Рабочая программа по внеурочной деятельности ФГОС ООО кружка «Твоя профессиональная карьера»
рабочая программа (8, 9 класс)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет профессиональную ориентацию обучающихся одним из направлений программы воспитания и социализации обучающихся для оказания психолого-педагогической и информационной поддержки обучающихся в выборе ими направления дальнейшего обучения на ступени среднего (полного) общего образования, в учреждениях профессионального образования, а также в социальном, профессиональном самоопределении.
Новизна программызаключается в разработанной системе профориентационной работы, которая позволяет поэтапно давать знания обучающимся, учитывая их возрастные особенности и ведущий вид деятельности, что в итоге позволит им сделать правильный профессиональный выбор.
В процессе обучения по программе, обучающиеся осуществляют профессиональные пробы по различным профессиям. Это помогает им соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности.
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Твоя профессиональная карьера» составлена на основе:
- примерной программы курса «Твоя профессиональная карьера»
- авторской программы курса С.Н.Чистяковой «Технология. Твоя профессиональная карьера» Москва: «Просвещение», 2009г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_l.m._nagibinoy.docx | 54.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мангутская средняя общеобразовательная школа»
Называевского муниципального района Омской области
Рассмотрено: на заседании МО Протокол № _____ «_____» «_______»2018 г. | Согласовано: Зам. директора по ВР ________С.М.Быструшкина «____» «________» 2018 г | Утверждаю: Директор МБОУ «Мангутская СОШ» ___________Е.А.Штейнмарк «____» «________» 2018 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
ФГОС ООО
кружка
«Твоя профессиональная карьера»
Класс: 8-9
Количество часов: 134
Составитель: Нагибина Л.М.
классный руководитель
с. Мангут
2018-2019 учебный год
- Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности ФГОС ООО кружка «Твоя профессиональная карьера»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет профессиональную ориентацию обучающихся одним из направлений программы воспитания и социализации обучающихся для оказания психолого-педагогической и информационной поддержки обучающихся в выборе ими направления дальнейшего обучения на ступени среднего (полного) общего образования, в учреждениях профессионального образования, а также в социальном, профессиональном самоопределении.
Новизна программы заключается в разработанной системе профориентационной работы, которая позволяет поэтапно давать знания обучающимся, учитывая их возрастные особенности и ведущий вид деятельности, что в итоге позволит им сделать правильный профессиональный выбор.
В процессе обучения по программе, обучающиеся осуществляют профессиональные пробы по различным профессиям. Это помогает им соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности.
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Твоя профессиональная карьера» составлена на основе:
- примерной программы курса «Твоя профессиональная карьера»
- авторской программы курса С.Н.Чистяковой «Технология. Твоя профессиональная карьера» Москва: «Просвещение», 2009г.
Цель программы: обеспечение условий для личностного роста учащихся, социальной адаптации, принятия решения о профессиональном самоопределении.
Задачи программы:
- помочь подростку разобраться в мире профессий и выбрать профессиональную деятельность, наиболее соответствующую интересам и способностям личности;
- ознакомить учащихся с особенностями устройства образовательной системы и рынка труда;
- обучить технологиям самостоятельного эффективного выбора будущей профессии;
- предоставить возможность получения опыта в различных областях профессиональной самореализации.
Программа рассчитана на 2 года, 134 часа. Включает в себя два модуля:
- «Профессии вокруг нас». 8 класс (68 часов)
- «Мои жизненные планы: перспективы и возможности». 9 класс (66 часов)
Занятия проводятся во время, отведённое для внеурочной деятельности 1 раз в неделю, по 2 часа.
Они включают в себя теоретический аспект и практическую деятельность (тесты, опросники, анкеты, игры, тренинги, практические занятия, диспуты, экскурсии).
Основные нормативно-правовые документы, на которые опирается программа:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее ФГОС ООО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями на 31
декабря 2015 года приказ № 1577
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Мангутская СОШ» Называевского МР Омской области.
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. №9 1015)
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи) (Приказ Росстат от 17 августа 2016 г.) о направлении методических рекомендаций» от 18.08.2017 г. №09-1672.
- «Конвенция ООН о правах ребёнка».
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка».
- Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ.
Формами индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся являются: «ярмарки профессий», дни открытых дверей, олимпиады, конкурсы, проекты.
II. Планируемые результаты освоения программы обучающимися кружка по внеурочной деятельности «Твоя профессиональная карьера».
