Рабочая программа "Технология. Твоя профессиональная карьера" 8 класс
элективный курс (8 класс) по теме

Василенко В.А.

Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.

Цели курса:

- актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения с требованиями  профессии; 
          - развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
          Задачи курса:
      -  повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
      -  сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
      -  ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_8_klass_2012.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

на заседании методического совета

МБОУ «Томаровская СОШ №1»

Протокол №___

от «_____»__________ 2012 г


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «Томаровская СОШ №1»


_____________ Данилова А.В.

«____»____________2012 г.

«Утверждаю»

             Директор

МБОУ «Томаровская СОШ №1»

____________  Истомина С.Я.

Приказ №_______

 от «_____»__________ 2012 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Томаровская общеобразовательная школа №1 Имени Героя Советского Союза Шевченко А.И.

Яковлевского района Белгородской области»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА

Василенко Виктории Александровны,

 по элективному курсу  «Технология. Твоя профессиональная карьера»

8 класс

(предпрофильный уровень)










2012-2013 учебный  год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса разработана на основе  программы С.А. Гайковой «Твоя профессиональная карьера», рекомендованной Управлением образования Яковлевского района (курс одобрен Министерством образования Российской Федерации,  2009 г. авторы - программы С.Н. Чистяковой,  В.П. Бондаревой, М.С. Гуткина, Т.М. Занковской, Г.Ф. Михальченко «Технология. Твоя профессиональная карьера», для учащихся 8-9 классов).

Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.

Цели курса:

- актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения с требованиями  профессии;  
          - развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
          
Задачи курса:
      -  повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
      -  сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
      -  ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

Изменения, внесенные в программу

Курс «Твоя профессиональная карьера» состоит из двух частей — теоретической и практической. Теоретическая включает изучение «Образа „Я“, мира труда и профессий. Практическая часть представляет собой практические работы.  В связи с тем, что невозможно организовать экскурсии на предприятия поселка, данные 5 часов, отводятся на практическую работу.

Авторская программа

Кол-во часов

Рабочая программа

Кол-во часов

Обоснование

1

Внутренний мир человека и возможности его познания  - 2 ч.

35 часов

Внутренний мир человека и возможности его познания  - 1  ч.

35 часов

Отводится 1 час разницы на практическую работу для закрепления материала и отработку практических навыков.

2

Многообразие мира профессий – 2 ч.

-Многообразие мира профессий – 1 ч.

Отводится 1 час разницы на практическую работу для закрепления материала и отработку практических навыков.

3

Представление о себе и проблема выбора профессии – 2ч.

-Представление о себе и проблема выбора профессии - 1 ч.

Отводится 1 час разницы на практическую работу для закрепления материала и отработку практических навыков.

4

Практическая работа «Профессиональные склонности и интересы» - 1час

Отработка диагностичеких процедур по темам:

«Представление о себе и проблема выбора профессии», «Секреты» выбора профессии («хочу»-«могу»-«надо»)

5

«Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») – 2 часа

«Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») – 1 часа

Отводится 1 час разницы на практическую работу для закрепления материала и отработку практических навыков.

6

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») - 2 ч.

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») - 1 ч.

Отводится 1 час разницы на практическую работу для закрепления материала и отработку практических навыков.

7

Самостоятельная работа «Образ «Я» - 1 час

Час отводится на самостоятельную работу «Образ «Я» и профессия» по темам: «Представление о себе и проблема выбора профессии», «Секреты» выбора профессии («хочу»-«могу»-«надо»).

8

Социально-психологический портрет современного профессионала - 2 ч.

Социально-психологический портрет современного профессионала - 1 ч.

Один час разницы отводится на практическую работу «Портрет современного профессионала»

9

Самостоятельная        работа «Анализ профессий»

Самостоятельная работа позволяет осуществить контроль за усвоением темы: Анализ профессии. Основные признаки профессиональной деятельности.

10

Классификация профессий (1 ч).

Классификация профессий (2 ч).

Тема «Классификация профессий», объемная и предусматривает большое количество практических процедур, поэтому идет увеличение ее на 1 час.

