Классный час по «Культура поведения за столом»
классный час (8 класс)

Стратий Елена Николаевна

                             Цель: познакомить учащихся с основными правилами поведения за столом, правилами сервировки стола и способом употребления различных блюд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по этикету для 8 класса «Культура поведения за столом».

Цель: познакомить учащихся с основными правилами поведения за столом, правилами сервировки стола и способом употребления различных блюд.

Ход классного часа.

I. Вступительное слово.

Быть может, многие улыбнуться, услышав тему разговора, и подумают про себя: «Чему же учиться за обеденным столом? Разве мы не понимаем, что в гостях хлеб не макают в блюдо, а мясо не берут в руки?»

Вместо ответа я предлагаю вам посмотреть маленькую сценку из жизни поэта Делиля, и вы увидите, что даже порядочные люди иногда делают за столом промахи.

II. Сценка «Интересный диалог».

Действующие лица: поэт Делиль, профессор словесности Коссон.

Делиль. Бьюсь об заклад, что ты, друг мой Коссон, на этом парадном обеде сделал множество промахов и неловкостей!

Коссон. Отчего же ты так думаешь? Я, кажется, во всем поступал по примеру гостей.

Делиль. Какая самоуверенность! А я уверен, что ты ничего не делал, как другие: например, когда все заняли свои места, скажи мне, что ты сделал со своей салфеткой?

Коссон. Смешной вопрос! Я ее развернул и, стараясь не смять, один конец как можно аккуратнее продел в петлю камзола (показывает на себе).

Делиль. И ты не заметил, что никто из гостей этого не сделал и что у всех салфетки лежали на коленях? Ну а как подали суп?

Коссон. Я взял в одну руку ложку, а в другую - вилку, чтобы запастись ломтем хлеба.

Делиль. Вилку? О ужас! Брать вилку, когда подают суп, - это просто невежливо.

Коссон. Но...

Делиль. Ну а скажи мне, как поступил ты, когда за обедом ел хлеб?

Коссон. О! Я знаю, что неприлично его ломать, и я резал ломтики на маленькие кусочки, стараясь не сорить крошками.

Делиль. Час от часу не легче! Ты сделал именно то, чего не следовало делать: хлеб не режут, а отламывают небольшие куски. Ну а когда подали кофе?

Коссон. Ой, он был так горяч, что я отлил его на блюдечко и пил маленькими глотками.

Делиль. Да... Ты совершенно не знаешь правил поведения за столом. Этому, друг мой, нужно учиться!

III. Вступительное слово.

Какая наука изучает правила поведения? Этикет. Это слово французского происхождения означает ярлык, этикетка, церемониал. Этикет включает в себя правила поведения в различных ситуациях (разговор по телефону, поход в театр и т.д. и конечно же, умение вести себя за столом).

Очень трудно порой сказать человеку, что он не умеет правильно есть. Такое замечание, сделанное, хотя и тактично, часто вызывает обиду. Несомненно, лучше, если человек сам овладеет этой несложной наукой. Чтобы уверенно вести себя за столом, надо прежде всего знать правила поведения за столом, правила сервировки стола и способы употребления различных блюд. Знакомство с этими правилами и  является целью нашего классного часа, по завершении которого мы выберем самый красивый и правильно оформленный стол. 

IV. Защита проектов по группам.

1. Встреча гостей.

«Встречай гостей не с лестью, а с честью», - гласит народная мудрость. Традиции гостеприимства всегда и везде ценят те добрые правила, которые помогают сделать встречу с друзьями и знакомыми событием, окрашенным только положительными эмоциями.

Приглашая гостей на завтрак, обед или чай, как правило, договариваются лично, по телефону или письменно с указанием дня и времени. Делать это рекомендуется за несколько дней, чтобы гости заранее могли подготовиться к встрече. Если по каким-то причинам один из приглашенных не может прийти, он, обязан известить об этом хозяев заблаговременно. При этом он вовсе не обязан давать подробных объяснений, а хозяевам лучше не выяснять причину отказа.

Приходить в гости нужно точно в указанное хозяевами время; а лучше раньше на 5-15 мин. Опоздание во все времена считалось довольно грубым нарушением этикета, неприятным для самих хозяев и других гостей. И уже совершенно недопустимо когда опаздывает, к примеру,  сам хозяин. Опаздывающего гостя можно ждать не более 15 минут и пригласить всех к столу. Если гости уже сидят за столом, опоздавший должен подойти к хозяйке или хозяину и извиниться.

Встречают гостей, как правило, хозяин с хозяйкой или один из них. Здороваясь с гостем, хозяева приветствуют каждого, смотря в глаза, радушной улыбкой. Когда в гости приходят муж и жена, то первой здоровается с хозяевами жена - сначала с хозяином, а потом с хозяйкой, а затем муж - сначала с женой хозяина, а потом с хозяином.

