Классный час - тренинг по профилактике конфликтов в классе
классный час (7 класс)

Екатерина Валерьевна Лейман

Цель: сплочение группы, осознание понятия "конфликт" и формирования умения выходить из конфликтных ситуаций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_-_trening.docx75.68 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час - тренинг по профилактике конфликтов

Цели: дать рабочее определение конфликта; способствовать пониманию собственных эмоциональных проблем в конфликтах; познакомить с особенностями компетентного общения.

Ход занятия.

Приветствие.

Начало работы.

Принятие правил, обмен чувствами, «Имена-качества», заполнение листа «Как я сегодня себя чувствую».

Задача: вхождение в атмосферу группы.

Материалы: листочки, ручки.

Время: 5-10 мин

Принятие правил:

  • Проявлять активность.
  • Слушать друг друга, не перебивая.
  • Говорить только от своего лица.
  • Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице
  • Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях
  • Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать — дождаться обсуждения
  • В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.

Разминка.

Задачи: расслабление, разрядка, позитивные эмоции; развитие внимания.

Время: 5-10 мин.

Игра «Светофор».

Участники делятся на две равные команды. Участники одной из команд садятся на стулья в круг, остальные встают сзади стульев.Ведущий тоже берет стул, ставит его в круг, но у него нет «пассажи-ра». Задача того, у кого нет «пассажира», с помощью мимики перема-нить его к себе с любого другого стула. Задача того, кто стоит сзади — удержать «пассажира». После 5 минут игры участники меняются ролями.

Примечание: Если команды разделились не поровну (есть нечет-ное число), то ведущий в игре не участвует.

Основная деятельность.

Время: 30 мин

Ведущий записывает посередине доски слово «конфликт». Затем, обращаясь к группе, предлагает описать «это» другими словами. Например: «Что такое, по-вашему, конфликт?» Варианты ответов записываются на доске.

После коллективного описания «портрета» конфликта проводится анализ данного материала. В ходе анализа необходимо обратить внимание на бытовое определение конфликта: «Конфликт — это ссора…», разделив при этом поведенческие, содержательные и эмоциональные компоненты конфликта.

Пример: «Вы идете по коридору школы, видите двух ваших знакомых, которые разговаривают между собой. При вашем приближении они замолкают, обмениваются многозначительными взглядами и понимающе улыбаются друг другу. Пройдя мимо, вы невольно оборачиваетесь и видите, они быстро отводят глаза и начинают что-то говорить друг другу. Между вами не произнесено ни единого слова, но вы уверены, что это — «конфликт».

Вопрос: «Есть ли в этой ситуации то, что характеризует ссору: громкие крики, взаимные оскорбления?»

Вывод, который делает группа, резюмируется ведущим: «Да, конфликт — это не всегда ссора. Ссора может сопутствовать конфликту,но это всего лишь неконструктивный способ выражения накопившихся эмоций. Так что же такое конфликт?»

Упражнение «Театр конфликта»

Участники делятся на группы (от 3 до 5 человек). Каждая группа получает задание подготовить небольшую сценку на 3—5 минут, которая дополнит коллективный «портрет» конфликта. Тема может быть любой, главное, чтобы было видно, что это — конфликт.

После показа сценок проводится анализ увиденного и рефлексия.

Вопросы:

  • Что общего было во всех сценках?
  • Какие чувства вы отметили у себя во время выполнения этого упражнения?
  • Какими могут быть последствия этих конфликтов?
  • Каким может быть положительное воздействие конфликта на его участников?
  • Можно ли постоянно контролировать свое состояние?
  • Как вы думаете, сможете ли вы достойно выходить из конфликтных ситуаций?
  • Что для вас было самым трудным на занятии?

Работа с таблицей.

Участникам предлагается заполнить таблицу «Как я обычно реагирую на конфликтную ситуацию».

«Я — высказывание» как один из способов общения в конфликтной ситуации.

Признаки «Я — высказывания».

  1. Это способ вербального выражения чувств, возникающих внапряженной ситуации.
  2. Это конструктивная альтернатива «Ты — высказыванию», которое традиционно применяется для решения конфликта через высказывание негативной оценки в адрес другого, таким образом, ответственность перекладывается на другого.
  3. Позволяет обозначить проблему и при этом взять ответственность на себя.

Схема «Я — высказывания».

«Я — высказывание» включает в себя не только название чувств, но и указание на те условия и причины, которые их вызвали. Схема такова:

1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение:

«Когда я вижу, что ты…».

«Когда это происходит…».

«Когда я сталкиваюсь с тем, что…».

2. Точное название своего чувства в этой ситуации:

«Я чувствую….(раздражение, беспомощность, горечь, боль, недоумение и т. д.)».

«Я не знаю, как реагировать…».

«У меня возникает проблема…».

3. Название причин этого чувства:

«Потому что…».

«В связи с тем, что…».

«Ведь я…».

Упражнение «Конфликты».

