Разговоры о важном "День учителя"
методическая разработка (9 класс)

Белогородцева Елена Александровна

Внеурочное занятие "Разговоры о важном", посвященное Дню учителя, знакомит учащихся с профессией учителя, акцент в занятии сделан на национально-региональный компонент: известные педагоги Нижегородской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs._razgovory_o_vazhnom.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 9 класса по теме

«ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ»

Цели занятия:

 формирование представления о важной роли учителя для становления личности каждого человека;

 осознание того, что служение Отечеству проявляется, в числе прочего, и в форме наставничества;

 знакомство школьников с учебными заведениями Нижегородской области, где можно получить профессию учителя.

Формирующие ценности: служение Отечеству, социальное служение,

саморазвитие, самореализация.

Основные смыслы: труд учителя – это труд на благо Родины, это пример служения своим соотечественникам, защита общенациональных ценностей, ответственность за будущее нашей страны. На протяжении всей истории учитель играл особую роль в формировании будущего поколения, процветания нашей страны. Сегодня учителя создают условия для развития

обучающихся, их успешной самореализации, показывая мир возможностей,

которые перед ребятами открывают знания.

Появление ещё одного педагога, советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, позволяет

создать условия для развития социального потенциала личности, помочь

развить социальную одарённость ребёнка через активную воспитательную

работу.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование игровых элементов и дополнительных материалов.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Занятие начинается со вступительного слова учителя и краткой беседы

с обучающимися о том, как они представляют себе современного учителя.

Основной акцент при обсуждении учитель делает на те ответы, где подчёркивается, что учитель, работая с детьми, формирует новые поколения граждан нашей страны, которые определяют её будущее. Труд учителя уважаем и почетен.

Дальнейшее обсуждение должно привести ребят к пониманию того, что

школа  и учителя играют ключевую роль в передаче знаний, ценностей и

навыков, необходимых для успешной самореализации детей, тем самым от

них во многом зависит будущее страны, её процветание.

Часть 2. Основная

Основная часть начинается с игры «Расшифруй слово», цель которой

– помочь школьникам подобрать эпитеты, характеризующие профессию учителя.

Далее учащиеся, подготовившие материал, рассказывают одноклассникам о работе школ Нижегородской области в годы Великой отечественной войны (Приложение 1), об известных уроженцах Нижегородской земли, являющихся педагогами (Приложение 2).

Затем учащиеся показывают сценку:

«Урок алгебры. Учитель просит показать тетради с домашним заданием. Миша систематически не выполняет домашние задания. Учитель предупреждает ученика о том, что все двойки за домашние задания выставит в журнал. Миша отвечает: «Ну, и ставьте!». Как помочь Мише закончить четверть с положительными оценками?», и предлагают найти решение педагогической ситуации.

Выполнение задания поможет школьникам, выступая в роли учителя, понять сложность этой профессии.

Обсуждение изменений в современной школе помогает обучающимся

ближе познакомиться с новой профессией школьных педагогов – советник

директора по воспитанию и узнать, какие мероприятия можно организовать в

школе с его помощью.

Задуматься о педагогической профессии поможет выполнение задания составить синквейн к слову «Учитель».

Часть 3. Заключительная

Знакомство со средними специальными учебными заведениями Нижегородской области, где можно получить профессию педагога.

Девочки, занимающиеся в педклассе МАОУ «СОШ №10» поделились с одноклассниками впечатлениями от занятий.

Завершающее задание – продолжить фразу «Если бы я был учителем…».

Приложение 1

Великая Отечественная война наложила заметный отпечаток на многие стороны школьной работы, внесла целый ряд трудностей. Первое с чем пришлось столкнуться педагогическим коллективам и работникам учреждений народного образования – это уход учащихся из школ.

В 1941–1942 учебном году из школ города и области выбыло более 148 тысяч учеников, в 1942-43 учебном году – более 66 тысяч. Особенно усилился отсев учащихся в 1941 году, когда на фронтах Отечественной войны сложилась напряженная обстановка, проводилась мобилизация взрослого населения и старшеклассников на строительство оборонительного рубежа вокруг г. Горького, а также произошло увеличение набора в ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО).

Преодолевая невзгоды военного времени, учителя осуществляли стоявшие перед ними задачи по всеобщему обучению детей, добивались повышения успеваемости учащихся, укрепляли дисциплину, преподаванию был придан патриотический характер. С начала 1941-1942 учебного года в 8-10 классах была введена расширенная программа по военно-физкультурной подготовке. Подростков обучали навыкам противовоздушной и противохимической защиты, проводились военно-спортивные игры, лыжные кроссы.

В 1943 году лучшими по всеобучу по Горьковской области были признаны Балахнинский район, где было не охвачено учебой 13 человек, Ковернинский район (8 чел.), Выксунский район (12 чел.).

В начале 1943 года согласно решению правительства в крупных городах области г. Горьком, Арзамасе, Балахне, Дзержинске и Муроме было введено раздельное обучение мальчиков и девочек.

На Великую Отечественную войну уходили и взрослые мужчины, и вчерашние горьковские школьники. Юноши порой навсегда оставались в памяти потомков 17-летними выпускниками 1941 года.

