Классный час "Давайте знакомиться"
план-конспект занятия (10, 11 класс)

Парфёнцева Елена Анатольевна

КЛАССНЫЙ ЧАС «Давайте знакомиться!» - профилактика ксенофобии и дискриминирующего поведения. Для учащихся 1 курса колледжа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_davayte_znakomitsya_.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС «Давайте знакомиться!»

(профилактика ксенофобии и дискриминирующего поведения)

                                                                                                                                         

Целевая аудитория: группа 1 курса колледжа

Ожидаемый эффект: учащиеся почувствуют себя комфортнее в новой группе, ощутят себя членами одного коллектива, взглянут на остальных менее предвзято, без ксенофобии.

Время, необходимое на подготовку: не более 15 минут.

Время, необходимое на проведение: 1 час.

Вспомогательные материалы: классная доска, оборудование для просмотра мультфильма и прослушивания песни.

Краткое описание идеи: показать ребятам, которые только что поступили в колледж, что они все равные, все уникальные, все члены коллектива; научить настраиваться на объединение, а не индивидуализм.

План подготовки:

- организовать занятие в аудитории, где есть возможность включить видео и аудио.

Подробное описание:

        На доске цитата Сергея Лукьяненко: «Мы смотрим на мир сквозь очки с толстыми кривыми стеклами, которые нам одели в детстве. Эти очки - воспитание, культура, менталитет. От них не избавиться никогда».

        Куратор: Здравствуйте, ребята. Уже месяц мы с вами живем новой жизнью в новом коллективе. Немного познакомились, но пришла пора узнать друг друга лучше. Уильям Сомерсет Моэм говорил: «Жизнь на десять процентов состоит из того, что вы в ней делаете, а на девяносто – из того, как вы её принимаете». А мы воспринимаем окружающих сквозь призму наших собственных убеждений, предпочтений, особенностей наших личностей. Вы согласны с записанной на доске цитатой? (Небольшой обмен мнениями). Предлагаю пересмотреть некоторые установки и научиться новому, более широкому взгляду на мир.

1. Давайте поиграем в игру «Третий лишний». На доске вы видите слова:  помидор, солнце, собака. Вам надо найти признаки, объединяющие два предмета, исключив третий. А я буду отмечать, кто больше (5 минут).

(Например, солнце и собака – начинаются на одну букву, помидор и собака – находятся на земле, живые организмы и т.д.).

Подведем итоги (3 минуты).

Как вы думаете, что тренирует это упражнение? (Упражнение тренирует внимание, творческое мышление и способности сформулировать свою мысль).

У кого сколько ответов?

Что было легче, находить общие признаки или исключать? (Всегда отвечают, что легче исключать третье). Как вы думаете, почему так? (Почему-то большинству людей легче увидеть негативное, другое, отличающееся, чем объединяющее).

        2. Смотрим мультфильм «Птички на проводе» (3 минуты).

Обсуждение. Возможные варианты вопросов:

Почему к такой дружелюбной птичке остальные отнеслись с неприятием? Она отличалась чем-то от них?

Чем этот мультфильм похож на упражнение «Третий лишний»?

Что мы сейчас в себе заметили?

        (Искали признаки, чтобы сделать третий предмет «чужим», отделить от «нас». Те, у кого больше всего ответов, обратите внимание – это не только способности к нестандартным решениям, но и умение найти что-то непохожее).

Помните об этом, когда смотрите на других людей.

3. Опрос: Чьи лица кажутся вам более привлекательными: незнакомцев в газете или знакомых людей?

Обсуждение (5 минут).

Вы помните свои первые впечатления друг о друге? Помните, кто показался вам привлекательным, кто не очень, кого совсем не заметили? Что изменилось сейчас? Почему так происходит?

Если человек нам симпатичен, то становится приятной и его внешность. А вот если человек груб и неприятно себя ведет, то мы перестаем видеть и красоту его лица и тела. Как обманчиво первое впечатление!

4. Давайте сейчас выполним еще одно упражнение. Оно называется «Диалог» (5 минут).

Группа разбивается на пары, затем они решают, кто будет А, а кто В. Каждый участник выбирает для обсуждения тему, которая его интересует. Затем даются задания.

1.  Партнеры одновременно говорят на свою тему (45 секунд).

2.  Попросить всех А говорить, о чем они хотели рассказать, в то время как все В делают что-нибудь (кроме разговоров и ухода со своего места), демонстрируя, что это их абсолютно не интересует (1 минута).

3.  То же самое, но теперь В говорит, А не слушает (1 минута).

4.  Предложить всем А снова говорить (они могут сменить тему, если хотят). Теперь В делают все возможное, чтобы показать насколько им интересно, но молчат (1 минута).

5.  То же самое, только А и В меняются ролями (1 минута).

По окончании обсуждение (5 минут): было это приятно или наоборот, было ли трудно кому-нибудь говорить, по каким признакам можно определить, что вас слушают (или не слушают). Какие выводы мы можем сделать?

Конечно, мы все хотим быть услышанными. И нам недостаточно просто знать, что нас просто слушают, нам надо, чтобы с нами разговаривали. Тем самым видели нас, принимали нас.  

Сталкиваемся ли мы в жизни с похожими ситуациями? Что делать, чтобы получился диалог? От кого зависит, получится ли общение?

