Кла ссны й ча с 11 класс «Се мья , ка к мно го  в э то м сло ве »
материал (11 класс)

Донская Татьяна Александровна

Классный час 11 класс

«Семья, как много в этом слове»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_kak_mnogo_v_etom_slove.docx40.75 КБ

Предварительный просмотр:

Кла ссны й ча с 11 класс

«Се мья , ка к мно го  в э то м сло ве »

Цели:

1. Ра скры ть по ня ти е  «се мья », да ть пре дста вле ни е  о  е ё  фу нкци я х;

2. Во спи ты ва ть чу вство  при вя за нно сти  к чле на м се мьи , го рдо сть за  и х до сти же ни я ;

3. Ра зви ва ть на вы ки  те рпи мо сти  к не до ста тка м чле но в се мьи ;

4. При ви ва ть стре мле ни е  а кти вно  у ча ство ва ть в вы по лне ни и  до ма шни х о бя за нно сте й, ра зре ша ть во зни ка ю щи е  в се мье  про бле мы , о ка зы ва ть по мо щь ста рши м, за бо ти ться  о  мла дши х.

Задачи:

1. - фо рми ро ва ни е  у  у ча щи хся  нра встве нны х ка че ств ли чно сти , це нно стно го  о тно ше ни я  к се бе  и  о кру жа ю щи м: чу вства  у ва же ни я , взаимопонимания;

2. - фо рми ро ва ни е  у  де те й пре дста вле ни я  о  се мье  ка к о  лю дя х, ко то ры е  го рдя тся  сво е й се мье й, ко то ры е  це ня т дру г дру га .

3. вы ве сти  вза и мо свя зь по ня ти й "се мья ” и  "де ржа ва ”.

4. фо рми ро ва ть у  де те й пре дста вле ни е  о  се мье  ка к о  лю дя х, ко то ры е  лю бя т дру г дру га , за бо тя тся  дру г о  дру ге .

План

1. Что  та ко е  се мья ?

2. За че м ну жна  се мья ?

3. Го то вы  ли  вы  к се ме йно й жи зни ?

Ход кла ссно го  ча са 

(кла ссны й ча с со про во жда е тся  пре зе нта ци е й)

На  до ске  на пи са но  сло во  «Во спи та ни е ».

У чи те ль: …. С ке м и ли  с че м у  ва с а ссо ци и ру е тся  э то  сло во ? (С у чи те ля ми , у ро ка ми , кни го й, при ро до й, ма мо й, па по й, се мье й, …) Всё  пе ре чи сле нно е  де тьми  за пи сы ва е тся  на  и нте ра кти вно й до ске .

У чи те ль: Что  в че ло ве ке  во спи ты ва е т се мья ?

(Де ти  пе ре чи сля ю т ка че ства  во спи та нно го  че ло ве ка , ко то ры е  у чи те ль впи сы ва е т в ко нту ры  се рдца )

У чи те ль: Се мья  – э то  свя то е  сло во , и  о би жа ть е го  не льзя !

В не м на ши  ко рни , на ша  си ла , На ши  за ве тны е  сло ва !

Сту де нче ски е  ра бо ты  

У чи те ль. У  ка ждо го  че ло ве ка  е сть сво й до м, где  о н жи ве т со  сво е й се мье й.

Сло ва  «до м», «се мья » вхо дя т в на ше  по дсо зна ни е  с пе рвы х дне й жи зни .

Се мья  – э то  ве ли ки й да р. Ко гда  -то  Ле в То лсто й ска за л: «Сча стли в то т, кто  сча стли в у  се бя  до ма ».

Ка ждо му  и з на с не о бхо ди мо  та ко е  ме сто , где  не  на до  при тво ря ться , где  те бя  не  о бма ну т, где  те бе  спо ко йно  и  хо ро шо , где  мо жно  о тдо хну ть ду шо й.

Та ко е  ме сто  ва ша  се мья , до м.

У чи те ль - Ка к вы  ду ма е те , по че му  сло во  се мья  со сто и т и з 7 – Я ?

А  мо же т о тве т на  э то т во про с на м да ст сти хо тво ре ни е .

