Мотивация учебной деятельности
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Статья, раскрывающая вопросы, связанные с проблемой формирование учебной мотивации у школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_motivatsii.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация учебной деятельности

Введение

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Мотивация учебной деятельности

Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив — это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий. Теперь рассмотрим частный случай мотивации — учебная мотивация. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов.

Во-первых, — она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность.

Во-вторых, — организацией образовательного процесса.

В-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.).

В-четвертых, — субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу.

В-пятых, спецификой учебного предмета.

Причины спада мотивации к учебной деятельности 

- У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

- Отношение ученика к учителю.

- Отношение учителя к ученику.

- Личная значимость предмета.

- Умственное развитие ученика.

- Непонимание цели учения.

- Страх перед школой.

Развитие мотивов в психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:

1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения.

2. Через саму деятельность школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

Как же нам повысить мотивацию учащихся на изучение наших предметов?  Как сделать так, чтобы обучить всех, вне зависимости от способностей и интересов ребенка?

Конечно, же, это применение различных технологий и средств, способных создать ситуацию успеха у каждого.

Все дети одаренные, но каждый обладает именно своей формой этой одаренности. Психологи выделяют много таких форм, но остановимся на основных:

-Художественная одаренность (музыка, живопись, актерские способности). Для таких ребят предусмотрены творческие формы работ (изготовление наглядных пособий, постановка сценок, изображающих биологические объекты или явления, создание авторских видеороликов).

- Общеинтеллектуальная и академическая одаренность (хорошая память, быстрая обработка информации). Для этих детей предусмотрены разноуровневые задания на уроке, а также их очень часто задействую на написание исследовательских работ на Шаг в будущее.

- Социальная одаренность (умение хорошо и быстро выстраивать отношения в коллективе). Этим деткам будут интересны групповые и парные формы работы, где они могут поделиться своим мнением, проанализировать с партнером по работе свои результаты. Здесь я часто использую лабораторные работы и командные игры (викторины).

Технологии, способствующие мотивации обучения (чем мы пользуемся на наших уроках)

1) Интегрированные уроки. Межпредметная интеграция урока биологии с другими предметами школьного курса:

с физической культурой по теме «Влияние занятий спортом на здоровье человека» 8 класс;

с географией: «Этапы развития жизни на Земле. Геологические эпохи» 9,10 классах;

с физикой: «Зрительный анализатор. Линза и глаз» 8 класс;

с химией: «Неорганические вещества клетки», «Белки. Свойства белков» 9 и 10 класс;

с ОБЖ: «Профилактика заболеваний органов пищеварения», «Травмы. Оказание первой медицинской помощи».

2) Игровая технология позволяет сделать интересной и увлекательной учебу детей, она обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении, способствует использованию знаний в новой ситуации. На своих уроках использую следующие формы:

- взаимный опрос;

- тематические викторины (своя игра);

- короткие видеоролики (из жизни животных), повышает интерес, учащиеся делают много открытий для себя;

- разгадывание ребусов;

- тематические кроссворды.

В 7 классах проводятся уроки, используя творческие способности ребят, например изготовление наглядных работ «Живые объекты моими глазами», и тогда рождаются представители типа Простейшие, выполненные из бумаги, пластмассы, пластилина, разноцветных ниток и кусочков ткани...

Умения и навыки, полученные в результате использования данных технологий и методов, являются хорошей мотивационной основой для обучения учащихся предметам естественнонаучной образовательной области.

Единственная проблема, остающаяся на сегодняшний день, касается не только предметов естественнонаучного цикла, но и любого другого по, которому сдаются ОГЭ – это отсутствие мотивации некоторых учеников, которые выбирают предмет для сдачи экзамена просто так, лишь бы был. Таких детей сложно уже чем-то заинтересовать. Они считают себя уже слишком взрослыми для творческих и исследовательских форм работы. Если у вас есть приемы, средства, мысли, идеи которые позволят у таких ребят сформировать побуждение к подготовке к экзамену, буду рада, если вы поделитесь.

Закончить я хотела бы словами великого поэта и актера Владимира Высоцкого, которые, очень часто заставляют меня двигаться вперед.

Для остановки нет причин,

Иду, скользя

И в мире нет таких вершин,

Что взять нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации учебной деятельности младших подростков с отклонениями в развитии.

Разработана система работы по формированию мотивации учебной деятельности младших подростков с отклонениями в развитии....

Мотивация учебной деятельности

 Сегодняперед каждым  учителем, какой бы предмет он ни преподавал, поставлены задачи  формирования нового человека, повышения его творческой активности.  А для нынешнего вре...

Из опыта работы по теме "Мотивация учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"

Представлен самоанализ работы по теме "Повышение  мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"...

Мотивация учебной деятельности учащихся

Создание оптимальных условий функционирования и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями....

Мотивация учебной деятельности и её формирование

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом  и желанием занимались в      школе.  Но подчас  приходится с сожалением  констатироват...

«Повышение мотивации учебной деятельности учащихся как важнейшая составляющая эффективного учебно- воспитательного процесса»

МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»Методический семинар«Повышение мотивации  учебной деятельности учащихсякак важнейшая составляющая эффективного учебно-воспитательного процесса»Ц...