Проект по организации профориентационной работы в школе
проект

Замешина Татьяна Николаевна

Проект по организации профориентационной работы в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»

Кафедра педагогики, психологии и андрагогики

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

слушателей курсов

«Психолого-педагогическое сопровождение системы воспитательной деятельности класса в условиях реализации ФГОС»

«Проект по организации профориентационной работы в школе

 на примере 8-9 классов»

                              Авторы проекта:

Замешина Т.Н. учитель биологии

МБОУ “Набережно-Морквашская СОШ”

Верхнеуслонского района

Сайфетдинова Р.Р. учитель математики

                                                 МБОУ «Пижмаринская ООШ»

                                   Балтасинского района

                                                         Научный руководитель_________

                                                             _______________________________

                                                           Куратор:_______________________

Проект допущен к защите:

«__»____________ 2019 г.

Казань, 2019


Оглавление

Актуальность        3

Цель и задачи проекта        4

Целевая группа        4

Жизненный цикл и этапы реализации проекта        4

Ожидаемые  результаты        8

Заключение        9

Литература        11

Глоссарий .        12

Приложение        15


Актуальность

Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждений и самореализации. Неуспешность в профессиональной сфере, по мнению психологов приводит к депрессии, т.е. к нарушению состояния внутреннего здоровья человека, вызывает проявление асоциальных действий, таких как алкоголизм, наркомания, преступность. Поэтому профориентационная работа в школе важный компонент системы учебно-воспитательного процесса.  

Выбор подходящей профессии для старших школьников  – это гарантия высокого качества дальнейшей жизни.

Подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и её следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.

В большинстве случаев профориентационная работа в школе сводится к проведению классных часов по знакомству с профессиями. Однако ученики, слушая учителя, не всегда в полной мере могут представить реалии профессии. На наш взгляд наиболее эффективным будет системная работа, которая заключается в комплексном подходе к данной проблеме. А именно: проведение анкетирования с целью выявления склонностей учащихся, затем презентация профессий в соответствии с результатами анкетирования и организация экскурсий.


Цель и задачи проекта

Цель проекта: разработка проекта по организации профориентационной работы в школе на примере 8-9 классов.

Задачи:

  • изучить психолого-педагогическую литературу;
  • разработать диагностические материалы по определению выбора профессионального самоопределения учащихся способствующих созданию личностной траектории развития каждого учащегося, исходя из его природных возможностей
  • наладить сотрудничество с предприятиями района;
  • провести фестиваль профессий

Целевая группа

Учащиеся 8-9 классов

Жизненный цикл и этапы реализации проекта

Основанием профориентационной работы в школе является   учет индивидуально-психологических особенностей ребёнка, а также -  знание требований профессии к человеку, вторая сторона – учет требований рынка профессий. 

Сроки реализации проекта: учебный год

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный: август, сентябрь
  2. Основной: октябрь- апрель
  3. Заключительный: май

Программа проектных мероприятий

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

1 этап

1

Подбор учебно-методической литературы по профориентационной работе

Школа,библиотека

Август,

Заведующая библиотекой, классный руководитель

2

Разработка диагностических материалов

библиотека

сентябрь

Педагог-психолог

2 этап

Проведение диагностики

школа

октябрь

Классный руководитель

Обработка анкет и интерпретация полученных результатов

Школа

ноябрь

Педагог-психолог, классный руководитель

Доведение результатов анкетирования до учащихся и их родителей

школа

декабрь

Классный руководитель

Проведение классных часов с приглашением представителей профессий, подходящих ученикам

школа

Январь, февраль

ЗДВР, классный руководитель

Организация и проведение экскурсий на предприятия района

предприятия

Март, апрель

Директор, ЗДВР, классный руководитель

3 этап

1

Фестиваль профессий

Школа

май

ЗДВР, классный руководитель

Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:

1) Профессиональная информация. 

2) Профессиональное воспитание.

3) Профессиональная консультация.

 Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий,  личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:

1)  Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только  со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

2)  Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3)  Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

4)  Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

5)   Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).  

