Тренинг как интерактивная технология в воспитательной работе
учебно-методический материал по психологии на тему

Градобоева Татьяна Ивановна

Мастер-класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Тренинг как интерактивная технология в воспитательной работе

с подростками»

Подготовила и провела

педагоги-психологи высшей кв.категории:

Градобоева Т.И.

Цель: продемонстрировать педагогам особенности построения тренингового занятия с подростками в рамках внеурочной деятельности.

Задачи:

  • обобщить опыт работы путем прямого и комментированного показа последовательности этапов, упражнений, приемов в технологии тренинга;
  • отработать совместно с участниками упражнения и приемы решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
  • способствовать рефлексии полученного опыта участников мастер-класса;
  • оказать помощь участникам мастер-класса в составлении плана тренингового занятия и определении задач саморазвития.

В ходе мастер-класса участники:

  • изучают методические материалы по теме мастер-класса;
  • участвуют в обсуждении полученных результатов;
  • задают вопросы, получают консультации;
  • предлагают для обсуждения собственные проблемы по изученной теме;
  • высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

Оборудование: ватман, маркеры, заготовки плана тренингового занятия в таблицах разного цвета по числу участников; видеозаписи тренинга с подростками; мультимедийная презентация; мяч; конверты с терминальными и инструментальными ценностями.

Участникам мероприятия перед входом в аудиторию предлагается письменно ответить на вопрос: «Какие трудности испытывают педагоги в работе с учащимися 5-9 классов». Ответы педагогов зачитываются. Подводится итог о том, что в подростковом возрасте наблюдается снижение учебной мотивации, нестабильная самооценка, эмоциональная нестабильность, трудности в общении.

Сегодня приходится слышать от педагога, работающего в 5-9 классах, слова: «эти трудные подростки нас не понимают», «тяжело работать в классе», «подростки постоянно конфликтуют между собой», «подростки не хотят учиться», «подростковый негативизм» и т.д. Несомненно, подростковый возраст всегда считался непростым в возрастной периодизации, но может быть это мы – взрослые не стараемся понять их особенности, мыслим другими категориями, ценим другие критерии?

В период обучения ребенка в основной школе перед педагогами встает противоречие: усложняются требования образовательной программы к ученику, при этом уровень развития учебной мотивации подростков снижается, отсюда ухудшение качества знаний по предметам. Проблема повышения учебной мотивации в основной школе остается актуальной на протяжении ряда лет. Современные психолого-педагогические разработки, введение ФГОС способны успешно ее разрешить. Известно, что в основе мотивации лежит интерес к предложенному заданию, в ее структуре присутствует осознанное принятие правил и эмоциональный компонент. Современный урок предполагает создание учебной ситуации с учетом возрастных особенностей учащихся, их ведущей деятельности. Использование интерактивных технологий и методов обучения, способствует повышению познавательной мотивации учащихся и формированию ключевых компетенций ученика.

Наш мастер-класс посвящен использованию тренинговых технологий в образовательном процессе. Любой тренинг является интерактивным: он рассчитан на активную субъектную реакцию учащегося (интеллектуальную, эмоциональную, действенно-практическую). Тренинг включает в себя совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, применение научного знания для решения практических задач.  Он предполагает организацию специальных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой, моделирование жизненных ситуаций, решение проблемы на основании анализа обстоятельств, обратную связь с обменом информации между участниками (Слайд). 

Особую роль в процессе тренинга занимает личность педагога. Педагог выступает в роли тренера (фасилитатора). Роль тренера: создание условий, которые позволяют ученикам ставить перед собой цели и брать обязательства в соответствии с этапами, соблюдать правила, добывать новые знания, приобретая опыт и вырабатывать новую модель поведения (Слайд).

Данную технологию и ее элементы можно использовать в рамках урочной и внеурочной деятельности для формирования личностных и метапредметных образовательных результатов учащихся. Тренинговое занятие позволяет каждому участнику «проживать», предлагаемые педагогом ситуации, развить способности к самопознанию и самопониманию, наметить цели и задачи для достижения результата, научиться взаимодействовать, развить лидерские качества и др. Иными словами – учение, по словам С.Л. Рубинштейна, принятие норматива, имеющего ценность, но «пропущенного» через субъективный опыт «внешнее через внутреннее» (Слайд).

Мы рассмотрим особенности построения тренингового занятия с подростками в рамках внеурочной деятельности. Элементы этой технологии также можно использовать на учебных занятиях (уроках обществознания, литературы, иностранного языка).

Итогом работы будет составление плана тренингового занятия. Данный план можно доработать и получить технологическую карту тренинга. В ходе мастер-класса я буду ваше внимание акцентировать на ключевых моментах его проведения. Предлагаю вам фиксировать эти моменты в своих таблицах. (Участники получают таблицы-заготовки для составления плана тренинга).

В структуре тренинга различают три этапа (Слайд):

  1.  Подготовительный.
  • Мотивационный настрой участников
  • Принятие правил на занятии.
  1. Основной
  • Актуализации знаний
  • Выявления затруднений, работа с проблемой
  • Добывания нового знания
  • Самопринятие нового знания

III Рефлексивный.