11

Конференция «Профессия и здоровье»

Необходимость концентрировать внимание учащихся на на взаимосвязи профессии и здоровья.

12

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности - 2 ч.

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности - 1 ч.

Один час отводится на практическую работу «Свойства нервной  системы в профессиональной деятельности» и выполнение диагностических процедур

13

Темперамент в профессиональном становлении личности - 2 ч.

Темперамент в профессиональном становлении личности - 1 ч.

Один час отводится на практическую работу «Темперамент в профессиональном становлении личности»» и выполнение диагностических процедур

14

Ведущие отношения личности и типы профессий - 2 ч.

Ведущие отношения личности и типы профессий - 1 ч.

Один час отводится на практическую работу «Ведущие отношения личности»» и выполнение диагностических процедур

15

Эмоциональные состояния личности - 2 ч.

Эмоциональные состояния личности - 1 ч.

Один час отводится на практическую работу «Эмоциональные состояния личности»» и выполнение диагностических процедур

16




Практическая работа «Волевые качества личности» —1

Выполнение диагностичеких процедур

17

Обобщение. Итоговое тестирование – 2 часа

Контроль полученных знаний учащихся

Учебно-методический комплекс

Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений/ М.С. Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной.- М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов - 1 час в неделю.

Плановых практических работ - 8  часов, самостоятельных работ  - 3  часа. Итоговое тестирование – 1 час.

Формы организации учебного процесса

Формы организации занятий и методы обучения: конференция, «круглый стол», тренинг,  индивидуальные и групповые беседы; демонстрация презентаций, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов.

В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик,  тестов  направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем темам курса проводятся самостоятельные работы.

              Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.

Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.

Для развития у школьников познавательных интересов, расширения профессионального кругозора предусмотрена самостоятельная внеурочная деятельность: работа с литературой, в кружках, подготовка рефератов, анализ содержания труда рабочих, выполнение индивидуальных творческих заданий, создание презентаций, отчетов.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере.

Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда.

Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности.

Календарно-тематическое  планирование  по  элективному  курсу:

«Твоя профессиональная карьера»  

для  8-х  классов

Название  темы

Кол-во часов (теор.)

Кол-во  часов (практич.)

Д/З

Планируемая дата

Дата проведения

Примечание

8 А

8 Б

8 Б

8 А

Вводное занятие.

1 ч.

Повторить тему. Заполнить дневник выбора профессии

-

+

Внутренний мир человека и возможности его познания.

1 ч.

§1 стр.7-9 Составить дерево психологических качеств человека

+

+

Многообразие мира профессий

1 ч.

Составить словарь профессий.

+

+

Представление о себе и проблема выбора профессии

1 ч.

§2 стр.9-12 Выполнить методику «Кто «Я»»

+

+

«Секреты»  выбора  профессии  («хочу»- «могу» - «надо»)

2 ч.

§3 стр.12-14 Составление личного профессионального плана

-

-

-

-

Практическая  работа «Профессиональные склонности и интересы»

1 ч.

Заполнить таблицу по распределению профессий, специальностей, должностей.

+

+

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

1 ч.

§5 стр. 20-21 Заполнить опросник профессиональной готовности

+

+

Возможности  личности в профессиональной деятельности («могу»)

1 ч.

§6 стр. 21-22 Выполнить методику оценки индивидуальных особенностей

Самостоятельная работа  «Образ «Я» и профессии»        

.

1 ч.

Повторить тему


10.1

Социальная проблема труда  («надо»)

Разделение труда



1 ч.


§21-22 стр 60-65 Ответить на вопросы

10.2

Содержание и характер труда

1 ч.

§26 стр. 70-73 Заполнить таблицу о распределении труда человека по степени сложности

10.3

Процесс  и условия профессионального  труда

1 ч.

§38 стр. 105-111 Заполнить таблицу условия труда. Повторитьтемы

Самостоятельная работа по теме «Особенности профессионального труда» (разделение, характер,  содержание и условия труда)

1 ч.

Повторить тему

Социально-психологический портрет современного профессионала.

1 ч.

