Школьное образовательное пространство – средство достижения стратегических ориентиров национальной образовательной политики «Наша новая школа».
статья на тему

выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx39.32 КБ

Предварительный просмотр:

 Школьное образовательное пространство – средство достижения стратегических ориентиров национальной образовательной политики

«Наша новая школа».

(Выступление на педагогическом совете 30.08.2013 г.)

Гришанова О.В.,

директор МБОУ СОШ № 1 им.М.М. Пришвина

Добрый день, уважаемые участники  педсовета!

        Скоро осень…, за окнами август…..

Эта поэтическая строка для работников образования имеет особое звучание и значение: по традиции, которая насчитывает несколько десятков лет, мы ежегодно собираемся на итоговый педсовет – на свой большой августовский педсовет. Он всегда воспринимается как старт нового учебного года. Образование – настолько специфический вид человеческой деятельности, что даже временной отсчет у нас ведется по – особому: с года учебного, а не календарного.

Эпиграфом к сегодняшней встрече я решила взять слова Р. Киплинга: «Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно». Я думаю, что это высказывание в полной мере раскрывает тему нашей сегодняшней встречи.

Напоминаю, что в прошлом и позапрошлом годах мы обсуждали первые шаги реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в которой определены современные ориентиры качественного образования. А тема сегодняшнего педсовета «Школьное образовательное пространство – средство достижения стратегических ориентиров национальной образовательной политики  «Наша новая школа» и по существу является продолжением разговора, начатого на городской конференции педработников. И мне хотелось бы, уважаемые коллеги, построить нашу совместную работу на конструктивном диалоге.

Все, что происходит сегодня в сфере образования, направленно на выполнение одной из главных задач – повышение качества образования.

Главная задача современной школы – создание условий для получения качественного образования, раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе должны изучаться не только достижения прошлого, но и технологии, которые пригодятся в будущем.

Новая школа – это, во – первых, новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Новая школа – это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.

Новая школа – это современная инфраструктура, здания с высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, интересными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.

Новая школа – это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать общество достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.

Важнейшим условием  реализации любых задач, планов, инициатив являются кадры, способные творчески мыслить, находить нестандартные решения.

Человеческий потенциал, человеческий фактор – во всех областях деятельности является важной составляющей успеха, но в образовании  - это основа основ, первое и главное условие эффективной образовательной деятельности,  а значит и определяющий фактор развития общества  и неслучайно среди пяти основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», особо заявлено - совершенствование учительского корпуса  и развитие учительского потенциала.   Это не только одно из направлений инициативы,  но и необходимое, с нашей точки зрения, условие для развития всех остальных направлений инициативы «Наша новая школа».

Педагог должен постоянно идти в ногу со временем, быть мобильным, а в концептуальном плане и опережать его. Качество образовательных услуг напрямую зависит от качественных характеристик педагогических кадров.

В  2012-2013 учебном году в школе трудились 64 педагога.  Каждый шестой учитель перешагнул пенсионный рубеж, причем большая часть учителей (55 %) работает в школе более 20 лет, а значит, имеет определенную профессиональную «усталость». Трудно предположить, что каждый из 35 таких учителей готов к динамичным изменениям содержания образования. В то же время радует, что то незначительное число молодых учителей, пришедших  за последние 5 лет продолжают работать в школе: Дюкарева А.Ю., Титова Н.А., Прокофьева Н.Ю., Позднякова М.Н, Карантаева С.В., Камынина Т.М., Новикова И.В. Этих педагогов отличает особый стиль общения с учениками и воспитанниками, умение внедрить современные методы обучения, свободное использование информационных технологий в работе.

Каждый седьмой в школе имеет внутреннее совместительство, и это на деле означает, что ведет не только свой , но и другой предмет, либо имеет нагрузку в ГПД, кружке. И здесь эффективно обратить внимание на такой эффективный инструмент влияния на качество образования, как аттестация педагогических кадров.

