Классный час "Блокадный хлеб"
классный час (7 класс)

Вараксина Людмила Владимировна

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_blokadnyy_hleb.docx35.36 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский урок памяти «БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ»

Цели:

  1. формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и подвигах;
  2. способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
  3. воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.

Ход урока.

Ученица: Читает стихотворение О. Ф. Берггольца «Блокадный хлеб»

Шестнадцать тысяч матерей

пайки получат на заре —

сто двадцать пять блокадных грамм

с огнем и кровью пополам.

...О, мы познали в декабре - 

не зря "священным даром" назван 

обычный хлеб. И тяжкий грех - 

хотя бы крошку бросить наземь: 

таким людским страданьем он, 

такой большой любовью братской 

для нас отныне освящен, 

наш хлеб насущный, ленинградский.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему сегодняшнее мероприятие мы начали с такого стихотворения?  (ответы детей) Да, ребята, 27 января  - это день полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады в 1944 году. И наше мероприятие посвящено «Блокадному хлебу».

Хлеб…Какое простое, повседневное слово. Оно также естественно для нас, как слова мама, солнце, вода. К сожалению, мы, поколение 20-21 века, не придаем этому слову того значения и уважения, которое оно заслуживает!

Большое разнообразие хлебобулочных изделий мы видим сегодня на прилавках магазинов: душистые батоны, буханки ржаного с хрустящей корочкой, сдобные булочки, калачи, плюшки…. Такое изобилие давно не поражает нашего воображения и не дает прочувствовать ту ценность хлеба, которую он имеет.

Страшное веяние нашего времени- мы перестали беречь хлеб!  А зачем?! Ведь его много, можно пойти и просто купить. Теперь - новый век, к хлебу новый подход… Но правильно ли это?! Чтобы понять истинную цену хлеба, поговорим сегодня о военном хлебе. О хлебе Великой Отечественной…О хлебе блокадного Ленинграда…

У войны, ребята, свой хлеб: небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но еще больше необходимый, чем в мирное время.

(Звучит песня «Священная война»)

На сцену выходят ученик и ученицах.

1: 22 июня 1941 года началась жестокая, кровопролитная война. Горели города и села, гибли тысячи людей. Гитлеровцы продвигались в глубь страны, уничтожая все на своем пути.  Мужественно  держал оборону Брест. Бился с врагом Курск . Жил и сражался  в кольце блокады Ленинград. Жил и сражался  900 страшных голодных блокадных  дней и ночей.

2: Город, действительно, сражался. За 900 дней блокады заводы Ленинграда дали фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4500 полевых орудий разных калибров, 12 тысяч минометов, 212 тысяч единиц стрелкового оружия, более 7 миллионов артиллерийских снарядов и мин.

3:

Мы рыли рвы – хотелось пить.

Бомбили нас – хотелось жить.

Не говорилось громких слов.

Был дот на каждом из углов.

Был дом – ни света, ни воды.

Был хлеб – довесочек беды.

Сон сокращался в забытье.

Быт превращался в бытие.

Была одна судьба на всех.

Мы растеряли светлый смех.

Мы усмиряли темный страх.

Мы умирали на постах.

Мы умирали…

Город жил –

Исполнен малых наших сил.

2:   Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, который был лишен запасов продовольствия и топлива. Вышли из строя водопровод и канализация, не было электричества, дома не отапливались. К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей. Город оказался в кольце фашистских полчищ. Из окруженного города нельзя было выехать ни на поезде, ни на машине. Водные пути систематически обстреливались. Фашисты приступили к варварским бомбардировкам города. Враги с самолетов разбрасывали листовки, предлагая жителям сдать город, обещая взамен хлеб и мир. Подвоз продуктов в город стал невозможен.

1: На 12 сентября 1941 года запас продовольственных запасов в городе был следующим: зерно, мука — на 35 суток; крупа и макароны — на 30 суток; мясо — на 33 дня. В городе практически не было запасов картофеля, овощей, фруктов. Хлеб стал синонимом Жизни, пропуском в мир  живых.

