Рабочая программа по внеурочной деятельности ФГОС ООО кружка «Твоя профессиональная карьера»
рабочая программа (8, 9 класс)

Нагибина Людмила Михайловна

 

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования  определяет профессиональную ориентацию обучающихся  одним из направлений программы воспитания и социализации обучающихся для оказания психолого-педагогической и информационной поддержки обучающихся в выборе ими направления дальнейшего обучения на ступени среднего (полного) общего образования, в учреждениях профессионального образования, а также в социальном, профессиональном самоопределении.

      Новизна программызаключается в разработанной системе профориентационной работы, которая позволяет поэтапно давать знания обучающимся,  учитывая  их возрастные особенности и ведущий вид деятельности, что в итоге позволит им  сделать правильный профессиональный выбор.

     В процессе обучения по программе, обучающиеся осуществляют профессиональные пробы по различным профессиям. Это помогает им соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности.

     Рабочая программа  по внеурочной деятельности кружка «Твоя профессиональная карьера» составлена на основе:

- примерной  программы курса «Твоя профессиональная карьера» 

- авторской программы курса С.Н.Чистяковой  «Технология. Твоя профессиональная карьера» Москва: «Просвещение», 2009г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_l.m._nagibinoy.docx54.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мангутская средняя общеобразовательная школа»

Называевского муниципального района Омской области

Рассмотрено:

на заседании МО

Протокол № _____

«_____» «_______»2018 г.

Согласовано:

Зам. директора по ВР

________С.М.Быструшкина

«____» «________» 2018 г

Утверждаю:

Директор МБОУ «Мангутская СОШ»

___________Е.А.Штейнмарк

«____» «________»  2018 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  внеурочной деятельности

ФГОС ООО

кружка

«Твоя профессиональная карьера»

Класс: 8-9

Количество часов: 134

        

Составитель: Нагибина Л.М.

классный руководитель        

с. Мангут

2018-2019 учебный год

  1. Аннотация к рабочей программе  по внеурочной деятельности ФГОС ООО кружка «Твоя профессиональная карьера»

        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования  определяет профессиональную ориентацию обучающихся  одним из направлений программы воспитания и социализации обучающихся для оказания психолого-педагогической и информационной поддержки обучающихся в выборе ими направления дальнейшего обучения на ступени среднего (полного) общего образования, в учреждениях профессионального образования, а также в социальном, профессиональном самоопределении.

      Новизна программы заключается в разработанной системе профориентационной работы, которая позволяет поэтапно давать знания обучающимся,  учитывая  их возрастные особенности и ведущий вид деятельности, что в итоге позволит им  сделать правильный профессиональный выбор.

     В процессе обучения по программе, обучающиеся осуществляют профессиональные пробы по различным профессиям. Это помогает им соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности.

     Рабочая программа  по внеурочной деятельности кружка «Твоя профессиональная карьера» составлена на основе:

- примерной  программы курса «Твоя профессиональная карьера»  

- авторской программы курса С.Н.Чистяковой  «Технология. Твоя профессиональная карьера» Москва: «Просвещение», 2009г.

Цель программы: обеспечение условий для личностного роста учащихся, социальной адаптации, принятия решения о профессиональном самоопределении.  

Задачи программы: 

  • помочь  подростку  разобраться  в  мире  профессий  и  выбрать  профессиональную деятельность, наиболее соответствующую интересам и способностям личности;
  • ознакомить учащихся  с особенностями устройства образовательной системы и рынка труда;
  • обучить технологиям самостоятельного эффективного выбора будущей профессии;
  • предоставить возможность получения опыта в различных областях профессиональной самореализации.

   Программа рассчитана на 2 года,  134 часа.  Включает в себя два модуля:

-  «Профессии вокруг нас». 8 класс (68 часов)

- «Мои жизненные планы: перспективы и возможности». 9 класс (66 часов) 

Занятия проводятся во время, отведённое для внеурочной деятельности 1 раз в неделю, по 2 часа.

Они включают в себя теоретический аспект и практическую деятельность (тесты, опросники, анкеты, игры, тренинги, практические занятия, диспуты, экскурсии).

Основные нормативно-правовые документы, на которые опирается программа:

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее ФГОС ООО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями на 31

      декабря 2015 года приказ № 1577

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Мангутская СОШ» Называевского МР Омской области.
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. №9 1015)
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи) (Приказ Росстат от 17 августа 2016 г.) о направлении методических рекомендаций» от 18.08.2017 г. №09-1672.
  • «Конвенция ООН о правах ребёнка».
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка».
  • Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ.