§23 стр.65-68 Написать профессионально важные качества человека

Практическая работа «Портрет современного профессионала»

1 ч.

Составить портрет современного профессионала


14.1

Анализ профессий.

 Основные признаки профессиональной деятельности


2 ч.

§39 стр.111-113  Составление примерной профессиограммы. Повторить тему

14.2

Самостоятельная работа «Анализ профессий»

1 ч.

Подготовить к конкурсу «Угадай профессию» (составить кроссворд)

14.3

Классификация профессий

2 ч.

Составление формул профессий

Здоровье и выбор профессии

1 ч.

Составить список опасных и безвредных профессий для человека

Конференция  «Профессии и здоровье»

1 ч.

Заполнит анкету здоровья

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Характер. Самооценка.

1 ч.

Выполнить пробу Лачинса и методику «Азбука характера»

Практическая работа   «Свойства нервной системы в профессиональной деятельности»

1 ч.

Повторить тему

Темперамент в профессиональном становлении личности

1 ч.

§9 стр.29-31 Ответить на вопросы  опросника «Айзенка»

Практическая работа «Особенности темперамента»

1 ч.

Определить формулу темперамента

Ведущие отношения личности и  типы профессий

1 ч.

§10 стр. 31—32 Ответить на вопросы опросника «ориентировочная анкета»

Практическая   работа «Ведущие отношения»

1 ч.

Составить модель идеального города.

Эмоциональное состояния личности

1 ч.

§11 стр.32-34 Выполнить методику «Незаконченное предложение»

Практическая работа  «Эмоциональное состояние личности»

1 ч.

Выполнить упражнение «список эмоций»

Волевые качества личности

1 ч.

§12 стр.34-37  Ответить на вопросы опросника «Какая у меня воля»

Практическая работа «Волевые качества личности»

1 ч.

Выполнить упражнения «Замри», «Прогулка», «Телевизор».

Обобщение.

Итоговое тестирование.

2 ч.

Подготовка к итоговому тестированию

Итого

Всего  

22 ч.

35 ч.

13 ч.

Содержание программы

VIII класс

      1. Вводное занятие — 1 ч.
      Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Твоя профессиональная карьера».
      Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессии.
      
2. Внутренний мир человека и возможности его познания — 1 ч.
      Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.
      Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека.
      Методы изучения личности.
      Практическая работа. Составление «дерева» психологических качеств личности.
      
3. Многообразие мира профессий — 1 ч.
      Труд в жизни человека и общества.
      Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение.
      Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.
      Практическая работа. Составление словаря профессий.
      
4. Представление о себе и проблема выбора профессии — 1 ч.
      «Образ „Я“» как система представлений о себе. Структура «образа „Я“» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).
      Диагностические процедуры. Методика «Кто я?».
      Развивающие процедуры. Методика «Произвольное самоописание» (с учетом модификации «я» в глазах другого); методика самооценки (соотношение «реального» и «идеального „я“»).
      
5. «Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо») — 2 ч.
      «Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» — человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» — потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.
      Общее понятие о профессии, специальности, должности.
      Личный профессиональный план.
      6.  Практическая работа- 1 ч.. «Профессиональные склонности и интересы учащихся»
Ответы на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий).

      7. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») — 1 ч.
      Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.
      Индивидуальные интересы.
      Профессиональные намерения.
      Диагностические процедуры. Карта интересов; опросник профессиональной готовности.
      Развивающие процедуры. Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.
      
8. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») — 1 ч.
      Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии.
      Диагностические процедуры. Методика самооценки индивидуальных особенностей.
      Практическая работа. Знакомство с описаниями профессий.

      9.  Самостоятельная работа «Образ «Я» и профессия» - 1 ч.  

Закрепление материала о многообразии профессий,  представление о себе, интересы и склонности учащихся.
      
10. Социальные проблемы труда («надо») — 3 ч.
      10.1. 
Разделение труда - 1 ч.
      Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций.
      Профессионализация. Специализация. Квалификация.
      Развивающие процедуры. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?».
      10.2. 
Содержание и характер труда - 1 ч.
      Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Характер труда. Культура труда.
      Практическая работа. Определить, в деятельности каких профессионалов преобладает труд сложный, простой, умственный, физический (предлагается перечень профессий).
      10.3. 
Процесс и условия труда - 1 ч.
      Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда.
      
