Интерактивные технологии в воспитательном процессе
статья по теме

Гнедова Наталья Петровна

В предложенном материале рассмотрены активноиспользуемые интерактивные методы организации воспитательного процесса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивные технологии в воспитательном процессе

Гнедова Н.П. социальный педагог

 Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа

Специфика воспитательной деятельности со студенческой молодежью такова, что мы не сразу видим результаты этой работы. Вдобавок эту работу трудно оценить, хотя такие шаги и делаются. Особую роль в организации воспитательной работы  в колледже играют интерактивные технологии . Опыт работы со студентами и учащимися, в том числе и в качестве куратора студенческой группы, помогли сформулировать пяти основных принципов реализации интерактивного подхода в воспитании студентов и учащихся. К ним относятся:

создание ситуации диалога;

организация воспитательного пространства;

изготовление продукта социокультурной деятельности;

использование психологической экспресс-диагностики;

восприятие социально значимой видеоинформации.

В качестве интерактивных форм сегодня все более актуальными можно назвать следующие:

работа с афоризмами, пословицами, поговорками и анекдотами;

дебаты по психологическим и оздоровительным проблемам личности;

социально-психологические и оздоровительные проекты;

социально-педагогические и психологические игры;

психолого-педагогическая олимпиада;

коллаж;

социально-педагогический тренинг.

Структура интерактивной технологии состоит из трех этапов:

I. Подготовительный:

теоретический и методический материал;

схема рассадки участников;

описание правил и процедур проведения дебатов, «круглого стола», дискуссии, тренинга и т.д.;

предварительное ознакомление студентов с подготовленными материалами с целью осмысления предстоящей работы.

II. Основной:

распределение ролей;

индивидуальное и групповое консультирование;

предварительные репетиции.

Данный этап важен тем, что появляется зримый результат, определенный продукт социокультурной деятельности, самостоятельно подготовленный учащимися: эссе, коллаж, газета, сценарный план, монтажный лист, социальный проект, разработки экскурсий, тест и т.д.

Работа в малых группах.

Исключительно важным моментом в применении интерактивных технологий является работа в малых группах (5, 7, 9 человек).

Работа в малых группах позволяет:

включить в работу всю группу;

поставить в активную позицию каждого студента;

выявить лидеров,  одаренных студентов, создать условия для их развития и личностного роста;

создать возможность студентам с проблемами в общении проявить себя;

научиться слушать и понимать собеседника;

брать на себя инициативу;

задействовать как мотив состязательность, соревнование (наша группа «лучше всех»);

проявлять эмпатию;

вырабатывать  навыки социального взаимодействия;

соотносить свою позицию с мнениями других.

III. Рефлексивный:

формы проведения рефлексии: мини-опрос, рефлексивный круг, игра. Например, участникам предлагается ответить на следующие вопросы:

Понравилась ли вам работа в группе?

Какие чувства вы испытывали, когда другие участники группы предлагали аналогичные решения и ответы?

Кто из участников группы оставался при своем мнении, почему?

Оцените свое участие в работе группы (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т.д.).

Продолжите фразу «Сегодня я узнал…», «Сегодня я почувствовал…. и т.п.».

Рассмотрим методику работы с использованием перечисленных технологий.

1. Самостоятельная работа с афоризмами, пословицами, поговорками, анекдотами.

Обсудите в группе все высказывания о вредных привычках известных мыслителей прошлого и наших современников.

Выберите три, наиболее понравившихся вам высказывания, и объясните свой выбор.

Отберите высказывания, с которыми вы не согласны или не совсем согласны, и прокомментируйте их.

Какое высказывание вызвало у вас наибольшие разногласия. Как вы думаете, почему?

2. Дебаты по психологическим и оздоровительным проблемам личности.

Проведению  дебатов  по психологической проблематике должна предшествовать большая предварительная работа:

распечатка материалов;

знакомство участников с правилами организации и проведения дебатов;

определение исходного тезиса дебатов;

работа с непосредственными организаторами и участниками, распределение ролей и поручений;

индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.

