Интерактивные методы и интернет технологии в воспитательной работе
статья

Парфёнцева Елена Анатольевна

Обобщение опыта работы куратора по теме: Актуальные аспекты воспитательной работы с учащейся молодежью по формированию основ безопасности жизнедеятельности и ответственного отношения к здоровью с использованием интерактивных методов и интернет-технологий в воспитательной работе

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные аспекты воспитательной работы

с учащейся молодежью по формированию основ безопасности жизнедеятельности и ответственного отношения к здоровью

Интерактивные методы и интернет технологии в воспитательной работе

«Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам», – говорил Сократ. То же можно сказать и в целом о жизни человека, если он проживает ее осознанно. На формирование основ безопасности жизнедеятельности и ответственного отношения к здоровью и нацелена работа куратора учебной группы. Я куратор группы 2 курса. Свою работу я веду по трем направлениям:

  • пропаганда ЗОЖ и профилактика вредных привычек;
  • безопасное поведение и осознанное существование;
  • цифровая гигиена и безопасность.

Формы и методы:

  • информационные и классные часы
  • открытые мероприятия
  • тематические акции, выставки, лекции, беседы
  • анкетирования социально-психологические
  • видеоматериалы, памятки
  • психологическое тестирование, встречи
  • просмотры и обсуждения видеофильмов
  • дебаты, конкурс ораторов
  • активное участие учащихся в городских, районных, областных, республиканских и международных конкурсах по ЗОЖ и др.

        Здоровый образ жизни – неотъемлемая черта современного цивилизованного и разносторонне развитого человека. Сейчас стало престижно заниматься спортом, быть здоровым, хорошо выглядеть и отказаться от вредных привычек для многих молодых людей. Они приобретают велосипеды, фитнес-браслеты, посещают тренажерные залы и следят за своим здоровьем. Их уже не надо убеждать, что это хорошо. Но далеко не все придерживаются таких взглядов. К тому же учащиеся не всегда обладают достаточной грамотностью в области факторов, угрожающих жизни и здоровью. Поэтому для формирования основ безопасности жизнедеятельности и ответственного отношения к здоровью в план воспитательной работы куратора системно включаются различные мероприятия, беседы и кураторские часы, посвященные этой теме.

        Работа по формированию культуры здорового образа жизни в колледже проводится по трем уровням: социальный, инфраструктурный и личностный.

        Социальный уровень:

  • пропаганда здорового образа жизни средствами массовой информации;
  • информационно-просветительская работа совместно с учреждениями здравоохранения, культуры, социальной защиты населения, общественными объединения.

Инфраструктурный уровень:

  • создание безопасных условий в колледже для безопасной жизнедеятельности, соблюдение санитарно-гигиенических требований, развитие сети спортивных секций и объединений по интересам.

Личностный уровень:

  • формирование системы ценностных ориентаций учащихся;
  • социально-психологическое просвещение учащихся по профилактике вредных привычек.

Наиболее продуктивной практикой оказалось введение интернет технологий во все виды и формы работы с учащимися.

Например, использование облачного диска для обмена информацией, проведения опросов, предоставления различных материалов учащимся.

Как преподаватель и куратор, я много лет веду открытую группу в социальной сети ВКонтакте. Там выкладываются для группы темы и задания к классным и информационным часам, размещается информация по обсуждаемым темам, проверенные ссылки, проводятся опросы. Например, каждый год мы с группой меняем одну рубрику в программе кураторских часов, за которую они сами голосуют.

Активизирует внимание и интерес учащихся использование в процессе занятия гаджетов. Можно дать ссылку или QR-код для прохождения викторины. Для этого можно использовать гугл-формы или сервис Learningapps, позволяющие без трудов создать необходимое задание.

Learningapps:

https://learningapps.org/

Темы информационных и классных часов выбираются на основании плана воспитательной работы, но с учетом коллектива учащихся, их особенностей, интересов.

Темы информационных и классных часов

Пропаганда ЗОЖ и профилактика вредных привычек:

О пользе спорта в жизни человека и его роль в общественной жизни.

Мы за ЗОЖ.

Жить активно – быть здоровым.

Наш друг велосипед.

Всемирный день борьбы против рака.

ВИЧ и СПИД.

Правила здорового питания.

Вода – источник жизни.

Так ли безвредно пиво?

Международный день ДНК.

