«Использование жестовой речи в учебно-воспитательном процессе»
консультация

Парфенова Ольга Викторовна

 

Использование жестовой речи в учебно-воспитательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_zhestovoy_rechi_v_uchebno.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:


«Использование жестовой речи в учебно-воспитательном процессе».



Самая важная и основная задача школ для детей с нарушениями слуха – научить их говорить. Только благодаря словесной речи они могут чувствовать себя равноправными членами общества. В специальных школах для решения этой задачи используются различные формы речи: устная, письменная и дактильная.

Дактилология (ручная азбука) является особой формой речи глухих и слабослышащих. Это речь при помощи жестовых обозначений. Во многом она напоминает письменную речь, как в русском языке 33 буквы, так и в дактилологии 33 дактильных знака.

В настоящее время дактильная речь активно применяется как вспомогательное средство на начальном этапе обучения, так как она легко воспринимается, ребенок видит каждый элемент слова. Кроме того, при дактилировании формируются пальцевые кинестезии (мышечное чувство руки), благодаря которым слова запоминаются быстрее и прочнее. Не зря говорят, что «рука – второй орган речи». Применение дактильной речи, как более легкого (по сравнению с устной) для глухих и слабослышащих вида словесной речи, позволяет им за сравнительный короткий срок накопить значительный объем слов и фраз, овладеть звукобуквенным составом слова. Ведь устная речь неслышащих детей формируется медленно, и дети далеко не сразу смогут свободно вести устные беседы.

Наряду с дактильной речью в современных школах используют также жестовую речь. Она применяется как вспомогательное средство, главным образом при проведении внеклассных мероприятий. Жестовый язык – это естественно возникший, «родной» язык для неслышащих людей.

Вопрос об использовании жестовой речи в учебно-воспитательном процессе неоднократно обсуждался и исследовался многими видными сурдопедагогами.

Так, А. И. Дьячков на основании исследований анализа практики школ утверждал, что жестовая речь является средством общения в детском коллективе, играет значительную роль в познавательной и мыслительной деятельности глухих учащихся.

Л. С. Выготский – выдающийся психолог, один из основоположников отечественной дефектологии – сказал: «… мы должны использовать все возможности речевой деятельности глухого ребенка. Не относясь свысока, пренебрежительно к мимике и е третируя ее как врага».

Т. о., по мнению многих сурдопедагогов, жестовую речь целесообразно использовать в качестве вспомогательного средства, наряду со словесной речью – основным средством обучения и воспитания глухих.

Кроме того, учеными было доказано, что деятельность мозговых механизмов, обеспечивающих функционирование как словесной, так и жестовой речи построена по одним и тем же принципам. Левое полушарие, доминирующее в организации нейрофизиологических процессов, связанных со словесной речью, ответственно также за жестовую речь. Левополушарная локализация жестового языка – одно из важных доказательств развитости этой знаковой системы, т.е. это не примитивный язык, как ошибочно полагают многие. Также учеными было установлено, что жестовая речь имеет большую информативную ценность. Выяснилось, что учащиеся значительно лучше понимают сообщения, переданные жестовой речью, чем устной.

Однако, некоторые родители боятся жестовой речи, считая, что жестовое общение помешает ребятам овладеть устной речью. Но, как замечено на практике, это ведет к неминуемой их изолированности от коллектива неслышащих из-за незнания жестовой речи.

В специальной школе вопреки намерениям педагогов и родителей дети между собой говорят руками. И на сегодняшний день многие учителя пришли к тому, что для работы с неслышащими детьми знать и использовать жесты надо. Для чего?

  1. Для большей эффективности обучения и для того, чтобы лучше понимать детей, их заботы и переживания, горести и радости. Ведь дети, не владеющие на первых порах речью, далеко не сразу смогут «излить душу» словами – ни родителям, ни учителю. Например, в конфликтных ситуациях, когда нужно разобраться, что произошло, или, когда нужно объяснить новое понятие – это проще и быстрее сделать «руками».
  2. Родителям знание жестовой речи поможет сохранять контакт с ребенком, будет знаком их уважения к его особенностям и культуре глухих.

Так в сурдопедагогике появилась идея билингвистического обучения, когда детей целенаправленно обучают устной и жестовой речи одновременно. Язык жестов для неслышащих естественен, он как бы «родной», а «устный» язык нужно специально изучать – так же, как обычным детям – иностранный.

Использование жестового языка в учебно-воспитательном процессе устраняет все коммуникативные барьеры между педагогами и учащимися, создаются искренние, доверительные отношения между детьми и взрослыми, обеспечивается эмоционально-окрашенное обучение. Так что тезис: жестовая речь – вспомогательное средство сурдопедагогического процесса – в наши дни абсолютно справедлив.

Использованная литература

  1. Бельтюков В.И. Чтение с губ фонетических элементов речи. М.:Просвещение,1967.
  2. Дьячков А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей. Историко-педагогическое исследование. М.: АПН РСФСР, 1957.
  3. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе»

Использование основных здоровьесберегающих технологий в  учебно-воспитательном процессе...

Использование сервисов Google в учебно-воспитательном процессе колледжа

В условиях перехода к новым государственным образовательным стандартам к специалистам в области образования предъявляются новые требования, в том числе и в области информационных технологий. Одним из ...

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе школы

Данное практическое пособие поможет учителю проанализировать урок с точки зрения создания здоровьесберегающих условий. Указана продолжительность домашних занятий для каждого класса. Даны практические ...

Методика использования краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе

   Краеведческая работа представляет  учителю широкие возможности активизировать методы и весь процесс обучения....

"Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе школы"

У школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку. Основная цель этой адаптации состоит в том, чтобы научить обрабатывать информацию, решать задачи, используя компьютерные ...

Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе

Статья о Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе...