Подходы к воспитанию, стратегические ориентиры и способы их достижения.
статья

Статья предназначена для классных руководителей 8-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedchteniya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подходы к воспитанию, стратегические ориентиры и способы их достижения.

Традиционно под воспитанием принято понимать: процесс передачи жизненного опыт старших поколений - младшим. Стремление поставить воспитание на службу государству и определенной идеологии. Воспитание трактуют как целенаправленное формирование личности с заданными свойствами нужной и полезной обществу. В жизни детей нет ни одного слова, ни одного факта, ни одного явления или отношения, которые, помимо своего непосредственного жизненного значения, не имели бы значения воспитательного. Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вносило в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающий степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ученик. В человеке, которого мы воспитываем, должны сочетаться нравственная чистота, духовное богатство, физическое совершенство.

Ребенок – пленник своих актуальных потребностей. Забота взрослого заключается в том, чтобы безболезненно погасить всплеск этих потребностей. Трагедия воспитания в том, что ребенок воспринимает воспитание как посягательство на свою свободу, на свои сегодняшние удовольствия и радости. Педагог должен быть способен совершить тонкий акт перепрограммирования и добиться восприятия ребенком цели педагога как своей. При этом учитываются особенности воспитуемого как субъекта взаимодействия и повышается эффективность его воспитания.

Мастерство и искусство воспитания заключается в том, чтобы перед глазами учителя всегда было яркое представление о сущности этой гармонии.

Воспитание может быть рассмотрено и как процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов, требующих определенной внешней инициативы. Сегодня педагог должен осознавать, что его профессиональная деятельность может быть успешной только через личностные контакты с воспитанниками. Свою миссию воспитателя я вижу в том, чтобы формировать настоящего человека. Изучение ребенка предполагает установление с ним контакта, наблюдение физического и духовного состояния. Педагог должен стремиться изучать ребенка в его внутренней целостности: его возрастные особенности, его окружающую социальную среду, деликатное ненавязчивое проникновение в его внутренний мир. Помощь педагога ребенку направлено на определен е целей его развития, оказание содействия в достижении этих целей.

Жизненный путь от детства к отрочеству должен быть путем радости, бодрости – это одно из самых важных правил всей системы нашей воспитательной работы. Школа- в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирование новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом.

«Человек не может жить на свете – говорит Макаренко, - если у него нет впереди ничего радостного». В полной мере это относится и к детской жизни.

Любая жизненная ситуация, в которую попадает каждый живущий в обществе, предполагает не просто некие условия и обстоятельства, а обстоятельно конкретное взаимодействие с предметами, информацией, людьми. Образовательное пространство посредством технологий взаимодействия с детьми упорядочивает, организует, гармонизирует социальную среду, подчиняя ее задачам развитие, воспитание и образование.

Воспитание чуткости, отзывчивости к горю и страданиям других людей – важная задача школы, это позволяет раскрыть индивидуальные особенности и способности в воспитании детей и играет важную роль для полноценного развития основных жизненных навыков. Мы учителя, являемся – по крайней мере должны быть наставниками, вдохновителями, хранителями, созидателями духовной жизни человека в годы его детства, отрочества и ранней юности. В том сложном процессе становления и развития личности, который происходит в школьные годы, первостепенное и решающее значение имеет жизнь духа. Воспитание духа заключается прежде всего в умении властвовать собой. Во всяком детском коллективе, пусть даже самом неорганизованном, дети живут не только сегодняшним днём, но всегда стремятся к чему-то новому, интересному, привлекательному, и каждый ребёнок в той или иной мере думает о будущем. Определить, организовать стремления и интересы детей – цель воспитания. Каждый из нас должен быть не абстрактным воплощением педагогической мудрости, а живой личностью, которая помогает подростку познать не только мир, но и самого себя.

Современная социокультурная ситуация, сложившаяся в обществе, породила множество проблем в области воспитания. Нравственные ценности, которые декларировали образовательные институты, были не подкреплены образцами реальных жизненных ситуаций и поэтому оказались невостребованными подрастающим поколением. Более того, в социальном мире произошла жесткая стратификация между людьми честными, порядочными, высоко нравственными людьми с планово-социальными потребностями, диктующими массам стратегию либо агрессивного, либо подчиненного поведения через внедрение соответствующих стереотипов поведения СМИ. В школьном воспитании это привело к подмене это привело к подмене воспитания. Мы, учителя, должны развивать, углублять в своих коллективах педагогическую этику, утверждать гуманное начало в воспитании как важную черту педагогической культуры каждого учителя.

Все больше обнаруживается внутренняя сущность человека, его естественные потребности, право быть самим собой, - то, что раньше не входило в круг педагогических целей и ценностей, а развивалось стихийно. В этом контексте возникла потребность вести речь не о формировании набора характеристик должного набора качеств, а возможности с помощью педагогического влияния обеспечить ребенку человеческий выбор в проблемных ситуациях. Педагог должен создавать вектор внутреннего развития ребенка В идеале- это духовность, которая проявляет себя в разных жизненных ролях- семьянина, труженика и гражданина. Сегодня воспитание- это прежде всего работа со смыслами, ценностями, эмоционально-волевой и рефлексивной сферами. Необходимо опираться на новые продуктивные идеи, которые можно положить в основание системы воспитания. Воспитательная работа не может рассматриваться как набор воспитательных мероприятий. Воспитательная работа-это способ реализации субъектом своей профессиональной концепции в пространстве воспитания.

Система перспективных линий должна несколько опережать его сегодняшний уровень, поднимать ученика на новую ступень! Именно в этом заключается организующая и направляющая роль.