Ка к по я ви ло сь сло во  «се мья »

Ко гда  - то  о  не м не  слы ха ла  зе мля .

Но  Е ве  ска за л пе ре д сва дьбо й А да м;

Се йча с я  те бе  се мь во про со в за да м:

Кто  де то к ро ди т мне  бо ги ня  мо я ?

И  Е ва  ти хо нько  о тве ти ла  «Я ».

- Кто  и х во спи та е т, ца ри ца  мо я ?

И  Е ва  по ко рно  о тве ти ла : "Я ".

- Кто  пи щу  сго то ви т, о  ра до сть мо я ?

И  Е ва  все  та кже  о тве ти ла : "Я ".

Кто  пла тье  со шье т, по сти ра е т бе лье .

Ме ня  при ла ска е т, у кра си т жи лье ?

О тве ть на  во про с по дру га  мо я ..?

- «Я , я , я » - Е ва  мо лви ла  «Я ».

Ска за ла  о на  зна ме ни ты х се мь «Я ».

И  та к на  зе мле  по я ви ла сь се мья .

Ве д. 1. О ка зы ва е тся  и сто ри я  и де т о т сло ва  «се мя ». Ма ле нько е  се мя , по са же нно е  с лю бо вью , да е т сво и  всхо ды . И  для  то го , что бы  се мя  взо шло , ну жно  жи ть в лю бви  и  со гла си и  и  е сли  ты  та к бу де шь жи ть, у  те бя  по я вя тся  за ме ча те льны е  и  не жны е  пло ды  – э то  де ти . Су ще ству е т та ка я  за по ве дь – на ка з: «По чи та й ма ть и  о тца  сво е го  и  бу де т те бе  сча стье , и  бу де шь ты  до лго  жи ть». И  е сли  все  э то  и спо лни ло сь, зна чи т, се мя  да ло  по ло жи те льны е  всхо ды . Я  хо чу , что бы  э ти  сло ва  за ста ви ли  ва с за ду ма ться  о  сво е й се мье , о  сво и х ро ди те ля х.

И скра  те пла  к ста рши м и  у ва же ни я  к ни м до лжна  бы ть все гда  со хра не на . Э то  и  бу де т при ме ро м нра встве нно го  до лга .

Ве д 2. С о дно й сто ро ны  се мья  – э то  не ско лько  че ло ве к, жи ву щи х вме сте  по д о дно й кры ше й, са мо е  гла вно е , са мо е  ну жно е  в жи зни . В се мье  мы  у чи мся  лю би ть, че рпа е м си лы , сю да  не се м сво и  у да чи  и  на де жды  и  сво ю  у ста ло сть и  ве ри м, что  в се мье  те бя  все гда  по йму т и  по дде ржа т. Мне  ка же тся , е сли  в се мье  е сть вза и мо по ни ма ни е , до ве ри е  и  те пло  – э то  на сто я ще е  сча стье .

- Мо г ли  че ло ве к в дре вни е  вре ме на  про жи ть о ди н? За че м е му  бы ла  ну жна  се мья ?

Ве д 1. Да вны м-да вно  в стра не , где  мы  жи ве м, не  бы ло  ни  о гро мны х го ро до в с кра си вы ми  до ма ми , ни  бо льши х се л. Бы ли  гу сты е  ле са , в ко то ры х о би та ли  ди ки е  зве ри . По  бе ре га м ре к сто я ли  де ре вни . Та м жи ли  сла вя не , та к то гда  на зы ва ли сь на ши  пре дки . Ка ки е , ка к вы  ду ма е те , э то  бы ли  на ро ды ?

У че ни к. Ру сски й и  у кра и нски й, бе ло ру сски й на ро д

У чи те ль. Пра ви льно , э ти  на ро ды  о дни х ко рне й, сла вя не .

Ве д 2 .Сла вя не  бы ли  о че нь тру до лю би вы . О ни  хо ди ли  на  о хо ту , что бы  до бы ва ть пи щу . А  и з ме ха  и  ко жи  зве ре й де ла ли  се бе  о де жду . О ни  мно го  ра бо та ли  в по ле , се я ли  хле б, па сли  ста да , ло ви ли  ры бу  в ре ка х.