Личностные УУД:
- непрерывное духовно-нравственное развитие, реализация творческого потенциала в социально ориентированной, общественно-полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания;
- воспитание уважительного отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
- формирование поведенческих навыков трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде;
- выраженное стремление учиться и трудиться для дальнейшего осуществления своих жизненных планов.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
- высказывать своё предположение (версию), работать по плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Предметные УУД:
- рациональное использование учебной и дополнительной информации для выбора профессии;
- планирование образовательной и профессиональной карьеры;
- знание классификации видов профессий;
- планирование деятельности по выбору профессии;
- адекватное оценивание своих способностей и готовности к выбранной профессии;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
- понимание значения профессионального самоопределения и его роли в самореализации личности;
- умение анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;
- представление о том, как составлять личное резюме.
В результате занятости обучающихся во внеурочной деятельности, они должны обладать следующими характеристиками:
- готовности к производительному труду (физическому и, прежде всего, умственному),
- готовности к дальнейшему образованию,
- сформированности общей культуры,
- сформированности потребностей и умений творческой деятельности
- расширение знаний о мире профессий, активизация способности к самостоятельному поиску недостающей информации.
- коррекция притязаний и самооценки в направлении адекватного уровня, самоактуализация на основе изучения способностей и возможностей личности.
- приобретение опыта постановки жизненных и профессиональных целей с учётом реальных условий, запроса социума.
- приобретение опыта гибкого подхода к ситуации профессионального выбора на основе составления плана-схемы индивидуального профессионального маршрута с учётом возможных изменений в жизни.
- Содержание программы.
Многообразие мира профессий. Выбор профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии. Профессиональные интересы и склонности. Классификация профессий. Условия труда. Медицинские противопоказания. Учебные заведения. Условия приёма. Дневное, вечернее, заочное обучение; государственные и коммерческие учреждения; перспективы карьерного роста после получения образования. Темперамент и профессия. Учет особенностей личности при выборе профессии.
« Профессии вокруг нас». 8 класс (68 часов)
Этот раздел даёт информацию о мире профессий, знакомство с профессиями своих родителей, трудовыми династиями, поможет сформировать умения и навыки общего труда на пользу людям, культуры труда, расширит знания о производственной деятельности людей, о технике, о воспитании уважения к людям труда, понимании значения труда в жизни человека.
«Мои жизненные планы: перспективы и возможности». 9 класс (66 часов)
Этот раздел помогает обучающимся разобраться в себе, что они хотят в этой жизни, что могут, и что им не по силам. Направляет на понятие что ему нужно сделать, чтобы его планы были осуществимыми. Составляется маршрут обучающихся после школы: пойдут учиться, работать, будут создавать семью.
IV.Учебно-тематический план (8 класс)
№ п/п | Наименование раздела | Теория | Практика | Всего |
1. | Труд в почёте любой, мир профессий большой! | 5 | 7 | 12 |
2. | Разнообразие мира медицинских профессий. | 1 | 3 | 4 |
3. | Удивительный мир педагогических профессий. | 2 | 2 | 4 |
4. | Профессии сельской местности. | 3 | 3 | 6 |
5. | Мир юридических профессий. | 3 | 3 | 6 |
6. | Строительные специальности. | 2 | 2 | 4 |
7. | Творческие профессии. | 2 | 2 | 4 |
8. | Профессии нашего региона. | 10 | 2 | 12 |
9. | Мир рабочих профессий. | 5 | 1 | 6 |
10. | Профессии XXI века. | 4 | 6 | 10 |
Всего: | 37 | 31 | 68 |
V.Календарно – тематическое планирование для обучающихся 8 класса
№п/п | Наименование разделов и тем | Теория | Практика | Диагностика | Дата по плану | Дата по факту |
Вводное занятие | 1 | 1 | Тест на выявление интересов обучающихся | |||
Раздел 1. Труд в почёте любой, мир профессий большой! | ||||||
1.1 | «Общий обзор классификаций профессий». | 1 | 1 | «Классификация профессий Е. А. Климова». Тест | ||
