Внеурочное занятие: "Что мы музыкой зовем?"
методическая разработка

Раднаева Раиса Геннадьевна

Культура возникла и развивалась вместе с человеком. Она представляет собой то, что отличает человека от всех других живых существ. Человек, культура и общество неразрывно связаны между собой. Ни человек, ни общество не могут су­ществовать вне культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_my_muzykoy_zovem.doc63.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Что мы музыкой зовем?

  Культура возникла и развивалась вместе с человеком. Она представляет собой то, что отличает человека от всех других живых существ. Человек, культура и общество неразрывно связаны между собой. Ни человек, ни общество не могут существовать вне культуры.

  Культура выполняет ряд очень важных функций в жизни человека и общества. Во-первых, культура является той средой, в которой происходят социализация и воспитание человека. Только через культуру человек овладевает накопленным социальным опытом и становится членом общества. Культура поэтому действительно выступает в качестве «социальной наследственности», которая не менее важна, чем биологическая наследственность.

   Во-вторых, важна нормативная функция культуры. Культура регулирует отношения между людьми посредством системы норм взаимоотношений между людьми, принципов морали.

   С этим связана и ценностная функция культуры. Осваивая культуру, человека приобретает ориентации, которые позволяет ему различать добро и зло, прекрасное и безобразное, высокое и пошлое и т. п. Критерием для этого служат прежде всего нравственные и эстетические ценности, накопленные культурой.

  Важна также, особенно в современном обществе,  развлекательная или компенсаторная функция культуры. Во многих видах культуры, прежде всего в искусстве, есть элемент игры, общения, психологической разрядки, эстетического наслаждения.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 8-9 классов

по теме: «ЧТО МЫ МУЗЫКОЙ ЗОВЕМ?»

Цель занятия: расширение представлений обучающихся об искусстве, в частности, о музыке; формирование умений работать с информацией, аргументированно отвечать на вопросы; развитие эмоционального интеллекта.

Формирующиеся ценности: самореализация, развитие, мечты.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

 Часть 1. Мотивационная часть

 Учитель. Сегодня мы продолжим разговор о важном и побеседуем об одном из видов искусства (слушаем аудиофрагмент: Г. Свиридов, вальс из сюиты «Метель», портал культура.рф). Как вы уже поняли, мы погрузимся в мир музыки, поразмышляем, почему разные люди любят разную музыку, можно ли выразить музыку с помощью цвета. Вспомним, какие синтетические виды искусства существуют, и какова в них роль музыки.

Часть 2. Основная часть.

  Учитель. Если мы спросим у разных людей, что для них значит музыка, то получим совершенно разные ответы. Давайте попробуем выяснить это в нашем классе: какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите слово «музыка»?

Беседа.

- Когда вы слушаете музыку?

- Какую роль она играет в вашей жизни?

- Какой стиль в музыке вы предпочитаете?

- Знаете ли вы авторов (композиторов) вашей любимой музыки? Есть ли среди них русские композиторы?

  Учитель. Когда вы рассказывали о своих предпочтениях в музыке, то (никто/ только несколько человек/ немногие из вас) назвали классическую музыку. Как вы думаете, почему не только дети, но и многие взрослые не слушают классическую музыку? (небольшое обсуждение)

  Классическая музыка - часто музыка инструментальная. Если слова помогают понять смысл, то классика требует размышлений и времени, чтобы уловить содержание.

  Раз уж мы заговорили о классической музыке, не могу не рассказать вам об истории одного произведения.

   Шла Великая Отечественная война. В первые месяцы войны Дмитрий Шостакович работал профессором в консерватории. Фронт был все ближе, и композитор записался в добровольную пожарную дружину – тушил зажигательные бомбы. В это время Шостакович писал одну из самых известных своих симфоний – Ленинградскую. Автор закончил ее в эвакуации в Куйбышеве в конце декабря 1941 года.

   Весной 1942 эвакуированный оркестр Большого театра впервые исполнил Седьмую симфонию.

   Для исполнения симфонии в Ленинграде оркестр собирали с большим трудом. Из ленинградских репродукторов доносились просьбы к музыкантам явиться на регистрацию. Слабый и больной дирижер Карл Элиасберг обходил госпитали в поисках музыкантов. Так начал возрождаться оркестр. От худобы некоторые музыканты не могли сидеть и репетировали стоя. Преодолев все трудности, 9 августа 1942 года симфония прозвучала в блокадном Ленинграде. В это время заработала советская артиллерия. Огонь был таким, что за время концерта на Ленинград не упала ни одна немецкая 5 бомба. Очевидцы рассказывали, что симфонию транслировали из всех приемников и громкоговорителей как символ непокоренного города.