Ка жда я  се мья  – о те ц, ма ть, де ти  – жи ла  в сво е й и збе  о тде льно  о т дру ги х се ме й.

Ко гда  вы ра ста ли  сы но вья , о ни  же ни ли сь, у  ни х по я вля ли сь де ти , и  все : де ти  и  вну ки  – жи ли  со  сво и ми  ро ди те ля ми . Ве дь та к ле гче  бы ло  про жи ть, ве дя  о бще е  хо зя йство . О бы чно  э то  бы ла  о че нь бо льша я  и  дру жна я  се мья . Са мы м гла вны м счи та лся  ста рши й чле н се мьи  – е го  все  по чи та ли , со ве то ва ли сь с ни м. Де ти  то же  вы по лня ли  мно го  ра бо ты : сле ди ли  за  мла дши ми  де тьми , по мо га ли  в по ле  и  о го ро де .

У чи те ль: Ре бя та , а  со вре ме нна я  се мья  - э то  кто ? Ве дь э та  се мья  то же  мо же т вклю ча ть в се бя  мно го  лю де й.

У че ни к: Ма ма , па па , бра тья , се стры . Са мы е  бли зки е  и  ро дны е  лю ди .

У че ни к: Ба бу шки  и  де ду шки , пра ба бу шки  и  пра де ду шки . О ни  все гда  о че нь до бры е  и  за бо тли вы е .

У че ни к: А  е ще  е сть те ти  и  дя ди . О ни  все гда  о че нь вни ма те льны е .

У че ни к: А  кто -то  и ме е т пле мя нни ко в и  пле мя нни ц. С ни ми  та к ве се ло .

У чи те ль: Пра ви льно . И  ко  все м ро дстве нни ка м ну жно  о тно си ться  с у ва же ни е м. Ве дь э то  ва ши  ро дны е  лю ди , ва ша  се мья .

И  в се го дня шне м ци ви ли зо ва нно м ми ре , хо тя  не т не о бхо ди мо сти  по дде ржи ва ть о го нь в о ча ге , за щи ща ться  о т ди ки х жи во тны х и ли  вру чну ю  о бра ба ты ва ть зе млю , лю ди  всё  ра вно  стре мя тся  де ржа ться  вме сте , у жи ва ться  дру г с дру го м, не смо тря  на  свя за нны е  с э ти м тру дно сти . Че ло ве ка  бе з се мьи  тру дно  счи та ть впо лне  сча стли вы м. И та к, что  же  та ко е  се мья ?

Се мья  – э то  ма ла я  гру ппа  лю де й, о сно ва нна я  на  бра ке  и ли  кро вно м ро дстве .

Се мья  – э то  сло жны й о рга ни зм, не да ро м же  о на  на зы ва е тся  «се мь я ». Ве дь в се мье  ка жды й и з на с и ме е т мно же ство  во пло ще ни й: я  – до чь, ма ть, се стра , пле мя нни ца , вну чка  и  т. д.

А  в ва ши х се мья х кто  вы ?

Де ли мся  на  две  ко ма нды .

(про во ди тся  бли ц о про с ке м я вля ю тся  те , ко го  я  бу ду  на зы ва ть).

све кро вь (ма ть му жа ).

све ко р (о те ц му жа ).

те ща  (ма ть же ны ).

те сть (о те ц же ны ).

зя ть (му ж до че ри ).

сно ха  (же на  сы на ).

зо ло вка  (се стра  му жа , же на  бра та ).

де ве рь (бра т му жа ).

шу ри н (бра т же ны ).

сво я че ни ца  (се стра  же ны ).

сво я ки  (же на ты е  на  ро дны х се стра х).

ма че ха  (не ро дна я  ма ть).

о тчи м (не ро дно й о те ц).

па дче ри ца  (не ро дно й ре бе но к о дно му  и з су пру го в).

Молодцы!

А  те пе рь за га дка  про  о дну  се мью . По счи та й, ско лько  в не й на ро ду .

За да м те бе  за да чу  я .

По слу ша й, во т мо я  се мья :

Де ду ля , ба бу ля  и  бра т.

У  на с по ря до к в до ме , ла д

И  чи сто та , а  по че му ?