С 2011 года в РФ, как и в Липецкой области, аттестация проходит по новому Порядку, согласно которому аттестация – это не только экономический инструмент, влияющий на зарплату педагогов и их профессиональный престиж, не только управленческий рычаг, позволяющий выстроить кадровую политику, но и возможность влиять на качество взаимоотношений между педагогом и обучающимся. Думаю, что аттестация этого учебного года свидетельствует об отсутствии профессиональных трудностей у педагогов. 28 % педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 58 % - имеют первую квалификационную категорию; 5 % - имеют вторую квалификационную категорию; 2 % подтвердили соответствие занимаемой должности. Присутствовавший элемент независимой оценки ещё более стимулировал профессиональный рост наших учителей. В квалификационных испытаниях в 2012 – 2013 учебном году приняли участие 14 педагогических работников. Высшую квалификационную категорию получили 5 человек, первую – 8 человек, прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности – 1 человек.

Особое значение в процессе развития педагогического потенциала приобретает многоуровневая система повышения квалификации, а также расширение границ образовательного ресурса для прохождения педагогами курсовой подготовки, направленной на повышение квалификации. За прошлый учебный год (считая с января 2013 г.) 16 работников  прошли через курсовую подготовку, что составляет 25 %, из них по программам, направленным на освоение новых методик обучения в условиях введения ФГОС 12 человек.   2012-2013 учебный год стал успешным для 3 членов администрации (Гришанова О.В., Лазарева Н.Н., Зайцева Л.А.), они получили дипломы о переподготовке по программе «Менеджмент организации предприятия образования» в объеме 510 часов, двое заместителей (Неклюдова М.В., Моргачева Л.М.) в настоящее время завершают обучение по программе «Современный образовательный менеджмент».  Эти данные свидетельствуют  о том, что количество педагогов, прошедших курсовую подготовку в 2012 -2013 учебном году по сравнению с 2011-2012 учебным годом значительно увеличилось. 

Известно, что обучение педагогов затратно, но вложение средств в обучение кадров – самый дальновидный и грамотный вариант использования денежных средств. В 2013 году на эти цели было выделено порядка … рублей из федерального бюджета. И отрадно, что это направление работы является приоритетным.

 Но при этом обязательно необходим мониторинг курсовой подготовки, чтобы отследить как используется получение знания в работе и каких результатов добивается педагог, а самое главное – как это отражается на качестве образования.

Вступивший в силу новый Федеральный закон «Об образовании в РФ» закрепляет периодичность про…

По-прежнему остается актуальной проблема повышения заработной платы в сфере образования: среднемесячная заработная плата учителей в январе составила …, за шесть месяцев текущего года её прирост позволил добиться показателя….При этом учителей ВКК получает в среднем .. руб, 1КК-.. руб., в возрасте до 30 лет …руб.

Обеспечивая достойный уровень оплаты труда учителя, общество вправе требовать более высокое качество работы педагогов, поэтому предлагаю посмотреть, как повышение заработной платы отразилось на таком показателе, как работа с одаренными детьми. Из .. участников муниципального этапа призерами стали только … (уровень успешности составляет ..%). Подготовили призеров учителя ВКК Чернышев В.В., Почашева И.М., Черных О.И…. Замечу, что в сравнении с прошлым годом мы увеличили количество призовых мест, однако не сохранили контингент прежних «звездочек».

Уважаемые коллеги!

Другой показатель качества предоставляемых услуг школой – это ЕГЭ.

В 2013 году успешность сдачи ЕГЭ выпускниками 11 классов по  математике ниже, чем экзамена по русскому языку, что соответствует динамике областной и городской. Образовательный стандарт по обязательным предметам успешно освоили 36 выпускников из 37. Не получила аттестат единственная выпускница по причине плохого знания математики. При этом результат на повторной аттестации оказался ниже первоначального на .. баллов. Общая картина ЕГЭ по обязательным предметам такова:

В первой волне участвовало по математике 37 учеников, набрали тестовый балл ниже минимального .., по русскому языку таковых оказалось … человек. То есть эта та  группа детей 17 лет, которая могла не получить аттестата, значит, не социализирована на путях получения профессионального образования.

Мы должны помнить, что открывая 10 класс, я, как руководитель, и вы, члены моей команды, берем на себя ответственность за успешные образовательные маршруты для всех и для каждого старшеклассника. Открывая 10 класс, мы не должны обманывать ожидания родителей и учащихся, вселяя ложную надежду на успех в окончании средней школы.

Таким образом, результаты ЕГЭ можно интерпретировать как повод для анализа состояния образования, поиска путей совершенствования образования, аргумент для принятия управленческих решений.