Наверное, самая трагичная и трогательная история связана с 10 «Б» школы №25 г. Горького, который выпускался 22 июня 1941 года. Их классному руководителю Алексею Николаевичу Колышкину было тогда 35 лет. На следующий день 12 парней, вчерашние школьники, вместе с классным руководителем отправились в военкомат добровольцами. У двух ребят во время медосмотра обнаружили проблемы со зрением, но парни убедили комиссию, что это не помешает им защищать Родину. Выпускники 10«Б» сражались под Смоленском, в битве под Москвой… И все погибли. Погиб в бою и их учитель Алексей Колышкин.

Во многих горьковских школах в войну располагались госпитали. Ребята читали больным книги, писали под диктовку письма их родным.

В начале войны были серьёзные проблемы с перевязочными материалами, и школьники стирали уже использованные бинты. А ещё в ближайшие леса ребята отрядами ходили на сбор подорожника – медики использовали его в работе. Школьники собирали в лесу и лечебные травы, разные ягоды.

Тогда фашисты бомбили Горький, осколки авиационных бомб валялись прямо на улицах… Война была рядом. Школьники Ждановского, а сейчас Советского района города выступили с предложением собрать металлолом и на вырученные деньги построить танк для фронта. Танк «Горьковский пионер» построили. Машина прошла славный боевой путь: участвовала в Курской битве, в освобождении Европы от фашистских захватчиков. И, кстати, никто из экипажа танка не погиб и не получил серьёзных ранений!

После войны в школы страны приходило много людей, которые прошли войну и решили связать дальнейшую жизнь с педагогикой. Познав ужасы войны, они хотели созидательной деятельности, стремились донести до детей, что такое никогда больше не должно повториться. А одна из учительниц школы №25, Нина Львовна Соколова, до того, как стать педагогом, дошла до Берлина и оставила автограф на здании поверженного рейхстага.

Даже в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны учительство не только выстояло, стойко перенесло все испытания, но и смогло выполнить свое предназначение – учить детей, давать им хорошие и прочные знания, воспитывать в них патриотизм и любовь к Отчизне и своему народу.

Приложение 2

Николай Александрович Розанов – художник и педагог (1868-1940).

Родился 155 лет назад, 12 января 1868 года, в городе Балахне в семье священника. Карьера священника не привлекала Розанова, и он с 1886 года продолжает свое образование в Оренбургском учительском институте. Систематические занятия рисованием под руководством опытных педагогов окончательно определили его судьбу.

В 1889 году Н. А. Розанов поступает в Петербургскую Академию художеств. Окончив академию, он получает звание классного художника. Свидетельство о присвоении звания было подписано в 1895 года членами наблюдательного комитета В. Е. Маковским и И. Е. Репиным.

Н.А. Розанов жил в Балахне у Покровского монастыря в двухэтажном доме. После революции активно занимался педагогической деятельностью, работал школьным учителем.

В 1918 году выполнял обязанности инспектора по внешкольному образованию Балахнинского уездного отдела народного образования, в то же время Николай Александрович принимал активное участие в работе по учреждению в Балахне студии изящных искусств, а затем избирается в состав президиума студии.

Лобачевский  Николай Иванович   (1792—1856)

Математик, создатель неевклидовой геометрии.

Родился в Нижнем Новгороде в семье регистратора наместнического правления.

Окончил Казанскую гимназию, а затем Казанский университет, в 1811 году получил степень магистра математико-физических наук.

Был оставлен в университете, где в 1822 году стал ординарным профессором, а в 1827 году — ректором. Студенты высоко ценили лекции Лобачевского.

Круг его обязанностей был обширен — чтение лекций по математике, астрономии и физике, комплектация и приведение в порядок библиотеки и музея и т. д.

Усиленно занимался неевклидовой геометрией, опубликовав в 1829-30 годах в "Казанском вестнике" первую в мире работу об этом, назвав ее "О началах геометрии", деятель университетского образования и народного просвещения. Известный английский математик Уильям Клиффорд назвал Лобачевского «Коперником геометрии».

Сеченов  Иван Михайлович   (1829 — 1905)

Ученый физиолог, создатель русской физиологической школы.

Родился в селе Теплый Стан (ныне Сеченове Нижегородской области).

Учился в Петербурге, в Главном инженерном училище. Два года служил в саперном батальоне.

Вышел в отставку и поступил на медицинский факультет Московского университета.

Совершенствовался в Германии и Франции.

Ива́н Миха́йлович Се́ченов — выдающийся русский физиолог и мыслитель-материалист, создатель физиологической школы, член-корреспондент (1869 г.), почётный член (1904 г.) Петербургской Академии Наук.

В 1860 году возглавил кафедру физиологии этой академии, где вскоре организовал физиологическую лабораторию — одну из первых в России. За курс лекций «О животном электричестве» в Медико-хирургической академии удостоен Демидовской премии Петербургской АН.