Основные риски проекта

№ п/п

Основные риски проекта  

Пути их минимизации

1

Недостаточная компетентность исполнителей проекта в решении некоторых вопросов

самообразование, привлечение научных руководителей, внешних консультантов

2

Недостаточная мотивация предприятий-партнеров для осуществления программы проекта

активность руководителей проекта, разработка системы стимулирования, минимизация конфликтов

3

Зависимость от ресурсного материально-технического оснащения

поиск новых возможностей материально-технического обеспечения реализации проекта, привлечение внебюджетных источников

Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику

№ п/п

Предложения

Механизмы реализации

1

Проведение семинаров, вебинаров, конференций, мастер-классов с целью трансляции инновационного опыта

создание региональной инновационной площадки

2

Распространение информации об инновационном проекте и результатах его работы

публикации в журнале, на школьном портале, выступления на конференциях, размещение информации в СМИ

Ожидаемые  результаты

  • Создание базы диагностических материалов по профориентационной работе
  • Владение учащимися технологией принятия решения в ситуации профессионального выбора.
  • Активная личностная позиция учащихся в ситуации выбора, уверенность в собственных шагах по построению образовательно-профессионального проекта.
  • Создание эффективного проекта по профориентационной работе

Заключение

Современная молодежь выбирает будущую профессию спонтанно:  

  • самостоятельно принимают решение, куда пойти учиться;
  • делают выбор по совету родителей;
  • прислушиваются к мнению друзей;
  • главный авторитет — учитель;
  • ориентируются на информацию в СМИ и рекламу учреждений образования.

Для родителей главными критериями являются не способности ребенка, а уровень зарплаты в отрасли и условия труда.

Анализ выбора экзаменов в форме ЕГЭ подтверждает то, что часть выпускников на пороге окончания общеобразовательного учреждения, так и не определились в какое высшее учебное заведение они будут поступать, т.е. не определились с будущей профессией.

Анализ распределения выпускников после окончания школы показал следующие результаты:

  • большинство выпускников поступают в высшие учебные заведения на платной основе на специальности, которые не соответствуют их индивидуальному самоопределению (лишь бы поступить в высшее учебное заведение);
  • отсутствие детей, выбирающих рабочие профессии;
  • несоответствие выбора профессий детьми необходимым профессиям городского, регионального рынков труда.

Сложность организации профессиональной ориентации с подростками требует решения двойственной задачи: с одной стороны, она должна отвечать запросам рынка труда, с другой – соответствовать способностям, наклонностям, навыкам и личным качествам молодежи при выборе будущей профессии.

Это накладывает особую ответственность на основную школу.

Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой страны, потребностями учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник ОУ находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.


Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного    общего образования: Официальный текст. Ввод. в действие с 1 сентября 2015 г. (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).
  2. Букреева И.А., Евченко Н.А. Самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении // Инновации и традиции современной школы: материалы II Международной научно-практической конференции. 18 декабря 2010 г. - Чебоксары, 2010. - С. 47-51.
  3. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2009. – 160 с.
  4. В условиях введения в школе предпрофильной подготовки и профильного обучения. Психологическое сопровождение выбора профессии. //Под ред Л.М. Митиной. М., 2003.

                                                   


Глоссарий
1. Профориентация – это определение человеком своего места в мире профессий.
2. Профессиональное самоопределение – процесс и результат самостоятельного и сознательного выбора профессии
3. Профессия – это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.
4. Специальность – это вид занятия в рамках одной профессии
5. Профессиональная склонность – человеческая потребность в определенной профессиональной деятельности
6. Профессиональная психологическая пригодность (термин введен профессором К.М. Гуревичем) – свойство личности, о котором можно судить по двум критериям:
- успешность овладения профессии;
-степень удовлетворенности своей деятельностью;
- соответствие психологических особенностей человека требованиям профессии, которое формируется в процессе деятельности.

