Классный час "Дорогое слово-Родина"
план-конспект занятия (8 класс)

Шилина Ольга Васильевна

Цель: Способствовать формированию взглядов и убеждений, соответсвующей патриотической личности.

Данное мероприятие рассчитано на решение следующих задач коллектива:

  1. Усиление патриотических качеств личности;
  2. Расширение кругозора учащихся;
  3. Создание условий для анализа и синтеза ситуации с опорой на личный жизненный опыт;
  4. Повышение интереса к истории Отечества;
  5. Развитие эмоциональной сферы;
  6. Воспитание любви к месту, где ты родился.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas_dorogoe_slovo_rodina.docx39.65 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Дорогое слово - РОДИНА»

Цель: способствовать формированию взглядов и убеждений, соответствующих патриотической личности.

Данное мероприятие рассчитано на решение следующих задач коллектива:

  1. Усиление патриотических качеств личности;
  2. Расширение кругозора учащихся;
  3. Создание условий для анализа и синтеза ситуации с опорой на личный жизненный опыт;
  4. Повышение интереса к истории Отечества;
  5. Развитие эмоциональной сферы;
  6. Воспитание любви к месту, где ты родился.

Форма проведения классного часа – беседа.

Основной вид деятельности на мероприятии – общение через диалог с учащимися, монолог учителя.

Оборудование:

  • компьютер и мультимедиа для просмотра презентации;
  • презентация
  • лепестки ромашки и клубок жёлтых ниток для этапа рефлексии.
  • матрёшка
  • конверты с пословицами

Ход классного часа

­ Ребята, добрый день.  Я рада встрече с вами. Мы начинаем.

Давайте возьмем  друг друга за руки,  образуем  круг,  почувствуем  тепло наших рук, тепло наших сердец.

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить.

Но капельку счастья ты можешь, ты должен

Ты в силах друзьям подарить!

На сегодняшней встрече нам с вами предстоит обсудить один из важных, на мой взгляд, вопросов.

Упражнение “Салфетка”.

Инструкция: На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.

Учитель: Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Как вы думаете, почему наши узоры получились такие разные?

Дети отвечают.

Учитель:

- Каждый человек уникален, он обладает только ему присущими качествами. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет.

- Как вы считаете, что может объединять нас с вами?

Дети называют.

 - Да, все мы – жители замечательной, богатой страны, у которой удивительно красивое имя - Россия.  Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но

Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Россия, Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые дорогие слова для русского человека.

Послушайте песню и скажите, о чём мы сегодня будем говорить. (Звучит песня В. Баснера на стихи М. Матусовского “С чего начинается Родина?”)

(Высказывания детей)

Да, ребята, сегодня мы будем говорить о Родине.

 И тема классного часа «Дорогое слово ­ Родина

Слайд№3 ( 1слайд “Дорогое слово ­ Родина”).

  • Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и песни под гармонь, и ромашковые поля. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. И маленькая деревушка в одну улицу. Деревушка с красивым необычным названием. Родина – это и наши предки, наши мамы и папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь.

Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Отношение народа к Родине выражено в различных произведениях искусства. Талантливые люди: поэты, художники, музыканты – сложили и написали немало стихов, картин и музыкальных произведений, изображающих и прославляющих красоту нашей русской природы.

Послушайте, что написал о Родине великий писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский:

(Слайд 5: портрет К.Д. Ушинского)

Наше Отечество

Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него Родина.

Беседа:

  • Что вы узнали из рассказа о Родине?
  • Как нужно к ней относиться?
  • Почему мы зовём Родину Отечеством? Матерью?
  • Любовь человека к Родине русский народ выразил не только в стихах и рассказах, но и в своих пословицах и поговорках.

Работа с пословицами.

У каждой группы на столе лежит конверт, в нем рассыпавшиеся пословицы. Постарайтесь их собрать.

  • Ребята, что у вас получилось?

Какая мысль объединяет пословицы?

- Родина, Россия, Русь, родной дом – дорогие сердцу каждого слова.  А как называется любовь к Родине? (Патриотизм)

Слово учителя:

Многое в нашем восприятии Родины  совпадает, потому что объединяет нас чувство любви к родному Отечеству.

