Классный час "Культура поведения и общения"
классный час (10 класс)

Хомутова Любовь Александровна

Разработка классного часа для студентов техникума

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_vospitatelnogo_meropriyatiya.docx33.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Региональный этап IV Всероссийского дистанционного конкурса среди педагогических работников, осуществляющих классное руководство, на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий»

IV Всероссийский дистанционный конкурс среди педагогических работников, осуществляющих классное руководство,

на лучшие методические разработки

воспитательных мероприятий

                                  Духовное и нравственное воспитание

Культура поведения и общения

        Хомутова Любовь Александровна,

куратор, преподаватель биологии,

ГПОУ ТО «ТЖТ им. Б.Ф.Сафонова»

2023

1. Пояснительная записка.

   1.1. Тематическое направление – духовное и нравственное воспитание.

   1.2. Классный час по теме: «Культура поведения и общения».

   1.3. Актуальность и обоснование выбора темы. Проблема культурного поведения и общения среди молодежи на сегодняшний день является актуальной, так как подростковая среда наиболее подвержена процессам трансформации норм и традиций, принятых в обществе. Нравственные ценности и ориентиры еще не в полной мере сформированы, а значит, проведение воспитательных мероприятий данной направленности  оказывает на них существенное влияние.

   1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя. Данное мероприятие занимает важное в системе воспитательной работы куратора по направлениям: духовно-нравственное воспитание, воспитание  этического сознания,  формирование базовой культуры личности.

  1.5. Целевая аудитория. Классный час разработан для студентов 1 курса профессионального образовательного учреждения, возраст 16-17 лет.

   1.6. Цель: способствовать формированию у студентов навыков культурного поведения и общения.

  1.7. Задачи: 

    образовательные: расширить знания студентов об основах этикета и культуре общения, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой;

   развивающие: совершенствовать коммуникативные навыки, формирование навыков бесконфликтного поведения;

  воспитательные:  воспитывать уважение к окружающим, способствовать формированию нравственной культуры, культуры поведения в общественных местах.

  1.8. Планируемые результаты. Сформировать у учащихся понимание взаимосвязи между культурой общения и общей культурой человека, понимание необходимости соблюдения норм и общепринятых правил поведения, проявление уважения к окружающим как основы межличностного общения.

   1.9.-1.10.  Воспитательное мероприятие проводится в форме классного часа, в рамках которого организована беседа и дискуссия, что соответствует возрастным особенностям учащихся.  Для достижения воспитательных результатов организована фронтальная и групповая работа, используется технологии проблемного обучения.

    1.11. Методические и информационные ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия.

Современный этикет. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 224 с.

Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения / Н.И. Формановская. - Москва: 1989. - 160 c.

Энциклопедия этикета. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. - 640 с.

    1.12. Материально-технические ресурсы:    мультимедийный проектор; экран,  учебная доска.

2. Основная часть.

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.

Методическая разработка классного часа, подготовка презентации

2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.).

1.  Организационный момент. Вступительная часть.

     Человек живет в обществе, постоянно взаимодействую с другими людьми, поэтому  общение  занимает значительную  часть его жизни. Знаете ли вы о том, как правильно выстраивать диалог для того, чтобы ваше общение было эффективным и приносило удовольствие? В какой форме может происходить общение с разными людьми и почему это имеет значение?

 Целью нашего занятия является формирование  навыков  культурного поведения и общения, понимания взаимосвязи между речевой культурой человека и его общей культурой.

- Как называется  свод правил поведения, принятых в обществе?   Этикет.

Когда мы говорим об этикете, то  чаще речь идет о неписаных нормах, которые сложились в течение длительного времени.

 - Как вы думаете, почему то, как вы выстраиваете общение с другими людьми, имеет такое большое значение?  Есть ли взаимосвязь между речью и культурой человека?

   В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. То как человек выражает  свои мысли и чувства, во многом может говорить о его  культурном облике человека. Эстетика речи состоит в ее подчинении определенным нормам (правилам) произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложении; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте, то есть в отсутствии слов-паразитов; в яркости, выразительности.