Особенно важным на первом этапе занятия создать положительный эмоциональный настрой учащихся. Задачи первого этапа: способствовать созданию мотивации подростков к занятию (использование в течение 2-х-3-х минут интеллектуальных и игровых разминок), включить школьников в деятельность через принятие правил занятия. Участники мастер-класса фиксируют в своей таблице основные моменты. (Слайд).

На основном этапе главным является актуализации знаний учеников об изучаемой теме. Выявляются области «Знания» и «Незнания». Этап постановки проблемы необходим для определения затруднений и трансформации проблемы в задачу, требующую разрешения. Предлагаю видеосюжет с использованием техники каллажирования для визуализации проблемной ситуации. (Из видеоматериала мы видим, что подростковый период на каллаже остался малозаполненным, мало ценностей, нет целей. Подростки не осознают, что с ними происходит, что делать на данном жизненном этапе). На примере видеосюжета мы сможем проследить, работу детей на данном этапе, роль тренера как сопровождающего учеников посредством вопросов, а не транслирующего теоретические факты.

В конце калажирования была обозначена задача: изучить мнение сверстников по теме: «Быть подростком хорошо или быть подростком сложно». Для этого использовалось упражнение-энерджайзер. Я предлагаю вам его выполнить. 

Сейчас я прошу всех встать в круг. Мы будем передавать по кругу мяч. Кто возьмет мяч синей стороной вверх, продолжает фразу: «Быть подростком хорошо, потому что...» и передает мяч участнику, стоящему слева. Второй участник продолжает фразу «Быть подростком сложно. Потому что…». Вывод: какой же он подростковый возраст? Данное упражнение позволяет активизировать мыслительные процессы и получить собственное мнение и мнение окружающих по изучаемой проблеме, дать ей эмоциональную оценку.

После изучения мнения окружающих по незнакомой теме, необходима работа с информационными источниками. Здесь используются электронные и печатные энциклопедии, интернет-источники. Эффективнее всего работа в группах. В ходе которой решаются задачи: умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников. Развивать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий и действий группы. Время работы ограничено. В итоге ученики представляют свои мини-проекты. (Слайд). Практическая значимость этапа в создании мультимедийного продукта, который можно разместить на сайте школы в качестве рекомендаций для учащихся, или использовать на мероприятиях с подростками.

Кульминацией тренинга является работа каждого участника над построением личностной траектории развития. Предлагаю вам выполнить следующее упражнение. (Каждому участнику раздаются конверты, в которых содержатся карточки с терминальными и инструментальными ценностями. Задача: самостоятельно выстроить иерархию ценностей. Далее происходит самоанализ. Что для меня является ценностью и посредством чего я достигну данную ценность. В группах выбирается ценность общая для всех членов группы и выстраиваются цели для ее достижения. Далее ценность может быть выбрана для всего коллектива. Проводится обсуждение: что формирует данное упражнение у подростков?)

Таким образом, в тренинге обратная связь участников и работа с информацией позволяет прояснить каждому участнику собственную зону ближайшего развития, а ключевым моментом является работа участников в зоне актуального развития с составлением плана саморазвития.

Обязательным является последний этап, который способствует развитию рефлексии, способности устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, вербализации эмоционального состояния. (Слайд).

Наш мастер-класс подходит к завершению. На протяжении 40 минут вы были его активными участниками, результатом вашей работы стали составленные технологические карты тренинга, которые вы сможете доработать и использовать для проведения занятий с учащимися. Предлагаю вам разделиться на группы. 1 группу составят педагоги с технологическими картами зеленого цвета, 2 группа – с картами желтого цвета, 3 группа – с картами синего цвета. Группам предлагается обсудить и выразить свое мнение относительно работы мастер-класса. Что для сегодня было особенно полезно? Что было трудно, чего не хватило в ходе мероприятия? Что вы унесете с собой? Группы отвечают на вопросы, выражают свое мнение относительно мероприятия, участники задают интересующие их вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные технологии в воспитательном процессе

В предложенном материале рассмотрены активноиспользуемые интерактивные методы организации воспитательного процесса....

Интерактивные технологии ведения профилактической работы в образовательной среде

Интерактивные технологии ведения профилактической работы в образовательной среде....

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности»

Выступление на ШМО классных руководителей по теме: « Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасн...

Использование интерактивных технологий в воспитательном процессе кадетских корпусов

Первостепенная задача образования и воспитания в кадетских военных корпусах - не просто дать воспитаннику основные знания, но и обеспечить для него базовые условия для адаптации в социуме в будущем, в...

Использование интерактивных технологий Мимио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается опыт использования интерактивных технологий Мимио в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях логопедической группы. Целью д...

Интерактивные технологии в воспитательной работе

Презентация к выступлению на педагогическом совете...

Интерактивные методы и интернет технологии в воспитательной работе

Обобщение опыта работы куратора по теме: Актуальные аспекты воспитательной работы с учащейся молодежью по формированию основ безопасности жизнедеятельности и ответственного отношения к здоровью с испо...