Психолого-педагогическая характеристика подростка
план-конспект

Травина Наталья Олеговна

Психолого-педагогическая
характеристика современного
подростка: возрастные особенности

Цель: сформировать представление родителей об особенностях развития ребенка подросткового возраста.

Оборудование: таблица “Типичные проблемы” (для работы в парах), анкета (всем участникам семинара).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologo-pedagogicheskaya_har-ka_podrostka_sobranie.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО
ПОДРОСТКА: ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Цель: сформировать представление родителей об особенностях развития ребенка подросткового возраста.

Оборудование: таблица “Типичные проблемы” (для работы в парах), анкета (всем участникам семинара).

ЛЕКЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Наше собрание посвящено проблемам подросткового возраста – того, в котором находятся ваши дети. Наверное, вы замечали, что почти все, даже очень хорошие, подростки время от времени возмущаются по поводу требований и ограничений со стороны родителей, причём понимая их справедливость и разумность. Давайте попробуем объяснить, почему некоторые дети вдруг неожиданно начинают “дичать”. На это есть две главные причины – зависимость подростка от родителей и его неуверенность в том, что он в силах справиться с ролью взрослого человека.

Конечно, подросток никогда не признается сам в своём желании быть зависимым. Это желание может проявиться косвенно. Например, девушка может обидеться, если её мама не бросит все свои дела и не приготовит ей платье к вечернему свиданию. Такие ситуации бывают даже с детьми, обычно сговорчивыми, дружелюбными и самостоятельными. То, что на поверхности кажется искренним стремлением ребёнка к независимости, на самом деле может оказаться нерешительностью, колебанием между этим стремлением и желанием оставаться маленьким ребёнком, о котором заботятся мама и папа.

Большинство молодых людей согласны считаться с требованиями родителей, но психологически это мешает им почувствовать себя взрослыми. Поэтому многие из них считают своим благом изоляцию от взрослого мира. Они изобретают свои стили одежды и причёсок, лихорадочно оберегают свои занятия и пристрастия, стремятся иметь своих, особых кумиров. А если это ещё и раздражает их “стариков”, то в этом они видят свои дополнительные преимущества. Некоторые подростки в поисках своего “я” впадают в растерянное состояние, у них даже может появиться чувство утраты своей былой детской индивидуальности. В таких случаях у них бывает неожиданное обращение к религии, а иногда наблюдаются серьёзные нервные срывы. Психологи подчёркивают, что некоторые подростки, не желающие быть похожими на своих родителей, но ещё не увидевшие для себя альтернативы, как бы занимают позицию полной противоположности той, которую ждут от них родители.

Задание родителям: “Работая в парах, обсудите предложенные ситуации”.

№ п/п

Ситуации

Чаще всего в моей семье бывает так

Так было бы лучше

1

2

3

4

1

У подростка 14 лет должны быть карманные деньги. Какова сумма? Должен ли подросток отчитываться перед родителями, на что он их тратит? Если должен, то каким образом?

2

У каждого ребенка в доме должны быть свои обязанности, в соответствии с его возрастом. Что именно должен делать подросток? Какова мотивация этой

Окончание табл.

1

2

3

4

помощи родителям – “заработать поощрение”, “из стремления делать добро”, “из чувства справедливости”, др.

3

Вам стало известно о том, что подросток солгал Вам по поводу своей успеваемости. В конце четверти выяснилось, что четверок (троек) гораздо больше, чем ожидалось. Что Вы предпримете?

После работы в парах (особенно если обсуждение получилось эмоциональным) можно организовать групповую дискуссию по данным ситуациям или же обсудить другие, схожие, которые затронули родители, работая в парах.

То, что на поверхности кажется искренним стремлением ребенка к независимости, на самом деле оказывается нерешительностью, колебанием между этим стремлением и желанием оставаться маленьким ребенком, о котором заботятся мама и папа.

Основная черта подросткового возраста – желание, потребность чувствовать себя взрослым. Это справедливо и несправедливо одновременно.

Верно, потому что физиологически подросток за период 12–15 лет становится взрослым мужчиной или женщиной. За эти три года скачок в росте достигает 25–30 см. Вместе с изменениями костной ткани происходит вытягивание мышц, кровеносных сосудов. Поэтому подростки часто жалуются на усталость, общее недомогание, сердцебиение, даже если ничего не делали, что раздражает родителей и учителей. Кроме того, большое количество энергии тратится на физиологические изменения. При тучности ребенка энергия берется за счет сжигания жировой ткани, если нет запаса жировой ткани, то на рост тратится нервная энергия, в связи с чем подростки отличаются капризностью, агрессивностью, вспыльчивостью или, наоборот, апатичностью.