Это чувство поднимало людей в бой, и в истории России осталось немало славных имен защитников Отечества.

Сообщения учащихся:

А хорошо ли вам известны эти имена?

Посетим виртуальную портретную галерею и вспомним исторические события, связанные с каждым именем.

Зырянов Владик 1. Великий полководец-Александр Невский: в тяжёлое для Руси время смог объединить вокруг себя народ и не пустить европейских рыцарей, чтобы они завоевали нашу Русь. Эта битва получила название Ледовое побоище. Это было в 13 веке.

Рубан Виталий 2. Великий полководец Дмитрий Донской в 1380 году со своими войсками разгромил ордынское иго на Куликовом поле, за рекой Дон, а его правнук Великий государь Иван III объединил под властью Москвы большинство русских земель и избавил их от ордынской зависимости. Так начались новые времена в истории нашей страны – ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. Это было в 14 веке.

Фадеев Семен 3. Александр Васильевич Суворов – начал службу солдатом и дослужился до высшего воинского звания – генералиссимуса. За всю свою жизнь он не проиграл ни одного сражения. Суворов говорил: «Побеждают не умом, а уменьем». Его солдаты, которых называли чудо-богатырями, взяли штурмом неприступную турецкую крепость Измаил, разгромили французов в Италии, одержали много других побед. Также он вывел свою армию из окружения, пробившись через перевалы Альпийских гор.

Шиянов Александр 4. Великий полководец – Михаил Илларионович Кутузов прославился в Великой Отечественной войне 1812 года. Его любили все солдаты, на него надеялась вся Россия. Именно он выбрал для решающего сражения с армией Наполеона Бородинское сражение и победил в нём. Это было в период 19 века.

Солянников Артем 5. Георгий Константинович Жуков-маршал Победы в Великой Отечественной войне. В XX веке ко всем этим именам добавились ещё имена великих полководцев Великой Отечественной войны - Г.К.Жуков, А.М.Василевский, И.С.Конев, Р.Я.Малиновский, К.К.Рокоссовский, С.К.Тимошенко, и многие другие.

6. Всегда наши солдаты и офицеры  были героями: Афганская и Чеченская война, Сирия и другие военные конфликты, где трудились наши военнослужащие, защищая честь и достоинство своей Родины.

Песня-клип А.Гомана «Русский парень»

Скажите, пожалуйста, чье имя носит наша школа? Почему она названа в честь этого человека.

А.П. Жданова

Правильно.
Белькова Ольга   Капитан милиции. Начальник отделения СОБР Восточно – Сибирского РУБОП при УВД по И.о. Погиб 31 октября 1995 г. при исполнении служебных обязанностей по обеспечению государственной безопасности и территориальной целостности РФ на территории Чеченской республики. За проявленную самоотверженность и героизм при исполнении служебного долга капитан милиции Жданов Андрей Павлович награжден орденом Мужества (посмертно).

Минута молчания.

Сегодня образцы мужества и стойкости проявляют военнослужащие Российской Армии, участвующие в специальной военной операции на Украине.

Президент Российской Федерации В. В. Путин назвал всех российских военных настоящими героями.

Многим  из этих воинов, присвоено звание Героя России.

Цена истинного патриотизма – жизнь, но эта жертва оправдана, когда речь идет о свободе и независимости Отечества.

Слово учителя:

Так уж повелось, что всех людей, проживающих на территории нашей страны, называют русскими, независимо от их национальной принадлежности.

Клип Шамана «Я русский»

- Что же отличает русского человека.

Давайте попытаемся назвать несколько черт, присущих именно русскому человеку.

Дети называют, Работают с конвертами.

Выбрать положительные качества и поместить на доске. Повторяться не надо.

1.Крепкая вера

2. Обострённое чувство справедливости

3.  Любовь к Родине

4. Уникальная щедрость

5. Невероятное трудолюбие

6.  Умение видеть и по достоинству ценить прекрасное

7. Гостеприимство

8. Терпение

9. Искренность

10. Коллективизм, соборность

11. Милосердность, человеколюбие

12. Меркантильность

13. Педантичность

14.Агрессивность

15.Подчинение

- Что же может способствовать объединению людей? На какие важные ценности мы должны опираться?