Порядок  проведения дебатов.

Дебаты организует и проводит Председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.

Председателю помогает Секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет документацию дебатов.

Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:

Справа от Председателя – защитники тезиса (4 человека);

Слева от Председателя – противники тезиса (4 человека);

В конце зала, справа и слева – участники, которые не имеют определенной точки зрения (так называемые «неопределившиеся»),  сторонники и противники тезиса

В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Первым выступает тот, кто защищает тезис и одновременно его развивает. После него выступает главный оратор от оппозиции, который формулирует и защищает антитезис.

Далее роли распределяются следующим образом:

Вторые номера обеих сторон по очереди приводят аргументы в пользу своего тезиса (антитезиса);

Третьи номера опровергают аргументы соперников;

Четвертые номера подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов. Последним выступает четвертый номер команды, который защищает антитезис.

3. Социально-психологические и оздоровительные проекты.

Метод проектов – комплексный обучающий и воспитывающий метод, который дает ученику возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, достижении поставленной цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектной деятельности – один из эффективных интерактивных методов обучения и воспитания.

При оформлении обоснования проекта необходимо осветить следующие пункты:

Оценка состояния проблемы в данной области.

Актуальность, научно-методическая новизна и практическая значимость.

Полезность данного проекта для Беларуси.

Непосредственные и перспективные цели проекта.

Какие задачи будут решены в случае реализации проекта.

Описание путей достижения поставленных целей и оборудования, необходимого для реализации проекта.

Уровень компетентности и достижений участников проекта в данной области.

Финансирования проекта.

Основные этапы реализации проекта и ожидаемые результаты по каждому этапу.

Предполагаемые формы отчетности: а) характеристика проведенной работы; б) финансовый отчет; в) отчет об использовании оборудования.

Составление проекта бюджета.

4. Социально-педагогические и психологические игры

Игра представляет собой имитацию реальной деятельности (трудовой, познавательной, коммуникативной и т.д.) и направлена на усвоение в искусственных условиях  социальных отношений и общественно-полезных норм поведения.

Игра позволяет:

отдыхать и развлекаться; 

фантазировать и импровизировать;

самовыражаться и развивать свои способности;

самостоятельно  находить верные решения;

соревноваться и радоваться полученным результатам.

С помощью игр учащиеся:

расширяют и закрепляют опыт социальной деятельности и ценностных отношений;

формируют коммуникативные навыки, социальные ориентации и нормы поведения;

развивают способности, положительные личностные свойства и качества;

совершенствуют умения и навыки межличностного взаимодействия.

При этом важно помнить, что каждая  игра независимо от разновидности может выполнять сразу несколько функций:

диагностическую;

развлекательную;

стимулирующую;

образовательную;

воспитательную;

психотерапевтическую;

психокоррекционную.

5. Психолого-педагогическая олимпиада.

Целью организации олимпиад является развитие творческой самодеятельности учащихся и одновременное обучение их необходимым в будущем профессиональным и жизненным умениям и навыкам.

Методика подготовки и этапы проведения олимпиады:

Создание оргкомитета и разработка положения об олимпиаде.

Подготовка вопросов и заданий для участников олимпиады (команд), а также для «болельщиков».

Формирование команд  и подготовка отдельных участников к олимпиаде.

Определение состава жюри; разработка критериев оценки выполнения отдельных конкурсов и заданий.

Проведение олимпиады; выполнение участниками заданий. Работа жюри по оцениванию каждого конкурса, задания, ситуации.

Определение жюри команд-победителей и победителей в личном зачете. Подведение итогов олимпиады и награждение участников.

Комплектование команд для участия в следующем туре олимпиады.

6. Коллаж.

Работа над составлением коллажа позволяет одновременно решать  развивающие и воспитательные задачи:

Развивающие:

формирование художественно-оформительских способностей;

развитие воображения, фантазии, эмоций, чувств;

развитие творческого мышления;

выработка оригинальных идей и дизайнерских решений;

развитие коммуникативных способностей.