11.  Самостоятельная работа- 1 ч. 

Особенности профессионального труда» Письменная работа на тему «Труд в современном обществе» с последующим обсуждением.
      
12. Социально-психологический портрет современного профессионала — 2 ч.
      Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность. Психология принятия решений.
      Развивающие процедуры. Деловая игра «Мэрия».

    13. Практическая работа (1 ч).  Составление портрета современного профессионала.
      
14. Анализ профессий 4 ч.
      14.1. 
Основные признаки профессиональной деятельности  - 2 ч.
      Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда.
      Формула профессии. Понятие о профессиограмме.
      14.2  С а м о с т о я т е л ь н а я  работа - 1ч.

 «Анализ профессий»  Конкурс «Угадай профессию».
      14.3. 
Классификация профессий  - 1 ч.
      Способы классификации профессий.
      Профессии типа «человек — человек», «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.
      Практическая работа. Составление формул профессий.
      
15. Здоровье и выбор профессии — 1 ч.
      Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы.
      16. Конференция  «Профессия и здоровье» -1 ч.

Работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.
      
17. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности — 1 ч.
             Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность).
              Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности.

Характер. Виды черт характера. Самооценка. Анализ различных черт характера. Выявление уровня самооценки.

    18. Практическая работа Свойства нервной системы в профессиональной деятельности  (1 ч.)  Диагностические процедуры. Теппинг-тест; проба Ланчиса.
      
19. Темперамент в профессиональном становлении личности — 1 ч.
      Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.
      Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе.
      Диагностические процедуры. Опросник Айзенка.
      Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях».
      20.  Практическая работа «Особенности темперамента в профессиональной деятельности»- 1 ч. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях.
      2
1. Ведущие отношения личности и типы профессий — 1 ч.
      Отношение к деятельности (удовлетворенность трудом, местом работы, профессией).
      Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения). Отношение к самому себе. Особенности самовосприятия и самооценивания.
      Отношение к предметному миру.
      Диагностические процедуры. Опросники «Ориентировочная анкета», «Отношение к другому человеку как к ценности».
      22. П р а к т и ч е с к а я   р а б о т а.  Ведущие отношения личности – 1 ч. Развивающие процедуры. Деловая игра «Модель идеального города».
      
23. Эмоциональные состояния личности — 1 ч.
      Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния).
      Диагностические процедуры. Опросник «Беспокойство — тревога», методика «Незаконченные предложения».
      Развивающие процедуры. Ознакомление с простейшими приемами психической саморегуляции.
     
24.  Практическая работа. Эмоциональные состояния личности — 1 ч.   Самонаблюдение за динамикой настроения.
      
25. Волевые качества личности — 1 ч.
      Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли.
      Роль воли в процессе принятия профессиональных решений.
      Диагностические процедуры. Опросник «Какая у меня воля?».
      26. Практическая работа. Волевые качества личности — 1 ч.
Выполнение упражнений по воспитанию воли.

      27. Обобщение. Итоговое тестирование.- 2 часа

Формы и средства контроля

  1. Оценка знаний. Контроль знаний учащихся неразрывно связан с формой организации занятий и методами их проведения.

Сформированность знаний по содержанию конкретных понятий оценивается по пятибалльной системе.

Диагностика и самооценка. В ходе занятий  учащимися ведется дневник профессиональной карьеры, который является органической частью курса, системообразующей и интегрирующей другие его составляющие — когнитивную, эмоционально-оценочную (самооценка своих возможностей выполнять тот или иной вид деятельности, отношение к различным видам труда), регуляторную (выявление и формирование профессионально важных качеств).

Изучая курс, школьник выполняет различные диагностические процедуры, связанные с изучаемой темой, самостоятельно оценивает достигнутый уровень способности выбора профессии и фиксирует полученные данные в дневнике выбора профессии, что, в свою очередь, позволяет ему наметить программу действий по развитию недостающих качеств для успешной профессиональной карьеры.