Мифы и реальность про электронные сигареты.

        При подготовке к занятиям всегда прорабатываю темы и в задания для учащихся кладу ссылки на разные источники, инфографику по теме, дополнительную информацию. Отдельным постом может быть информация о празднике или памятной дате, видеоролики, песни и стихи по теме, загадки по теме с возможностью ответить или в комментариях, или в проголосовать, выбрав ответ в опросе.

Безопасное поведение и осознанное существование:

Правила ПДД – правила жизни.

Международный день экологических знаний.

Капелька жизни (международный день донора).

Международный день инвалидов.

Медиакультура и медиапотребление в белорусском обществе.

        Например, при проведении классного часа по теме «Международный день экологических знаний» учащиеся проходили по ссылке и рассчитывали свой экологический след. Это дает возможность перейти к продуктивному и осознанному диалогу и пересмотру своего образа жизни.

Цифровая гигиена и безопасность:

Кибербезопасность и цифровая гигиена.

Сфера высоких технологий: сетевой этикет, авторское право, безопасность пользователей.

        Хороший результат дает использование ссылок на отдельные уроки онлайн-курсов «Цифровая гигиена и информационная безопасность», «Кибербезопасность в русскоязычном сегменте Интернета», «Безопасность в сети Интернет»,  «Безопасность в интернете» и задания на платформе Learningapps.

Современные учащиеся положительно воспринимают видеоконтент. Поэтому еще один продуктивный метод работы – просмотр фильмов и видеороликов, как совместный, так и предварительный с последующим обсуждением. На моих учащихся оказал сильное фильм «Мусор» («Trashed», 2012 – ЦУР 12), который мы смотрели в рамках ознакомления с ЦУР.

Создатели этого документального фильма изучают опасность загрязнения земли, воздуха и воды отходами и влияние этого загрязнения на пищевую цепочку и окружающую среду. Фильм ставит перед зрителем вопрос – знаем ли мы судьбу выбрасываемых каждым из нас, в большом количестве, мусора, хлама, отходов?

        Дебаты – очень продуктивная интерактивная форма работы. Они позволяют достичь нескольких целей без назидательности и репродуктивности. Участники сами изучают проблему, подбирают аргументы и контраргументы, примеры, цитаты, прогнозируют. Помимо различных коммуникативных навыков активно строятся междисциплинарные связи, укрепляется умение работать в команде. Зрители тоже не остаются пассивными. Как правило, обсуждаемый вопрос полемичен и не имеет простого ответа, поэтому все принимают активное участие в обсуждениях, тем самым развиваясь.

Дебаты на темы:

«Хочешь быть здоровым – будь им».

«Эвтаназия в Республике Беларусь - за и против».

«Использование животных для медицинских опытов»

        Конкурс ораторов похож на метод дебатов, но строится не на командной, а на индивидуальной работе.

        «Молодежь. Здоровье. Будущее».

В рамках акции «Самый большой урок в мире» был организован открытый классный час на тему: «Устойчивое развитие – стратегия планеты Земля». Докладчиками выступали учащиеся старшего курса. Старший учит младшего – хорошо известный прием.

На заседание круглого стола колледжа «Наука и жизнь» учащиеся представили групповой проект «Болезни и их победители», открыв для себя, что до исследования мало знали о самих болезнях, но еще меньше об ученых, занимающихся и врачах, победивших эти болезни.

Конкурс плакатов, посвященный отказу от вредных привычек, традиционное мероприятие, стимулирующее творческий потенциал учащихся.  

        Учащиеся всегда активно участвуют в различных мероприятиях, организуемых колледжем. Например, традиционных спортивных и социально-психологических.

        Моим учащимся полюбилась такая форма работы, как посещение городских выставок с последующим отчетом на странице в ВК в виде заметки в газете. Также пользуется популярностью рубрика, позволяющая провести собственное исследование и написать обзор на какой-нибудь продукт питания, оценив его полезность для организма. Например, картошка фри.

        

Профсоюз учащихся нашего колледжа оказывает поддержку кураторам и предоставляет возможность поощрить участников и победителей мероприятий. Например, шоколадом.

Мир так быстро меняется, что для повышение квалификации куратора можно пользоваться всеми возможностями интернета: МООК, вебинары, семинары и т.д.

Например, курс «Психологические особенности цифрового поколения» будет очень полезен преподавателю колледжа, не имеющему педагогического образования.

