Классный час на тему «Семья и семейные ценности»
классный час (9 класс)

«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» В.А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Класс _9_ Дата проведения _11.12.2023 г._

Классный час на тему

«Семья и семейные ценности»

Цели:

- раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;

- обратить внимание учащихся на значение слова «семья» в их жизни;

- способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи;

- развивать мышление, речь, воображение.

Задачи:

- привитие навыков осмысления семейных ценностей, традиций, особенностей каждой ячейки общества;

- развить интерес к родословной своей семьи, понимания родных и близких людей и уважительного отношения к ним.

Оборудование: книги о семье, семейные фотографии, альбомы.

Ход классного часа

Эпиграф к занятию: 

«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»

В.А. Сухомлинский

1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята! Сегодня мы встретились с вами, чтобы поговорить о самом важном в жизни каждого человека – семье, семейных ценностях и традициях.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слёзы, и смех,

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нём!

2. Вводная беседа «Что такое семья»?

- Что вы понимаете под словом «Семья»?

- Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

- А что же такое семейные традиции? (ответы детей: это обычные принятые в семье нормы, манеры, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение)

- Какие традиции существуют в вашей семье?

- А сейчас я хочу вам прочитать одну легенду «Как появилась дружная семья». Вы сейчас внимательно послушайте, а потом ответьте на мой вопрос.

«Давным - давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он их научил жить дружно. Мудрец внимательно выслушал посетителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств.

- Как вы думаете, о каких качествах идет речь? (ответы детей: понимание, Любовь, Уважение, Доброта, Помощь, Забота, Дружба)

- Так вот, ребята, если каждый член семьи будет жить согласно этим правилам, то в семье будут царить мир и согласие. А значит, все будут счастливы. 

- Ребята, у меня на доске нарисован дом, но нет у него фундамента. Пусть эти качества будут кирпичиками фундамента нашего дома. Какие кирпичики мы положим в основание дома? (Понимание, любовь, уважение, забота, дружба, помощь, доброта).

- Теперь я хочу услышать ваше мнение, «Что же такое семья», ведь через небольшой промежуток времени вы тоже станете папами и мамами, и будете зажигать свет в своих окнах.

3. Прием «Незаконченное предложение»

1.   Семья — это...

2.   Мои родители — это...

3.   Свет в окнах моего дома — это...

4.   Радость в моей семье — это...

5.   Горе моей семьи — это...

6.   Вдали от родного дома я буду вспоминать...

7.   Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в будущую семью...

8.   Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье...

9.   Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей — это...

4. Семейные ценности

- Ребята, а как вы понимаете, что такое семейные ценности? (ответы детей: это что-то важное, дорогое, что объединяет семью)

- А какие бывают семейные ценности? (ответы детей: это дети, доброе отношение к людям, чувство долга, семейные фотографии, ордена, медали предков и т.д.)

- Ребята, когда вы называли семейные ценности, вы назвали и семейные фотографии. Давайте поговорим об этом. Я неслучайно попросила вас принести сегодня семейные фотографии. Расскажите нам о них.

- Нет ни одной семьи, в которой не хранили бы снимки, ставшие семейными реликвиями. Пока есть это все в вашем доме, люди связаны с ними, они живут вместе с нами, в наших воспоминаниях. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или других трудных жизненных ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи, среди которых фотографии и письма дорогих людей.

- Ребята, есть еще одна хорошая традиция – заботиться о престарелых родителях. Вы повзрослеете и обязательно вспомните историю, о которой я вам сейчас расскажу.

«Когда-то жил старик. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал, ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был, есть из нее.

Как- то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошел их четырехлетний сын с куском дерева в руках.

- Что ты хочешь сделать? спросил отец.

