Классный час: "Профилактика наркомании".
классный час (8 класс)

Елисеева Людмила Михайловна

Формирование у учащихся негативного отношения к наркотикам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_profilaktika_narkomanii.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

НА ТЕМУ:

«Профилактика наркомании»

Подготовила: Елисеева Л.М.

учитель биологии

 МБОУ «Мордовско-Полянская ООШ»

2022г.

Тема: «Профилактика наркомании»

Цели:

  • показать актуальность и значимость проблемы наркомании как для отдельной личности, так и для общества в целом.

Задачи:

  • Формировать отрицательное отношение к наркотическим и психоактивным веществам и последствиям их употребления.
  • Формировать и развивать положительное отношение к жизненным ценностям.
  • Формировать чувство ответственности за совершаемые поступки.

Ход урока

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о самой большой и серьезной проблеме для России и всего мира – о наркомании.

Истощенное, с исколотыми венами тело. Отрешенный взгляд ничего не выражающих глаз. Бессвязная речь, ответы невпопад, на, казалось бы, самые обычные вопросы! И полное отсутствие интереса к жизни. И все это в 14-20 лет. Название этому - наркомания! 

Слово «наркотик» прочно существует в словаре 21 века, как одно из самых употребляемых слов.

История наркотиков

Что же такое наркотики? Когда и как они массово появились в жизни человечества?

Этим собирательным понятием объединены столь разные вещества, по-разному действующие на разных людей, что дать точное определение оказалось не так-то просто. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в широком смысле определила наркотик как "вещество или смесь веществ, отличное от необходимых для нормальной жизнедеятельности (подобно пище), прием которого влечет за собой изменение функционирования организма и, возможно, его структуры". Вообще термин "наркотики" - понятие, скорее, правовое, нежели медицинское.

Первым упоминаемым в истории растением с психоактивными свойствами был мак. Еще пять тысяч лет назад его использовали шумеры, жившие на землях Нижней Месопотамии, это территория современного Ирака. На глиняных табличках, обнаруженных при раскопках в шумерском городе Ниппуре, обнаружены рекомендации приготовления и употребления опиума. Шумеры называли его "гиль", что означает, "радость".

Около 2700 г. до н.э. в Китае уже использовали коноплю (в виде настоя, как чай): император Шен Нун предписывал своим подданным принимать ее в качестве лекарства от подагры и рассеянности, кашля и поноса. На стенах погребальных комплексов индейцев Центральной и Южной Америки есть изображения людей, жующих листья коки (один из способов приема кокаина), датируемые серединой 3 тыс. до нашей эры.

В 1560 году францисканский монах Бернандино де Сагатун, долгое время бывший в Новом Свете миссионером, опубликовал в Европе объемистое сочинение "Всеобщая история Новой Испании". Там он, среди прочего, рассказал о распространенном среди мексиканских индейцев обычае употреблять кактус-пейотль или настойку пейотля с целью достичь измененного состояния сознания. Это опьянение, сообщает далее отец Бернандино, обычно продолжается два или три дня, а затем проходит. "Это растение поддерживает их (индейцев) и придает им силы в бою, избавляя от страха, голода и жажды", - пишет он.

В Европе традиция употребления наркотиков присутствовала с давних времен. Например, в исторических архивах Британского адмиралтейства есть очень любопытные упоминания, по поводу жалоб адмирала Нельсона, что его матросы курят корабельные канаты, сделанные из конопли. Примерно в тоже время, в самом начале девятнадцатого века солдаты экспедиционного корпуса Наполеона, вторгшегося в Египет, познакомились с гашишом. Естествоиспытатели, сопровождавшие Наполеона во время египетского похода, отмечали, что множество аборигенов - мужчин поражено каким-то "странным душевным параличом", и связывали это с курением гашиша. Наполеон уже тогда был обеспокоен проблемой злоупотреблений гашишом в его войсках и всячески пытался запретить его употребление своим солдатам.

Крымская (1856-1857) и Франко-Прусская войны (1870-1871) были началом морфинизма. Большое число ранений и операций, проведенных под морфиновым наркозом, способствовало популяризации морфина. С ним стали связывать большие надежды практические врачи. Заблуждение врачей состояло в ложном мнении о том, что морфин в отличие от опиума якобы не будет вызывать наркомании, поскольку бытовало мнение, что наркомания к опиуму "обусловлена свойством желудка", а подкожная инъекция морфина якобы может исключить "заинтересованность" этого органа. В США подобным же образом первую вспышку морфинизма, получившего название "солдатской болезни", вызвала гражданская война, вследствие того, что морфий использовался как обезболивающее при серьезных ранениях.