Участники делятся по парам. Первый партнер обвиняет в чем-то другого, создавая конфликтную ситуацию, типичную для школы. Второй партнер реагирует 3-мя разными способами:

• Оправдывается и извиняется (с позиции жертвы).

• Использует «Ты — высказывание» для ответных обвинений.

• Использует «Я — высказывание» (по схеме).

Затем участники меняются ролями и придумывают новую ситуацию.

Рефлексия: Что было трудно, какие чувства испытывали при выполнении упражнения?

Обсуждение практических рекомендаций, направленных как на предупреждение конфликтов, так и на особенности общения в конфликтной ситуации.

Примечание: В ходе работы полезно ориентировать на отражение положительного воздействия конфликта. Например: «Конфликт — это возможность проверить человеческие взаимоотношения» и т. д. Положительные формулировки лучше записывать по одну сторону, а отрицательные — по другую. Время для подготовки —5—7 минут.

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ И РАЗВИТИЮ КОНФЛИКТА

  • Перебивание партнера.
  • Принижение партнера.
  • Высказывание негативных оценок в отношении партнера, его слов, поступков.
  • Подчеркивание разницы между собой и партнером.
  • Преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего вклада.
  • Мелочные придирки.
  • Искусственное создание дефицита времени для решения проблемы
  • Резкое убыстрение темпа беседы.
  • Полное непонимание или нежелание понять партнера.
  • Отсутствие или потеря эмоционального контакта с партнером.
  • Избегание пространственной близости и контакта глаз с партнером.
  • Поведение в напряженной конфликтной ситуации

Фаза 1. Настройка на партнера.

  1. Не замыкайтесь в беседе на себе, на своем состоянии, на своих мыслях.
  2. Старайтесь смотреть в глаза партнеру, на его лицо, руки, позу, следить за изменениями выражения лица и позы.
  3. Пытайтесь мысленно встать на место партнера и понять, какие события привели его в конфликтное состояние
  4. Попытайтесь поставить себя на место партнера и почувствовать: «А каково бы было мне в этом состоянии?»

Фаза 2. Перестройка поведения партнера (Техники выравнивания напряжения).

  1. Дайте партнеру выговориться и сделайте паузу.
  2. Скажите о том впечатлении, которое производят на вас слова партнера.
  3. Скажите о состоянии: а) своем, б) партнера.
  4. Подчеркните свою общность с партнером.
  5. Подчеркните значимость мнений и суждений партнера для вас.
  6. Обратитесь к фактам.
  7. В случае вашей неправоты немедленно признайте ее и предложите выход из ситуации.
  8. Сохраняйте самообладание.
  9. Ведите себя корректно и даже подчеркнуто вежливо.
  10. Повторяйте самые неразумные слова партнера.
  11. Если партнер слабее вас или имеет более низкий статус, покажите ему, что вы понимаете его состояние.

Рекомендации

  1. Не замыкаться на себе.
  2. Следить за поведением партнера.
  3. Вставать на место партнера.
  4. Сочувствовать.

  • - разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость;
  • - конфликт разрешается мирно, когда стороны готовы пойти на уступки;
  • - конфликт между близкими людьми не приведет к серьезной ссоре, если
  • будет решаться на основе компромисса;
  • - преимущества компромисса: уметь выслушать и постараться понять
  • другую сторону; согласиться (предложить самому) пойти на уступки (если это не
  • угрожает твоей безопасности);
  • - часто бывает трудно найти устраивающее всех решение, но это –
  • единственный путь разрешения конфликта.

Приложение 2

КАК СНИЗИТЬ КОНФЛИКТОГЕННОСТЬ ОБЩЕНИЯ

(10 практических рекомендаций, направленных на предупреждение конфликтов за счет компетентного общения)

  1. Очень важно сформировать у себя привычку терпимо и даже с интересом относиться к мнению других людей, даже тогда, когда они противоположны вашему.
  2. Всеми силами боритесь с негативными эмоциями по отношению к другим людям или хотя бы с их внешними проявлениями.
  3. Избегайте в общении крайних, жестких и категоричных оценок.
  4. Общаясь с окружающими, старайтесь видеть и опираться на положительное в них. Оценивайте людей в большей степени по тому, что они сделали, а не по тому, что они не сделали.
  5. Критика воспринимается более конструктивно, если компенсировать ее конфликтогенность искренней и заслуженной похвалой, предваряющей критику.
  6. Критика — не самоцель, а способ улучшения жизни и деятельности. Если критика не способствует совершенствованию людей, то она не только бесполезна, но и вредна. Поэтому, критикуя, необходимо обязательно указывать на возможные пути исправления ошибок.
  7. Критиковать можно конкретные поступки и конкретные результаты деятельности человека, а не его личность и работу в целом.
  8. Критикуя одного человека, не стоит сравнивать его с другими,
  9. более лучшими. У того, кого критикуют, чаще всего возникает чувство неприятия. Тем самым можно спровоцировать конфликт между тем, кого ставите в пример, и критикуемым.
  10. Если очевидно, что вы критично относитесь к себе, то и ваша критика окружающих будет восприниматься менее конфликтно.
  11. Очень важно научиться использовать потенциал критики и критикующего в интересах совершенствования дела и самого себя.