Курс дает представление о психологии современного ребенка школьного возраста, специфике его психологических особенностей, сформировавшихся под влиянием цифровых технологий и вовлеченности в виртуальную среду. Рассматриваются современные способы познания и механизмы усвоения информации, «проблемные зоны» познавательной сферы и способы психолого-педагогической коррекции.

https://universarium.org/course/985

Существует множество (в основном, конечно, российских) площадок и платформ, предоставляющих бесплатный доступ к своему контенту. Наиболее известные и удобные: Лекториум, Универсариум, Степик, Открытое образование. Там можно в свободном режиме изучить материалы, предоставляемые в разных форматах. При необходимости можно получить сертификат. Некоторые курсы предусматривают бесплатную сертификацию, в других требуется оплата. Курсы состоят из модулей с отдельными уроками. Это могут небольшие видео, текстовые лекции, инфографика и т.д. В конце каждого модуля обычно бывает итоговое тестирование. Учащимся очень нравится успешно справляться с заданиями, иногда на скорость.

Лекториум:

https://www.lektorium.tv/

Универсариум:

https://universarium.org/courses

Stepik:

https://stepik.org/catalog

        Открытое образование:

https://openedu.ru/

        Следующие курсы позволяют работать с учащимися в интерактивном формате, используя возможности онлайн-обучения.

Курс «История и технологии выживания (Безопасность жизнедеятельности)» - призван ознакомить обучающихся с историей выживания человека в среде локальных и глобальных угроз, дать представление о правильном поведении в чрезвычайных ситуациях, сформировать культуру безопасности, отвечающую потребностям современного общества.

https://stepik.org/course/83094/promo?search=1070007201

https://www.lektorium.tv/istoriya-i-tehnologii-vyzhivaniya

Курс «Стихийные бедствия». Изучив материалы курса, учащиеся поймут, как возникают стихийные бедствия и чем отличаются друг от друга, как они протекают и чем опасны, узнают, как минимизировать угрозу, соблюдая простые правила поведения. Практические знания о природе стихийных бедствий помогут сохранить жизнь и здоровье в чрезвычайной ситуации.

https://universarium.org/course/899

Курс «Цифровая гигиена и информационная безопасность» ставит своей целью повышение цифровой грамотности и формирование навыков безопасного поведения в цифровой среде. Миниуроки нацелены на создание условий для формирования безопасного поведения в информационном пространстве, развитие критического отношения к информации в сети интернет, мотивацию обучающихся к осознанному поведению в сети.

https://coreapp.ai/app/player/course/6108f24eebb3cba5d2e6cb3d

        Курс «Безопасность в интернете» ставит своей задачей просвещение пользователей, чтобы интернет стал для всех не угрозой, а настоящим помощником.

https://stepik.org/course/191/promo#toc?auth=login 

        Воспитательная работа всегда опиралась на возрастную психологию, потому что природа человека остается неизменной. Но современный мир ставит перед педагогами и новые задачи, связанные с изменением среды, в которой растет и развивается человек. Меняется окружающий мир, информационная среда, социальные отношения, происходит процесс глобализации. Внимание педагога акцентируется на актуальных аспектах, требующих новых форм взаимодействия и расширения кругозора для формирования безопасности и ответственности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интерактивные методы и интернет технологии в воспитательной работе ФИЛИАЛ БНТУ «СОЛИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНО-ХИМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Парфёнцева Елена Анатольевна, преподаватель русского языка и литературы, куратор группы Солигорск, 2022

Слайд 2

Направления работы 1 пропаганда ЗОЖ и профилактика вредных привычек 2 безопасное поведение и осознанное существование цифровая гигиена и безопасность 3

Слайд 3

Формы и методы информационные и классные часы открытые мероприятия тематические акции, выставки, лекции, беседы анкетирования социально-психологические видеоматериалы, памятки психологическое тестирование, встречи просмотры и обсуждения видеофильмов дебаты, конкурс ораторов активное участие учащихся в городских, районных, областных, республиканских и международных конкурсах по ЗОЖ и др

Слайд 4

Уровни формирования культуры здорового образа жизни в колледже Социальный уровень пропаганда здорового образа жизни информационно-просветительская работа Инфраструктурный уровень создание безопасных условий соблюдение санитарно-гигиенических требований развитие сети спортивных секций и объединений по интересам Личностный уровень формирование системы ценностных ориентаций уч-ся социально-психологическое просвещение учащихся по профилактике вредных привычек 1 2 4

Слайд 5

Интернет возможности Облачный диск: обмен информацией, проведение опросов, предоставления различных материалов учащимся.