- Деревянную кормушку, - ответил малыш - Из нее папа с мамой будут кушать, когда я вырасту»

- О чем поведала вам эта история? Какой вывод вы сделали? (Ответ: главная семейная ценность – это наши родители, которые дали нам жизнь, вырастили и воспитали нас. Родителей надо уважать и оберегать их старость).

- Счастливая старость наших родителей – это залог и нашей счастливой старости, потому что дети учатся у своих родителей отношению к старшим.

5. Семейные традиции

«Мой дом — моя крепость», — гласит английская пословица.

Оказывается, это мудрое изречение имеет и более глубокое, чем нам ранее, казалось, значение. Сложно и неуютно в сегодняшнем мире. Рушатся идеалы, распадаются державы, летят с пьедесталов памятники... Но есть ценности и традиции, которые остаются вечными и незыблемыми, и к ним принадлежит семья.

- А какие бывают традиции? (Ответы учащихся)

 Традиции:

1. Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

2. Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

3. Приглашать гостей и собирать застолье;

4. Собирать и хранить семейные фотографии;

5. Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

- А знаете ли вы, что издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

- А сейчас предлагаю вам закончить пословицы о семье:

Где любовь да совет, там и горя … (нет)

Где мир и лад, не нужен и … (клад)

Лучший клад, когда в семье … (лад)

В гостях хорошо, а дома … (лучше)

В своём доме и стены … (помогают)

В семье разлад, так и дому … (не рад)

Доброе братство лучше … (богатства)

Вся семья вместе, … (так и душа на месте)

6. Заключение

- Ребята, как вы думаете, можно наш класс назвать семьёй?  (ученики: высказывают свои мнения).

- Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам и огорчаемся из-за неудач. И мне бы хотелось, чтобы наш класс стал ещё дружнее и остался такой дружной семьёй до окончания школы.

- В современной песне поётся:

Родительский дом – начало начал,

Ты в жизни моей, надёжный причал.

Родительский дом! Пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.

- Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют.

- В заключении мне хочется сказать, что самое дорогое в жизни человека – семья. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

Помните, ребята, какой бы век ни стоял на Земле, есть нерушимые ценности, которые мы должны беречь. Первое – это наша семья. Берегите своих родных, будьте внимательны, заботливы. Весь наш мир проходит в семье, пусть он будет красочным, интересным и светлым.

- Я заканчиваю сегодня классный час с уверенностью в том, что каждый из вас представляет семью как очаг, где царят Любовь, Верность, Память, Забота.

- Любите близких людей и цените свои семьи, продолжайте семейные традиции, чтобы не растерять семейных ценностей!

Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Семья и семейные ценности"

Классный час проводился 1 сентября в 1 классе. Прилагается презентация....

Классный час на тему "Семья и семейные ценности"

Цель: 1. Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;2. Определить понятие «семья»;3. Формировать понятие «счастливая семья»;4. Осознание ценности семейных отношений.Задачи:1. Раскрыть значение понят...

Классный час на тему: "Семья и семейные ценности"

Подготовила Рябова Татьяна НиколаевнаКлассный руководитель 6 класса«Семья и семейные ценности».Цель:  Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; Определить понятие «семья»;Формировать пон...

Классный час на тему "Семья и семейные ценности"

Разработка классного часа, где участвуют и родители, и дети. Используются пословицы о семье. Каждая семья создаёт свою эмблему.Вместе делают вывод о правилах поведения в семье.Дети имеют возможность п...

Классный час по теме "Семья и семейные ценности"

Тема классного часа интересна и актуальна для учащихся 5-7 классов С(К)ОУ. В разработке представлены практические упражнения, в результате которых дети учатся строить межличностные отношения на взаимн...

Классный час на тему "Семья и семейные ценности"

Классный час можно приурочить ко дню семьи, котрый отмечается в России 15 мая....

Классный час по теме "Семья и семейные ценности"

Сценарий классного часа «Семья и семейные ценности»Цель: воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.Задачи:1) укреплять авторитет семьи, базовые семейные ценности.2) формирование...