«Программа преемственности на базе наставничества"
проект (5 класс)

Норина Анастасия Игоревна

В данной методической разработке представлен комплект учебно-дидактических материалов для изучения преемственности начальных классов и среднего звена на базе наставничества. Одной из задач современного образования является преемственность в образовании. В представленном комплекте учебно-дидактических материалов обеспечена высокая степень преемственных связей между учениками I и II звена, где учащиеся II звена являются наставниками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_metodicheskoy_razrabotki_dlya_sayta.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация методической разработки «Программа преемственности на базе  наставничества"

«Собраться вместе — это начало, оставаться вместе — это прогресс,  работать вместе — это успех!»

Генри Форд

В данной методической разработке представлен комплект учебно-дидактических материалов для изучения преемственности начальных классов и среднего звена на базе наставничества. Одной из задач современного образования является преемственность в образовании. В представленном комплекте учебно-дидактических материалов обеспечена высокая степень преемственных связей между учениками I и II звена, где учащиеся II звена являются наставниками. Данная связь проходит, как и на учебной деятельности, так и внеурочное время. Эта разработка может быть полезна учителям работающими с 4 классами и II ступени образования на занятиях внеурочной деятельности, в проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Краткое описание проекта

Переход обучающихся из начального в среднее звено школы – одна из наиболее сложных педагогических проблем, период адаптации в 5-ом классе – один из труднейших периодов школьного обучения.

Часто 5-классники не могут понять, какие требования обязательны для выполнения, на них обрушивается поток информации с непонятными для них словами, терминами, возникают вопросы с дисциплиной.

Данная программа способствует более эффективной организации учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогического сопровождения в период перехода выпускников начальной школы в среднее звено, в тоже время она помогает ученикам начальной школы подготовиться к среднему звену и более «мягко» в него войти.

В данной программе использовалась модель наставничества «ученик – ученик».    Базовым элементом данной методической разработки является взаимодействие учеников среднего звена (5-6 классов) с учениками начальной школы.

С помощью данной программы можно проводить как уроки, так и внеклассные часы, может быть групповая и индивидуальная работа.

         Данная программа позволяет создать в школе пространство, в котором каждый школьник сможет не бояться быть непонятым, а начать работать в команде или индивидуально, но при этом получать поддержку от более опытных или старших школьников. Наставник может поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого, тем самым повысить самооценку и самоуверенность открыть в себе скрытый потенциал.

Работа учителя при использовании данной методической разработки, используемые технологии и методы.

Учитель начальных классов работает в тесном сотрудничестве с учителями среднего звена и воспитывает из своих бывших выпускников наставников, которые помогут плавно войти будущим 4классникам в среднее звено образования.

В данной программе применяется технология личностно-ориентированного обучения.  Используются методы педагогического воздействия, основанные на раскрытии программного материала через призму личностного опыта.  Применяются игровые технологии, методы проектов, изучения материала в групповом сотрудничестве учеников начальной школы и II звена.

Наставник становится значимым в жизни ученика, сопровождает его в процессе обучения, воспитания, а также личностного развития. Ученики среднего звена помогают малышам в начальной школе. При этом старшеклассники «возвращаются» к своему первому учителю и становятся наставниками над малышами. На продленке они помогают выполнять домашнее задание, организуются совместные экскурсии, также старшие ученики могут проводить уроки в виде проектной деятельности, мастер-классы.

Цель и задачи данной разработки:

Создание специализированного пространства и условий для успешной адаптации выпускников начальной школы при переходе их на II ступень обучения и создание комфортной среды образования и воспитание в среднем звене обучения.

Кроме того, решаются следующие педагогические задачи:

•Образовательные: разработать систему, способствующую успешности процесса адаптации учащихся и снизить падение успеваемости при переходе в основную школу.

•Развивающие: развивать мотивационные качества учащихся, интеллектуальные, познавательный интерес и способности, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни. Развивать волевые качества, умение преодолевать трудности в учении используя для этого опыт учеников старших по возрасту, выполнять творческие задания совместно с учениками-наставниками, дискуссии, наблюдения в природе, окружающей действительности.

•Воспитательные: научить социальному взаимодействию и применению полученных знаний учащихся при помощи их передачи ученикам начальной школы. Обеспечить нравственное воспитание учащихся; создавать доброжелательное отношение учащихся друг к другу, используя в помощниках учеников-наставников старших по возрасту;

Актуальность методической разработки

2023 год объявлен годом педагога и наставника в Российской Федерации. Важность возрождения традиций наставничества подчеркивается на уровне государственной политики. У каждого человека есть способности и таланты, и задача власти, общества - помочь ему открыть в себе эти качества и предоставить возможности для его развития, реализации. Значимая роль в их развитии принадлежит наставнику. Но наставника тоже нужно воспитать и взрастить.  Поэтому роль учителя, который направляет и показывает, как следовать наставнику очень велика. Но психология не раз доказывала, что младший ребенок лучше прислушается к мнению старшеклассника, чем ко взрослому человеку. Почему тогда не воспитать наставника-подростка для младшего школьника? Наставник передает наставляемому не только знания, но и жизненный опыт, отношение к жизни. Наставничество — отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции.