С целью формирования адекватной самооценки исследование каждой психологической характеристики проводится дважды — до овладения определенной методикой, направленной на изучение характеристики, и после получения знаний и умений работы с ней — с фиксацией данных в дневнике и сравнением их.

В дневнике содержится перечень заданий, а также комплект диагностических методик. При оценке своих личностных качеств (исходя из опыта) в помощь учащемуся предлагаются рисунки и диаграммы. Результаты выполнения специальных методик заносятся школьником в соответствующие таблицы дневника.

Все предлагаемые тестовые методики соответствуют темам курса, и учащиеся, заполнив дневник, получают свой психологический портрет с основными характеристиками интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.

Дневник хранится у школьника. Работая с ним на уроке, он может обращаться к нему и в свободное время, с тем чтобы убедиться в правильности оценки своих индивидуальных особенностей, посоветоваться с родителями, внести дополнения, подвести итоги в продвижении к своей цели — выбору профессии.

В целом работа с ДПК помогает определить характерные признаки профессиональной деятельности, соотнести их со своими индивидуальными особенностями с целью выявления профессиональной пригодности к различным типам профессий, что чрезвычайно важно в новых условиях рынка труда для обеспечения собственной социальной защиты. до овладения определенной методикой, направленной на изучение характеристики, и после получения знаний и умений работы с ней — с фиксацией данных в дневнике и сравнением их.

        В течение года предусмотрено проведение 3 самостоятельных работ  и 1 итоговое тестирование:

- Самостоятельная работа №1   (приложение 2.)«Образ «Я» и профессии»

- Самостоятельная работа №2 (приложение 3.) «Особенности профессионального труда» (разделение, характер,  содержание и условия труда)

Самостоятельная работа №3 «Анализ профессий» (приложение №5)

- Итоговое тестирование (приложение 10)

Учебно-методические средства

1.  Программа курса Твоя профессиональная карьера,  авт.  С.Н.Чистякова, Т.И. Шалавиной,  М.А. Холодная,  В.П. Бондарева и др.- М., Просвещение, 2008.

2. Твоя профессиональная карьера: методика: кн. Для учителя/  С.Н.Чистякова, И.А. Умовская, Т.И. Шалавиной,  А.И. Цуканов; под ред. С.Н.Чистяковой. – М.: Просвещение, 2010.

Литература  к  курсу  «Твоя профессиональная карьера»

  1. Савченко, М.Ю. Профориентация.  Личностное  развитие.  Тренинг  готовности  к  экзаменам. – М.: Вако,  2005. Профориентация старшеклассников: сб. учеб.-метод. Материалов / сост., редактирование и комментарии Т.В. Чистяковой. – Волгоград: Учитель, 2005.

  1. Человек и профессия. Образовательный курс профессиональной направленности. / авт. –сост.: Л.Н.Бобровская, О.Ю. Просихина и др.; под ред. Рождественской. – М.: Глобус, 2008.
  2. Дневник профессионального самоопределения старшеклассника/ авт.сост.: Л.Н. Бобровская, Е.А.Сапрыкина, О.Ю. Просихина. –М.: Глобус, 2007

Дополнительная литература

  1. Прихожан, А. М Психология неудачника: тренинг уверенности   в  себе.—М., 1997.
  2. Профориентация старшеклассников: Сб. учеб. – метод. Материалы/ сост. Т.В. Черникова – Волгоград: Учитель, 2005.
  3. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры , упражнения, Опросники. – М.: ВАКО, 2005.
  4. Психологические программы развития личности в подростковом и юношеском возрасте / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академия, 1995.— 123 с.
  5. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2004.
  6. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации / под ред. Е. Г. Трошихиной. — СП6., 2001.
  7. Черникова, Т. В., Шашкова, 3. В. Профориентационная поддержка молодежи: в 2 ч. — Волгоград, 2001.
  8. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.6 Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.
  9. Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников. – СПб.; Речь,  2007.
  10. Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». – СПб.; Речь,  2007.