Два типа профессиональной пригодности (предложил профессор К.М. Гуревич):

Профессии с относительной профессиональной пригодностью – данными профессиями может овладеть практически любой человек при определенной подготовке и желании. Профессиональная пригодность может быть сформирована у любого человека при условии его высокой мотивации к овладению данными профессиями. Не требуют профессионального отбора.
Профессии с абсолютной профессиональной пригодностью – данные профессии предъявляют жесткие требования к психофизиологическим особенностям, особенностям нервной системы человека и требует отбора. Это профессии, требующие от человека наличия определенных задатков, профессиональных способностей. Это творческие профессии, а также те виды деятельности, которые требуют специальной выраженности основных свойств нервной системы или сформированности анализаторных систем. Требуют профессионального отбора.

Например: летчик-испытатель, музыкант, дегустатор и другие.

7. Профессиональный отбор – это выбор лиц, наиболее подходящих для данного вида деятельности.

Это комплекс мероприятий, позволяющих выявить лиц, наиболее пригодных по своим индивидуальным качествам и возможностям для обучения и дальнейшей профессиональной деятельности по конкретной специальности.

8. Профессиональный клиринг (от англ. clearing - расчет путем зачета взаимных требований, обязательств) – это термин, используемый при подборе профессии, вида деятельности для человека.
9. Профессиограмма – модель характера профессии, условий деятельности
10. Персонограмма – информационно-психологическая модель личности.
13. Квалификация – это:
- профессия, специальность;

- степень годности к какому-либо виду труда, подготовленности

14. Карьера – это:
- достижение наивысших результатов;
- род занятий;
- продвижение по служебной лестнице

15. Призвание – наивысшая степень взаимосоответствия конкретного человека и его работы
16. Вакансия – незанятая должность в учреждении, учебном заведении; свободное место в учебном заведении для учащегося
17. Деятельность – взаимодействие человека и окружающего мира, в котором человек сознательно и целенаправленно изменяет мир. Всякая деятельность исходит из мотивов и направлена на достижение определенных целей.
18. Мотив – то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается. Основой для возникновения мотива являются потребности человека.
19. Потребность – нужда в чем-либо.
20. Цель – это то, что стремится достигнуть человек, конечный результат деятельности.


Приложение

АНКЕТА «ОРИЕНТАЦИЯ» часть 1

 ИНСТРУКЦИЯ. Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашего желания заниматься этим видом деятельности:

0 – вовсе нет, 1 – пожалуй, так, 2 – верно, 3 – совершенно верно.

                                         Я ХОЧУ (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):

1

Обслуживать людей

0

1

2

3

 

Заниматься лечением

0

1

2

3

Обучать, воспитывать

0

1

2

3

Защищать права и безопасность

0

1

2

3

Управлять людьми

0

1

2

3

2

Управлять машинами

0

1

2

3

 

Ремонтировать оборудование

0

1

2

3

Собирать и налаживать технику

0

1

2

3

Обрабатывать материалы, изготавливать предметы и вещи

0

1

2

3

Заниматься строительством

0

1

2

3

3

Редактировать тексты и таблицы

0

1

2

3

 

Производить расчеты и вычисления

0

1

2

3

Обрабатывать информацию

0

1

2

3

Работать с чертежами, картами и схемами

0

1

2

3

Принимать и передавать сигналы и сообщения

0

1

2

3

4

Заниматься художественным оформлением

0

1

2

3

 

Рисовать, фотографировать

0

1

2

3

Создавать произведения искусства

0

1

2

3

Выступать на сцене

0

1

2

3

Шить, вышивать, вязать

0

1

2

3

5

Ухаживать за животными

0

1

2

3

 

Заготавливать продукты

0

1

2

3

Работать на открытом воздухе

0

1

2

3

Выращивать овощи и фрукты

0

1

2

3

Иметь дело с природой

0

1

2

3

А

Работать руками

0

1

2

3

 

Выполнять решения

0

1

2

3

Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать

0

1

2

3

Получать конкретный практический результат

0

1

2

3

Воплощать идеи в жизнь

0

1

2

3

Б

Работать головой

0

1

2

3

 

Принимать решения

0

1

2

3

Создавать новые образцы

0

1

2

3

Анализировать, изучать, наблюдать, измерять, контролировать

0

1

2

3

Планировать, конструировать, разрабатывать, моделировать

0

1

2

3


АНКЕТА «ОРИЕНТАЦИЯ» часть 2

ИНСТРУКЦИЯ. Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашей способности к этому виду деятельности

