Методическая разработка классного часа по теме: «Покорители космоса»
план-конспект урока (6 класс)

Пахомова Татьяна Александровна

Тема покорение космоса уже давно вдохновляет человечество. Ведь полеты в космос превратились из несбывшейся мечты в реальность. На территории Самарской области открыты удивительные возможности. Для ребят работают уникальные Кванториумы , чтобы привлечь наше молодое поколение и познакомить с реальными нано-технологиями. Ведь космические исследования остаются одним из основных источников передовых технологий, используемых в медицине, технике, промышленности и даже сфере услуг. Поэтому, современный учитель обязан ознакомить и привлечь ребят, так как знаниям о космосе в школьной программе уделяется очень мало времени, тем не менее, цель классного часа :формировать навыки о космосе и космонавтах; расширить знания обучающихся космических открытиях , формировать интерес к книгам о космосе, изменение отношения к своей планете, экологическое воспитание подрастающего поколения; воспитание патриотизма, уважения к достижениям нашей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokoriteli_kosmosa.docx37.14 КБ

Предварительный просмотр:

  1. государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области

Методическая разработка  классного часа в 6 классе

тема: Покорители космоса

Выполнила

учитель русского языка и литературы

ГБОУСОШ №2 «ОЦ» с.Борское                                                                                              Пахомова Татьяна Александровна

Высшая квалификационная категория

с.Борское, 2021

Технологическая карта урока

Тема урока

Покорители космоса

Дата проведения урока

10.04.2021г.

.

Обучающая: формировать навыки о космосе и космонавтах; расширить знания обучающихся космических открытиях , формировать интерес к книгам о космосе.

Развивающая: создать условия для самостоятельной , творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала интеллектуальных навыков обобщения, структурирования, развитию речевых навыков, совершенствование коммуникативных навыков на основе умения анализировать, обобщать и систематизировать материал.

Воспитательная: формирование чувства патриотизма, гордости за космические достижения, уважительного отношения к космическому прошлому нашей страны

Здоровьесберегающая: предупреждение переутомления обучающихся путем смены видов деятельности

Тип урока

Открытие нового знания

Ожидаемые                    результаты

Личностные:   формирование и воспитание чувства  патриотизма, гордости за нашу страну, осмысление  приближения праздника  космонавтики, что наша держава сильная, космически-подготовленная, формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Предметные: Систематизировать и расширить представления детей о космосе и космонавтах
                                                                                                                                                           
Метапредметные:  самостоятельная  организация  работы  с  источником  информации:  ее  отбор,  оценка, систематизация,  познакомить с искусственными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека.

Оборудование

Мультимедийный проектор,  интерактивная доска (экран),  ноутбук.

Наглядный материал

Презентация по теме урока.

Организационная структура «сценарий урока»

№ п/п

Этап урока

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1

Организационный момент

Слайд 1

Приветствует обучающихся, создает доброжелательную рабочую обстановку в классе, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Личностные:

-  самоопределение;

-самооценка готовности к уроку.

2

Мотивация                    к учебной деятельности

Слайд 2

   Слайд 3    

Ролик о космосе на 1 минуту  - Ребята, как вы думаете, чему  будет посвящен  наш урок? ….Верно

12 апреля – День космонавтики. Космическое пространство  издавна призывает разум человека к размышлению, исследованию Вселенной. Профессия космонавт очень сложная, опасная , но интересная. Космонавт – это исследователь. Каждый день на орбите – это экспериментальная работа в космической лаборатории.

 

Смотрят видеоролик, слушают учителя, воспринимают, анализируют информацию,                  делают вывод.

Регулятивные:

- уметь работать в соответствии с целевой установкой;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом  

Познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи,

делать выводы.

3

Актуализация знаний, выявление затруднений в индивидуальном учебном действии

Слайд4

 -Ребята , а знаете ли Вы, кто первым удачно полетел космос? Советские ученые неоднократно приходили к мнению, что в нереальное пространство нужно отправить обезьян. И все потому, что они очень похожи с человеком. Проводили исследования и выбор пал на собак

Познавательные:                 -осознавать познавательную задачу, ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные:                               - способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования Коммуникативные:                         - слушать и понимать речь других;                                       - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4

Подготовка к восприятию нового материала

Слайд 4

Послушаем нашу одноклассницу Ардашеву Яну. Она написала эссе  о полете Белки и Стрелки:

 -Ученые проводили исследования и выбор пал на собак. Их параметры не должны достигать 35 сантиметров, быть очень терпеливыми, не должны превышать возраста 2-6 лет, обязательно крепкими по здоровью.

12 собак начали тщательно готовить к тренировкам. Животные должны были находится в спецодежде, выполнять различные нагрузки, умело катапультироваться, вращаться на центрифуге. Самыми отважными и  отличившимися были Белка и Стрелка .

Спутник -5 ,19 августа в 11 часов 44 минуты  1960году с космодрома Байконур оторвался от земли, а на борту его были две замечательно-подготовленные собаки: Белка и Стрелка.