Сайты:

  1. vashpsixolog.ru/areer-oriented-high...
  2. proekt-pro.ru
  3. moeobrazovanie.ru/proforientacija_s...
  4.  «Профориентация: кем стать? » – www.ht.ru/prof сайт Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» на базе факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, где можно найти массу полезной информации о профессиях и образовательных выставках, пройти краткий профориентационный тест, получить ответ специалиста на форумах. На этом сайте содержится много тематических статей по вопросам выбора профессии. Можно познакомиться с рассказами опытных психологов-консультантов о том, что влияет на выбор профессии, какие типичные ошибки совершают молодые люди. Приводится описание большого количества профессий, которые по различным рейтингам являются наиболее востребованными на современными рынке труда. Посещение сайта будет полезно всем, кто выбирает главное дело своей жизни. 
  5. «Профориентация, образование, занятость – www.acareer.ru - сайт, на котором содержится большой банк описания профессий, информация о вузах и особенностях поступления. Можно принять участие в форуме по обсуждению общих вопросов профориентации и поступления.
  6. «Профессиограммы, краткий словарь профессий» http://trud.admtyumen.ru – на официальном сайте департамента труда и занятости населения Тюменской области, в разделе «Консультации специалистов – обучение». Словарь профессий, составленный с учетом востребованности специалистов данных профессий на современном рынке труда.
  7. «Профессии» - www.ucheba.ru/prof – раздел сайта «Учеба. ру». Здесь представлено более 600 описаний наиболее востребованных на сегодняшний день профессий, рассортированных по разделам. Кроме того, «Учеба. ру» – крупнейший портал, посвященный обучению и образованию.
  8. E-xecutive. ru: справочник профессий www.e-xecutive.ru/professions – раздел сайта содержит как общие описания профессий, так и специфические описания позиций для таких областей профессиональной деятельности, как «Реклама и РR», «Клиентские отношения», «Администрирование», «Работа с персоналом», «Маркетинг и продажи».
  9. "Открытый урок" - образовательный проект  - информация для учащихся и молодых специалистов: выбор профессии, построение карьеры и др. Каталог учреждений профобразования и предприятий Самарской области. Видеоконференции.
  10. Сайт http://www.profvibor.ru/node/2 предложит каталог профессий. Задача данного проекта сориентировать в мире профессий, помочь определить дальнейший жизненный путь.
  11. Список профессий представлен на сайтах http://www.postupil63.ru/  и http://vse-professii.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы к урокам технологии. Рабочая тетрадь «Дневник профессиональной карьеры» учебного курса «Твоя профессиональная карьера» учебного предмета «Технология» 9 класс.

Вокруг разнообразный и сложный мир, живя в котором необходимо постоянно искать ответы на возникающие вопросы. Излишне говорить, насколько в...

Рабочая программа ориентационного курса "Твоя профессиональная карьера"для 8 классов

Программа имеет внешнюю рецензию (рецензент – зав. кафедрой общей и социальной педагогики Нижневартовского государственного гуманитарного университета, кандидат педагогических наук, доцент Г.А.Петрова...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по технологии "Твоя профессиональная карьера" (9класс)

Рабочая программа дисциплины «Твоя профессиональная карьера» предусматривает создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности учащихся, правильного выбора ими профессии , проф...

Рабочая программа по курсу "Твоя профессиональная карьера"

Рабочая программа расчитана для 9 классов общеобразовательной школы....

Рабочая программа элективного курса "Твоя профессиональная карьера" (предпрофильная подготовка).

Элективный курс  рассчитан на 34 часа. Предназначен для проведения предпрофильной подготовки учащихся, и может быть использован в 8 и (или) 9 классах....

Рабочая программа "Твоя профессиональная карьера» 9 класс

Содержание: учебной программы «Твоя профессиональная карьера» 9 класс 1.  Пояснительная записка2. Требования к уровню подготовки обучающихся3. Тематическое  планирование4. Содержан...

рабочая программа "Твоя профессиональная карьера"

рабочая программа "Твоя профессиональная карьера...


 

Комментарии

Василенко В.А.

Возникла необходимость в разработке рабочей программы по элективному курсу "Технология. Твоя профессиональная карьера".