        Еще один из важных и актуальных моментов является преемственность между начальной ступенью обучения и средним звеном. Очень важен тандем учителя, психолога, медицинского работника и родителей. Но забывается, что в возрасте 11 -15 лет у детей на первое место выходит общение со сверстниками. Вот здесь и стоит подключить в помощь учителям, психологам наставника подростка, который поможет заинтересовать в учебе над совместным проектом, например по биологии или литературе и др. предметам. Особенно важно обеспечить преемственность в воспитательной работе с учениками начальных и пятых классов, безболезненный переход их от одного учителя – воспитателя ко многим учителям и классному руководителю. И здесь опять на помощь «приходят» наставники, которые подскажут как себя вести с конкретным учителем, какие у кого требования, расскажут кто такой классный руководитель, помогут в организации внеклассных мероприятий.

        Данная методическая разработка предоставляет широкие возможности для успешной адаптации выпускников начальной школы при переходе их на II ступень обучения и создание комфортной среды образования и воспитание в среднем звене обучения.

Метапредметность и практико-ориентированность представляемой методической разработки.

В разработке используются современные нетрадиционные формы обучения для развития "мягких навыков" (или познавательной активности) учащихся в разных областях знаний.  Кроме того, формат проведения уроков внеурочной деятельности с использованием данной методической разработки может стать одним из факторов развития социальной активности учащихся.

На качество познавательной деятельности в 5-6 (и далее) классах влияют метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД) умения и навыки, приобретенные в начальной школе. Поэтому ученики начальной школы могут «напомнить» об умении рефлексии на уроке, использовать технику взаимоконтроля и взаимопроверки на уроках. Таким образом, учащиеся начальной школы и II ступени образования становятся ориентированы на практические навыки и умения, а это важное условием для формирования функциональной грамотности учащихся.

Уникальность, новизна и инновационность представляемой методической разработки

В данной методической разработке созданы учебно-дидактические материалы для учеников и педагогов, которые можно использовать на всех предметах, в курсе внеурочной и проектной деятельности.

Было изучено много материалов по темам «Преемственность в начальной школе и II ступени образования», «Наставничество».  Везде речь идет о работе учителя, психолога, социального педагога и др., но практически не уделяется внимание ученикам, которые могут быть наставниками при переходите от одной ступени образования к другой. Вот это как раз является новизной и инновацией данной программы. Выработка новых подходов, определение принципиальных направлений формирования позитивного социального опыта подрастающего поколения, его гражданского становления, дружба, поддержка, взаимопомощь, наставничество — вот качества, которые воспитывает и развивает данная программа. Уникальность программы преемственности на базе наставничества заключается в том, что она является одним из помощников учителю в создании повышение успеваемости, укрепления дисциплины, воспитание гармонично развитой личности.

Апробация методики и достигнутые результаты:

Апробация данной методики осуществлялась на протяжении 3 лет и продемонстрировала ее результативность. Результатом работы в рамках данной методики стали не только знания и практические навыки, приобретенные учащимися, но и развитие их творческих способностей, командной работы и расширение кругозора.

У детей появилась возможность представить свой опыт на международном мастер классе, где они создавали творческие работы. Ученики школы работали в группах 2 и 6 класс, старшие ребята помогали младшим, а их опыт транслировался через zoom конференцию в города России и Белоруссии, где ребята творили вместе с нашими.  Такой мастер класс мы уже проводим не первый раз, и все его ждут с большой радостью.

Ученики 5и 6 классов приходят в группу продленного дня к второклассникам и первоклассникам и помогают им с выполнением домашнего задания, на прогулках они вместе играют в подвижные игры, а заканчивают день совместным полдником, где младшие ученики учатся принимать гостей и угощают старших ребят.

Ученики, принимающие участие в этом проекте, поехали перед Новым годом на Кремлевскую елку, посетили выставку ВДНХ. Старшие ученики помогали учителю с младшими ребятами – следили за ними, показывали своим примером как нужно себя вести, на выставке в ВДНХ делились своим опытом и рассказывали младшим об экспозиции.

Так же проводятся совместные игры и викторины по различным предметам (английский язык, финансовая грамотность и др.). Ученики старших классов организуют перемены и физкультурные минутки.

На основании вышеизложенного можно судить о том, что наблюдается положительный переход c I ступени на II ступень образования, сплачиваются классы, улучшился психологический климат в образовательной организации, воспитывается активная гражданская позиция. Создаются условия для самореализации ребенка, формируются знания и практические умения.

Предлагаемая методическая разработка является «открытой системой», которая готова к постоянному изменению и совершенствованию.

При этом результативность и успешность данной методической разработки подтверждается эффективностью участия школьников в конкурсах различного уровня, многочисленными положительными отзывами на мастер-классы с использованием данной методики и высокой динамикой социального взаимодействия и применения полученных знаний при помощи передачи их ученикам начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Преемственость в обучении"

·                  Ключевые проблемы, на разрешение которых направлена программа -Необходимость реализации доступно...

Программа по преемственности изучения иностранного языка

Эта программа создана для повышения эффективности изучения иностранного языка. Все мы понимаем, что раннее изучение иностранного языка является актуальным вопросом. При составлении этой прграммы,...

«Весенний калейдоскоп» Открытое спортивное мероприятие в рамках Программы преемственности «Детский сад – школа»

Цель: Через различные формы коррекционно-восстановительной работы способствовать общему укреплению здоровья детей и улучшению зрительных показателей. Увлечь ребят детского сада интересной спортивной ж...

Программа "Преемственность как средство социально-психологической адаптации ребёнка к школе"

Психологическое сопровождение преемственности в условиях современной школы приобретает все большее значение. Эффективная деятельность психологической службы позволяет решать такие проблемы образовател...