В начале сентября сгорели Бадаевские склады, где хранились крупные запасы муки, сахара и других продуктов. В начале блокады муку имитировали съедобными ингредиентами. Но сначала закончился ячмень, в том числе и ячменный солод с пивных заводов. Потом – овсяная мука из фуражного овса, которым кормили лошадей. За месяц израсходовалась соевая и кукурузная мука, а за ними и картофель, даже мороженый. Стали молоть жмых…Делали муку и из коры березовых веток, и из сосны, и из семян дикорастущих трав… Собирали мучную пыль со стен и потолков складов. В начале октября 1941 года в Смольном состоялось совещание отдела пищевой промышленности. Приглашенным на него специалистам поставили задачу – организовать производство пищевых продуктов из непищевого сырья. Было предложено использовать в качестве непищевых добавок к муке гидроцеллюлозу (обработанная химическим путем древесина). В воде порошок гидроцеллюлозы набухает и дает тестообразную субстанцию. Пищевая ценность целлюлозной муки крайне незначительна. В сущности, это не еда, а наполнитель, поскольку не усваивается организмом человека, но, вызывая насыщение, притупляет чувство голода. В самые тяжелые дни блокады содержание гидроцеллюлозы в хлебе доходило и до половины.

В блокадном Ленинграде работало несколько хлебозаводов. Не хватало рабочих рук, не было электроэнергии, топлива и воды. Работники хлебозавода выстраивались живой цепью от проруби в Неве до бака для замеса и передавали обледеневшие ведра с водой из рук в руки на трескучем морозе. Женщины добывали дрова для печей.

3:

Я помню хлеб. Он черен был и липок – 
Ржаной муки был грубоват помол. 
Но расплывались лица от улыбок, 
Когда буханку ставили на стол.

Военный хлеб. Он к щам годился постным, 
Раскрошенный, он был неплох с кваском. 
Он вяз в зубах, приклеивался к деснам. 
Его мы отдирали языком. 
Он кислым был, ведь был он с отрубями! 
Не поручусь, что был без лебеды. 
И все ж с ладони жадными губами 
Я крошки подбирал после еды.

Видеоролик «Блокадный хлеб»

1: Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было. В состав блокадных буханок входили: 10–12% - мука ржаная обойная, остальное – жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя.

2: Правительство Советского Союза предпринимало все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев, сократить число неминуемых жертв. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, которую прозвали «Дорогой жизни», потому что по ней везли в Ленинград продукты и хлеб. Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба: рабочим на 100 г, служащим, инвалидам и детям - на 75 граммов  в сутки.

1:

Казалось, что конец земли,

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли:

Он жив еще! Он рядом где-то.

На Ленинград! На Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба.

Там матери под темным небом

Толпой у булочных стоят.

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

«Ну, так и есть — мотор заело».

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта — не угроза.

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь — опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб — две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

2: 18 января 1943 года был освобожден Шлиссельбург и все южное побережье Ладожского озера. В городе оставалось около 800 тысяч человек. Около полуночи по радио было передано сообщение о прорыве блокады. Горожане стали выходить на улицы, крича и ликуя. Весь Ленинград был украшен флагами. Появилась надежда на то, что родной город будет освобожден. И хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить.

Учитель: Страшным был итог блокады. На Пискарёвском и Серафимовском кладбищах покоятся 650 000 ленинградцев, 97 % которых умерли не от обстрелов и бомбёжек. Их жизни унёс голод… Поколение, пережившее блокаду, знает цену куску хлеба.

1: Эвакуация населения из Ленинграда — одна из памятных страниц обороны города в период Великой Отечественной войны и блокады. За двадцать месяцев (с 29 июня 1941 г. по 1 апреля 1943 г.) осажденный город покинуло свыше 1,7 млн. человек. География их расселения обширна: детские учреждения размещались как в близлежащей Ярославской области, так и в далекой Новосибирской; учебные заведения в 1942 г. возобновили занятия в Саратове, Кыштыме, Ташкенте .; театры, филармония, консерватория, киностудия «Ленфильм» работали в Перми, Кирове, городах Средней Азии, а список населенных пунктов, куда по решениям Государственного Комитета Обороны и Совета по эвакуации при Совнаркоме СССР летом 1941 г. направлялись ленинградские заводы и фабрики вместе с рабочими, насчитывал более 50 наименований. Детей лечили, кормили и они начали помаленьку возвращаться к жизни.

2:  В Ленинграде в 50-е годы на Невском проспекте около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи, за сигналили машины, остановилось движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руку. Все ругались, но женщина подобрала что-то и пошла обратно. Подойдя к толпе, она протянула кусок изуродованного хлеба. Видимо кто-то слишком сытый, не переживший блокаду бросил этот кусок хлеба.

3:  А потом у поэта Роберта Рождественского родились эти строки:

На Невском замерло движение. Не ночью, нет, средь бела дня.

На мостовой, как изваянье, фигура женщины видна.

Там, на дороге, как во сне, седая женщина стояла.

В её протянутых руках горбушка чёрная лежала.