1.2 | Какие бывают профессии? | 1 | 1 | Составление словаря профессий | ||
1.3 | Профессии моих родителей | 1 | 1 | |||
1.4 | Трудовая родословная моей семьи. | - | 2 | Мини проект Семейное древо профессий | ||
1.5 | Кем я хочу стать | 1 | 1 | Анкета «Планы на ближайшее будущее». | ||
Раздел 2. Разнообразие мира медицинских профессий. | ||||||
2.1 | Кто и как сохраняет наше здоровье. Люди в белых халатах. | - | 2 | Экскурсия в больницу | ||
2.2 | Разнообразие врачебных специальностей. | 1 | 1 | Рисунок «На приёме у врача» | ||
Раздел 3. Удивительный мир педагогических профессий. | ||||||
3.1 | Кто работает в школе? Профессия: учитель. Профессии: воспитатель, вожатый. | 1 | 1 | Составление рассказа, эссе «Самый добрый учитель» | ||
3.2 | Спорт – увлечение или профессия? | 1 | 1 | |||
Раздел 4 . Профессии сельской местности. | ||||||
4.1 | Работники торговли. Как в магазин попадает хлеб, молоко? | 1 | 1 | Экскурсия « Мы идём в магазин!» | ||
4.2 | Работники издательств и типографий, почты | 1 | 1 | Экскурсия в почтовое отделение | ||
4.3 | Кто работает в администрации поселения? | 1 | 1 | Экскурсия в Администрацию поселения | ||
Раздел 5. Мир юридических профессий | ||||||
5.1 | Безопасность на дороге. Профессия – инспектор ГИБДД | 1 | 1 | Турнир по ПДД | ||
5.2 | Кто прав, кто виноват? Ведём расследование. | 1 | 1 | Правила и законы нашего класса | ||
5.3 | Кто поможет в чрезвычайной ситуации? | 1 | 1 | Быть ли тебе спасателем? Онлайн-тестирование | ||
Раздел 6. Строительные специальности. | ||||||
6.1 | Строитель – самая мирная профессия! | 1 | 1 | |||
6.2 | С чего начинается строительство дома? | 1 | 1 | Ролевая игра «Строим дом!» | ||
Раздел 7. Творческие профессии. | ||||||
7.1 | Сделаем мир красивее! Профессия: дизайнер. | 1 | 1 | Рисунок на тему «Мир искусства» | ||
7.2 | Профессии: музыкант, актер. | 1 | 1 | Экскурсия в ДК | ||
Раздел 8. Профессии нашего региона. | ||||||
8.1 | Кто и от чего охраняет лес? | 2 | - | |||
8.2 | Российские железные дороги! | 1 | 1 | Экскурсия на ж/д | ||
8.3 | Отважные люди – пожарные. | 1 | 1 | Экскурсия в ПЧ | ||
8.4 | Кто считает взрослым заработную плату? | 2 | - | |||
8.5 | Предприятия и организации нашего района | 2 | - | |||
8.6 | Государственная служба занятости населения, её услуги. | 2 | - | |||
Раздел 9. Мир рабочих профессий. | ||||||
9.1 | Кто управляет транспортом? | 2 | - | |||
9.2 | Профессия: фермер. | 2 | - | |||
9.3 | Знакомство с профессией повара. | 1 | 1 | |||
Раздел 10. Профессии XXI века | ||||||
10.1 | Информационные и компьютерные технологии. | 1 | 1 | Онлайн уроки | ||
10.2 | Я хочу задать Вам вопрос! Профессия журналист. | 1 | 1 | |||
10.3 | Рекламный бизнес | 1 | 1 | |||
10.4 | Фондовая биржа | 1 | 1 | |||
10.5 | Каждый может выбрать дело, чтоб оно в руках кипело! | - | 2 | Проект «Дневник выбора профессии» Видео экскурсия на предприятия села Мангут |
VII. Учебно-тематический план (9 класс)
№ п/п | Наименование раздела | Теория | Практика | Всего |
1. | Характеристика профессий | 2 | 2 | 4 |
2. | Личностные особенности | 5 | 5 | 10 |
3. | Внутренний мир человека и возможности его познания | 8 | 8 | 16 |
4. | Человек среди людей | 4 | 4 | 8 |
5. | Компас в мире профессий | 6 | 6 | 12 |
6. | Система профессионального образования | 3 | 3 | 6 |
7. | От мечты к действию | 4 | 6 | 10 |
32 | 34 | 66 |
VIII. Календарно - тематическое планирование для обучающихся
9 класса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Теория | Практика | Диагностика | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел 1. «Характеристика профессий» | ||||||
1.1 | Знакомство с понятием «характеристика профессии». Предмет труда. Цель труда. Средства и условия труда. Характер труда. Отрасль труда. Личностный смысл труда. | 1 | 1 | |||
1.2 | Профессия, специальность, должность | 1 | 1 | |||
Раздел 2. «Личностные особенности» | ||||||
2.1 | Знакомство с понятием «профессиональные качества». Характер. | 1 | 1 | |||
2.2 | Темперамент Наши эмоции и чувства. Воля. Волевые качества. | 1 | 1 | Тест М.Ф. Шевченко «Определение темперамента» Тест М.Ф. Шевченко «Сила воли» Тест Е.Е. Смирнова «Трудно ли вас вывести из равновесия?» Тест Н.Н. Обозова «Самооценка силы воли» | ||
2.3 | Самооценка | 1 | 1 | Методика Дембо-Рубинштейн «Самооценка» Методика Т.Элерса «Мотивация к успеху», «Мотивация к избегания неудач» Методика оценки уровня притязаний Ф.Хоппе | ||
2.4 | Что такое мотивация? | 1 | 1 | |||
