Интерактивные технологии в воспитательном процессе
статья по теме
В предложенном материале рассмотрены активноиспользуемые интерактивные методы организации воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
интерактивные технологии воспитания | 29.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивные технологии в воспитательном процессе
Гнедова Н.П. социальный педагог
Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа
Специфика воспитательной деятельности со студенческой молодежью такова, что мы не сразу видим результаты этой работы. Вдобавок эту работу трудно оценить, хотя такие шаги и делаются. Особую роль в организации воспитательной работы в колледже играют интерактивные технологии . Опыт работы со студентами и учащимися, в том числе и в качестве куратора студенческой группы, помогли сформулировать пяти основных принципов реализации интерактивного подхода в воспитании студентов и учащихся. К ним относятся:
создание ситуации диалога;
организация воспитательного пространства;
изготовление продукта социокультурной деятельности;
использование психологической экспресс-диагностики;
восприятие социально значимой видеоинформации.
В качестве интерактивных форм сегодня все более актуальными можно назвать следующие:
работа с афоризмами, пословицами, поговорками и анекдотами;
дебаты по психологическим и оздоровительным проблемам личности;
социально-психологические и оздоровительные проекты;
социально-педагогические и психологические игры;
психолого-педагогическая олимпиада;
коллаж;
социально-педагогический тренинг.
Структура интерактивной технологии состоит из трех этапов:
I. Подготовительный:
теоретический и методический материал;
схема рассадки участников;
описание правил и процедур проведения дебатов, «круглого стола», дискуссии, тренинга и т.д.;
предварительное ознакомление студентов с подготовленными материалами с целью осмысления предстоящей работы.
II. Основной:
распределение ролей;
индивидуальное и групповое консультирование;
предварительные репетиции.
Данный этап важен тем, что появляется зримый результат, определенный продукт социокультурной деятельности, самостоятельно подготовленный учащимися: эссе, коллаж, газета, сценарный план, монтажный лист, социальный проект, разработки экскурсий, тест и т.д.
Работа в малых группах.
Исключительно важным моментом в применении интерактивных технологий является работа в малых группах (5, 7, 9 человек).
Работа в малых группах позволяет:
включить в работу всю группу;
поставить в активную позицию каждого студента;
выявить лидеров, одаренных студентов, создать условия для их развития и личностного роста;
создать возможность студентам с проблемами в общении проявить себя;
научиться слушать и понимать собеседника;
брать на себя инициативу;
задействовать как мотив состязательность, соревнование (наша группа «лучше всех»);
проявлять эмпатию;
вырабатывать навыки социального взаимодействия;
соотносить свою позицию с мнениями других.
III. Рефлексивный:
формы проведения рефлексии: мини-опрос, рефлексивный круг, игра. Например, участникам предлагается ответить на следующие вопросы:
Понравилась ли вам работа в группе?
Какие чувства вы испытывали, когда другие участники группы предлагали аналогичные решения и ответы?
Кто из участников группы оставался при своем мнении, почему?
Оцените свое участие в работе группы (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т.д.).
Продолжите фразу «Сегодня я узнал…», «Сегодня я почувствовал…. и т.п.».
Рассмотрим методику работы с использованием перечисленных технологий.
1. Самостоятельная работа с афоризмами, пословицами, поговорками, анекдотами.
Обсудите в группе все высказывания о вредных привычках известных мыслителей прошлого и наших современников.
Выберите три, наиболее понравившихся вам высказывания, и объясните свой выбор.
Отберите высказывания, с которыми вы не согласны или не совсем согласны, и прокомментируйте их.
Какое высказывание вызвало у вас наибольшие разногласия. Как вы думаете, почему?
2. Дебаты по психологическим и оздоровительным проблемам личности.
Проведению дебатов по психологической проблематике должна предшествовать большая предварительная работа:
распечатка материалов;
знакомство участников с правилами организации и проведения дебатов;
определение исходного тезиса дебатов;
работа с непосредственными организаторами и участниками, распределение ролей и поручений;
индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.
