Классный час "Право быть ребенком"
классный час

Классный час "Право быть ребенком"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyyi_chas_na_temu.doc54 КБ
Файл pravo_byt_rebenkom.pptx1.96 МБ

Предварительный просмотр:

Классныйи час на тему: «Право быть ребенком»

Цели:

Познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни соотнести права и обязанности детей; способствовать осознанию ответственности за свои права; формировать положительное отношение к правам других.

Задачи:

- познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;

- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Оборудование:

- Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор.

Песня  Е.Крылатова на слова Ю.Энтина «Мы маленькие дети» из к/ф «Приключения Электроника».

Словарная работа: права, Конвенция

Ход занятия

1. Вступительное слово

«Детству следует оказывать величайшее уважение».

Древний мудрец Ювенал

Начинаем воспитательный час,

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что – то новое узнать

Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.

Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах детей.

Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь.

Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон «око за око, зуб за зуб». Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.

После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война — самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека — документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.

Всеобщая декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще — и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства.

Именно поэтому в 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка».

Слайд № 2.

Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

«Конвенция о правах ребенка» — это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.

Слайд № 3

О каких же правах идет речь в конвенции, на что каждый ребенок имеет право?

На столах у вас ребята лежат листы, на которых перечислены основные права детей — основные статьи из Конвенции о правах ребенка. Но прежде чем перейти к ознакомлению с основными статьями Конвенции, выполним следующее задание.

Игра «Ваши права».

Слайд № 4.

(Звучит песня Е.Крылатова на слова Ю.Энтина «Мы маленькие дети» из к/ф «Приключения Электроника».)

Слайд № 5

1. Составьте список потребностей ребенка, которому 2 месяца. Что ему необходимо для жизни?

2. Потребности человека с возрастом меняются. И в 12-13 лет, как вам сейчас, у ребенка могут быть и другие потребности. Напишите список потребностей 12-летнего ребенка.

3. Обсуждение. Учитель раздает карточки с таблицей потребностей 2-х месячного и 12-летнего ребенка.

Слайд № 6

Слайд № 7

Учитель: Как с возрастом изменяются потребности ребенка? Они становятся разнообразнее и сложнее, их становится больше. Сейчас мы познакомимся с небольшим перечнем прав ребенка, признанным Конвенцией.

Сокращённый перечень прав ребёнка

(приводится из Конвенции о правах ребёнка)

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 14. Право исповедовать любую религию.

Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.

Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.  

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.

Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

             Статьи уголовного кодекса

Российской Федерации

Статья 116. Побои.

Статья 117. Истязания.

Статья 125. Оставление в опасности.

Статья 127. Незаконное лишение свободы.

Статья 133. Понуждение к действиям сексуального характера.

Статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.

Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

Статья 157. Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

Статья 230. Склонение к употреблению наркотических средств.

Статья 240. Вовлечение в занятие проституцией.

Физкультминутка: (Работа в парах. Учащиеся должны при помощи мимики и жестов показать одно из выученных прав.)

Слайд № 8

Ребята в Конвенции о правах ребенка Статья 6. Право на жизнь, записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь».

Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните сою точку зрения.

(Учащиеся отвечают)

Слайд № 9

Объяснение. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник.

 – Мне хотелось бы, вместе с ребятами, все-таки проверить, а правильно ли вы все поняли, на что вы имеете право, а на что нет.

«Литературно-правовая викторина»

Слайд № 10

Слайд № 11

1ситуация: «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?»

(Ответ: ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)

2 ситуация: Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

(Ответ: Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)

3 ситуация: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным

(Ответ: Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23).

4 ситуация: Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено

(Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась раньше).

Сценка из школьной жизни.

(На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их).

Наташа. А ты не пойдешь на физкультуру?

Оля. Нет, я освобождена.

(все уходят, кроме 2-ой девочки. Она садится и начинает рисовать)

Оля. Ой, ластика нет. У кого же взять? У Оли возьму. (Оля роется в портфеле у второй. Находит блокнот, читает. Затем находит дневник и читает его. В это время входит Наташа)

Наташа. Почему ты открыла мой портфель? И почему ты читаешь мой дневник?