   «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит», - писал Дмитрий Сергеевич Лихачёв. 

2. Основная часть.

а. Давайте подумаем и напишем на доске, на каких  нравственных  нормах  должна базироваться культура общения между людьми?

Уважение

Вежливость

Тактичность

Доброжелательность

Порядочность

Честность

Справедливость

Терпимость

б. Как вы думаете, когда появились первые правила поведения людей в обществе?

Национальный этикет в России в XV-XVI веках опирался на домострой. Домострой учил «не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать, не помнить зла»… Пётр I в начале XVIII века вместо боярского домостроя ввёл новые правила поведения. Была издана книга «Юности честное зерцало». В этой книге давались советы молодым дворянам, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете. Так, например, в книге рекомендовалось: «в платок громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало» и т.д. 

В современном мире многие из этих правил будут для нас смешными и неактуальными.

в. Давайте проверим, знаете ли вы современные правила этикета, которые применимы при общении:

 - Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым (женщина, мужчина, младшие, старшие, начальник, подчиненный)?

Приветствие происходит по схеме: сначала здоровается мужчина с женщиной, молодой человек с пожилым или более статусным по занимаемому в обществе положению. На мероприятии первым представляют мужчину женщине, молодого более старшему, вновь подошедших уже присутствующим.

- Кто первым здоровается при входе в помещение?

 При входе в помещение нужно всегда приветствовать уже присутствующих в нем людей первым. Независимо от пола, возраста и статуса.

- Как можно приветствовать друг друга и в каких случаях?

Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего- "Здравствуйте"; кивок и жест- при встрече в транспорте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятия - при встрече родственников или близких старых друзей; пожилой мужчина может приветствовать наклоном головы сидя.

- В каких случаях приветствие рукопожатием считается неуместным?

Рукопожатие считается неуместным, если у одного из встречающихся людей заняты руки. Например, он несет сумки или держит ребенка. В этом случае приветствие выражается альтернативными способами – словами, кивком головы или доброжелательной улыбкой, что позволит избежать неловкости или неудобства для обеих сторон.

Также не стоит подавать руку при встрече в туалетной комнате.

- Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый?

Входит первой всегда дама

- Правильно ли приветствовать друг друга рукопожатием в перчатках? Мужчина участвует в рукопожатии, только сняв предварительно перчатку. Для женщин данное правило не является обязательным и исполняется по желанию.

-Когда ваш спутник приветствует незнакомца,  как вы должны себя повести? 

 Необходимо также поздороваться с ним.

- Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идет первым?

При подъеме по лестнице мужчина должен идти на одну-две ступени ниже, при спуске – напротив, на аналогичную дистанцию впереди женщины. Это необходимо, чтобы подстраховать даму в случае потери равновесия.

- При одновременном подходе к двери с разных сторон кто должен пропустить? 

При одновременном подходе к двери с разных сторон рекомендуется пропустить вперед выходящего из здания или помещения, после чего войти внутрь.

-Если при разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить?

Позвонивший

в. Разбор ситуаций согласно правилам этикета.

Задания для каждого ряда:

Задание 1.  Правила поведения в общественном месте

   Вы немного опоздали в театр к началу спектакля. Ваши места на первых рядах в центре зала. Как Вам следует поступить, идти усаживаться на свои места или сесть там, где свободно, а в антракте пересесть на свои? Как по правилам этикета следует передвигаться между зрительскими рядами к своему месту? Допустимо ли шумное обсуждение, общение, разговоры по телефону во время спектакля?

Задание 2.  Правила поведения в гостях

Друг пригласил Мишу на день рождения к пяти часам. Миша надел свой любимый спортивный костюм, купил подарок и пришел на праздник в четыре часа. Приготовление к приему гостей было в самом разгаре, друг помогал маме сервировать стол и удивился, что Миша пришел так рано. Поставил Мишин подарок на тумбочку и ушел помогать на кухне. Миша в это время решил осмотреть комнаты. Когда стали приходить остальные гости, Миша уже проголодался и решил немного перекусить, сделав себе бутерброд.