Еще один известный всем нам предмет. Напиток кока - кола. Его название звучит так потому, что изначально в составе коричневого прохладительного напитка содержались экстракты орешков африканского дерева кола и листьев куста коки. Именно тех самых, из которых добывают кокаин. Кока-колу изобрел в 1886 году в американском городе Атланта аптекарь Пембертон. При этом он искал замену популярному тогда в Америке народному напитку. Это напиток представлял собой вино, настоенное на листьях коки. Вино это запретили, но не из-за кокаина, а из-за сухого закона и запрещения продажи любого спиртного. В те времена компания "Кока-Кола" даже на бутылочных этикетках своей газировки изображала листья куста коки. А жвачку и сигареты с добавлением этого наркотического растения тогда можно было приобрести в любой американской лавке. И только в начале двадцатого века под давлением неопровержимых фактов о вреде этого наркотика из рецептуры напитка был изъят экстракт коки.

В середине девятнадцатого века в Европе и особенно во Франции распространятся абсент - спиртной напиток настоянный на полыни. С древних времен в медицине разных стран отвары и вытяжки из полыни использовались в различных лечебных целях и особенно эффективными считались для избавления от глистов, а растирания и высушенные листья применялись для борьбы с клопами и блохами. Считается, что современный абсент родился во времена Великой Французской революции в конце восемнадцатого века, когда тысячи приверженцев монархии бежали из страны. . Действие настойки оказалось настолько эффективным, что этот напиток прочно вошел во французскую армейскую жизнь от Мадагаскара до Индокитая. В то же время в войсках Северной Африки стали все чаще встречаться случаи параноидной шизофрении. Среди французских колонистов и эмигрантов в Алжире тоже распространилась мода на абсент и даже арабы оценили действие и вкус настоянного на горькой полыни зелья. Еще в середине девятнадцатого века Флобер так коротко формулирует свое мнение об абсенте в "Лексиконе прописных истин":

"АБСЕНТ: Чрезвычайно сильный яд. Один стакан - и вы мертвы. Журналисты пьют его, когда пишут свои статьи. Он убил больше солдат, чем бедуины. От него погибнет французская армия".

Очередной всплеск массового применения наркотиков в развитых странах Европы и Америки относится к шестидесятым годам двадцатого столетия. Психоделическая революция тех времен была очень тесно связанна с подобными же молодежными "революциями" в области секса, рок музыки и социального неприятия всех основных ценностей стандартного буржуазного существования. Такие "авангардные" и "протестантские" черты массового сознания студентов, да и вообще широких масс молодых людей той поры и составляли собой основное содержание феномена молодежной контркультуры бурлящих шестидесятых. Термин "психоделический" можно перевести как "проявляющий разум" или "расширяющий сознание". Он был предложен в середине пятидесятых годов психиатром Хамфри Осмондом, пионером исследования ЛСД в США.

Мир наркоманов сегодня приблизился к каждому из нас. Все чаще мы говорим о них, все чаще встречаем, читаем в прессе, слышим о трагедиях, произошедших в семьях знакомых, виной которых стали наркотики. Особое беспокойство вызывает тот факт, что у наркомании – “молодое лицо”. Основное число людей, потребляющих наркотики, сейчас составляет подрастающее поколение – молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет.

Наркотики – не просто вещества, наносящие вред здоровью. Они стремительно и необратимо разрушают организм и личность человека. Потребление наркотиков, став частью молодежного досуга, увлечений, захватывает все новые клубы, дискотеки, учебные заведения, дворы.

Выйти из порочного круга нереально без помощи наркологов, системного лечения, которое потребует годы напряжённого труда.

Что такое наркомания?

Наркомания - хроническое прогредиентное заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков.

Законами РФ наркомания определяется как «заболевание, обусловленное зависимостью от наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации». Соответственно, патологическую зависимость от алкоголя, табака, или кофеина юридически не причисляют к наркомании, хотя и они, по ряду критериев, относятся к наркотическим веществам. Медицина рассматривает зависимость от этих веществ как наркотическую. В связи с этим, патологическую зависимость от данных веществ выделяют в отдельные группы, для алкоголя это — алкоголизм, для табака — никотиновая зависимость, только злоупотребление кофеином относится в наркологии к той же группе, что и злоупотребление прочими стимуляторами, и не выделяется отдельно.