Формами индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся являются: «ярмарки профессий», дни открытых дверей, олимпиады, конкурсы, проекты.

II. Планируемые результаты освоения программы  обучающимися  кружка по внеурочной деятельности «Твоя профессиональная карьера».

Личностные УУД:

  • непрерывное духовно-нравственное развитие, реализация творческого потенциала в социально ориентированной, общественно-полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания;
  • воспитание уважительного отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
  • формирование поведенческих навыков трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде;

-          выраженное стремление учиться и трудиться для дальнейшего осуществления своих жизненных планов.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

  • высказывать своё предположение (версию),  работать по плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД

  • доносить  свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.  

            Предметные УУД:

  • рациональное использование учебной и дополнительной информации для выбора профессии;
  • планирование образовательной и профессиональной карьеры;
  • знание классификации видов профессий;
  • планирование деятельности по выбору профессии;
  • адекватное оценивание своих способностей и готовности к выбранной профессии;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
  • понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
  • понимание значения профессионального самоопределения и его роли в самореализации личности;
  • умение анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;
  • представление о том,  как  составлять личное резюме.

    В результате занятости  обучающихся во внеурочной деятельности, они  должны обладать следующими характеристиками:

  • готовности к производительному труду (физическому и, прежде всего, умственному),
  • готовности к дальнейшему образованию,
  • сформированности общей культуры,
  • сформированности потребностей и умений творческой деятельности
  • расширение знаний о мире профессий, активизация способности к самостоятельному поиску недостающей информации.
  • коррекция притязаний и самооценки в направлении адекватного уровня, самоактуализация на основе изучения способностей и возможностей личности.
  • приобретение опыта постановки жизненных и профессиональных целей с учётом реальных условий, запроса социума.
  • приобретение опыта гибкого подхода к ситуации профессионального выбора на основе составления плана-схемы индивидуального профессионального маршрута с учётом возможных изменений в жизни.

  1. Содержание программы.

          Многообразие мира профессий. Выбор профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии. Профессиональные  интересы  и  склонности.  Классификация  профессий.  Условия  труда. Медицинские  противопоказания.  Учебные  заведения.  Условия  приёма.  Дневное,  вечернее, заочное  обучение;  государственные  и  коммерческие  учреждения;  перспективы  карьерного роста после получения образования. Темперамент и профессия. Учет особенностей личности при выборе профессии.

« Профессии вокруг нас». 8 класс (68 часов)

 Этот раздел даёт информацию о мире профессий, знакомство с профессиями своих родителей, трудовыми династиями,  поможет сформировать  умения и навыки  общего труда на пользу людям, культуры труда,  расширит знания о производственной деятельности людей, о технике,  о  воспитании уважения к людям труда, понимании значения труда в жизни человека.  

 «Мои жизненные планы: перспективы и возможности». 9 класс (66 часов) 

Этот раздел помогает обучающимся разобраться в себе, что они хотят в этой жизни, что могут, и что им не по силам. Направляет на понятие что ему нужно сделать, чтобы его  планы были осуществимыми. Составляется маршрут обучающихся после школы: пойдут учиться, работать, будут создавать семью.

IV.Учебно-тематический план (8 класс)

п/п

Наименование раздела

Теория

Практика

Всего

1.

 Труд в почёте любой, мир профессий большой!

5

7

12

2.

Разнообразие мира медицинских профессий.

1

3

4

3.

Удивительный мир педагогических профессий.

2

2

4

4.

Профессии сельской местности.

3

3

6

5.

Мир юридических профессий.

3

3

6

6.

Строительные специальности.

2

2

4

7.

Творческие профессии.

2

2

4

8.

Профессии нашего региона.

10

2

12

9.

Мир рабочих профессий.

5

1

6

10.

Профессии XXI века.

4

6

10

Всего:

37

31

68

V.Календарно – тематическое планирование для обучающихся 8 класса

№п/п

Наименование разделов и тем

Теория

Практика

Диагностика

Дата по плану

Дата по факту

Вводное занятие

1

1

Тест на выявление интересов обучающихся

Раздел 1. Труд в почёте любой, мир профессий большой!

1.1

«Общий обзор классификаций профессий».

1

1

«Классификация профессий

 Е. А. Климова». Тест

1.2

Какие бывают профессии?

1

1

Составление словаря профессий

1.3

Профессии моих родителей

1

1

1.4

Трудовая родословная моей семьи.

-

2

Мини проект Семейное древо профессий

1.5

Кем я хочу стать

1

1

Анкета «Планы на ближайшее будущее».