Нет, не горбушка, а кусок, обезображенный бездушьем,

Размятый множеством машин, и всё забывшим равнодушьем…

А женщина держала хлеб. И с дрожью в голосе шептала:

«Кусочек этот бы тогда, и сына я б не потеряла…»

Кто осквернил, кто позабыл блокады страшные года?

Кто, бросив на дорогу хлеб, забыл, как умирал сосед?

Детей голодные глаза с застывшим ужасом, в слезах…

Давно прошли ужасные года, но в памяти жива ещё блокада.

Пусть знает наша детвора, как хлеб беречь нам этот надо!

Учитель: Каждый  день, беря  в  руки  ломоть  хлеба, вспомните  добрым  словом  всех  тех,   кто  его  создавал  и  создаёт,  подумайте  о  том, каким  великим   богатством  вы  владеете  и  как  его  надо  беречь.

Звучит песня «Блокадный хлеб» Эдуард Хиль

Под песню желающие берут 125 грамм хлеба.


НАЧАЛО

1: 22 июня 1941 года началась жестокая, кровопролитная война. Горели города и села, гибли тысячи людей. Гитлеровцы продвигались в глубь страны, уничтожая все на своем пути.  Мужественно  держал оборону Брест. Бился с врагом Курск . Жил и сражался  в кольце блокады Ленинград. Жил и сражался  900 страшных голодных блокадных  дней и ночей.

2: Город, действительно, сражался. За 900 дней блокады заводы Ленинграда дали фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4500 полевых орудий разных калибров, 12 тысяч минометов, 212 тысяч единиц стрелкового оружия, более 7 миллионов артиллерийских снарядов и мин.

3:

Мы рыли рвы – хотелось пить.

Бомбили нас – хотелось жить.

Не говорилось громких слов.

Был дот на каждом из углов.

Был дом – ни света, ни воды.

Был хлеб – довесочек беды.

Сон сокращался в забытье.

Быт превращался в бытие.

Была одна судьба на всех.

Мы растеряли светлый смех.

Мы усмиряли темный страх.

Мы умирали на постах.

Мы умирали…Город жил – Исполнен малых наших сил.

2:   Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, который был лишен запасов продовольствия и топлива. Вышли из строя водопровод и канализация, не было электричества, дома не отапливались. К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей. Город оказался в кольце фашистских полчищ. Из окруженного города нельзя было выехать ни на поезде, ни на машине. Водные пути систематически обстреливались. Фашисты приступили к варварским бомбардировкам города. Враги с самолетов разбрасывали листовки, предлагая жителям сдать город, обещая взамен хлеб и мир. Подвоз продуктов в город стал невозможен.

1: В начале сентября сгорели Бадаевские склады, где хранились крупные запасы муки, сахара и других продуктов. В начале блокады муку имитировали съедобными ингредиентами. Но сначала закончился ячмень, в том числе и ячменный солод с пивных заводов. Потом – овсяная мука из фуражного овса, которым кормили лошадей. За месяц израсходовалась соевая и кукурузная мука, а за ними и картофель, даже мороженый. Стали молоть жмых…Делали муку и из коры березовых веток, и из сосны, и из семян дикорастущих трав… Собирали мучную пыль со стен и потолков складов. В начале октября 1941 года в Смольном состоялось совещание отдела пищевой промышленности. Приглашенным на него специалистам поставили задачу – организовать производство пищевых продуктов из непищевого сырья. Было предложено использовать в качестве непищевых добавок к муке гидроцеллюлозу (обработанная химическим путем древесина). В воде порошок гидроцеллюлозы набухает и дает тестообразную субстанцию. Пищевая ценность целлюлозной муки крайне незначительна. В сущности, это не еда, а наполнитель, поскольку не усваивается организмом человека, но, вызывая насыщение, притупляет чувство голода. В самые тяжелые дни блокады содержание гидроцеллюлозы в хлебе доходило и до половины. В блокадном Ленинграде работало несколько хлебозаводов. Не хватало рабочих рук, не было электроэнергии, топлива и воды. Работники хлебозавода выстраивались живой цепью от проруби в Неве до бака для замеса и передавали обледеневшие ведра с водой из рук в руки на трескучем морозе. Женщины добывали дрова для печей.

3:  Я помню хлеб. Он черен был и липок – 
Ржаной муки был грубоват помол. 
Но расплывались лица от улыбок, 
Когда буханку ставили на стол.

Военный хлеб. Он к щам годился постным, 
Раскрошенный, он был неплох с кваском. 
Он вяз в зубах, приклеивался к деснам. 
Его мы отдирали языком. 
Он кислым был, ведь был он с отрубями! 
Не поручусь, что был без лебеды. 
И все ж с ладони жадными губами 
Я крошки подбирал после еды.

