сценарий классного часа
классный час

Потемкина (Ивкова)  Екатерина Юрьевна

сценарий классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_o_pravah_i_obyazannostyah.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕРИАЛЫ ВЗЯТЫ С РАЗНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, переработаны частично

Сценарий классного часа в рамках недели правовых знаний «Калейдоскоп твоих прав и обязанностей»

Разработчик: Потемкина Е.Ю.

Класс: 7

Цель:

1. Расширить знания учащихся об основных правах и свободах, истории их формирования и особенностях на современном этапе.

2. Формировать правовую грамотность, правосознание гражданской позиции.

3. Формировать правовое и нравственное воспитание учащихся, развивать гражданскую активность и воспитание законопослушности

Ход занятия

1. Вступительная беседа.

Добрый день, друзья! Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах и обязанностях детей, то есть о наших с вами правах и обязанностях.

Ребята! В какой стране мы живём? Символы страны.
Но ещё мы живём в правовой стране.

Право - это нормы, установленные государством, – это правила, по которым все живут в стране и которые регулирует отношения между людьми, между странами. У людей много общего и права каждого надо уважать, но знать надо не только свои права, но и свои обязанности.
Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.

Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН. 20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием “Конвенция о правах ребенка”. РК присоединилась к этой конвенции в 1994 году. Конвенция — это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.

2. Разбор прав человека на основе прослушанного стихотворения и составление "пазла" с основными правами

Только ты на свет родился,

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться

Имя личное свое.

Очень трудно самому,

жить на свете одному.

Правом с  Мамой жить и с Папой

Пользуйтесь везде, ребята.

Есть еще такое право-

Помнить, думать и творить

и другим свои раздумья,

если хочешь, подарить.

Я росточком не доволен

И пока не так силен,

Но не смей мне делать больно-

Есть у нас такой закон.

Если жар, все тело ломит

И совсем не до игры,

То позвать  врача на помощь 

Тоже право детворы.

Чтоб с наукой подружиться ,

С книжкой  в маленькой руке

Правом пользуюсь  «учиться

На родимом языке.»

Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки -

Это право есть у нас.

Я могу свой детский праздник,

Как и взрослый, отмечать.

Если я проголодаюсь-

Пищу   вправе получать.

Будь ты слабым или сильным ,

Белым, черным - все равно!

Ты родился быть счастливым,

Это право всем дано.

Какие права мы запишем  с вами на частях пазла

Права детей:

  • Право на жизнь.
  • Право на имя при рождении.
  • Право на медицинскую помощь.
  • Право на образование.
  • Право на отдых и досуг.
  • Право на индивидуальность.
  • Право свободно выражать свои взгляды.
  • Право на специальную охрану и защиту.
  • Право на заботу и воспитание родителями.
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
  • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

3. Литературно-правовая викторина

Учащиеся делятся на 4 группы. Каждой группе зачитываются игровые ситуации, и предлагается выяснить, какая статья из конвенции была нарушена.

1 ситуация: Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер.

Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?

(Ответ: ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)

2 ситуация: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным

(Ответ: Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23)

3 ситуация:

Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?

(Ответ: Статью 16. Она гласит: “Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию”.)

4 ситуация:

Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено

(Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась раньше).

5. Обязанности детей.

Каждый ребёнок обязан: - Соблюдать Конституцию и законодательство РК - Уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц - Уважать государственные символы Республики - Заботится о нетрудоспособных родителях - Сохранять историческое и культурное наследие - Сохранять природу и бережно относиться к ней.

6. Беседа: «Ответственность несовершеннолетних»

По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность – меняется ваш статус.

Что такое ответственность?

Слайд 9 Ответственность – это необходимость отвечать за свои действия и поступки.

Юридическая ответственность – это виды наказаний, которые применяет государство к человеку, не выполнившему обязанности или нарушившему закон. Юридическую ответственность перед государством за своего ребёнка несут родители.

Слайд 10

Юридическая ответственность может быть:

- Административной - Уголовной

Виды административного наказания: предупреждение, штраф, конфискация, лишение специальных прав, лицензии.

Виды уголовного наказания: лишение свободы, тюрьма, колония, колония для несовершеннолетних. Уголовное наказание определяется только решением суда. Уголовная ответственность – самая строгая ответственность за совершение преступления (от лишения свободы до смертной казни). Смертная казнь к н/летним не применяется.

- Во сколько лет наступает УО?