2.5 | Способность и талант. Интересы и склонности. Как здоровье может влиять на выбор профессии. | 1 | 1 | |||
Раздел 3. «Внутренний мир человека и возможности его познания» | ||||||
3.1 | Понятие личности Уникальность и индивидуальность каждого | 1 | 1 | |||
3.2 | Развитие личности и профессиональное самоопределение | 1 | 1 | |||
3.3 | Потребности и мотивы как условие активности личности | 1 | 1 | |||
3.4 | Активная роль личности при выборе профессии | 1 | 1 | |||
3.5 | Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности | 1 | 1 | |||
3.6 | Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности | 1 | 1 | Тест «Умеете ли вы контролировать себя?» Опросник «Беспокойство - тревога». Методика «Неоконченные предложения» | ||
3.7 | Роль воли в процессе принятия профессиональных решений | 1 | 1 | Опросник «Какая у меня воля?» | ||
3.8 | Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда | 1 | 1 | |||
Раздел 4. «Человек среди людей» | ||||||
4.1 | Личность и межличностные отношения в группе | 1 | 1 | |||
4.2 | Виды общения | 1 | 1 | |||
4.3 | Конфликты. Пути решения конфликтных ситуаций | 1 | 1 | Тест К.Томаса «Стили реагирования в конфликтах» | ||
4.4 | Психологическая совместимость людей | 1 | 1 | |||
Раздел 5. «Компас в мире профессий» | ||||||
5.1 | Классификация профессий. Формула профессии. | 1 | 1 | Опросник Е.А.Климова ДДО | ||
5.2 | Важные профессиональные качества | 1 | 1 | |||
5.3 | Алгоритм профессионального выбора | 1 | 1 | |||
5.4 | Ошибки при выборе профессии | 1 | 1 | |||
5.5 | Профессиональная мобильность | 1 | 1 | |||
5.6 | Профессиональная идентичность | 1 | 1 | |||
Раздел 6. «Система профессионального образования» | ||||||
6.1 | Система и виды образования. Требования к уровню образования | 1 | 1 | Викторина | ||
6.2 | Возможность карьерного роста | 1 | 1 | Тест М.Ф.Шевченко «Нацелены ли вы на карьеру?». Тест Т. Матвеевой «Предпринимательские способности». Тест «Ваши деловые перспективы». | ||
6.3 | Составление плана профессионально- жизненного пути | 1 | 1 | Тест Н.В. Тутубалина «Матрица выбора профессии» Составление плана профессионально- жизненного пути | ||
Раздел 7. «От мечты к действиям» | ||||||
7.1 | Выбор и моделирование профессии. Раскрытие понятия «выбор». Карта страны профессий. Требования к человеку, которые предъявляют профессии различных типов. | 1 | 1 | |||
7.2 | Формула выбора профессии «Хочу – могу - надо». Знакомство с подходом Климова Е.А. Самый надежный способ выбора профессии. | 1 | 1 | |||
7.3 | Социальные проблемы труда(«надо»). Конкуренция «работоискателей». Биржа труда. Куда пойти учиться, что бы быть востребованным специалистом. Источники получения информации о вакансиях | 1 | 1 | |||
7.4 | Резюме, собеседование | 1 | 1 | Составление резюме | ||
7.5 | Проект «Портфолио для успешной карьеры» | - | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Технология. Твоя профессиональная карьера" 8 класс
Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе ...
Дидактические материалы к урокам технологии. Рабочая тетрадь «Дневник профессиональной карьеры» учебного курса «Твоя профессиональная карьера» учебного предмета «Технология» 9 класс.
Вокруг разнообразный и сложный мир, живя в котором необходимо постоянно искать ответы на возникающие вопросы. Излишне говорить, насколько в...
Рабочая программа ориентационного курса "Твоя профессиональная карьера"для 8 классов
Программа имеет внешнюю рецензию (рецензент – зав. кафедрой общей и социальной педагогики Нижневартовского государственного гуманитарного университета, кандидат педагогических наук, доцент Г.А.Петрова...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по технологии "Твоя профессиональная карьера" (9класс)
Рабочая программа дисциплины «Твоя профессиональная карьера» предусматривает создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности учащихся, правильного выбора ими профессии , проф...
Рабочая программа по курсу "Твоя профессиональная карьера"
Рабочая программа расчитана для 9 классов общеобразовательной школы....
Рабочая программа элективного курса "Твоя профессиональная карьера" (предпрофильная подготовка).
Элективный курс рассчитан на 34 часа. Предназначен для проведения предпрофильной подготовки учащихся, и может быть использован в 8 и (или) 9 классах....
Рабочая программа курса для 9класса " Твоя профессиональная карьера"
Программа содержит пояснительную записку,описание каждого урока, календарно- тематическое планирование....