0 – вовсе нет, 1 – пожалуй, так, 2 – верно, 3 – совершенно верно

Я МОГУ (способен, умею, обладаю навыками):

1

Знакомиться с новыми людьми

0

1

2

3

 

Быть чутким и доброжелательным

0

1

2

3

Выслушивать людей

0

1

2

3

Разбираться в людях

0

1

2

3

Хорошо говорить и выступать публично

0

1

2

3

2

Искать и устранять неисправности

0

1

2

3

 

Использовать приборы, машины, механизмы

0

1

2

3

Разбираться в технических устройствах

0

1

2

3

Ловко обращаться с инструментами

0

1

2

3

Хорошо ориентироваться в пространстве

0

1

2

3

3

Быть сосредоточенным и усидчивым

0

1

2

3

 

Хорошо считать в уме

0

1

2

3

Преобразовывать информацию

0

1

2

3

Оперировать знаками и символами

0

1

2

3

Искать и исправлять ошибки

0

1

2

3

4

Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи

0

1

2

3

 

Разбираться в литературе и искусстве

0

1

2

3

Петь, играть на музыкальных инструментах

0

1

2

3

Сочинять стихи, писать рассказы

0

1

2

3

Рисовать

0

1

2

3

5

Разбираться в животных или растениях

0

1

2

3

 

Разводить растения или животных

0

1

2

3

Бороться с болезнями, вредителями

0

1

2

3

Ориентироваться в природных явлениях

0

1

2

3

Работать на земле

0

1

2

3

 

 

 

 

 

 

 

 

А

Быстро выполнять указания

0

1

2

3

 

Точно следовать инструкциям

0

1

2

3

Работать по заданному алгоритму

0

1

2

3

Выполнять однообразную работу

0

1

2

3

Соблюдать правила и нормативы

0

1

2

3

Б

Создавать новые инструкции и давать указания

0

1

2

3

 

Принимать нестандартные решения

0

1

2

3

Легко придумывать новые способы деятельности

0

1

2

3

Брать на себя ответственность

0

1

2

3

Самостоятельно организовывать свою работу

0

1

2

3


Обработка результатов

        Суждения в каждой из двух частей анкеты, характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений подсчитывается суммарное количество баллов, выбранных клиентом, и эта сумма записывается в окне справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того в какой группе клиент набрал максимальны суммарный балл, определяется наибольшая склонность к соответствующему типу или классу профессий.

        Первые 5 групп суждений, обозначенные цифрами от1 до 5, характеризуют 5 типов профессий, разделенных по признаку "предмет труда": 1) человек-человек, 2) человек - техника, 3) человек- знаковая система, 4) человек -художественный образ, 5) человек- природа.

        Последние две группы суждений, обозначенные буквами "А" и "Б", соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку "характер труда": 1) исполнительские, 2) творческие.

ПРИМЕР:

C:\Users\User\Pictures\ControlCenter4\Scan\CCI28022017_0001.jpg


Психологическая карта профессий( для дальнейшей работы)

Типы профессий

Классы профессий

А. Исполнительские

Б. Творческие

1. Человек-человек

Агент (рекламный, коммерческий, торговый, страховой, по недвижимости)

Акушер

Горничная

Дилер

Диспетчер

Дознаватель

Инспектор (ГИБДД, по охране и режиму)

Коммивояжер

Кондуктор

Контролер

Крупье

Массажист

Медицинская сестра

Милиционер

Оперуполномоченный

Официант

Охранник

Представитель (коммерческий, торговый)

Проводник пассажирского вагона

Продавец (продовольственных товаров, непродовольственных товаров)

Санитар

Стрелок

Фельдшер

Воспитатель детского сада

Врач (терапевт, хирург, педиатр, стоматолог, скорой и неотложной медицинской помощи)

Гувернер

Дефектолог

Инспектор (участковый, уголовного розыска)

Логопед

Мастер производственного обучения

Менеджер (по персоналу, по рекламе, по продажам)

Преподаватель (английского языка, физкультуры, немецкого языка)