При подготовке к городскому родительскому собранию, посвященному предстоящему ЕГЭ, в школе проводился опрос, согласно которому 89 % одиннадцатиклассников заявили, что они пользуются услугами репетиторов, причем около 46 % занимаются ни по одному предмету.

Предлагаю вместе задуматься. Ежегодно на реализацию образовательных стандартов государство направляет большие деньги. К примеру, в 2012 году один ученикочас по нормативу финансирования в городской школе стоит 200 рублей. Таким образом складывается заработная плата, которая теперь сопоставила со средней по экономике в регионе.

Одновременно с этим сложился сектор репетиторских услуг, который  оценивается в год около 400 млн. рублей. И в этом секторе имеет  значение не место обучения ученика, а место работы и квалификация репетитора, а также платежеспособность и амбициозность родителей. Следует отметить, что доходы репетитора в месяц превышают уровень средней заработной платы по экономике более, чем в 2,5 раза.

Зададим себе вопрос: может ли школа работать без репетиторов? Какова же средняя заработная плата в образовании?

Уважаемые коллеги!

Модернизация и новое качество образования невозможно без развития и поддержки инновационных процессов.

Поэтому новый Закона об образовании закрепляет принципы организации условий и порядка ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

Школа определила для себя перспективное направление инновационной деятельности – формирование условий для профессионального самоопределения учащихся через специализацию в рамках предпрофильного обучения. Мы стали участниками региональной экспериментальной площадки «Формирование образовательного кластера «Школа-техникум-предприятие». В учебный план 9 классов включили предмет «Введение в специальность».

Использование кадрового и технологического (производственного) потенциала  ЕПЭТ, их материально-технической базы  позволит:

  • расширить возможности социализации учащихся,
  • обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием,  
  • подготовить выпускников школы к освоению программ среднего и высшего профессионального образования.

Сегодня я ставлю еще одну задачу в создании партнерства школа-техникум.                                                                                                                            

        В настоящее время у учащихся (особенно юношей) слабо развиты трудовые навыки, а в первую очередь, мало проявляется потребность к труду. Своей задачей, как руководитель, считаю возрождение престижа рабочей профессии. Поэтому в рамках образовательного кластера будут актуальны такие формы работы, как авторские мастер-классы преподавателей и рабочих предприятий города, участие школьников в Дне открытых дверей, прохождение летней производственной практики на предприятиях города по договору с ЦЗН, участие в предметных олимпиадах, проводимых на базе ЕПЭТ.

        Таким образом, изменяется миссия школы. Она теперь носит инновационный характер, а именно, координация образовательной траектории школьника с учетом изменяющихся социально-экономических условий современного общества.  

        Так, обогащение и обновление форм учебной деятельности школьников позволит организовать деятельность в научно-педагогическом сообществе нового типа «ученик – учитель – специалист». 

Уверена, что для самого образовательного учреждения работа в качестве участника экспериментальной площадки станет опытом взаимного обогащения, ценным  для дальнейшего движения вперед. Хочу поблагодарить всех за готовность и понимание государственной позиции и пожелать вам успеха!

Уважаемые коллеги!

Предъявляемые требования к качеству образования одновременно выдвигаются и к результатам обучения, и к условиям, в которых данные результаты достигаются.

В рамках двух масштабных проектов, как Приоритетный национальный проект «Образование» и Комплексный план модернизации общего образования, удалось значительно улучшить материальную базу школ. Финансовая поддержка на реализацию данных проектов составила в 2013 году более 1 млн. руб. из федерального и областного бюджетов.

Особое место в решении социальных проблем занимает Комплекс мер по модернизации образования. Средства этого проекта были направлены прежде всего на развитие материальной базы школы. Приобретено 4 интерактивных комплекса, установленных в начальных классах Черных Т.В., Камыниной Т.М., Карантаевой С.В., Родионовой М.И. Исходя из запросов школьной библиотеки приобретено … учебников на сумму 768 тысяч рублей, что позволило полностью удовлетворить потребность детей в учебниках. В среднем сумма израсходованных средств на 1 ученика составила около… руб., что на  … % больше показателя 2012 года.

Работа с библиотечным фондом сподвигла коллектив к совершенствованию услуг библиотечной сферы. В настоящее время завершаются работы по благоустройству и оснащению будущего информационно-библиотечного центра на базе УК № 3.