И неверно, потому что психологически подросток созревает позднее – к 18 (21) годам. В психологическом плане быть взрослым – это значит уметь самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Подросток желает принимать решения, требует равноправия в отношениях со взрослыми, но отвечать за свои поступки он не готов – не умеет и не привык.

Для подростка взрослые могут предложить два пути перехода от чувства взрослости к настоящей взрослости.

Первый – конфликтный, когда подросток силой добивается признания за ним права быть взрослым, завоевывает эту позицию при сопротивлении со стороны взрослых. Этот путь ведет за собой появление бунтов против родителей и учителей, нежелание считаться с их мнением, уход из дома, формирование асоциального поведения.

Второй – мирный, когда взрослый сам приглашает ребенка во взрослую жизнь: уважает его желание быть взрослым, считается с его мнением, свои отказы подростку в чем-то обосновывает, свои требования подкрепляет собственным примером, помогает научиться отвечать за свои поступки, объясняет необходимость этой ответственности.

Таким образом, в воспитании подростков важно исходить из следующих положений.

Ребенок, подросток – это не маленький взрослый, готовящийся к жизни, а абсолютно полноценный человек со своим жизненным опытом, своими планами, мыслями и чувствами. Разумеется, этим человеком нужно руководить, но не превращать его в ведомого.

Очень трудно, но жизненно необходимо научить подростка быть самостоятельным и ответственным за себя и близких людей человеком. Конечно, родителям легче многое делать самим за своего ребенка: малыша удобнее покормить из ложки, ребенка 5 лет быстрее обуть и т. д. Но для роста и развития человека, личности, индивидуальности важно иметь возможность учиться, в том числе и на своих ошибках.

Благодарим вас за внимание! Для того, чтобы узнать ваше мнение о том, необходимы ли вам встречи – тематические родительские собрания, мы предлагаем вашему вниманию анкету и просим искренне ответить на несколько вопросов.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Как вы считаете, нужно ли организовывать встречи – тематические родительские собрания _____________________________.

2. Какие проблемы, наиболее актуальные для вас и ваших детей в настоящее время, вы хотели бы обсудить? (Укажите 2–3.)

______________________________________________________

3. Какие формы работы в ходе этих встреч вы считаете предпочтительными (отметьте знаком +):

  • Лекция.
  • Беседа.
  • Диалог.
  • Ролевая игра.
  • Дискуссия.
  • Другое _____________.

МАТЕРИАЛЫ К ТЕМЕ СЕМИНАРА

1. Лекционный материал “Анализ особенностей подросткового возраста”.

В возрасте 11–15 лет ребенок начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. В этом возрасте окончательно формируется личность, строится программа жизни. Для создания же программы жизни необходимо развитие гипотетико-дедуктивного, то есть формального мышления. Строя план своей будущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от подобной цели. С такими планами и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его. Испытывая препятствия со стороны общества и оставаясь зависимыми от него, подростки постепенно социализируются.

Как писал Л. С. Выготский, переходный возраст включает в себя два ряда процессов – натуральный и социальный. Эти процессы всегда взаимосвязаны, но не синхронны. Различны темпы физического и психического развития. Существуют большие внутренние диспропорции: отдельные биологические системы организма могут созревать в разное время. Множество вариаций касается и психики: старший подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других – совершенным ребенком. Также социальное взросление по времени не тождественно физическому. Физическое созревание подростка сегодня происходит значительно быстрее и заканчивается раньше, чем в прошлом столетии (Д. И. Фельдштейн, 1980 г.). С социальным созреванием дело обстоит гораздо сложнее. Современная молодежь учится значительно дольше, чем ее сверстники в прошлом. Позже начинается и трудовая деятельность.

Социальное созревание определяется несколькими критериями. Это завершение образования, приобретение профессии, начало трудовой  деятельности, экономическая самостоятельность, политическое и гражданское совершеннолетие. В подростковом возрасте имеет место явно выраженная тенденция развития самоутверждения и самовыражения в социально значимых видах деятельности. С одной стороны, подростки стремятся к самостоятельности, самореализации, что ведет к укреплению и утверждению стремления растущих людей участвовать в социально признаваемых и социально одобряемых, общественно полезных делах, обеспечивающих занятие социально значимой позиции. С другой стороны, эта тенденция не находит достаточного отражения в мотивах участия подростков в социально важных делах, что является следствием “ножниц”, существующих между развивающейся потребностью подростка в общественном утверждении, социальном проявлении, признании в мире взрослых и реальной ситуацией организации образовательно-воспитательного процесса, где отсутствует система полезной для других людей деятельности. В процессе специально формируемой развернутой социально полезной деятельности, участвуя в которой подросток осознает себя и признается окружающими как равноправный член общества, создаются оптимальные условия для реализации потребности в социальном признании, для усвоения социально значимых ценностей.