ПОСЛЕ ВИДЕОРОЛИКА «БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ»

1: Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было. В состав блокадных буханок входили: 10–12% - мука ржаная обойная, остальное – жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя.

2: Правительство Советского Союза предпринимало все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев, сократить число неминуемых жертв. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, которую прозвали «Дорогой жизни», потому что по ней везли в Ленинград продукты и хлеб. Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба: рабочим на 100 г, служащим, инвалидам и детям - на 75 граммов  в сутки.

1:

Казалось, что конец земли,

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли:

Он жив еще! Он рядом где-то.

На Ленинград! На Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба.

Там матери под темным небом

Толпой у булочных стоят.

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

«Ну, так и есть — мотор заело».

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта — не угроза.

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь — опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб — две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

2: 18 января 1943 года был освобожден Шлиссельбург и все южное побережье Ладожского озера. В городе оставалось около 800 тысяч человек. Около полуночи по радио было передано сообщение о прорыве блокады. Горожане стали выходить на улицы, крича и ликуя. Весь Ленинград был украшен флагами. Появилась надежда на то, что родной город будет освобожден. И хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить.


КОНЦОВКА

1: Эвакуация населения из Ленинграда — одна из памятных страниц обороны города в период Великой Отечественной войны и блокады. За двадцать месяцев (с 29 июня 1941 г. по 1 апреля 1943 г.) осажденный город покинуло свыше 1,7 млн. человек. География их расселения обширна: детские учреждения размещались как в близлежащей Ярославской области, так и в далекой Новосибирской; учебные заведения в 1942 г. возобновили занятия в Саратове, Кыштыме, Ташкенте .; театры, филармония, консерватория, киностудия «Ленфильм» работали в Перми, Кирове, городах Средней Азии, а список населенных пунктов, куда по решениям Государственного Комитета Обороны и Совета по эвакуации при Совнаркоме СССР летом 1941 г. направлялись ленинградские заводы и фабрики вместе с рабочими, насчитывал более 50 наименований. Детей лечили, кормили и они начали помаленьку возвращаться к жизни.

КОНЦОВКА

2:  В Ленинграде в 50-е годы на Невском проспекте около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи, за сигналили машины, остановилось движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руку. Все ругались, но женщина подобрала что-то и пошла обратно. Подойдя к толпе, она протянула кусок изуродованного хлеба. Видимо кто-то слишком сытый, не переживший блокаду бросил этот кусок хлеба.

КОНЦОВКА

3:  А потом у поэта Роберта Рождественского родились эти строки:

На Невском замерло движение. Не ночью, нет, средь бела дня.

На мостовой, как изваянье, фигура женщины видна.

Там, на дороге, как во сне, седая женщина стояла.

В её протянутых руках горбушка чёрная лежала.

Нет, не горбушка, а кусок, обезображенный бездушьем,

Размятый множеством машин, и всё забывшим равнодушьем…

А женщина держала хлеб. И с дрожью в голосе шептала:

«Кусочек этот бы тогда, и сына я б не потеряла…»

Кто осквернил, кто позабыл блокады страшные года?

Кто, бросив на дорогу хлеб, забыл, как умирал сосед?

Детей голодные глаза с застывшим ужасом, в слезах…

Давно прошли ужасные года, но в памяти жива ещё блокада.

Пусть знает наша детвора, как хлеб беречь нам этот надо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Хлеб - всему голова!"

Классный час "Хлеб - всему голова!"...

Открытый классный час "Хлеб-всему голова"

Классный час посвящен  знакомству с истоией хлеба, историческими фактами  времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, с трудом людей, выращивающих хлеб....

Классный час "Хлеб всему голова".

Презентация "Хлеб всему голова".Материал презентации может использоваться как отдельное внеклассное занятие или часть урока ознакомления с окружающим миром....

Классный час "Хлеб- всему голова"

Классный час дает полное представление о том, как приходит к нам хлеб на стол.как важен труд хлебороба,каким было отношение к хлебу в годы войны.Мероприятие несет воспитательное значение: бережное отн...

Классный час "Хлеб - всему голова"

Разработка классного часа...

Воспитательское занятие, Классный час Хлеб всему голова 1-2 класс

Воспитательское занятие, Классный час для начальной школы....

Классный час "Хлеб - всему голова!"

Предлагаю Вашему вниманию сценарий классного часа «Хлеб – всему голова!», который мы провели в 6 классе.Замысел возник несколько неожиданно. На одном из уроков русского языка вдруг выяснилось, что реб...