Воспитательные:

формирование авторских умений и навыков;

выработка навыков индивидуальной и коллективной (групповой) работы, партнерства;

создание условий для раскрытия индивидуальных способностей;

развитие личной и групповой активности, инициативы;

создание благоприятной творческой и морально-психической атмосферы в учебном коллективе.

Методика и этапы работы над социально-значимым коллажем:

Формирование небольших групп (не более 5 чел.).

Выдача задания: «Найдите рисунки и надписи на тему…и сделайте коллаж».

Работа групп (40-60 мин.).

Результат: демонстрация работ в виде небольшой выставки.

Рассказ о своем произведении представителей групп (по 5-7 мин. на каждый коллаж).

Совместное обсуждение темы и содержания коллажа и работа над ним (10-15мин.).

Проведение мини-тренингов, круглых столов и ток-шоу, способствующие развитию личностных, морально-нравственных, духовных, мировоззренческих качеств у студентов и учащихся, формирования у них навыков семейно-бытовой культуры и гендерных отношений, так же является примером использования интерактивных технологий в воспитательной работе.

В каждой группе колледжа проводится планомерная работа по пропаганде здорового образа жизни и профилактике аддикций. В разработанных школами, ссузами и вузами собственных комплексных программах «Здоровье» предусмотрено выполнение ряда мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся и студентов, поддержание здорового образа жизни, предупреждение алкогольной и никотиновой зависимости, разработку и внедрение инновационных методик в воспитательную и профилактическую работу с учащимися и  студентами, совершенствование системы социально-педагогического сопровождения учащихся и студентов из группы риска.

Темы данных мероприятий могут быть разнообразны, например «Здоровым быть модно», «Профилактика вредных привычек», «Асоциальное поведение в сфере семейно-бытовых отношений», «Профилактика суицидального поведения», «Умей сказать нет», «Зависимость как серьёзная проблема», «Быть успешным», «Планирование карьеры: практические шаги», «О духовности и смысле жизни», «Питание – шаг к здоровью», «Психология семьи», «Психологические особенности личностного роста», «Культура гендерных отношений», «Ты+Я» и другие.

Литература

Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: Пособ. для учителей / Н.И.Запрудский. – Мн., 2003.

Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для  ппреподавателей. – СПб.: КАРО, 2006.

Психология в пословицах и поговорках с комментариями / сост. В.С.Богословская. – Мозырь: Содействие, 2006.

Чечет, В.В. Интерактивная педагогика: Пособие / В.В.Чечет, Н.С. Куриленко. – Минск, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные технологии в обазовательном процессе

Интерактивные технологии в образовательном процессе - содержание, цели и задачи....

Доклад заместителя директора по воспитательной работе Рябовой М.В. «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе».

Доклад заместителя директора по воспитательной работе на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе по теме "Использование информационно-куммуникативных технологий в воспитательном проц...

Использования интерактивных технологий в учебном процессе. Роль интерактивной доски в развитии познавательной деятельности учащихся с ОВЗ.

Мы живем в эру информатизации, одним из направлений которой становится процесс информатизации образования, предполагающий использование возможностей применения мультимедийной и интерактивной техники д...

Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе (Зотова Н. В. заместитель директора по воспитательной работе)

Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе (Зотова Н. В. заместитель директора по воспитательной работе)...

Использования интерактивных технологий в учебном процессе. Роль интерактивной доски в развитии познавательной деятельности учащихся.

Использования интерактивных технологий в учебном процессе.Роль интерактивной доски в развитии познавательной деятельности учащихся. В современном мире для любой организации, в том числе и школы у...

Использование интерактивных технологий в воспитательном процессе кадетских корпусов

Первостепенная задача образования и воспитания в кадетских военных корпусах - не просто дать воспитаннику основные знания, но и обеспечить для него базовые условия для адаптации в социуме в будущем, в...

Статья «Проектная технология - инновационная технология учебно-воспитательного процесса»

Сегодня в все активнее используется проектная технология, как одна из инновационных технологий учебно-воспитательного процесса. Сущность которой заключается в стимулировании интереса учащихся к опреде...