Две  ма мы  е сть у  на с в до му .

Два  па пы , два  сы но чка ,

Се стра , не ве стка , до чка ,

А  са мы й мла дши й – я ,

Ка ка я  же  у  на с се мья ? (7 че ло ве к)

Де ду шка , ба бу шка , па па , ма ма , сы н, се стра ,

Па па , ма ма , сы н, не ве стка , сы н, до чь,

Во т ско лько  ва жны х ро ле й мы  вы по лня е м. В ка ждо м и з на с мо жно  на йти  о дно вре ме нно  ха ра кте рны е  че рты  все х на ши х пре дко в: но с ма ми н, по дбо ро до к ба бу шки н, ха ра кте р па пи н и  т. п., а  и но гда  э то  на сто я ща я  взры вча та я  сме сь. Что бы  лу чше  по зна ть се бя , мы  и зу ча е м сво ю  се мью , е ё  ро до сло вну ю . Во кру г ка ждо го  и з на с мно го  ро дны х, с ни ми  мы  свя за ны  не зри мы ми  ни то чка ми  – кро вью : ба бу шки , де ду шки , дя ди  и  те ти … Е сть ро дны е , ко то ры е  мо ло же , е сть и  го ра здо  ста рше  на с. И  то т ро д си ле н, ко то ры й пре дко в по мни т и  чти т. Та ко й ро д мо жно  сра вни ть с бо льши м и  кре пки м де ре во м, ко то ро е  и ме е т глу бо ки е  и  си льны е  ко рни . А  е сли  мно го  та ки х кре пки х де ре вье в, то  и  бу ря  и м не  стра шна . И  вра г не  про йде т скво зь та ко й ле с.

Го во ря т, что  ра ньше  о  до ме  и  се мье  го во ри ли  с бо льши м у ва же ни е м. На ве рно е , по то му  се мьи  на  Ру си  бы ли  бо льши е  и  дру жны е . И  то му  мно го  сви де те льств. Вспо мни м хо тя  бы  на ро дны е  ска зки , по сло ви цы , по го во рки … В ни х го во ри тся  о  се мье .

В го стя х хо ро шо … а  до ма  лу чше .

Не  кра сна  и зба  у гла ми … а  кра сна  пи ро га ми .

Хо зя ю шка  в до му … что  о ла ду ше к в ме ду .

Ка ко во  на  до му … та ко во  и  са мо му .

До м ве сти … не  бо ро до й тря сти .

Не  ну же н кла д… ко гда  в се мье  ла д.

При ме ры  по сло ви ц (на зы ва ю т де ти )

Вся  се мья  вме сте , та к и  ду ша  на  ме сте 

При  со лны шке  - те пло , при  ма те ри  – до бро 

Со гла сну ю  се мью  и  го ре  не  бе ре т

Ко нку рс по сло ви ц

За да ни е : Со бе ри  по сло ви цу  (пре дла га ю тся  ра зре за нны е  по сло ви цы )

На  что  и  кла д, ко ли  в се мье  ла д.

В се мье  и  ка ша  гу ще .

Вся  се мья  вме сте , та к и  ду ша  на  ме сте .

Со гла сну ю  се мью  и  го ре  не  бе ре т.

В се мье  лю бо вь да  со ве т, та к и  ну жды  не т.

Се мья  - пе чка : ка к хо ло дно , все  к не й со би ра ю тся .

Дру жна я  се мья  и  зе млю  пре вра ща е т в зо ло то .

У чи те ль: На де ю сь, вы , ре бя та , с за да ни е м спра ви ли сь. Про ве ря е м. (ре бя та  да ю т о тве ты )

Ка к вы  ду ма е те , в че м смы сл э ти х по сло ви ц? (о тве ты  у че ни ко в)

Ве рно . В се мье  до лже н бы ть ми р и  ла д.

За че м же  ну жна  се мья ? Ка ко вы  е ё  фу нкци и ?

У  все х на ро до в, во  все х ку льту ра х, ре ли ги я х на зна че ни е  се мьи  о дно  и  то  же . Се мьи  и зме ня ли сь, а  и х на зна че ни е  — не т.