Психолог

Секретарь-референт

Следователь

Социальный педагог

Социальный работник

Тренер

Учитель (английского языка, русского языка и литературы, математики)

Экскурсовод

Юрисконсульт

2. Человек-техника

Аппаратчик

Арматурщик

Бетонщик

Водитель (автомобиля, троллейбуса, трамвая, погрузчика)

Вышкомонтажник

Вязальщица трикотажных изделий

Газоэлектросварщик, газосварщик, газорезчик

Гальваник

Гравер

Жестянщик

Кабельщик-спайщик

Каменщик

Кондитер

Контролер деталей и приборов

Кровельщик

Лифтер

Маляр

Матрос

Машинист (экскаватора, автомобильного крана, башенного крана, бульдозера, компрессорных установок, котельной, локомотива)

Механик по ремонту теле- и радиоаппаратуры

Монтажник стальных и железобетонных конструкций

Наладчик (машин и оборудования, станков с числовым программным управлением)

Облицовщик-плиточник

Обувщик

Оператор (автоматизированных и полуавтоматизированных линий, котельной)

Паркетчик

Пекарь

Печатник офсетной печати

Печник

Пилорамщик

Плавильщик

Плотник

Пожарный

Прокатчик горячего металла

Слесарь (ремонтник, сантехник, по ремонту автомобилей, механосборочных работ, по контрольно-измерительным приборам и автоматике, инструментальщик)

Станочник (широкого профиля, деревообрабатывающих станков)

Стекольщик

Столяр

Стропальщик

Такелажник

Ткач

Токарь (расточник, универсал, карусельщик, револьверщик)

Фрезеровщик

Швея

Шлифовщик

Штукатур

Электрогазосварщик

Электромонтер

Бортинженер

Инженер-конструктор

Инженер-механик

Инженер-строитель

Инженер-технолог

Пилот гражданской авиации

Техник

3. Человек-информация

Делопроизводитель

Кассир (билетный, торгового зала)

Корректор

Лоцман

Налоговый инспектор

Оператор ПК

Оператор почтовой связи

Операционист

Почтальон

Аудитор

Банковский служащий

Библиотекарь

Биржевой маклер

Брокер

Бухгалтер

Геодезист

Диспетчер управления воздушным движением

Логистик

Маркетолог

Нотариус

Переводчик

Программист

Редактор

Товаровед

Штурман гражданской авиации

Экономист

4. Человек-искусство

Вышивальщица

Демонстратор одежды

Косметичка

Закройщик

Маникюрша

Парикмахер

Повар

Портной

Реставратор

Фотограф

Ювелир

Актер

Архитектор

Дизайнер

Журналист

Модельер

Музыкант

Музыкальный руководитель

Художник

5. Человек-природа

Животновод

Зоотехник

Кинолог

Коневод

Лаборант (химического анализа, клинический)

Оператор машинного доения

Плодоовощевод

Птицевод

Пчеловод Фермер

Агроном

Ветеринарный врач

Геолог

Инженер лесного хозяйства

Метеоролог

Фармацевт

Физик

Химик

Эколог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Организация профориентационной работы с выпускниками основной школы"

Самостоятельный выбор профессии- это "второе"рождение человека, поскольку от того ,насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей,удовл...

Опыт работы "Организация профориентационной работы в школе"

Данная работа знакомит с определением "профориентации", целями, направлениями и формами профориентационной работы в школе....

Методические рекомендации по организации профориентационной работы в школе

Методические рекомендации по организации профориентационной работы в школе из личного опыта учителя ГКСУВУ СОШ №1 (закрытого типа) Якимчик Е.Е....

Организация профориентационной работы в школе.

Презентация  разработана для выступления на районной конференции по обмену опытом в работе по профориентации....

Педагогический проект «Навыки будущего. Инновационные подходы к организации профориентационной работы в системе школьного образования»

Юность. Пора первых взлетов и падений, пора приобретения жизненного опыта, поиск себя в этом постоянно - изменяющемся мире новых технологий, интересном, красивом, неоднозначном мире под названием &laq...

Организация профориентационной работы в школе

Разработка раскрывает особенности профориентационной деятельности в общеобразовательных учреждениях...