Раздел 2. Разнообразие мира медицинских профессий.

2.1

Кто и как сохраняет наше здоровье. Люди в белых халатах.

-

2

Экскурсия  в больницу

2.2

Разнообразие врачебных специальностей.

1

1

Рисунок

«На приёме у врача»

Раздел 3. Удивительный мир педагогических профессий.

3.1

Кто работает в школе?

Профессия: учитель.

Профессии: воспитатель, вожатый.

1

1

Составление

рассказа, эссе

«Самый

добрый учитель»

3.2

Спорт – увлечение или профессия?

1

1

Раздел 4 . Профессии сельской местности.

4.1

Работники торговли.

Как в магазин попадает хлеб, молоко?

1

1

Экскурсия « Мы идём в магазин!»

4.2

Работники издательств и

типографий, почты

1

1

Экскурсия  в почтовое отделение

4.3

Кто работает в администрации поселения?

1

1

Экскурсия  в Администрацию поселения

Раздел 5. Мир юридических профессий

5.1

Безопасность на дороге. Профессия – инспектор ГИБДД

1

1

Турнир по ПДД

5.2

Кто прав, кто виноват? Ведём расследование.

1

1

Правила и законы нашего класса

5.3

Кто поможет в чрезвычайной ситуации?

1

1

Быть ли тебе спасателем? Онлайн-тестирование

Раздел 6. Строительные специальности.

6.1

Строитель – самая мирная профессия!

1

1

6.2

С чего начинается строительство дома?

1

1

Ролевая игра

«Строим дом!»

Раздел 7. Творческие профессии.

7.1

Сделаем мир красивее!

Профессия: дизайнер.

1

1

Рисунок на тему «Мир искусства»

7.2

Профессии: музыкант, актер.

1

1

Экскурсия

в ДК

Раздел 8. Профессии нашего региона.

8.1

Кто и от чего охраняет лес?

2

-

8.2

Российские железные дороги!

1

1

Экскурсия  на ж/д

8.3

Отважные люди – пожарные.

1

1

Экскурсия в ПЧ

8.4

Кто считает взрослым заработную плату?

2

-

8.5

Предприятия  и организации  нашего района

2

-

8.6

Государственная служба занятости населения, её услуги.

2

-

Раздел 9. Мир рабочих профессий.

9.1

Кто управляет транспортом?

2

-

9.2

Профессия: фермер.

2

-

9.3

Знакомство с профессией повара.

1

1

Раздел 10. Профессии XXI века

10.1

Информационные и

компьютерные технологии.

1

1

Онлайн уроки

10.2

Я хочу задать Вам вопрос! Профессия журналист.

1

1

10.3

Рекламный бизнес

1

1

10.4

Фондовая биржа

1

1

10.5

Каждый может выбрать

дело, чтоб оно в руках кипело!

-

2

Проект «Дневник выбора профессии»

Видео экскурсия на предприятия села Мангут

VII. Учебно-тематический план (9 класс)

п/п

Наименование раздела

Теория

Практика

Всего

1.

Характеристика профессий

2

2

4

2.

Личностные особенности

5

5

10

3.

Внутренний мир

человека и

возможности его

познания

8

8

16

4.

Человек среди людей

4

4

8

5.

Компас в мире профессий

6

6

12

6.

Система

профессионального

образования

3

3

6

7.

От мечты к  действию

4

6

10

32

34

66

VIII. Календарно - тематическое планирование для обучающихся

9 класса

п/п

Наименование разделов и тем

Теория

Практика

Диагностика

Дата по плану

Дата по факту

Раздел 1. «Характеристика профессий»

1.1

Знакомство с понятием «характеристика профессии». Предмет труда. Цель труда. Средства и условия труда. Характер труда. Отрасль труда. Личностный смысл

труда.

1

1

1.2

Профессия,

специальность, должность

1

1

Раздел 2. «Личностные особенности»

2.1

Знакомство с понятием «профессиональные качества». Характер.

1

1

2.2

Темперамент

Наши эмоции и

чувства.

Воля. Волевые

качества.

1

1

Тест М.Ф. Шевченко «Определение

темперамента»

Тест М.Ф. Шевченко «Сила воли»

Тест Е.Е. Смирнова «Трудно ли вас

вывести из равновесия?»

Тест Н.Н. Обозова «Самооценка силы  воли»

2.3

Самооценка

1

1

Методика Дембо-Рубинштейн

«Самооценка»

Методика Т.Элерса «Мотивация к

успеху», «Мотивация к избегания

неудач»

Методика оценки уровня притязаний

Ф.Хоппе

2.4

Что такое мотивация?