Покинув в 1870 г. академию, в 1871—1876 гг. заведовал кафедрой физиологии в Новороссийском университете в Одессе); в 1876—1888 гг. был профессором физиологии Петербургского университета, где также организовал физиологическую лабораторию. Одновременно читал лекции на Бестужевских высших женских курсах, одним из основателей которых он был.

С 1889 г. приват-доцент, с 1891 г. профессор физиологии Московского университета.

С именем Сеченова связано создание первой в России физиологической научной школы, которая формировалась и развивалась в Медико-хирургической академии, Новороссийском, Петербургском и Московском университетах. В Медико-хирургической Академии Иван Михайлович ввёл в лекционную практику метод демонстрации эксперимента. Это способствовало возникновению тесной связи педагогического процесса с исследовательской работой и в значительной степени предопределило успех Сеченов на пути создания научной школы.

Ульянов  Илья Николаевич   (1831—1886)

Педагог, подвижник народного образования.

Сын выходца из села Андросова Нижегородской губернии, бывшего крепостного крестьянина.

Молодой учитель в 1863 году был переведен из Пензы в Нижний Новгород, куда приехал с женой Марией Александровной.

Работал воспитателем в Дворянском институте, старшим учителем физики и математики в женском училище, в мужской гимназии и в землемеро-таксаторских классах. Ульяновы прожили в Нижнем шесть лет. Здесь, в квартире при гимназии, родились Анна и Александр, казненный в 1887 году за участие в подготовке покушения на царя Александра III. В Нижнем Новгороде несколько раз бывал младший брат Александра Владимир Ульянов (Ленин), встречаясь с соратниками-подпольщиками. На здании бывшей гимназии (ныне Педагогический университет) установлена мемориальная доска, посвященная семье Ульяновых. Дома, где бывал В. И. Ульянов (Ленин), также отмечены мемориальными досками.

Илья Николаевич своим примером показал, как целеустремленные, способные и талантливые люди могут пробиться к вершинам образования и общественного положения.

Получив университетское образование, защитив степень кандидата физико-математических наук, после работы в Пензенском дворянском институте и Нижегородской гимназии И. Н. Ульянов принял в сентябре 1869 года назначение на должность инспектора народных училищ Симбирской губернии.

Благодаря неустанной работе инспектора, затем директора народных училищ И.Н. Ульянова, в Симбирской губернии за 16 лет его работы открылось более 250 школ, из них 89 национальных. Наряду с методической помощью учителям, его стараниями заплата учителей возросла в 2-3 раза.

Кроме этого, Илья Николаевич состоял членом губернского статистического комитета и комитета Карамзинской общественной библиотеки, вел активную работу в обществе попечения о раненых и больных воинах.

Его заслуги в области просвещения были отмечены присвоением в 1877 чина действительного статского советника, а в 1882 году он был награжден орденом Св. Владимира III степени. (Уже орден четвертой степени, впрочем, как и чин действительного статского советника, давали право на получение потомственного дворянства. Потомственное дворянство было оформлено по ордену 6 ноября 1886 г. Марией Александровной на себя и детей (кроме совершеннолетней Анны) уже после смерти Ильи Николаевича).

Используемые ресурсы:

  1. https://razgovor.edsoo.ru/
  2. https://postupi.info/colleges/region/3/type/ped
  3. https://www.archive-nnov.ru/?id=3885
  4. #живёмвБалахне #Год_Педагога
  5. https://zemljaki.mybb.ru/viewtopic.php?id=490
  6. https://nn.aif.ru/society/persona/s_vypusknogo_na_front_kak_gorkovchane_uchilis_rabotali_i_verili_v_pobedu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для классов специальной (коррекционной) школы (VIII вида) «Этикет телефонного разговора. ( Части телефонного разговора. Этикетные фразы. )»

В рамках предмета "культура общения" во всех классах педагогам предлагается обратиться к теме телефонного этикета. В своей разработке я попыталась объединить различные виды работы, использование ТСО и...

Выступление на тему: "Роль учителя биологии в реализации воспитательного потенциала проекта внеурочных занятий "Разговоры о важном"

С 1 сентября 2022 года российские школы ждет много нововведений. Это не только еженедельная церемония исполнения гимна и поднятия флага, но и новый дополнительный предмет. Во всех школах страны в ново...

Занятие для учителей №1 "Разговор об общении"

Эффективная коммуникация способствует минимизации недопонимания, проблем в отношениях, снижает уровень стресса и беспокойства, а также дарит поддержку. Общение помогает принимать решения, делать вывод...

Занятие для учителей №2 "Разговор об общении"

Эффективная коммуникация способствует минимизации недопонимания, проблем в отношениях, снижает уровень стресса и беспокойства, а также дарит  поддержку. Общение помогает принимать решения, делать...

"Разговор с учителем истории", интервью с обучающимися, участниками РДШ

Интервью с обучающимися- участниками РДШ об особенностях преподавания в школе истории....

Методическая разработка "Разговоры о важном". День Учителя 2023

Данная методическая разработка отмечена Дипломом 2 степени регионального этапа конкурся на лучшую методическую разработку "Разговоры о важном"  Министерство образования Магаданской обла...