои удачи, а не свои неприятности.

Китайская пословица гласит: «Ароматом роз всегда веет от руки, которая их дарит».

VII. Итог

 «Корзина подарков». Все ребята садятся в круг, и каждый дарит от себя группе одно, доброе слово.

Литература

  1. Ведерникова В.А., Огородникова Н.В. и др. Сценарии классных часов и вечеров.

7-9 классы. Волгоград: Изд-во «Учитель», 2005.

  1. Алиева М.А., Гришанович Т.В. и др. Тренинг развития жизненных целей. СПб.: Речь, 2003.
  2. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М.: Генезис, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Будьте добрыми и человечными!» классный час в 6 классе

Данный классный час нацелен на воспитание доброго отношения к окружающим, ориентирован на улучшение межличностных отношений....

Классный час "Будьте добрыми, человечными!

На данном классном часе обобщается информация, полученная на предыдущем классном часе по разделу: « Как прекрасен этот мир», продолжается углубление знаний учащихся о таких понятиях как человечност...

Классный час в 7 классе "Будьте добрыми и человечными"

Материал классного часа воспитывает у учащихся доброту, человечность, любовь к природе, " братьям нашим меньшим"....

Классный час "Будьте добрыми и человечными"

Сценарий проведения классного часа для детей шестого класса....

Классный час "Будьте добрыми и человечными"

Классный час в 5 классе. Материал содержит конспект занятия, презентацию, раздаточные карточки....

Классный час "Будьте добрыми и человечными"

Воспитывать у детей доброту и человечность....