  Известнейшие дирижеры США и Англии обратились с просьбой выслать им нотную партитуру Седьмой симфонии Шостаковича.

  Существуют свидетельства о том, что уже после войны несколько бывших немецких солдат при встрече с дирижером Карлом Элиасбергом сказали, что, услышав его симфонию, поняли, что проиграли войну.

  Учитель. Как вы думаете, о чем мог думать, что мог испытывать человек, создавший такое произведение?

  Создавая эту симфонию, композитор думал о героизме и величии своего народа, о лучших качествах человека, о грядущей победе.

  Учитель. Мы прикоснулись к творчеству Дмитрия Шостаковича. Какие русские композиторы еще известны во всем мире?

  (Михаил Иванович Глинка, Модест Петрович Мусоргский, Петр Ильич Чайковский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Николаевич Скрябин, Игорь Федорович Стравинский, Сергей Васильевич Рахманинов, Сергей Сергеевич Прокофьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Альфред Гарриевич Шнитке, Родион Константинович Щедрин и многие другие)

   Кроме классической музыки, есть направление музыки «Народная музыка». Народная бурятская музыка отражает красоту и бесконечность бескрайних бурятских степей, отображает неспешный уклад кочевой жизни народа, издавна проживающего на берегах священного озера Байкал. Бурятские народные песни протяжны и мелодичны. Народная музыка бурят создавалась в особом музыкальном ладу – ПЕНТАТОНИКЕ, состоящем   из пяти музыкальных звуков. Поэтому вы сразу узнаете её после прослушивания первых же тактов. Как будто из глубины веков доносит она до нас аромат дымящегося у юрты во время вечерней дойки аргала, стремительность лошадиных скачек Сурхарбана и весёлую песнь влюблённого табунщика.

  С древних времен пение и музицирование составляли важную часть народного быта бурят. Многие древние виды бурятской музыки связаны с охотничьей и скотоводческой практикой (игра на дудках-манках, заклинание овцематки), с обрядами поклонения тэнгри (небесным божествам) и духам предков, обрядами шаманизма. В традиционной музыке бурят преобладает сольное музицирование, часто с инструментальным сопровождением, распространены также и хоровые танцевальные композиции. Распространена традиция индивидуального песнетворчества по различным поводам (приветственные, величальные песни). Бурятские народные песни имеют куплетную форму. Бурятской музыкальной культуре свойственны локальные различия соответственно географическим и этническим зонам. Для восточнобурятских песен характерны широкий диапазон, широкие интервальные ходы, полный пятиступенный звукоряд; в западнобурятских песнях преобладают узкообъемные лады (ангемитоника), вариантно-попевочное строение, их отличают прихотливость ритмики, обилие орнаментики.

  Музыкальные жанры бурятского фольклора группируются в циклы: культовые, семейно-бытовые и календарно-производственные песни, которые являются обрядовыми, и произведения эпические, исторические и лирические, относящиеся к необрядовой народной поэзии. К культовым песням относятся следующие жанры: шаманские песнопения, песни ай дон и песни сэгээн зугаа, генетически восходящие к обрядам поклонения стихийным явлениям природы, тенгри, хозяевам местностей, духам предков. Отличительными чертами данного вида являются ритуальное брызганье специальными напитками (кумысом или молочной водкой) во время исполнения указанных песен и импровизационный характер.

  Семейно-бытовые песни включают в себя жанры, которые сопровождают обряды, сопутствующие жизни семьи - от рождения человека до его кончины: рождение ребенка (милаангууд), обряд захоронения последа (тоонто тахиха), обряд укладывания в люльку (ообэйдэ оруулха), свадебный обряд (турэ хурим), похоронный обряд, на котором исполняли песни, называемые шаналахын дуун (скорбные, печальные песни).
К календарно-производственным песням относятся древнейшие виды обрядовых песен, которые связаны с охотничьим, скотоводческим, а позднее земледельческим бытом бурят. Песни сопровождали исполнение обрядов, которые способствовали, удачной охоте, размножению домашнего скота и плодородию. Охотничьи песни (ангуушадай дуун) первоначально были связаны с магией и заклинаниями. Перед началом охотничьего сезона совершался обряд поклонения покровителю охоты - владыке лесов Высокому Белому нойону ("Ойн эзэн Ута Сагаан-нойон"). В охотничьем коллективе всегда были улигершин и певец.