Вопрос воспитания остается актуальным на протяжении многих десятилетий. Целое поколение родителей, воспитателей и педагогов стараются подобрать идеальную модель для развития умений и навыков у детей. Однако, как говорится, сколько людей, столько и мнений. Поиски лучшей модели воспитания привели к появлению нескольких направлений в области педагогики. Методика этой работы заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющих, в постоянной подстановке более ценных. В начальный период значение имеют ближайшие перспективы детской жизни – непосредственная радость завтрашнего дня. У нас много педагогов, которые, ставят перед детьми близкую и сравнительно легко достижимую цель, отвечающую их интересам, используют стремление детей к этой завтрашней радости, стимулируют, таким образом, их ту или иную деятельность, добиваются активности в выполнении ими своих обязанностей. По мере того как расширяется поле деятельности и крепнет мнение, наибольшее значение приобретают перспективы более отдаленные. В соответствии с этим А.С. Макаренко в системе перспективных линий устанавливает «близкую», «среднюю» и «дальнюю» перспективы. Поэтому переосмысление самой сущности процесса воспитания, образование и развитие детей –процесс длительный и сложный. В единстве и противоречии повседневной педагогической деятельности и «высокой теории» постепенно рождаются новые технологии взаимодействия с детьми. Ведь любить детей, понимать их, иметь с ними глубокую духовную связь, доверительные отношения и общие интересы – чрезвычайно сложная задача, требующая от педагога определенного культурного уровня, интеллектуального и личностного потенциала, напряжение всех творческих сил. Но главное в системе перспективных линий – это непрерывная смена перспектив новыми и непрерывное расширение перспектив детской жизни. Включая ребенка в социально-ценную деятельность, в процессе которой ему передается опыт отношений к труду, родине, природе. Следовательно, главные приоритетные направления здесь – гражданско-патриотическое и трудовое. Воспитание как духовно-нравственный процесс восхождения к культуре, в результате которого ребенок становится саморазвивающейся культурной личностью. Именно в этом смысле воспитание понимается как образование. Новые направления воспитательной работы требуют пересмотра важного компонента воспитательной системы как технологии воспитания. Данная технология воспитания не воспроизводит какую-либо конкретную идеологию, не ставит задача социализации, а ставит задачу позиционного самоопределения детей и подростков посредством создания «культурно-образовательных сред взаимодействия». Объединяет детей на основе познания художественного и технического творчества, изучения языков, социальной работы, спортивной и духовно-нравственной деятельности. Молодые люди осуществляют пробы до тех пор, пока «не найдут себя, пока не найдут свое». Макаренко настаивает на том, что педагог должен уметь быстро и безошибочно читать человеческие чувства и настроения. Индивидуальный подход воспитания представляет собой педагогический процесс, который учитывает индивидуальные особенности, влияющие на поведение и развитие. В этом подходе используют различные методы воспитания, направленные на достижение положительных результатов. Ребенок рассматривается как самостоятельная, уникальная и ответственная личность. При использовании индивидуального подхода в воспитании ребенка открываются скрытые способности и возможности, происходит становление самосознания и самоопределения. Ребёнок – это человек возможности.

Таким образом, ребёнок, живя, а, следовательно, действуя, не может не воспитываться. Воспитание происходит постепенно в каждый момент, поскольку он в каждый данный момент живёт и действует. И в зависимости от того как живёт как действует ребёнок, в зависимости от этого он упражняет, а следовательно развивает свои естественные силы и формирует определённые навыки, умения и знания и все другие человеческие качества, то есть определённым образом воспитывается.

Совместный труд делает учителя и ученика равными, равенство воспитывает, потому что в основе воспитания -не управление, а общение. Всегда надо помнить, что любое эффективное воспитание всегда предполагает «запуск» процессов активного саморазвития и самокоррекции личности. Современному педагогу, в каких-либо сложных условиях он не находился, нужно стремиться применять в своей повседневной практике новые подходы в воспитании учащихся. Человек не может быть воспитан непосредственно влиянием одной личности, какими бы качествами эта личность не обладала. В своей работе я сама стараюсь быть примером во всём, имею тесный контакт с родителями (иногда вместе разрабатываем единый план, который создаёт в каждый данный момент определённые изменения в личности ребёнка). Последние семь лет я являюсь классным руководителем. Вместе со старшеклассниками целенаправленно работаем на достижение цели: беседуем с младшими классами, проводим совместные классные часы, где старшеклассники делятся своими мыслями, опытом общения в классе и в школе, помогают в проведении праздников у младших.

Мы должны руководить процессом воспитания детей, управлять им, чтобы изменения в личности ребёнка, которые происходят в «каждый данный момент» были бы не случайными, не стихийно складывающимися, а соответствовали тем целям, к достижению которых мы стремимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегические ориентиры развития образования ХМАО-Югры

В данном разделе представлены нормативные документы, определяющие направления стратегического развития образования в ХМАО-Югре, являющиеся ориентирами профессиональной деятельности педагога...

Стратегические ориентиры развития образования ХМАО-Югры

В разделе расположены основные задачи и направления  стратегии развития образования в ХМАО-Югре....

«Воспитание – стратегический ориентир качественного образования»

Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка....

«Воспитание – стратегический ориентир качественного образования»

Доклад на тему:  "Воспитание -стратегический оринтир качественного образования"...

Стратегические ориентиры развития образования ХМАО-Югры

В данном разделе приводятся нормативные документы, задающие векторы стратегического развития образования в ХМА-Югре, являющиеся ориентирами профессиональной деятельности педагога....

Всероссийская научно-практическая конференция «Поликультурное и этнокультурное образование: достижение стратегических ориентиров» (секция «Включение этнокультурного компонента в основную образовательную программу образовательной организации»)

Мы, группа учителей английского и бурятского языков, в феврале 2021 года приняли участие в работе секции «Включение этнокультурного компонента в основную образовательную программу образовательно...