Слайд 6

Интернет возможности Группа Вконтакте : темы и задания к классным и информационным часам, информация по обсуждаемым темам, проверенные ссылки, опросы, обсуждения.

Слайд 7

Интернет возможности Использование гаджетов : ссылка на опрос или тест, QR -код для прохождения викторины. https://learningapps.org/

Слайд 8

1 пропаганда ЗОЖ и профилактика вредных привычек Темы информационных и классных часов Мифы и реальность про электронные сигареты. Мы за ЗОЖ. Жить активно – быть здоровым. Наш друг велосипед. Всемирный день борьбы против рака. Правила здорового питания. Вода - источник жизни. Так ли безвредно пиво? Международный день ДНК.

Слайд 9

Темы информационных и классных часов Правила ПДД – правила жизни. Международный день экологических знаний. Капелька жизни (международный день донора). Международный день инвалидов. Медиакультура и медиапотребление в белорусском обществе. 2 безопасное поведение и осознанное существование

Слайд 10

Темы информационных и классных часов Кибербезопасность и цифровая гигиена. Сфера высоких технологий: сетевой этикет, авторское право, безопасность пользователей. цифровая гигиена и безопасность 3

Слайд 11

Просмотр и обсуждение видео «Мусор» (« Trashed » ), 2012 – ЦУР 12 (ЦУР 12 Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства) Знаем ли мы судьбу выбрасываемых каждым из нас мусора, хлама, отходов?

Слайд 12

Дебаты «Хочешь быть здоровым – будь им». «Эвтаназия в Республике Беларусь – за и против» «Использование животных для медицинских опытов»

Слайд 13

Конкурс ораторов «Молодежь. Здоровье. Будущее».

Слайд 14

Тематическая акция Классный час на тему: «Устойчивое развитие – стратегия планеты Земля»

Слайд 15

Заседание круглого стола «Наука и жизнь» Групповой проект «Болезни и их победители»

Слайд 16

Конкурс плакатов Посвящен отказу от вредных привычек

Слайд 17

Мероприятия колледжа Спартакиады, кроссы, тренинги и др.

Слайд 18

Посещение выставок Отчет о посещении в форме: фотоотчета , селфи , заметки в газету, обзора, очерка, отзыва.

Слайд 19

Профсоюз учащихся колледжа Поощрение участников и победителей мероприятий

Слайд 20

Повышение квалификации МООК семинар НПК … вебинар

Слайд 21

Повышение квалификации МООК семинар НПК … Курс «Психологические особенности цифрового поколения» https://universarium.org/course/985

Слайд 22

Повышение квалификации Лекториум : https://www.lektorium.tv/ Универсариум : https://universarium.org/courses Stepik : https://stepik.org/catalog Открытое образование: https://openedu.ru/

Слайд 23

Курсы для системной работы с учащимися Курс «История и технологии выживания (Безопасность жизнедеятельности)» https://stepik.org/course/83094/promo?search=1070007201 https://www.lektorium.tv/istoriya-i-tehnologii-vyzhivaniya Курс «Стихийные бедствия» https://universarium.org/course/899 Курс «Цифровая гигиена и информационная безопасность» https://coreapp.ai/app/player/course/6108f24eebb3cba5d2e6cb3d Курс «Безопасность в интернете» https://stepik.org/course/191/promo#toc?auth=login

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Некоторые аспекты использования информационных технологий в воспитательной работе"

Выступление на городской конференции. Опубликовано в сборнике Департамента образования г. Москвы...

Информационные технологии в воспитательной работе.

Выступление на педагогическом совете....

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе как средства развития личности.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последние время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья уч-ся.  Наряду с неблагоприятными ...

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности»

Выступление на ШМО классных руководителей по теме: « Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасн...

Интерактивные технологии в воспитательной работе

Презентация к выступлению на педагогическом совете...

Использование интерактивного оборудования и Интернет – технологий на уроке и во внеурочной деятельности при обучении английскому языку с целью повышения качества знаний учащихся

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий на уроках иностранного языка. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы п...