МЯГКИЕ СПОСОБЫ СНИЖЕНИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА

  • Смягчаем или даже отрицаем возможную вину партнера:
  • Признаем определенную обоснованность его действий.
  • Показываем понимание его состояния.
  • Оправдываем его действия обстоятельствами.
  • Выражаем уверенность в отсутствии у него злого умысла.
  • Даем партнеру возможность разрядиться:
  • Используем добрый юмор.
  • Даем выговориться.
  • Даем время на естественное успокоение.
  • Снижаем значимость нанесенного партнером ущерба:
  • Выражаем мнение, что все дело сводится к недоразумению и
  • незначительным промахам.
  • Показываем, что все легко поправимо.
  • Выражаем огорчение по поводу:
  • Обстоятельств.
  • Поведения партнера.
  • Необходимости нашей реакции.

Занимаем позицию «Возможно, я не прав. Давайте разберемся».

Убеждаем партнера в нашей симпатии и (или) уважении к нему.

Упражнение «Волшебный лес чудес».

И н с т р у к ц и я: «Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где происходят различные чудеса и где всегда хорошо и приятно. Разделимся на две группы по принципу: “лес — роща” и встанем в две шеренги. Наши руки — это ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, проходящему по “лесу”. И теперь каждый из вас по очереди пусть пройдет сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по головам, рукам, спине».

А н а л и з:

— Что вы испытывали, когда проходили по «лесу» и к вам прикасались участники группы?

— Ваши чувства, когда вы были деревьями?

— Расскажите о своем состоянии до и после упражнения.

Упражнение «Храм тишины».

Медитативно-релаксационное упражнение.

Ведущий предлагает участникам сесть поудобней, закрыть глаза и дает инструкцию.

И н с т р у к ц и я: «Вообразите себя гуляющим на одной из улиц многолюдного шумного города… Ощутите, как ваши ноги ступают по мостовой… Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры… Возможно, некоторые из них выглядят встревоженными, другие спокойны… или радостны. Обратите внимание на звуки, которые вы слышите… Обратите внимание на витрины магазинов… Что вы в них видите?.. Вокруг очень много спешащих куда-то прохожих… Может быть, вы увидите в толпе знакомое лицо. Вы можете подойти и поприветствовать этого человека. А может быть, пройдете мимо… Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице?.. Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по другой улице… Это более спокойная улица. Чем дальше вы идете, тем меньше вам встречается людей… Пройдя еще немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от всех других… Вы видите на нем большую вывеску: «Храм тишины»… Вы понимаете, что этот храм — место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь окруженными полной и глубокой тишиной… Побудьте в этом храме… в тишине… Потратьте на это столько времени, сколько вам нужно…Когда вы захотите покинуть этот храм, толкните двери и выйдите на улицу. Как вы себя теперь чувствуете? Запомните дорогу, которая ведет к «Храму тишины». Когда вы захотите, вы сможете возвращаться в него вновь».

Ресурсный круг:

— Что было важно?

— Что было трудно?

— Что понравилось?

Обмен чувствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика конфликтов в детском доме как средство повышения эффективности работы с детьми. Методы и приемы управления конфликтом (тренинг с педагогами)

Тренинг позволяет совершенствовать умения управлять конфликтными ситуациями, учиться "учиться сориться так, чтобы после этого относиться друг к другу еще лучше" (В.Козлов)...

Классный час-тренинг «Конфликты в нашей жизни».

Цели классного часа: Познавательная:1.      Учащиеся должны усвоить сущность понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», развить навыки предупреждения конфликта.Ра...

Классный час на тему: «Курение как угроза» (тренинг по профилактике курения).

Цели: Создание условий для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни;Пропаганда здорового жизненного стиля;Объе...

Презентация занятия-тренинга по профилактике буллинга в подростковой среде и сплочению классного коллектива по теме: "Наш класс-единое целое!"

Создание  и наличие в школе и классе благоприятного микроклимата в образовательной организации является  важным условием благополучного развития личности школьников, преодоления трудностей в...

Программа тренинга с педагогами «Профилактика конфликтов, как фактор предупреждения суицидального поведения несовершеннолетних».

Программа тренинга с педагогами  «Профилактика конфликтов, как фактор предупреждения суицидального поведения несовершеннолетних»....

Профилактическое занятие-тренинг "Профилактика конфликтов"

Профилактическое занятие в форме тренинга для 5-8 класса, направленное на профилактику конфликтов в молодежной среде, буллинга....

Тренинг по профилактики конфликтов

Тренинг по профилактики конфликтов и развитие коммуникативных навыков. Цель: эмоционально-психологическое сближение участников....