Фу нкци и  се мьи 

Хо зя йстве нна я : кру г хо зя йстве нно  бы то вы х о бя за нно сте й по  до му .

Во спи та те льна я : во спи та ни е  де те й, ро ль ма мы  в во спи та ни и , де фи ци т му жско го  во спи та ни я .

Пси хо ло ги че ска я : со зда ни е  у ю та , ко мфо рта , спо ко йно й о бста но вки , в ко то ро й че ло ве к мо же т о тдо хну ть.

До ма шни е  о бя за нно сти  до лжны  бы ть у  все х. Да ва йте  про ве ри м, го то вы  ли  вы  в да нны й мо ме нт к се ме йно й жи зни ? (Про во ди тся  а нке ти ро ва ни е  «Го то вы  ли  вы  к се ме йно й жи зни ?».)

Те ст «Го то вы  ли  вы  к се ме йно й жи зни 

Це ль про ве де ни я : о со зна ть сво ю  у ста но вку  на  бу ду щу ю  се ме йну ю  жи знь.

О тме тьте  в при ве дё нно м ни же  пе ре чне  то , что  вы  счи та е те  сво и ми  о бя за нно стя ми  в се мье :

1. За бо та  о  де тя х.

2. Про ве рка  до ма шне го  за да ни я .

3. По се ще ни е  ро ди те льски х со бра ни й.

4. Ре ше ни е  про бле м, с ко то ры ми  де ти  о бра ща ю тся  к ро ди те ля м.

5. О рга ни за ци я  де тски х то рже ств в са ду  и  в шко ле .

6. О рга ни за ци я  се ме йны х пра здни ко в.

7. Чте ни е  спе ци а льно й ли те ра ту ры  по  во спи та ни ю  де те й.

8. Вы по лне ни е  тя жё ло й фи зи че ско й ра бо ты  по  до му .

9. Вы по лне ни е  до ма шне й ра бо ты , ко то ра я  тре бу е т бо льшо й со сре до то че нно сти .

10. По ку пка  про ду кто в.

11. У бо рка  ква рти ры .

12. Сти рка  бе лья .

13. Те ку щи й ре мо нт ква рти ры .

14. Ме лки й ре мо нт по  до му  (э ле ктро при бо ры , ме бе ль и  т. п.)

15. По дде ржи ва ни е  ко нта кто в с со се дя ми .

16. Планирование се ме йно го  бю дже та .

17. Оплата ко мму на льны х у слу г и  э ле ктро э не рги и .

18. По ку пка  о де жды  и  о бу ви .

19. По ку пка  ме бе ли , бы то во й те хни ки .

20. Ко рмле ни е  и  у хо д за  до ма шни ми  жи во тны ми .

О бра бо тка  ре зу льта то в те ста . Ка жды й о тме че нны й пу нкт — 1 ба лл.

5 и  ме не е  ба лло в — вы  хо ти те  по лу чи ть не  су пру га  (су пру гу ), а  до мра бо тни ка .

О т 6 до  14 ба лло в — у  ва с не т о со бы х при чи н для  тре во ги , но  всё  же  по ду ма йте  на д те м, не  мно го  ли  о бя за нно сте й вы  пе ре кла ды ва е те  на  пле чи  бу ду ще го  су пру га .

15 и  бо ле е  ба лло в — вы  по лно стью  го то вы  к се ме йно й жи зни . У зна ли ? Во т те пе рь и  сде ла йте  вы во д: мо же т что -ни бу дь ну жно  и зме ни ть в сво и х взгля да х, в сво ё м по ве де ни и 

У чи те ль: Се мья  за ро жда е тся  на  чу встве  лю бви  дву х, ко то ры е  ста но вя тся  му же м и  же но й; на  и х лю бви  и  со гла си и  де ржи тся  все  се ме йно е  зда ни е . Про и зво дна я  э то й лю бви  - ро ди те льска я  лю бо вь и  лю бо вь де те й к ро ди те ля м.

Мно го  сти хо в на пи са но  о  ро ди те ля х, о  се мье , но  о со бе нно  - о  ма ме .

Ру ки  ма мы 

Лю блю  и х с де тства .

Где  б до ро га  мо я  ни  шла ,-

Ни ку да  мне  о т ни х не  де ться ,

О т ду ши сто го  и х те пла .