Какие ошибки в поведении героев данной ситуации вы можете назвать? Какие еще правила поведения необходимо соблюдать в гостях?

Задание 3. Правила поведения в транспорте.

Сформулируйте основные правила поведения в общественном транспорте

г. Анализ межличностных взаимоотношений в группе и техникуме.

Нередко в процессе общения возникают ситуации, которые могут привести к конфликту. Давайте рассмотрим несколько таких ситуаций и возможные варианты бесконфликтного выхода из них.

    Ситуация 1. Двое учеников выходят к доске для разбора ситуации на уроке.

- Андрей, быстро дай мне ручку. Не видишь, мне писать нечем. А то получишь у меня сейчас!

- Отвали от меня, а то сейчас сам получишь!

Как следовало повести себя студентам в этой ситуации, чтобы она не переросла в конфликт?

    Ответы класса: Первый учащийся должен был вежливо попросить одолжить ему ручку на занятия по причине отсутствия собственной. Второй  студент может дать ему ручку, если у него есть такая возможность или вежливо отказать в просьбе при отсутствии запасной ручки.

   Ситуация 2. На уроке студент ведет себя шумно, мешая остальным. Учитель делает ему замечания, но он их большей частью игнорирует. После очередного замечания преподаватель делает отметку о поведении в дисциплинарном журнале. Студент агрессивно отвечает  преподавателю, выказывая свое недовольство.

Как должен повести себя студент?

     Ответы класса: Учащийся должен успокоиться и не мешать проведению урока. После занятия он должен подойти к учителю и извиниться, осознав свою вину. Учитель может поинтересоваться с чем связано такое поведение студента.

 А теперь предложите или вспомните свою конфликтную ситуацию и, проанализировав ее, предложите правильный выход.

Давайте попробуем составить с вами формулу успешного разрешения конфликта:

Доброжелательность, тактичность

Умение слушать и слушать друг друга

Поиск компромиссов

Взаимоуважение

Справедливость

Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой.

3. Заключительная часть.  

а. Подведение итогов.

Таким образом, на занятии мы обсудили лишь некоторые аспекты культурного поведения и общения.  Какая все же существует взаимосвязь между культурой общения и воспитанностью человека? На ваш взгляд, какие черты характеризуют воспитанного человека?

-Уважает других

-Соблюдает правила поведения

-Вежлив и тактичен

-Доброжелателен

-Пунктуален

-Не теряет самообладания

-Ненавязчив

Можете ли использовать перечисленные характеристики по отношению к собственной персоне или вам есть о чем задуматься?

Культурным и воспитанным мы считаем не того человека, который хорошо знает правила этикета, а того, кто понимает и  умеет их применять.

«Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой…»

А.П.Чехов

«Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.»
А.П.Чехов

б. Рефлексия

Что было интересным на занятии?

Что было трудным?

Что из сказанного на занятии вы сможете применять в жизни

3. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

    Данная работа может быть использована в практике работы кураторов СПО для повышения культуры общения студентов, формирования понимания необходимости соблюдения определенных норм поведения в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура поведения и общения

Разработка урока "Культура поведения и общения" для учащихся 6 класса....

Речевое поведения и общение в англоязычной среде

Речевое поведения и общениев англоязычной среде.2013г. План:1. Практическая часть.2. Аналитическая часть Практическая часть В данном выступлении я хотела бы рассказать об основных идеях...

Анкета для родителей (изучение компетентности в поведении и общении ребенка)

Цель: изучение компетентности в поведении и общении ребенка на основе оценки родителей....

Поведение - основа общения

Материал можно использовать при проведении классных часов в 4-7 классах на нравственные темы....

Классный час: Правила поведения при общении с незнакомыми людьми

Цели: обучать детей правильному, безопасному поведению; развивать у детей чувство осторожности, смелость и находчивость при появлении опасности....

Программа кружка "Этикет поведения и общения" для учащихся 1 класса

Программу внеурочной деятельности можно использовать при проведении внеклассного часа....

Классный час "Культура поведения и общения"

Данный классный час можно провести и в рамках родительского собрания....