Порядок проведения дебатов.
Дебаты организует и проводит Председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.
Председателю помогает Секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет документацию дебатов.
Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:
Справа от Председателя – защитники тезиса (4 человека);
Слева от Председателя – противники тезиса (4 человека);
В конце зала, справа и слева – участники, которые не имеют определенной точки зрения (так называемые «неопределившиеся»), сторонники и противники тезиса
В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Первым выступает тот, кто защищает тезис и одновременно его развивает. После него выступает главный оратор от оппозиции, который формулирует и защищает антитезис.
Далее роли распределяются следующим образом:
Вторые номера обеих сторон по очереди приводят аргументы в пользу своего тезиса (антитезиса);
Третьи номера опровергают аргументы соперников;
Четвертые номера подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов. Последним выступает четвертый номер команды, который защищает антитезис.
3. Социально-психологические и оздоровительные проекты.
Метод проектов – комплексный обучающий и воспитывающий метод, который дает ученику возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, достижении поставленной цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Метод проектной деятельности – один из эффективных интерактивных методов обучения и воспитания.
При оформлении обоснования проекта необходимо осветить следующие пункты:
Оценка состояния проблемы в данной области.
Актуальность, научно-методическая новизна и практическая значимость.
Полезность данного проекта для Беларуси.
Непосредственные и перспективные цели проекта.
Какие задачи будут решены в случае реализации проекта.
Описание путей достижения поставленных целей и оборудования, необходимого для реализации проекта.
Уровень компетентности и достижений участников проекта в данной области.
Финансирования проекта.
Основные этапы реализации проекта и ожидаемые результаты по каждому этапу.
Предполагаемые формы отчетности: а) характеристика проведенной работы; б) финансовый отчет; в) отчет об использовании оборудования.
Составление проекта бюджета.
4. Социально-педагогические и психологические игры
Игра представляет собой имитацию реальной деятельности (трудовой, познавательной, коммуникативной и т.д.) и направлена на усвоение в искусственных условиях социальных отношений и общественно-полезных норм поведения.
Игра позволяет:
отдыхать и развлекаться;
фантазировать и импровизировать;
самовыражаться и развивать свои способности;
самостоятельно находить верные решения;
соревноваться и радоваться полученным результатам.
С помощью игр учащиеся:
расширяют и закрепляют опыт социальной деятельности и ценностных отношений;
формируют коммуникативные навыки, социальные ориентации и нормы поведения;
развивают способности, положительные личностные свойства и качества;
совершенствуют умения и навыки межличностного взаимодействия.
При этом важно помнить, что каждая игра независимо от разновидности может выполнять сразу несколько функций:
диагностическую;
развлекательную;
стимулирующую;
образовательную;
воспитательную;
психотерапевтическую;
психокоррекционную.
5. Психолого-педагогическая олимпиада.
Целью организации олимпиад является развитие творческой самодеятельности учащихся и одновременное обучение их необходимым в будущем профессиональным и жизненным умениям и навыкам.
Методика подготовки и этапы проведения олимпиады:
Создание оргкомитета и разработка положения об олимпиаде.
Подготовка вопросов и заданий для участников олимпиады (команд), а также для «болельщиков».
Формирование команд и подготовка отдельных участников к олимпиаде.
Определение состава жюри; разработка критериев оценки выполнения отдельных конкурсов и заданий.
Проведение олимпиады; выполнение участниками заданий. Работа жюри по оцениванию каждого конкурса, задания, ситуации.
Определение жюри команд-победителей и победителей в личном зачете. Подведение итогов олимпиады и награждение участников.
Комплектование команд для участия в следующем туре олимпиады.
6. Коллаж.
Работа над составлением коллажа позволяет одновременно решать развивающие и воспитательные задачи:
Развивающие:
формирование художественно-оформительских способностей;
развитие воображения, фантазии, эмоций, чувств;
развитие творческого мышления;
выработка оригинальных идей и дизайнерских решений;
развитие коммуникативных способностей.