Первые шаги в городе делает дистанционное обучение. Для старшеклассников в 2012-2013 учебном году в дистанционном режиме на базе ЕГУ им. И.А. Бунина обучались на курсах довузовской подготовки Московского авиационного научно-исследовательского университета около 15 учеников по программам «Математика», «Информатика», «Физика». Сегодня  нам выделены средства для организации дистанционного образования одаренных детей на базе самой школы. Центром станет лицей          № 5, а СОШ № 8, СОШ № 23, ВСОШ № 1 и СОШ № 1 будут получать дополнительные образовательные услуги. Таким образом, школьники получат доступ к современным информационным технологиям, что позволит обеспечить доступ к получению качественного образования независимо от места проживания и учебы, с другой стороны, удовлетворить запросы школьников в профильном образовании по направлениям, не представленным в учебном плане СОШ № 1. Замечу, что монтаж необходимого оборудования завершится к концу 2013 года.

Таким образом государство ставит перед нами задачу не просто отчитаться об израсходовании средств субсидий и проведении запланированных мероприятий, а раскрыть эффекты от приобретения нового оборудования для успешной реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

 

Уважаемые коллеги!

Новым федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" закрепляется право получения общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в общеобразовательных школах. Опыт дистанционного образования таких детей отчасти решает эту проблему в нашем городе, но не в полной мере. Во всех развитых странах дети-инвалиды обучаются в обычных образовательных учреждениях со своими сверстниками, не ощущая себя изолированными и оторванными от общества.

Уже на протяжении двух лет образовательные учреждения города решают задачу инклюзивного образования и не только средствами дистанционных технологий, организуют работу с такими детьми в рамках внеурочной или социально-значимой деятельности. Что позволяет ребятам с ограниченными возможностями хоть ненадолго ощутить полноценное общение со своими сверстниками и получить социальный опыт, а у наших школьников будет формироваться толерантное и правильное отношение к данной категории детей, которое во взрослой жизни станет нормой.

В своем выступлении на Всероссийском педагогическом собрании Владимир Владимирович Путин отметил: "Наша приоритетная задача - сделать так, чтобы дети могли учиться в обычных образовательных учреждениях, не чувствуя себя с юных лет оторванными, изолированными от общества. В конечном счёте отношение к людям с ограниченными возможностями - это показатель цивилизованности любой страны".

Сегодня и мы работаем в этом направлении. Инклюзивная школа - не тип и вид учреждения, это условие организации учебного процесса. Ничто не мешает школе  открывать инклюзивные классы, наряду с общеобразовательными.

Понятно, что создание безбарьерной среды не ограничивается наличием пандусов в учреждении.

На реализацию данных мер из муниципального, регионального и федерального бюджетов будут направлены более 2 млн. рублей.                                  В настоящее время разрабатываются мероприятия по созданию безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в школе, а именно,………….

          С 1 сентября все первые вторые классы (… % численности начальной школы) продолжили работать по новому федеральному образовательному стандарту, что обеспечило переход от простой передачи знаний к раскрытию возможностей обучающихся, подготовке их к жизни в современных условиях и придания образовательному процессу воспитательной функции. Введение стандарта ориентирует учителей на инновационные подходы к организации образовательного процесса. Требования ФГОС предполагают новую роль учителя, новые требования  к технологиям, формам и методам обучения. В связи с данными требованиями строилась вся методическая работа с учителями начальных классов, руководителями ОУ через курсовую  подготовку, обучающие семинары,  проведение «мастер-классов» и «круглых столов».

        Согласно требованиям стандарта, работает программа внеурочной деятельности. Из предложенных направлений школа выбрала преимущественно научно - познавательное, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое.  

                      При этом …% занятий вели преподаватели школы. Считаю, что именно внеурочная деятельность должна стать основой для  интеграции общего и дополнительного образования, где большое внимание должно уделяться реализации дополнительных образовательных программ интелектиально – познавательной, социально – педагогической, естественно – научной других направленностей. Наша задача – максимально обеспечить удовлетворение интересов школьников. Наряду с тем, что основным институтом предоставления дополнительных образовательных услуг должна стать школа, необходимо максимально использовать ресурсы дома пионеров и школьников, детского парка им. Б.Г. Лесюка, учреждений культуры, спорта с целью привлечения специалистов данных ведомств.

                

Уважаемые коллеги!