Оля. А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

Учитель: На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь почитать дневник, посмотреть блокнот. А какое ваше мнение?

(Учащиеся высказывают свое мнение).

Ребята, Вы все читали сказки, давайте вместе с Вами постараемся ответить на вопросы викторины и узнать, знаете ли Вы, в каких сказках были нарушены права литературных героев (раздаем листы с иллюстрациями сказок).

Викторина «Права литературных героев».

Слайд № 12.

Права литературных героев

В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Красная шапочка», «Волк и семеро козлят»).

Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? («Ледяная избушка»).

В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино»).

Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? («Белоснежка и семь гномов», «Квартет»).

В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? («Айболит»).

В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? («По щучьему велению, по моему хотенью»).

Правовой статус – это ваше положение в мире права. В Праве Ваше положение определяют права, обязанности и ответственность. По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность – меняется ваш статус. Слайд № 13.

Для того, чтобы закрепить полученные на сегодняшнем занятии знания, я предлагаю Вам ответить на вопросы:

1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста.

2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься деятельностью.

3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?

4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет.

5. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?

6. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день.

Вывод. Мы сегодня с Вами поговорили о правах и узнали, что у детей, как и у взрослых есть права.

- Какие документы защищают ваши права?

- Куда вы можете обратиться, если будут нарушены ваши права?

- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?

Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.

Слайд № 14.

Спасибо за работу!

Использованная литература:

Маньшина Н. А. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка. Волгоград: Учитель, 2007.

Использованы материалы с сайта «Фестиваль педагогических идей» http://festival.1september.ru/articles/502414


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Право быть ребенком»

Слайд 2

В 1989 году 20 ноября ООН приняла документ

Слайд 3

Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). « Конвенция о правах ребенка» — это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.

Слайд 4

Игра «Ваши права» Составьте список потребностей ребенка, которому 2 месяца Напишите список потребностей 14-летнего ребенка .

Слайд 5

Потребности

Слайд 6

Твой возраст – твои права! Только родившись, человек приобретает по закону с пособность иметь права и нести обязанности – конституционные, семейные, гражданские, трудовые и т.д. Однако их реальное осуществление возможно лишь по мере взросления ребенка. С каждым годом объем твоей дееспособности ( способности своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их) увеличивается. И так же, как сосуд наполняется жидкостью до верха, так и дееспособность становится полной к 18 годам и ты становишься совершеннолетним.

Слайд 7

человек От 0 до 6 лет совершеннолетний От 14 до 18 лет От 6 до 14 лет несовершеннолетний

Слайд 8

Государство Спарта

Слайд 9

А.В. Суворов провел за всю свою жизнь около 200 боев и сражений и ни одного не проиграл. Удивительно, но большую часть сражений он выигрывал тогда, когда противник находился в 2 - 3 кратном превосходстве, при этом на одного убитого русского солдата приходилось 8 - 10 поверженных противников .

Слайд 10

«Литературно-правовая викторина»

Слайд 13

Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей!

Слайд 14

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

право быть ребенком...

внеклассное мероприятие по правам детей для 5-7 классов...

Конспект классного часа "Право быть ребенком"

Познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни...

Сценарий классного часа "Быть современным, значит быть толерантным!"

Классный час "Быть ссовременным, значит быть толерантным!"  , приурочен  к Всемирному дню толерантности, ориетирован на обучающихся 9 -х классов....

Классный час "Право быть ребенком"

Классный час по Конвенции ООН о правах ребенка...

Воспитательная концепция классного руководителя " Быть или не быть"

Воспитательная система-это сценарий личностного становления учащихся. Целью ее является развитие качеств личности на основе нравственных и духовных ценностей способствующих формированию активной жизне...

Классный час "Право быть ребенком"

Цель классного часа: способствовать воспитанию правовой грамотности обучающихся и духовно-нравственных качеств личности. Форма проведения: беседа с элементами игры...