 Да, действительно, Белка и Стрелка являются героями! Они провели в полете 25 часов! Обогнули нашу Землю-матушку 17 раз! Преодолели рассотяние-700 000 километров. Вернулись домой целыми и невредимыми!!! Они –настоящие Герои с большой буквы. Конечно, это удивительно!

Воспринимают информацию со слов учителя,                     анализируют  материал,                   делают вывод.

Коммуникативные: уметь воспринимать словесную информацию.

Регулятивные: анализировать новый материал, синтезировать, выделять главное, обобщать, делать выводы.

5

Постановка         учебной задачи

Слайд 5

- Да,60лет прошло с тех пор в космос полетели две обычные дворняжки, а вернулись на Землю самые известные в истории собаки.

Называют и записывают тему урока в тетрадь, определяют   (совместно с учителем) цели урока.

Регулятивные:

- высказывать предположения на основе наблюдений;

определять тему

 и цели урока.  

Коммуникативные:

- взаимодействовать с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме;

- слушать и понимать речь других; формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения.

6

Восприятие новой информации

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Ребята, а Вы знаете, что 12 апреля 1961 г. космический корабль «Восток» был запущен с космодрома Байконур.

Облетел вокруг Земли один раз за 108 минут.

«Он сказал: «Поехали!»
Он взмахнул рукой.
Словно вдоль по Питерской,
Питерской,
Пронёсся над Землёй…»

«Поехали!» — любимая фраза, Юрия Алексеевича Гагарина.

Стихотворение Натальи  Процкой читает Барашкин Владимир.

Он был первым, кто вернулся!
Вздрогнул Мир и захлебнулся,
В диком грохоте оваций,
Лозунгов и демонстраций.
Мир, конечно, был в ударе!
Это он, советский парень,
С белозубою улыбкой.
Взмах руки. И смолкли скрипки.

***
Кнопка старт и дюзы взвизг,
Оператор слышит крик.
 замер в ожиданье зал.
- "Поехали!" - он закричал.

Не боялся? Ерунда!
Ведь летел он в никуда!
Просто знал, что это надо!
Честь страны, ему наградой!

***
Для страны виток свой первый
Сделал он. И выбор верный
Сделала тогда страна.
Его отправила она
Чтобы ахнул, вздрогнул Мир!
Сын страны, (потом - кумир)
Витком Востока землю обнимая,
Летел во мраке парсеки сжигая,
Средь хаоса и черной пустоты,
Увидел всю планету с высоты:
Магической, исполнен красоты
Шар голубой сиял из темноты.

***
Прошли года, сейчас другое время.
На станциях живет младое племя,
"Прогресс" снабжает станции едой,
Туристы едут в космос за мечтой.
И в сонме неразгаданных загадок
Уже намечен плановый порядок.

Вращение! Надежною рукой
Планеты охраняется покой
И чтобы утром - мир проснулся.

Но он был ПЕРВЫМ, кто вернулся!      
                     

Слушают объяснение учителя, воспринимают информацию, анализируют, синтезируют, обобщают и делают вывод.

Воспринимают материал со слайдов, анализируют, делают выводы.

Слушают внимательно стихотворение.

Предметные:                    знание специфики и структуры жанра интервью, умение грамотно излагать информацию в этом жанре.

Коммуникативные: уметь воспринимать словесную информацию. 

Регулятивные: анализировать новый материал, синтезировать, выделять главное, обобщать, делать выводы.  

Познавательные:                              - обосновывать свое мнение.

7

____

Первичная проверка понимания

_________________

Слайд 11

____________

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд16

Слайд17

-Ребята, а Вы знаете, кто  первый вышел в открытый космос? Алексей  Леонов навсегда вошёл в историю и стал  первым, кто побывал в открытом космосе вместе с напарником Павлом Беляевым. К полету он готовился два с половиной года, выполнял специальные упражнения, разработанные врачами. Однако даже не представлял, с какими трудностями ему предстоит столкнуться. 18 марта 1965 г. с космодрома Байконур. Длительность полёта 26 часов 2 минуты. Во время его полёта впервые в мире человек вышел из кабины своего корабля в открытый космос.

-Диженин Дмитрий прочитает доклад о том, какие возникли трудности у А.Леонова в открытом космосе.

 Леонов покинул корабль и в общей сложности провёл за его пределами 12 минут. Когда пришло время возвращаться, возникла неожиданная проблема — скафандр космонавта в условиях вакуума сильно раздулся и не влезал в шлюзовую камеру.
Сначала Леонов хотел сообщить о нештатной ситуации на Землю, однако понял, что советом ему не помогут. Леонов довольно быстро нашёл выход из ситуации: чтобы попасть внутрь корабля, требовалось уменьшить размеры скафандра, и это можно было осуществить, только выпустив излишки кислорода.

Система ориентации отказала  — космонавтам предстояло приземлиться, управляя аппаратом вручную, в результате посадка состоялась совсем не там, где рассчитывалось — космонавты очутились в глухом лесу примерно в 180-ти км к северу от Перми. Спасательные вертолеты обнаружили их только на следующий день.
Беляев и Леонов провели в тайге две ночи, температура порой опускалась до -30 °C, Их обнаружили, спасатели первым делом развели огромный костёр, чтобы отогреть героев, а позже вся компания ещё 9 км бежала на лыжах, чтобы добраться до вертолёта.
Подвиг Павла Беляева и Алексея Леонова —является примером мужества и выносливости в непростых условиях.