Учебная деятельность производит “поворот” от направленности на мир к направленности на самого себя. Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Центральное новообразование этого возраста – возникновение представления о себе как “не о ребенке”; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым.

Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь складывается новая ситуация развития. Идеальная форма – то, что подросток осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует, – это область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Общение со своими сверстниками – ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста – социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л. С. Выготскому, это и есть самосознание.

В переходный возраст происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами на будущее. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов.

С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие подростка. Усвоение подростком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. В этот период существует возможность оказать нужное педагогическое влияние, потому что вследствие недостаточности нравственного опыта нравственные убеждения подростка находятся еще в неустойчивом состоянии.

Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, и позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию.

Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного периода, – “самоопределение”. С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. Самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом  обществе и своего назначения в жизни.

Многочисленные исследования неоспоримо свидетельствуют о том, что эффективное решение проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения невозможно вне общения с другими людьми, без их помощи. Проблемы столь важны и столь интимны, что для их решения подростку необходимо найти человека, который  понял бы его проблемы. С возрастом (от 14 к 17 годам) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она выражена сильнее, чем у юношей. Понимание не предполагает обязательно рациональности. Главным образом, понимание должно иметь характер сугубо эмоционального сочувствия, сопереживания. Подростки находятся в постоянном ожидании общения. Это душевное состояние заставляет их активно искать общения с окружающими. Каждый новый человек привлекает к себе внимание как возможный партнер для общения. Общение в юности отличается особой доверительностью, интенсивностью, исповедностью, что накладывает отпечаток интимности и страстности на отношения, связывающие подростков с близкими им людьми. В силу этого в ранней юности так остро переживаются неудачи в общении.

В целом в период подросткового возраста в рамках становления нового уровня самосознания идет и развитие нового уровня отношения к себе. Можно сказать, что одним из центральных моментов здесь является смена оснований, критериев для самооценки – они смещаются “извне во внутрь”, приобретая качественно иные формы, сравнительно с критериями оценки человеком других людей. Переход от частных самооценок к общей,  целостной создает условия формирования в подлинном смысле  слова собственного отношения к себе, достаточно автономного от отношения и  оценок окружающих, частных успехов и неудач, всякого рода ситуативных влияний и т. п.

Важно отметить, что оценка отдельных качеств, сторон личности играет в таком собственном отношении к себе подчиненную роль, а ведущим оказывается некоторое общее, целостное “принятие себя”, “самоуважение”. Именно в ранней юности (15–17 лет) на основе выработки собственной системы ценностей  формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, т. е. “оперативная самооценка” начинает основываться на соответствии поведения, собственных взглядов и убеждений, результатов деятельности.

Вступление в жизнь – не одномоментное событие, а длительный процесс, биологические, социальные и психологические аспекты которого  имеют свой собственный временной ритм, неодинаковый у разных людей и в разных конкретных условиях. Психологически этот возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшая психологическая особенность – чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически еще не достиг. Именно на этой почве у подростка возникают конфликты с родителями, педагогами и с самим собой. Длительность подросткового периода часто зависит от конкретных условий воспитания детей, от того, настолько велик разрыв в нормах и требованиях, предъявляемых к ребенку и взрослому.

Учитывая смену социальной ситуации развития и внутренней позиции, уточним, какими личностными качествами должны обладать подростки 15–17 лет и что они должны уметь делать.

Первая группа качеств касается ориентации в социальной, политической, экономической и культурной жизни общества. У каждого молодого человека должны сложиться убеждения, мировоззрение, система социальных установок, определяющих отношение человека к миру, к людям, к самому себе. Современные старшие подростки должны знать право в таком объеме, чтобы не только самим не нарушать законы, но и помогать другим. Им должны быть известны элементарные основы экономики, чтобы можно было заняться индивидуальной предпринимательской деятельностью.

Вторая группа личностных качеств относится к нравственной основе личности и ее культуре и характеризует в целом уровень социальной зрелости личности. У старших подростков должны быть сформированы основные нравственные качества, в регуляции поведения действовать определенные социальные нормы.

Третья и основная группа качеств – это те, которые связаны с самообслуживанием в учебном заведении и дома. Молодые люди должны уметь самостоятельно  находить для себя работу или устраиваться на учебу, нанимать и оборудовать жилье, самостоятельно обеспечивать себя питанием и одеждой, решать другие личные и деловые проблемы, связанные с устройством жизни, такие, с которыми сравнительно легко справляется социально адаптированный взрослый человек.

2. Лекционный материал “Поведенческий аспект подросткового возраста”.