Ру ки  ма мы 

В мо рщи нка х, в ро ди нка х,

Ско лько  вы не сли  вы , лю бя 

С э ти х ру к я  у ви де л Ро ди ну ,

Та к по хо жу ю  на  те бя ,

Мама…

Ве д 1 И та к, ро дстве нны е  чу вства  ста но вя тся  для  на с шко ло й ли чны х ду ше вны х сво йств. На  ни х мы  ра ньше  все го  у чи мся  лю бви , дру жбе , по дчи не ни ю  и  ру ко во дству .

И  по лу ча е тся , что  се мья  то  на ше  пе рво е  и  са мо е  е сте стве нно е  о бще ство . На хо дя сь в о бще стве  не льзя  бы ть сво бо дны м о т о бще ства , на до  бы ть е му  че м-то  о бя за нны м, до лжны м. (за да ть во про с о  до лге , о бя за нно сти  пе ре д ке м?, пе ре д че м?)

Е ще  ска за л: «У  на с е сть я ко рь, с ко то ро го  е сли  са м не  за хо че шь, ни ко гда  не  со рве шься : чу вство  до лга ». До лг и  о бя за нно сть - э то  сло ва  - си но ни мы ».

О бя за нно сти  че ло ве ка  де ля тся  на  че ты ре  ро да :

1) на  о бя за нно сти  пе ре д са ми м со бо й;

2) пе ре д се мье й;

3) пе ре д го су да рство м;

4) пе ре д дру ги ми  лю дьми  во о бще .

Ве д 2. Ро ди те ли  ча сто  го во ря т на м о  то м, что  гла вны й на ш до лг на  зе мле  по  о тно ше ни ю  к са ми м се бе  - э то  и спо лни ть да нно е  на м пре дна зна че ни е , на йти  сво й пу ть, са мо ре а ли зо ва ться , ста ть лу чше , че м мы  е сть. И  по мни те : «Че го  ты  са м сде ла е шь для  ро ди те ле й сво и х, то го  же  о жи да й и  се бе  о т де те й» та к гла си т И нди йска я  му дро сть. А  по ка  по ста ра йте сь ра до ва ть сво ю  се мью , не  за бы ва йте  о  до бры х де ла х ду ши .

У чи те ль. Ша га я  в э то м на пра вле ни и , при де ржи ва йте сь сле ду ю щи х за по ве де й: (на  ли ст ра спе ча та ны  за по ве ди )

За по ве ди  ( чи та ю т у че ни ки )

• свя то  хра ни  че сть сво е й се мьи ;

• лю би  сво ю  се мью  и  де ла й е ё  лу чше ;

• бу дь вни ма те льны м и  чу тки м, все гда  го то вы м при йти  на  по мо щь чле на м сво е й се мьи ;

• по да ри  ро ди те ля м ра до сть;

• у ме й на йти  и  вы по лни ть де ло  на  по льзу  и  ра до сть чле на м сво е й се мьи ;

• жи знь-э то  до ро га , по лна я  и спы та ни й, бу дь го то в с че стью  про йти  и х.

Рефлексия

У чи те ль: Ре бя та , а  на ш кла сс мо жно  на зва ть се мье й?

У че ни к: В ка ко й-то  сте пе ни  мо жно . Мы  до лжны  дру г к дру гу  о тно си ться , ка к в се мье , за бо тли во , по -до бро му  и  с по ни ма ни е м.

У чи те ль: О че нь пра ви льно  ска за ла . Я  то же  на де ю сь, что  на ш кла сс ста не т дру жно й се мье й и , ка к в хо ро ше й се мье , в не м бу ду т ца ри ть у ва же ни е  и  вза и мо по ни ма ни е . Хо че тся  на по мни ть ва м за ме ча те льны е  сло ва : «То т до м хо ро ш, где  хо ро ши  е го  о би та те ли »

У чи те ль: Же ла ю  все м вза и мо у ва же ни я  и  со гла си я . Пу сть в ка ждо м ва ше м до ме  и  на ше м о бще м бо льшо м до ме  бу де т те пло  и  со лне чно , у ю тно .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....