        На образовательном форуме в своем докладе начальник управления образования и науки Липецкой области Ю.Н. Таран подчеркнул: «Сегодня большинство граждан негативно относятся к результатам нашей работы. Я не оговорился. Критикуют и учителя, и школу, и систему образования в целом.

        Я связываю это  процесс с тем, что в государстве и в обществе медленно, но верно приходит осознание того, что образование – это единственный универсальный ресурс успешности в современном мире. И в этом, на мой взгляд, заключается главный социальный эффект, который необходимо получить».

Мы прожили непростой год, но этот год стал действительно переломным на пути перехода системы образования в новое качество. И хотя со стороны общественности, в первую очередь – родителей, остались вопросы, в целом – приходит понимание необходимости перемен. Те изменения, которые произошли в школах, говорят сами за себя, а наша с вами задача – закрепить достигнутое и на основе накопленного потенциала строить нашу новую школу.

Уважаемые коллеги!

  1. Принятие нового закона об образовании нацеливает нас на приведение нормативно-правовой базы школы в соответствии с современными требованиями.
  2. Новый учебный год должен стать стартом для создания имиджа школьника в части введения единой школьной формы.
  3. Требование доступности и качества общего образования должно подкрепиться созданием школьной внутренней системы оценки качества образования.
  4. Требует особого контроля обеспечение здоровых и безопасных условий в образовательном процессе для школьников, в том числе соблюдение санитарных норм и правил, охват горячим питанием не менее 60 % в классе, расширение спектра направлений спортивных секций, взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.
  5. Усиление взаимодействия педагогической и родительской общественности влечет продолжения работы через проект «Сайт домашних заданий».
  6. Особое внимание следует в следующем году уделить мониторингу использования нового оборудования, поставленного в школу за последние годы.
  7. Повышение квалификации педработников требует выбора программ, которые бы позволили добиться нового качества работы, а администрации – эффективности управления.
  8. 2013-2014 учебный год должен стать стартом к созданию условий для организации безбарьерной среды детям –инвалидам и детям с ОВЗ.
  9. Установленный «Законом об образовании в РФ» уровень средней заработной платы педагога должен стать напрямую зависимым от качества его работы.

Уважаемые коллеги!

Я не случайно сегодня начала доклад с анализа кадрового потенциала. Ведь «Успешного ученика может воспитать только успешный учитель, талантливого ученика – талантливый учитель».

В этом зале, наверное, нет такого человека, который не  прошел бы через детский сад  и школу, не посещал секции и кружки и не сохранили бы об этом самые приятные воспоминания. А в этом  и состоит задача – школы и педагога – оказывать качественную муниципальную услугу, а значит делать так, чтобы были довольны и дети, и их родители. А учитель при этом получил удовлетворение.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской семинар "Организация и функционирование психолого-медико-педагогического консилиумами образовательной организации. Включение детей с ОВЗ в образовательное пространство"

30 сентября 2015 г. на базе МОУ "Изобильненская школа" прошел семинар для руководителей психолого-медико-педагогическими консилиумами и педагогов-психологов образовательных учреждений г. Алушты....

Особенности организации образовательного пространства для детей с ОВЗ в образовательной организации.

В статье рассматриваются как теоритические аспекты проблемы, так и практические аспекты деятельности школы....

«Духовно – нравственное воспитание школьников на уроках литературы в информационно – образовательном пространстве в рамках перехода на федеральные образовательные стандарты нового поколения».

Российское образование на современном этапе претерпевает  значительные перемены.  Процесс обучения повсеместно  сопровождается  внедрением новейших педагогических  технологий....

«Виртуальный музей «От малой истории – к истории страны» как средство патриотического воспитания в информационно-образовательном пространстве»

Проект рассматривает использование информационной среды как одно из средств патриотического воспитания, путем создания виртуального музея школы....

Комплексный анализ текста как средство достижения планируемых результатов освоения образовательных программ

В статье дается краткий анализ планируемых результатов освоения образовательной программы по русскому языку в части знаний, умений и навыков с учетом требований ФГОС, а также предлагается практический...

Всероссийская научно-практическая конференция «Поликультурное и этнокультурное образование: достижение стратегических ориентиров» (секция «Включение этнокультурного компонента в основную образовательную программу образовательной организации»)

Мы, группа учителей английского и бурятского языков, в феврале 2021 года приняли участие в работе секции «Включение этнокультурного компонента в основную образовательную программу образовательно...