  Особый самобытный жанр устного народного творчества, связанный cо скотоводческой деятельностью, составляет тээгэ-род песенного заклинания овцематки. Само слово тээгэ не имеет определенного смыслового значения. Исполняется заклинание исключительно женщинами лишь в тех случаях, когда овца не принимает своего новорожденного ягненка. У тээгэ устойчивый стихотворный текст есть только для начала, а дальше он импровизируется исполнительницами. Нежная и напевная мелодия тээгэ вполне устойчива и с незначительными изменениями исполняется повсеместно.

   Летней порой проводился календарный обрядовый праздник - Сурхарбан, устраиваемый после весенне-полевых работ, перед началом сенокоса. Национальный праздник включал три основных вида состязаний - борьбу, скачки и стрельбу из лука. На них исполнялись песни-прославления коня-победителя, лучших борцов и метких стрелков (соло дуу-далга). Хвалебные гимны имели свою специфику в каждом аймаке.

   Жанры исторических песен (туухын дуун) составили песни разных эпох об исторических деятелях и событиях. На формирование исторических песен огромное воздействие оказали жанры исторической прозы - предания и устные рассказы. Образцы исторических песен представляют собой сочетание рассказа и песни. Прозаическая часть содержит описание основных этапов жизненного пути героя, а в песне передается его душевное состояние.

   Задание перед просмотром видеоролика 

   Учитель. Творческие люди, пытливые умы не одно столетие занимались вопросами взаимосвязей, взаимопроникновения разных видов искусства, например музыки и живописи. Возможно, вы что-то знаете об этом.

Ответы до

Вопросы

Ответы после

Кто называл музыку сестрой живописи?

Как, по мнению Ньютона, звучит радуга?

Кто из музыкантов первым создал партитуру для света?

Кто из художников создавал живописные сонаты?

Кто из художников слышал зеленый цвет как звуки скрипки?

  Предлагаю посмотреть видеоролик, уточнить или сверить свои ответы.

  Демонстрация видео (дикторский текст).

   Когда-то давным-давно все виды искусства были неразделимы. Древние обряды включали в себя и пение, и танец, и устное народное творчество, и музыку, и изобразительное искусство. Возможно, этим объясняется неочевидная связь между музыкой и цветом.

  Художники и музыканты отмечают родство этих видов искусства. Так Леонардо да Винчи называл музыку сестрой живописи, В. БорисовМусатов писал: «Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски...».

   Ученые, художники и музыканты не одну сотню лет пытаются найти универсальный способ перевода музыки в цвет и наоборот.

   Посмотрите на радугу и подумайте, как могут звучать ее цвета.

По мнению Исаака Ньютона, спектр радуги соответствует восходящей гамме до мажор.                      

             До – красный,

             Ре – фиолетовый,

             Ми – синий,

             Фа – голубой,

             Соль – зеленый,

             Ля – желтый,

             Си – оранжевый.

   Опыты по соединению звука и цвета продолжались. Так монах Кастель из Франции создал цветные клавикорды.

   В XIX веке появились цветовые органы англичанина Ремингтона и американца Бишопа.

   Два великих русских композитора Николай Андреевич Римский Корсаков и Александр Николаевич Скрябин обладали уникальным даром – видеть музыку в цвете. Так, Римский-Корсаков писал, что тему Моря в опере «Садко» он создавал в сине-голубых тональностях. Александр Скрябин сочинил симфоническую поэму «Прометей. Поэма огня», где были прописаны не только партии для музыкальных инструментов, но и партия цвета.

   Интересны работы художника Василия Васильевича Кандинского, который считал, что музыка передает не только цвет, но и формы.

   Например, «Светло-синий подобен звучанию флейты, …а красный — фанфарам или барабану».

   Эксперименты с цветомузыкой или музыкой цвета не прекращаются и сегодня. Поэт Лев Озеров подметил: «Есть в красках отзвуки и звуки…». Важно только услышать, разглядеть, захотеть понять.