2. Скатерти, салфетки.

Скатерть в доме... Ваш уют,

Тихий ужин, радость встречи,

И семейный добрый вечер

Всех домашних соберут.

Скатерти придают столу праздничный, торжественный вид. Для торжественных  случаев рекомендуется белоснежная, слегка подкрахмаленная скатерть, а для чайного стола допускаются цветные.

Белая скатерть предназначается для всех торжественных событий и праздников, ее преимущество в том, что на ней смотрится посуда любого цвета и стол можно украсить любыми цветами.

Непременная деталь при сервировке стола, особенно в ресторане - салфетки. Они могут быть полотняными и бумажными.

Накрывая стол для торжества, полагается класть не только текстильные, но и бумажные салфетки. Текстильную салфетку принято держать на коленях, а бумажную располагать слева от тарелки. У них разные функции: текстильная салфетка предназначена для защиты одежды, а бумажными обычно вытирают губы или пальцы. Закончив есть, бумажную салфетку кладут в тарелку, а текстильную оставляют слева от тарелки, ведь она дается одна на все застолье, а бумажные салфетки можно брать без ограничений.

Бумажной салфеткой можно пользоваться только один раз, после чего ее нужно свернуть и положить под борт тарелки, а после еды - на тарелку вместе с использованными приборами.

Назначение полотняных салфеток – защищать одежду от крошек и капель пищи. Ее кладут на колени.

Если у кого-то из гостей салфетка падает на пол, хорошее воспитание окружающих состоит в том, чтобы этого не заметить. По этой же причине мужчина не поднимает салфетку, упавшую с коленей дамы,  – та поднимает её сама либо просит хозяев или официанта принести новую.

Вытирать рот и руки надо только бумажными салфетками. На стол их подают в специальных подставках или стаканчиках. Прежде чем воспользоваться салфеткой, ее складывают пополам, проглаживают сгиб, вытирают губы «собирающим» движением. Рот вытирают не только после еды, но и перед питьём, чтобы не пачкать жирными губами края чашек и бокалов. Использованную салфетку надо смять и положить под край нижней тарелки. Каждая салфетка рассчитана на один раз! После еды все грязные салфетки кладут на тарелку вместе с приборами.

Салфетка – непременный предмет сервировки стола. Ведь без салфетки невозможно соблюсти чистоту и опрятность за столом. Кроме того, хорошо отглаженная и красиво сложенная полотняная салфетка еще и украшает стол.

Существует много способов свертывания салфеток (мастер-класс по складыванию салфеток).

3.Сервировка.

Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть подумай,
А потом уж разложи.
От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.
Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем есть второе,
Будет с вилкой нож дружить.

Практическая работа (посмотрев презентацию, каждая группа должна сервировать свой стол).

4. Поведение за столом.

Когда вы сядете за стол,
То подумайте о том,
Как должны мы все сидеть
И куда нам всем глядеть.

Этикетом не рекомендуется класть на стол локти, да еще подпирать ладонями подбородок или щеки. Нельзя садиться на край стула, раскачиваться на нем,   класть руки на спинки соседних стульев, сидеть вразвалку, чтобы не показаться плохо воспитанным.

Неэтично шептаться за общим столом и вообще в обществе. Следует также всегда избегать излишней болтливости и очень громких разговоров за столом.

Мужчины за столом ухаживают за дамами. Внимание за столом мужчина оказывает женщине, сидящей от него справа. Он предлагает ей налить напиток подать то или иное блюдо, занимает ее беседой. Впрочем, женщина может при желании и сама положить кушанье к себе в тарелку. При этом она просит мужчину слева подать ей то или иное блюдо и, как только он поднесет его к ее тарелке, берет правой рукой прибор для перекладывания, кладет себе в тарелку это кушанье и возвращает прибор на блюдо, а мужчина после этого возвращает его на место.

Разговаривать за столом можно, не перебивая других. Но жестикулировать при этом не следует. Особенно вилкой, ножом, ложкой. Не следует играть приборами,  сворачивать край скатерти в трубочку, протягивать во всю длину ноги под столом.

Никогда не подносите нож ко рту!

При еде не чавкайте, зевать следует только с закрытым ртом, не издавая при этом никаких звуков.

Во время еды не следует расставлять локти и низко склонять голову над тарелкой. Голову только слегка наклоняют и на эту высоту подносят вилку или ложку. Не следует дуть на горячую еду и напитки, чавкать, причмокивать и прихлебывать. Есть и пить нужно беззвучно.

Некрасиво пользоваться за столом зубочистками. Недопустимо разговаривать с полным ртом, есть торопливо. Нельзя вылизывать или вымазывать тарелку после съеденного блюда куском хлеба.