1

1

2.5

Способность и талант. Интересы и

склонности.

Как здоровье может

влиять на выбор профессии.

1

1

Раздел 3.  «Внутренний мир человека и возможности его познания»

3.1

Понятие личности

Уникальность и

индивидуальность каждого

1

1

3.2

Развитие личности и

профессиональное

самоопределение

1

1

3.3

Потребности и мотивы

как условие активности

личности

1

1

3.4

Активная роль личности

при выборе профессии

1

1

3.5

Профессиональная

деятельность как способ

самореализации и

самоутверждения личности

1

1

3.6

Эмоции и чувства, их

функции в

профессиональной

деятельности

1

1

Тест «Умеете ли вы контролировать

себя?»

Опросник «Беспокойство - тревога».

Методика «Неоконченные

предложения»

3.7

Роль воли в процессе

принятия

профессиональных решений

1

1

Опросник «Какая у меня воля?»

3.8

Интеллектуальные

способности и успешность

профессионального труда

1

1

Раздел 4. «Человек среди людей»

4.1

Личность и

межличностные отношения

в группе

1

1

4.2

Виды общения

1

1

4.3

Конфликты. Пути

решения конфликтных

ситуаций

1

1

Тест К.Томаса «Стили реагирования в конфликтах»

4.4

Психологическая

совместимость людей

1

1

Раздел 5.  «Компас в мире профессий»

5.1

Классификация

профессий. Формула

профессии.

1

1

Опросник Е.А.Климова ДДО

5.2

Важные

профессиональные качества

1

1

5.3

Алгоритм

профессионального выбора

1

1

5.4

Ошибки при выборе

профессии

1

1

5.5

Профессиональная

мобильность

1

1

5.6

Профессиональная

идентичность

1

1

Раздел 6.  «Система профессионального образования»

6.1

Система и виды

образования. Требования к уровню

образования

1

1

Викторина

6.2

Возможность карьерного

роста

1

1

Тест М.Ф.Шевченко «Нацелены ли вы на

карьеру?».

Тест Т. Матвеевой

«Предпринимательские способности».

Тест «Ваши деловые перспективы».

6.3

Составление плана

профессионально-

жизненного пути

1

1

Тест Н.В. Тутубалина «Матрица

выбора профессии» Составление

плана

профессионально-

жизненного пути

Раздел 7. «От мечты к действиям»

7.1

Выбор и моделирование профессии. Раскрытие понятия

«выбор». Карта страны профессий. Требования к человеку,

которые предъявляют профессии различных типов.

1

1

7.2

Формула выбора профессии «Хочу – могу - надо».

Знакомство с подходом Климова Е.А. Самый надежный

способ выбора профессии.

1

1

7.3

Социальные проблемы труда(«надо»).

Конкуренция «работоискателей». Биржа труда.

Куда пойти учиться, что бы быть востребованным

специалистом. Источники получения

информации о вакансиях

1

1

7.4

Резюме, собеседование

1

1

Составление

резюме

7.5

Проект «Портфолио для успешной карьеры»

-

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Технология. Твоя профессиональная карьера" 8 класс

Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе ...

Дидактические материалы к урокам технологии. Рабочая тетрадь «Дневник профессиональной карьеры» учебного курса «Твоя профессиональная карьера» учебного предмета «Технология» 9 класс.

Вокруг разнообразный и сложный мир, живя в котором необходимо постоянно искать ответы на возникающие вопросы. Излишне говорить, насколько в...

Рабочая программа ориентационного курса "Твоя профессиональная карьера"для 8 классов

Программа имеет внешнюю рецензию (рецензент – зав. кафедрой общей и социальной педагогики Нижневартовского государственного гуманитарного университета, кандидат педагогических наук, доцент Г.А.Петрова...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по технологии "Твоя профессиональная карьера" (9класс)

Рабочая программа дисциплины «Твоя профессиональная карьера» предусматривает создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности учащихся, правильного выбора ими профессии , проф...

Рабочая программа по курсу "Твоя профессиональная карьера"

Рабочая программа расчитана для 9 классов общеобразовательной школы....

Рабочая программа элективного курса "Твоя профессиональная карьера" (предпрофильная подготовка).

Элективный курс  рассчитан на 34 часа. Предназначен для проведения предпрофильной подготовки учащихся, и может быть использован в 8 и (или) 9 классах....

Рабочая программа курса для 9класса " Твоя профессиональная карьера"

Программа содержит пояснительную записку,описание каждого урока, календарно- тематическое планирование....