5. Упражнение «Что общего?» Найти объединяющие признаки: самокат, мандарин, крот (5 минут).

(Например, все слова мужского рода, все могут находиться на земле и т.д.).

Подведем итоги (3 минуты).

Как вы думаете, а это упражнение что тренирует? (Развитие способности к обобщению, раскрепощение мышления).

У кого сколько ответов?

        Какое влияние оказывала задача объединить?

        Какие выводы мы можем сделать?

        Мы учились сейчас в первую очередь видеть общее, не стараться кого-то оттолкнуть. Мы были настроены на позитив, на объединение.

6. А сейчас давайте сядем в круг и познакомимся поближе. Посмотрим, что нас объединяет, будем не только слушать, но и слышать друг друга. Называем свое имя, говорим, какую форму имени вы бы хотели слышать от окружающих, если знаете, рассказываете, почему вас так назвали, чем вы увлекаетесь, в чем хороши, чему бы хотели научиться (10-15 минут).

(Куратор садится в круг к ребятам, выполнение задания, попутная беседа).

7. А сейчас «Снежный ком»: человек слева от меня называет мое имя, потом свое. Следующий слева от него называет мое имя, имя соседа справа и свое имя. И так по кругу. Заканчивать круг буду я, вот и проверим, кого мы запомнили (10 минут).

(По мере выполнения куратор подсказывает, запнувшимся, он же завершает круг – тут надо обязательно назвать всех и не ошибиться. Это покажет ребятам, что куратор интересуется ими, они важны, все одинаковы).

        8. А сейчас давайте разомнемся и посмотрим друг на друга: надо выстроиться по росту, цвету глаз, дням рождения (минут 7-10).

        (Это упражнение позволит ребятам подвигаться, сменит вид деятельности, добавит тактильного контакта).

        9. Завершим нашу встречу песней «Штампы» из мюзикла «Метро» (3 минуты). Как эта песня соотносится с нашей встречей?

10. Завершающее обсуждение (5 минут).

А сейчас что вы думаете о цитате Лукьяненко?

        Стереотипы и штампы никуда не денутся, но сам человек решает, готов ли он взглянуть на мир шире.


Приложение А

Текст песни «Штампы»

От вашей морали воротит с души.

В ней правда едва ли правдивее лжи.

Забыть бы, ей - Богу, все штампы подряд.

Ведь шаг с вами в ногу - два шага назад.

Газеты, экраны тупы и наглы.

Мы вам - не бараны. Вы сами - козлы.

Герой ваш, короче, - для нас не герой.

Довольно морочить нас всякой мурой:

немец, мол, скряга,

русский - пьянчуга,

каждый чеченец

может убить,

чукча - простак, мол,

цыган - ворюга.

а о еврее -

что говорить!

Американца нет без хот-дога,

а итальянца без макарон.

И от законов

пользы немного,

а от свободы -

один урон.

Упрек ваш и пресен и больно не нов:

мол, хочете песен, а надо - гимнов,

мол, хочете мира - готовьте войну,

не любишь, мол, выпить - не любишь страну.

Твердите упорно обычный свой бред:

в Америке - порно, в России - балет.

в Бразилии пусто: один лишь Пеле.

Оле, Оле, Оле, а правда в Кремле.

Можно смеяться,

можно и злиться -

весь он из штампов,

ваш пошлый мир:

очи - как звезды,

время - как птица,

лишь в мышеловке -

бесплатный сыр.

Справа врет левый,

слева врет правый.

Кто из них - лживей,

не разберешь.

Сыты по горло

вашей отравой.

Что б вы ни пели -

все это ложь!

Лодырь есть лодырь,

а скряга - скряга,

будь он хоть русский,

хоть папуас.

Пусть ваши бредни

терпит бумага.

Краска на стенах -

это для нас!


Приложение Б

Ссылка на папку с мультфильмом и песней на облачном диске:

https://disk.yandex.by/d/whJEEz0Va5aixQ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомьтесь - это мы! (классное портфолио)

Вам, моим выпускникам, посвящаю…У меня в руках уникальный том.В нем портфолио нашего класса.Здесь рассказ о том, как растем,Как к успеху идем беспристрастно.Сколько разных удач, победВ КВНах, стартина...

Классный час "Знакомимся с профессиями"

Современный мир – это постоянно меняющиеся совершенствующиеся формы деятельности человека. В процессе жизнедеятельности ему приходится играть в различные роли. Одна из главных ролей – это роль т...

Классный час "Знакомимся с нашей страной"

В доступной форме дети с тяжёлой умственной отсталостью  получают представление о родной стране, её государственных символах, её столице;корригируются недостатки основных психических процессов, п...

Разработка классного часа: "Слова СПИД и ВИЧ знакомы всем"

1. Как можно заразиться ВИЧ?2. Наркотики и ВИЧ3. Группы риска4.Как узнать, есть ли у тебя ВИЧ?5.  Лекарства...

Разработка классного часа: "Слова СПИД и ВИЧ знакомы всем"

1.Как можно заразиться ВИЧ?2. Наркотики и ВИЧ3. Группы риска4. Как узнать, есть ли у тебя ВИЧ?5. Лекарства...

классный час "Будем знакомы"

Знакомство классного руководителя с детьми.Установление благоприятного психологического микроклимата в классе....

Классный час "Давайте знакомиться!"

Классный час на 1 сентября для 5 класса....