Если нож или вилка упали на пол, их не поднимают, а просят подать новые.

Если прервали еду, нож или вилку кладут крест-накрест. Закончив есть, приборы кладут на тарелку параллельно друг другу, ручками немного влево.

5. Что и как едят.

Если б не было посуды, нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками, разгрызали бы зубами,

Пили воду бы в реке или в грязном ручейке.

Видеофильм «Столовый этикет» (5 минут).

6. Десерт.

Какой же праздник без десерта?!
Десерт – вершина торжества.
Такое мнение эксперта,
а впрочем, как и большинства.

Мягкие пирожные и торт едят специальной вилкой или чайной ложкой. Твердые пирожные можно есть рукой. Пирожное в бумажной розетке кладут на тарелку вместе с розеткой и едят из нее.

От ломтей кренделя, маленьких крендельков и других изделий, которые могут раскрошиться, отламывают рукой по маленькому кусочку. От булочки с начинкой из крема или варенья, от кофейных булочек и т. п. откусывают, держа их в руке.

Печенье отламывают по кусочку и едят. Очень жирные кексы едят десертной вилкой.

Конфеты берут руками. За праздничным столом их кладут на свою тарелку, развертывают и тогда уже кладут в рот.

Лимон подают как приправу к кушаньям и напиткам. Ломтик лимона кладут в чашку с чаем, ложкой выдавливают сок, остатки извлекают и кладут на край блюдечка.

Чайная ложечка предназначена только для помешивания чая. Размешав чай или кофе, ею уже не пользуются, а кладут на блюдце. Десерт едят десертной вилкой.

На десерт также могут подать фрукты.

Апельсин. Апельсин берут в левую руку и над тарелкой срезают ножом кожицу со стороны цветоножки. После этого ножом делают круговые надрезы кожицы, не надрезая ее со стороны плодоножки. Чем больше будет надрезов, тем легче очистится апельсин. После этого апельсин кладут на середину тарелки и, придерживая рукой, раскрывают кожицу до плодоножки по разрезам. Таким образом, получается в середине очищенный апельсин, а по бокам лепестки кожицы в виде цветка. Затем, обтерев пальцы рук о салфетку, берут в руки нож и вилку, отделяют при их помощи дольку апельсина и, если она достаточно велика, отрезают половинку, освобождают концом ножа от семечек, вилкой направляют в рот. Если случайно в рот попадает семечко, его удаляют изо рта на кончик вилки и переносят на край тарелки.

Бананы подают к столу со срезанными кончиками. Взяв банан за плодоножку левой рукой, правой рукой при помощи ножа, а можно и без него, очищают от кожицы и кладут его на середину тарелки, а кожицу – на край тарелки. Мякоть банана едят при помощи ножа и вилки, отрезая кружочками.

Виноград едят, пальцами срывая ягоды с грозди. В рот кладут по одной ягоде. Семена и твердую кожицу осторожно опускают на тарелку.

V. Рефлексия. 

Каждой группе дается задание: что и как едят (хлеб, салат, суп, второе блюдо, чай, десерт).

VI. Подведение итогов работы.

Приятно быть в обществе с воспитанными людьми. Но если вы не всё знаете о правилах поведения за столом – не расстраивайтесь. Всему можно научиться постепенно. Главное – хотеть, и никто вас не осудит за неловкость, как и вы не осудите за это другого. Правила этикета необходимо знать, чтобы не чувствовать себя за столом неловко.

 Закончите фразу:        

                            «Мне приятно, когда за столом…»

                            «Мне неприятно, когда за столом…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сервировка стола. Культура поведения за столом».

Урок можно проводить в 5-6 классе, а так же на классных часах....

Культура поведения за столом. Сервировка стола

Конспект урока по технологии в 5 классе "Культура поведения за столом. Сервировка стола"...

Конспект занятия: "Сервировка стола к празднику. Культура поведения за столом".

Урок по теме "Сервировка стола к празднику. Культура поведения за столом" предоставлено развернутым конспектом, в котором предлагается  закрепить детям материал предыдущих занятий, ...

Разработка урока по технологии "Сервировка стола к завтраку. Культура поведения за столом" 5 класс

Цель урока: Ознакомить учащихся с правилами сервировки стола, научить правилам этикета за столом....

Технология урок в 5 классе Культура поведения за столом. Сервировка стола

Тема урока: «Культура поведения за столом.Правила сервировки стола к завтраку ». Цели урока: Образовательная – Познакомить с основными правилами необходимыми для сервировки стола; Об...

План-конспект урока по технологии "Сервировка стола. Культура поведения за столом"

Данная разработка может применяться на уроках технологии....