Влияние наркотиков на организм человека

Ученые не могут еще точно установить, как наркотики с такой быстротой включаются в обмен веществ человека и становятся необходимой составной частью него. Но уже доказано, что наркотики воздействуют на центр в головном мозге, который отвечает за «поощрение». При этом происходит выброс дофамина в кровь и человек чувствует возбуждение.

Но наркотики отрицательно воздействуют на организм человека. Прежде всего, они снимают боль и снижают болевой порог чувствительности.

Это равносильно снятию «службы охраны».

Наркотики воздействуют на дыхательный центр и хеморецепторы, которые отвечают за количество кислорода в крови, не реагируют на углекислый газ и происходит кислородное голодание организма. Наркоманы часто умирают от паралича дыхательного центра в результате передозировки.

Наркотики также влияют на кашлевой центр. Кашель – это защитная реакция нашего организма, но у наркоманов отключается защитный механизм кашля.

При наркомании угнетаются половые потребности и возможности.

У девушек развиваются атрофические процессы, и они не могут даже заниматься проституцией из-за потери необходимых для этого качеств.

У юношей происходит быстрое угасание потенции.

У наркоманов обычно не бывает детей, а среди родившихся часты случаи уродств.

Больной или преступник?

Кто же он, наркоман, — преступник, которого надо ловить, сажать в тюрьму, или больной, которого надо лечить? Что заставляет его рисковать?

Наркомания — это болезнь, ее надо лечить. Она страшна тем, что растет как снежный ком: когда перестают действовать более легкие наркотики, наркоман переходит на тяжелые, в конечном счете это приводит к гибели тысяч молодых людей. Сегодня наркоманы ушли в подполье. К этому привели запретительные меры, к которым от бессилия прибегают наши правоохранительные органы. Силы общества должны быть направлены на то, чтобы из наркоманов сделать не врагов, а союзников врачей и полиции”.

Борьба с наркоманией

Наркомания уже обрела статус социальной болезни. Она прогрессирует и поражает все слои населения. Никто достоверно не знает числа заболевших — официальные показатели можно назвать вершиной айсберга. Одни говорят, что эти цифры можно смело умножать на десять, другие — на пятьдесят. 97 процентов ВИЧ-инфицированных — наркоманы. Это болезнь молодежи, каждый десятый потребитель наркотиков — подросток до 18 лет. Специалисты утверждают, что не осталось ни одной школы, вуза, техникума, в которых не было бы подростков, больных наркоманией.

Формирование жизненных навыков

  • умение отказываться от рискованных предложений, выражать правильно свои чувства, видеть положительные и отрицательные стороны явлений;
  • развивать критическое мышление;
  • развивать уверенность в себе;
  • управлять своими чувствами;
  • укрепление связи с семьей;
  • осознание негативных влияний, давлений и манипуляций со стороны других.

26 июня отмечается Международный день борьбы с наркоманией

26 июня мировое сообщество отмечает праздник всемирного значения - Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиковПраздник Международный день борьбы с наркоманией был учрежден в 1987 году Генеральной Ассамблеей ООН в знак выражения своей решимости усиливать деятельность и сотрудничество для создания международного общества, свободного от злоупотребления наркотиками. Решение было принято 7 декабря 1987 года на основе рекомендации Международной конференции по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом, которая приняла всеобъемлющий многодисциплинарный план деятельности по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами.

          В заключение нашей беседы я хочу сказать: каждый человек должен осознать, что его здоровье, жизнь – это то, что он получил от прошлых поколений и  то, что он спустя время должен передать грядущим поколениям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА» Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся«Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»Проблема: все ли я знаю о наркотиках?Цель: формировать у учащихся навыки ЗОЖ.Задачи: - позна...

Классный час "Я выбираю жизнь!" (Профилактика наркомании)

Данное мероприятие предназначено для учащихся старших классов. Рассказывает об истории появления первых наркотиков, причинах, приводящих молодых людей к наркомании, её ужасных последствиях. Ученики ок...

Тематический классный час по профилактике наркомании "Скажи наркотикам НЕТ!"

Тематический классный час по профилактике наркомании Цель: Способствовать формированию знаний о вреде наркомании, росту самосознания и самооценки подростков.Задачи:•...

Классный час по профилактике наркомании в 5,6 классах

- профилактика вредных привычек у учащихся среднего звена;- разъяснить негативное влияние наркомании на здоровье молодых людей;- раскрыть последствия наркомании для здоровья человека, показать актуаль...

Презентация для проведения классного часа: Профилактика наркомании и СПИДа.

Данная презентация может быть мспользована при проведении классного часа для школьников и студентов...