Награда не забыла своих героев, им присвоены высокие звания Героя Советского Союза.  55лет прошло с тех пор как А.Леонов покорил открытый космос. 

Ребята, сделаем гимнастику для глаз!

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились

На места отправились.

 Конечно, гордость охватывает нас за своего  односельчанина Алексея Александровича Губарева, уроженца с. Гвардейцы Борского района, который 2 раза побывал в космосе

Расскажет нам  Алекссев Денис:

Свой первый полет А.А. Губарев  совершил 11-го января 1975-го года, будучи командиром экипажа «Союз-17», он стартовал вместе с инженером Георгием Гречко с площадки Байконура. Длительность полета составила  29 суток 13 часов 20 минут. 9-го февраля 1975-го года корабль «Союз-17» отстыковался от «Салют-4» и отправился домой. Алексей Губарев стал Героем СССР, космонавтом 3-го класса, и получил звание подковника. 2-го марта 1978-го года экипаж, состоящий из двух космонавтов, отправился на орбитальную станцию. В тот момент на борту «Салют-6» уже были космонавты Гречко и Романенко  «Союз-28» успешно пристыковался к станции и Алексей Губарев, вместе с Владимиром Ремеком перешли на ее борт. Экипаж провел на станции 7 суток 22 часов 16 минут, после чего возвратился на космический корабль и отправился на Землю.

.

Отвечают на вопросы учителя, делают комментарии.

   Анализируют информацию.

Класс делится на две группы, каждая группа разрабатывает модель интервью  с ветераном ВОВ

Презентация продуктов совместной деятельности

Предметные: формировать положительную мотивацию к чтению

Познавательные:   развивать творческое воображение  Личностные:   осознавать эстетическую ценность литературы 

Предметные:               знать композицию речевого жанра, создавать текст - интервью, понимать тему беседы.

Познавательные:                           - обосновывать свое мнение.

Регулятивные:                                       - уметь слушать в соответствии с целевой установкой;                                            - планировать свое действие в соответствии с поставленной целью.    

Коммуникативные:                         - формулировать коммуникативное высказывание;                          - уметь планировать  и организовывать работу в группе;                                       - уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку.

9

Подведение итогов урока.                 Рефлексия.

Слайд 18

Слайд 19

“Букет настроения”. В начале урока обучащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Предлагается ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

красный - восторженное;

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый - тревожное, напряженное;

черный - упадок, уныние.

- Какое впечатление осталось у вас от урока?

-Какие вопросы Вы бы задали космонавту, если бы Вам предоставилась возможность взять у него интервью?

Смотрят видеоролик, анализируют информацию,                      делают вывод.

Коммуникативные: уметь воспринимать словесную информацию. 

Регулятивные: анализировать новый материал, синтезировать, выделять главное, обобщать, делать выводы.  

Познавательные:                              - обосновывать свое мнение.

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные:

-  совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

10

Домашнее задание

Слайд 20

Написать  мини-сочинение в жанре интервью на тему: «Хочу рассказать о комонавте».

Записывают домашнее задание.

Список используемой литературы

  1. http://izhevsk.rfn.ru 
  2. http://www.vokrugsveta.ru 
  3. http://www.astronaut.ru 
  4. http://www.svetlojar.ru 
  5. http://www.etvnet.ca 
  6. Большая детская энциклопедия: Вселенная/ сост. К. Люцис. - М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003.- 608 с.: ил.
  7. Он слышал зов Вселенной// Детская энциклопедия АиФ. - 2005. - № 6. - с. 42-47.
  8. Титов, Г. На звездных и земных орбитах. - М.: Детская литература, 1987.
  9. Шаталов, В. Космос: рабочая площадка/ В. Шаталов, М. Ребров.- М.: Детская литература, 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Методическая разработка классного часа по теме "Профориентация"

Данная разработка позволит учителям старших классов провести классный час по теме "Профориентация"...

Методическая разработка классного часа по теме "Береги здоровье смолоду"

Данную разработку можно использовать как для классного часа, так и для проведения внеклассного мероприятия по теме здоровьесбережения....

Методическая разработка классного часа на тему: Я и мой сотовый телефон

Переработано большое количество литературы по данной теме, выведен познавательный материал для подростков о том, что представляет собой МРТ, его польза для человека и о необратимые последствия для здо...

Методическая разработка классного часа на тему "День защитника отечества"

Методическая разработка для проведения классного часа на тему "День защитника отечества"Цели занятия: Формирование чувства патриотизма, любви к Родине, правильного восприятия понятия о назначении...

Методическая разработка классного часа на тему "Защити себя от туберкулеза"

Методическая разработка для проведения классного часа на тему "Защити себя от туберкулеза"...

Методическая разработка классного часа по теме: «Покорители космоса»

Тема покорение космоса уже давно вдохновляет человечество. Ведь полеты в космос превратились из несбывшейся мечты в реальность. На территории Самарской области открыты удивительные возможности. Для ре...