Слайд 11 За тяжкие преступления в 14 лет: - убийство - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека - кража - грабёж - разбой - вымогательство - терроризм - заведомо ложное сообщение об акте терроризма - вандализм - хулиганство

Несовершеннолетние, достигшие 16-летнего возраста, привлекаются к УО за любые преступления. К ним применяются наказания: - штраф - привлечение к общественным работам - исправительные работы - арест - лишение свободы

Дети до 14 лет считаются малолетними. И к УО не привлекаются. К ним применяются принудительные меры воспитательного характера: - ограничение досуга - возложение обязанностей загладить причинённый вред - помещение в специальные воспитательные учреждения. Но это не считается уголовным наказанием. Ими занимается КДН.

Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. «Не знал…», «Не думал…», «Не хотел…», - этот лепет часто приходится слышать. Приблизительно каждый пятый преступник в нашей области – несовершеннолетний. Это сотни подростков каждый год.

Два из трех преступлений несовершеннолетних – имущественные: кражи, грабежи, разбои. В криминальной хронике упоминаются и те подростки, которые признаны виновными в нанесении тяжких телесных повреждений.

Растет число привлеченных к уголовной ответственности за распространение наркотиков.

Вы видите высказывания великих людей, они помогут вам понять, что не зная законов, своих прав и обязанностей можно пойти по наклонной.

Знание законов, своих прав и обязанностей, постоянное совершенствование себя, своего поведения не позволят вам совершить правонарушение.

Слайды: «Проступок, преступление, правонарушение» (Определение понятий)

7. Разбор ситуаций. (работа в группах)

Проступок , преступление , правонарушение - что общего между этими понятиями и чем они отличаются?

Слайд 1

И так у нас есть три группы, сейчас каждая группа получит по три ситуации, необходимо:

1. классифицировать каждую ситуацию что это проступок, правонарушение или преступление.

2. дать определение проступок, правонарушение или преступление.

Ситуация №1-1 Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение мальчика, как проступок, правонарушение или преступление?

(В данном случае ученик не совершил ничего противозаконного, но нарушил устав школы в которой он учиться его действие характеризуется как проступок

Ситуация №1-2 Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, её окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с неё золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившимся, то они её найдут и разберутся с ней.

( Преступление. Грабёж – открытое хищение чужого имущества Ст. 178 ч.2 УК РК)

Ситуация №1-3 Анатолий, учащийся средней школы, был замечен в спортивном зале курящим, с пачкой сигарет

( Административное правонарушение ст.336-1 КРКоАП)

Ситуация №2-1 Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут , им не поздоровиться. Как можно классифицировать действия мальчиков , как проступок, правонарушение или преступление?

(Преступление, вымогательство требование передачи чужого имущества путём угрозы применения насилия ст.181.УК РК )

Ситуация №2-2 Света, ученица девятого класса, убежала из дома, живёт у подруги, но продолжает ходить в школу.

(проступок)

Ситуация №2-3 Родители Алексея, совершенно не следили за ним, мальчик пропускал занятия в школе, занимался попрошайничеством, посещал компьютерный клуб в ночное время

Таким образом, мы с Вами разобрали на примерах, что такое проступок, преступление, правонарушение.

8. Просмотр слайдов «Проступок, правонарушение, преступление»

На втором пазле пишем обязанности детей

9. Итог занятия:

Сегодня мы с вами говорили о правах и обязанностях детей, об административной и уголовной ответственности несовершеннолетних.

Знание законов, своих прав и обязанностей, постоянное совершенствование себя, своего поведения не позволят вам совершить правонарушение.

К сожалению, не все осознают, что их необходимо знать, считают это скучным и ненужным. Серьезно задуматься заставляют лишь высокие стены, обнесенные колючей проволокой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа в форме театрализованного утренника «Пушкинские дороги»

А.С.Пушкин. Он приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека,который не знал бы замечательные произведения этого великого поэта.  Прошло много лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему н...

Сценарий классного часа "Любовь, как высшее человеческое чувство"

Данный классный час является завершающим этапом работы по теме "Взаимоотношения полов" в 10 классе. Ему предшествовали следующие мероприятия: 1. Урок ОБЖ "Инфекционные заболевания, передающиеся полов...

Сценарий классного часа "Мы за здоровый образ жизни"

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное усл...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Сценарий классного часа к 8 Марта «Наши девочки – самые прекрасные» 6а класс Классный руководитель: Оганян Н.А.

Сценарий классного часа к 8 Марта «Наши девочки – самые прекрасные»6А классКлассный руководитель: Оганян Н.А.Цель: прививать уважение к девочкам.Оформление: цветы; шары; праздничные плакаты и рисунки,...

Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).

Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья"  о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...

МБОУ «Средняя школа № 72 г. Ульяновска с углублённым изучением отдельных предметов» Сценарий классного часа «Толерантность и мы» Подготовили классные руководители Духленкова Н. И. и Коснова Л. Н.

Цели:познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.Задачи:да...