Воспитательные:
формирование авторских умений и навыков;
выработка навыков индивидуальной и коллективной (групповой) работы, партнерства;
создание условий для раскрытия индивидуальных способностей;
развитие личной и групповой активности, инициативы;
создание благоприятной творческой и морально-психической атмосферы в учебном коллективе.
Методика и этапы работы над социально-значимым коллажем:
Формирование небольших групп (не более 5 чел.).
Выдача задания: «Найдите рисунки и надписи на тему…и сделайте коллаж».
Работа групп (40-60 мин.).
Результат: демонстрация работ в виде небольшой выставки.
Рассказ о своем произведении представителей групп (по 5-7 мин. на каждый коллаж).
Совместное обсуждение темы и содержания коллажа и работа над ним (10-15мин.).
Проведение мини-тренингов, круглых столов и ток-шоу, способствующие развитию личностных, морально-нравственных, духовных, мировоззренческих качеств у студентов и учащихся, формирования у них навыков семейно-бытовой культуры и гендерных отношений, так же является примером использования интерактивных технологий в воспитательной работе.
В каждой группе колледжа проводится планомерная работа по пропаганде здорового образа жизни и профилактике аддикций. В разработанных школами, ссузами и вузами собственных комплексных программах «Здоровье» предусмотрено выполнение ряда мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся и студентов, поддержание здорового образа жизни, предупреждение алкогольной и никотиновой зависимости, разработку и внедрение инновационных методик в воспитательную и профилактическую работу с учащимися и студентами, совершенствование системы социально-педагогического сопровождения учащихся и студентов из группы риска.
Темы данных мероприятий могут быть разнообразны, например «Здоровым быть модно», «Профилактика вредных привычек», «Асоциальное поведение в сфере семейно-бытовых отношений», «Профилактика суицидального поведения», «Умей сказать нет», «Зависимость как серьёзная проблема», «Быть успешным», «Планирование карьеры: практические шаги», «О духовности и смысле жизни», «Питание – шаг к здоровью», «Психология семьи», «Психологические особенности личностного роста», «Культура гендерных отношений», «Ты+Я» и другие.
Литература
Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: Пособ. для учителей / Н.И.Запрудский. – Мн., 2003.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для ппреподавателей. – СПб.: КАРО, 2006.
Психология в пословицах и поговорках с комментариями / сост. В.С.Богословская. – Мозырь: Содействие, 2006.
Чечет, В.В. Интерактивная педагогика: Пособие / В.В.Чечет, Н.С. Куриленко. – Минск, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные технологии в обазовательном процессе
Интерактивные технологии в образовательном процессе - содержание, цели и задачи....
Доклад заместителя директора по воспитательной работе Рябовой М.В. «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе».
Доклад заместителя директора по воспитательной работе на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе по теме "Использование информационно-куммуникативных технологий в воспитательном проц...
Использования интерактивных технологий в учебном процессе. Роль интерактивной доски в развитии познавательной деятельности учащихся с ОВЗ.
Мы живем в эру информатизации, одним из направлений которой становится процесс информатизации образования, предполагающий использование возможностей применения мультимедийной и интерактивной техники д...
Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе (Зотова Н. В. заместитель директора по воспитательной работе)
Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе (Зотова Н. В. заместитель директора по воспитательной работе)...
Использования интерактивных технологий в учебном процессе. Роль интерактивной доски в развитии познавательной деятельности учащихся.
Использования интерактивных технологий в учебном процессе.Роль интерактивной доски в развитии познавательной деятельности учащихся. В современном мире для любой организации, в том числе и школы у...
Использование интерактивных технологий в воспитательном процессе кадетских корпусов
Первостепенная задача образования и воспитания в кадетских военных корпусах - не просто дать воспитаннику основные знания, но и обеспечить для него базовые условия для адаптации в социуме в будущем, в...
Статья «Проектная технология - инновационная технология учебно-воспитательного процесса»
Сегодня в все активнее используется проектная технология, как одна из инновационных технологий учебно-воспитательного процесса. Сущность которой заключается в стимулировании интереса учащихся к опреде...