    (Вопросы предлагаются до показа видеоролика. Школьники записывают свои ответы в левый столбик. После просмотра видеоролика ответы записываются в правый столбик.)

   Работа с интерактивным заданием № 2 «Что? Где? Когда?» 

  Общий вопрос: «Назовите фамилию композитора, фрагмент произведения которого вы слышите». Ответ (фамилия композитора) необходимо впечатать в окошко.

1. Время, вперёд! VI (Георгий Свиридов)

2. Танец с саблями (Арам Хачатурян)

3. Вальс цветов из балета «Щелкунчик» (Петр Ильич Чайковский)

4. Турецкий марш (Вольфганг Амадей Моцарт)

5. Лунная соната. Часть 1 (Людвиг ван Бетховен)

   Учитель. Продолжая разговор о музыке, давайте попробуем все же дать ответ на вопрос, звучащий в теме нашего занятия: «Что мы музыкой зовем?». Мы говорили об ассоциациях, связанных с музыкой, об известных композиторах, о необыкновенном представлении музыки цветом в произведениях известных русских композиторах… И все же – что мы подразумеваем, говоря слово «музыка»? Чем она для нас является?

 - Помогает ли она выражать чувства человека?

 - Отражает ли музыка национальные черты, культуру народа?

Часть З. Заключительная. Рефлексия

  Учитель. Сегодня мы только прикоснулись к безграничному миру музыки. Мы послушали несколько отрывков из музыкальных произведений разного стиля.

- Какой из отрывков вас привлек больше всего?

- Какая информация оказалась для вас совершенно новой?

  Мне хотелось бы познакомиться с музыкой, которая привлекает лично вас, поэтому вы можете переслать мне ссылку на свое любимое произведение, которое вас вдохновляет и, если у вас будет желание, мы могли бы обсудить ваши предпочтения на одной из наших встреч.

   Подведение итогов занятия, итоговое слово учителя. Лев Толстой написал: «Музыка – это стенография чувств». На сегодняшнем занятии мы пытались выяснить, что мы называем музыкой, что она для нас значит.

  Мы вспомнили имена русских, советских и российских композиторов, чья музыка широко известна в мире. Музыка, которую создали наши соотечественники, вошла в мировую сокровищницу культуры.

   И все же – музыка у каждого своя. Это показали те творческие задания, в которых вам нужно было выразить ваше отношение к музыке.

               Ты слышишь музыку в любом движенье дня.

               Она бежит навстречу лёгкими шагами

               Или течёт, тихонечко звеня,

               Перекликаясь с небом голосами.

               Ты слышишь музыку в гудении осы

               И в шорохе опавшего листочка.

               Пусть капают минуты и часы

               И разбивают время на кусочки,

               Но музыку разъять нельзя никак,

               Она течет единою волною,

               И, как морской прилив, за тактом такт,

               Всё заполняет музыка собою.

               И я в её волнах тону, тону, тону

               И, вынырнув, так сладко удивиться,

               Как музыку, услышав тишину

              И взмах крыла с куста вспорхнувшей птицы

                                                                                 Татьяна Зубкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по предмету музыка «Музыкальные инструменты»-1 класс

Представлены фотографии о проведённом  открытом внеурочном занятии с учащимися 1 класса...

Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Методическая разработка внеурочного занятия по музыке "В гостях у Осени"

Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Конспект внеурочного занятия по музыке с использованием ЦОР "В гостях у Осени" для 2 класса + презентация с музыкальным и видеоматериалом....

Технологическая карта внеурочного занятия по музыке для 1 класса "Инструментальное музицирование"

Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Инструментальное музицирование для 1 класса...

Проект внеурочного занятия музыки в1-ом классе по теме: «Шумовые и музыкальные звуки»

Представляю проект занятия музыкального кружка.  Дети приходят из разных 1-х классов по желанию. Хоровые занятия вести ещё рано, этот год идёт подготовка к хору. В подготовку, в моём понимании, в...

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Английский через музыку»

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся....

Конспект занятия внеурочной деятельности "Весна в музыке и литературе"

Занятие внеурочной деятельности "Весна в музыке и литературе" рассчитан для учащихся 3 класса, обучающихся в условиях реализации ФГОС. Занятие интегрированное: включает предметы музыка и английский яз...

Внеурочное занятие: "Что мы музыкой зовем?"

Рассчитана для учащихся 5-7 классов....