Люди привыкли к мысли, что маленькие дети целиком и полностью зависимы от взрослых. Малыши зовут маму, когда им больно, голодно, когда они нуждаются в помощи. Дети младшего возраста соглашаются со взрослыми во всех важных вопросах, спорят только относительно незначительных  вещей – когда ложиться спать, что есть на обед. Подростки же всегда стараются отстаивать независимость. И постепенно родители позволяют убедить себя в том, что их ребенок действительно дорос до состояния независимости – взрослости.

Мать и отец должны всегда оставаться родителями независимо от возраста своих детей. Но у родителей на каждом этапе развития их ребенка  должны быть разумные пределы, благодаря которым процесс воспитания будет более адекватным, успешным, результативным. Все родители любят своих детей, знают об их неопытности, всячески стараются их защитить. Однако любовь, забота, опека родителей полезны только в разумных пределах.

Многие родители детей-подростков не задумываются над тем, что в глубине души подросток еще очень сильно сомневается в своей готовности к независимости. Иногда даже кажется, что независимость пугает некоторых детей, и они пытаются как можно дольше оставаться зависимыми.

Сомнения подростка в своих возможностях быть взрослым легко понять, если над этим задуматься и вспомнить свое детство. Большинство подростков хотят производить хорошее впечатление. Они хотят обладать всеми качествами, которые в этом возрасте кажутся идеальными, например, привлекательностью, опытностью, эрудированностью. Подростки часто не понимают, что в мире достаточно места для самых разных людей, что наверняка каждому из них удастся успешно общаться, учиться, работать, находить друзей, несмотря на все разнообразие человеческих особенностей.

Многие подростки чувствуют сильные стремления “быть хорошим, быть лучшим”. Но у них еще недостаточно времени, чтобы осмыслить эти стремления. Поэтому они хотят казаться эрудированными, имея совсем не большой запас знаний, хотят выглядеть искушенными в жизни людьми. Их внешность доставляет им много неприятностей, в то время как подростки желают считаться красивыми. Осмысление половых различий людей происходит в подростковом возрасте так стремительно, что часто не вписывается в нормальный образ жизни ребенка. В результате познание становится для большинства подростков источником волнений, огорчений, проблем.

Подростки обычно мечтательны, многие из них бывают удивительными фантазерами. Однако, легко справляясь с трудностями в своих мечтах, в действительности же они пасуют.

У подростков сильно развито “стадное” чувство. Оно может объясняться тем, что подросток задает себе вопрос “Нормален ли я?”. Он пытается найти сходство со своими сверстниками во всем – во вкусах, предпочтениях, идеалах. Подросток чувствует облегчение и восторг, когда узнает, что кому-то нравится тот же фильм, та же музыка, кто-то недолюбливает того же учителя и т. д. Потребность обмениваться мыслями со своими сверстниками особенно выражена у девочек.

Подростки как бы инстинктивно “примеряют” стиль поведения как положительных, так и отрицательных личностей. Многих подростков мучает собственная неловкость, они страдают, если не производят желаемого впечатления на окружающих людей, они боятся выглядеть глупо. Они заводят новых друзей, однако не потому, что они неверные товарищи, а потому, что очень быстро меняются сами.

Думается, что всем родителям нужно знать о той “буре”, которая бушует в глубине души подростка. В этом случае мамы и папы смогут понять, как вести себя со своими взрослеющими детьми.

“Борьба за независимость” подростка не означает, что родителям надо резко прекратить свое руководство. Подросток борется не против родителей, а против своей зависимости от них. Все подростки сознают, что нуждаются в руководстве, но они редко признаются в этом. В то же время родители должны понимать необходимость разумного обсуждения с детьми многих вопросов, касающихся их жизни. Важно, чтобы родители демонстрировали любовь и уверенность в своих детях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические особенности участия подростков в детских общественных объединениях.

Предлагаю вам научно-методическую статью для педагогов-психологов, классных руководителей, заместителей директора по УВР, организаторов ОДД, старших вожатых ДО. Данный материал может быть использован ...

Конспект открытого занятия с педагогом-психологом по индивидуальной программе психолого-педагогической помощи для подростка с ОВЗ

Конспект открытого занятия с педагогом-психологом по индивидуальной программе психолого-педагогической помощи для подростка с ОВЗ...

Примерная схема психолого-педагогической характеристики «трудного подростка»

Уважаемые коллеги, классные руководители!Часто в Вашей работе возникает необходимость в составлении психолого-педагогической характеристики «трудного подростка». Как правило, подобная хара...

Пример психолого-педагогической характеристики на подростка

Представлена примерная характеристика на подростка с легкой степенью УО...

Психолого-педагогическая характеристика подростка, имеющего признаки депрессивного или суицидального поведения

Представленная  форма характеристики используется при «Мониторинге депрессивного и суицидального поведения у детей и подростков в сети Интернет», а также, может использоваться для изу...