- Любовь к ближнему, любовь к семье, к своей истории, к своим корням. Любовь к своей Родине!

  • Итак, ребята, мы продолжаем говорить о родной для нас стране. Вы знаете, что у любой страны есть государственные символы, назовите их.

(Ответы детей)

-Звучит Гимн России.

  • Что вы знаете о цветах флага? Слайд№6

Закирова Вероника

В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России:  белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий ­ цвет веры и верности, постоянства;  красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество

  • Что символизирует двуглавый орёл на гербе?

Борзов Егор

Российский двуглавый орел указывает на евроазиатский состав России как на уникальное, по мнению Д. С. Лихачева, соединение в ней двух великих культур ­ Востока и Запада. Две орлиные головы, бдительно смотрящие по сторонам, символизируют надежную охрану страны с Востока и Запада.

Современный российский двуглавый орел представлен невооруженным: его глаз, клюв, язык, лапы и когти имеют тот же цвет, что и оперение. Такой орел символизирует государство, политика которого строиться на оборонительной военной доктрине, опирающейся на принципы добрососедства и миролюбия. Но крепкий и острый клюв орла все же раскрыт: это говорит о том, что Россия способна надежно обеспечить свою безопасность, защитить себя и своих союзников от любой агрессии. Красный цвет поля в современном гербе ­ символ животворной силы, русской идеи, героизма, красоты и победы, а золотой цвет орла ­ символ достоинства, величия, богатства, великолепия, вечности и славы.

  • Ребята, а как называется область, в которой мы живем? (Иркутская область) (слайд № 7)
  • У нашей области и у нашего города  тоже есть государственные символы. (Слайд № 8)
  • А знаете ли вы, что кроме государственных символов, есть ещё негосударственные, неофициальные. Так, у каждого государства есть символ – дерево:

Кедр ­ символ Ливана. Сакура ­ символ Японии.

Канадский клен ­ символ Канады.

Кактус (это для нас он маленькое растение) ­ национальный символ Мексики.

  • А какое дерево – символ России? (Ответ детей)слайд №9 (2 щелчка)
  • Какое милое, очаровательное дерево ­ стройная берёзка! Как похожа она на нежную, красивую русскую девицу в белом сарафане.
  • А какой цветок является  негосударственным символом  России.
  • Ромашка, как и береза, символ русской природы. “По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда... (слайды 10­12)

Ромашки схожи по форме с зонтиками, а по легенде ­ они в давние времена были зонтиками у маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется ромашкой либо сорвет ее и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим.

  • А сейчас поиграем.

Игра “Что отдашь Земле родной?”

  • Ребята, у каждого на парте 2 лепестка ромашки, ответьте письменно на вопрос: “

Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?”/

(Ребёнок должен написать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома...).

А теперь давайте соберём цветок, из группы выходят по 2 человека с лепестками, зачитывают, что написали и крепят лепестки на доску.

  • Чего не хватает в нашей ромашке? (Сердцевины)
  • Какой формы сердцевина? Что она символизирует?
  • Давайте встанем в круг, образуя сердцевину цветка.

Клубок­рефлексия

  • У меня в руке клубок ниток жёлтого цвета, сейчас я начну передавать его по кругу. Когда клубок попадёт вам в руки, оберните виток ниткой у указательного пальца своей руки, загадав при этом самое сокровенное желание. (Нить возвращается к учителю)
  • Что сделала с нами нить? Как вы думаете хорошо это?    (Высказывания детей)
  • Верно, нить объединила нас, сплотила. Мы всегда должны держаться вместе, помогать друг другу, жить в мире и согласии и тогда наша страна будет славиться и процветать!

­ Чтобы сохранить наглядную память о нашей встрече, я хочу унести с собой этот круг. Он связал нас в единое целое. А чтобы сохранить эту нить, нам необходимо обратиться ещё к одному негосударственному символу – символу единения, семьи, дружбы. Назовите символ России – деревянную игрушку, пришедшую, кстати, из Китая.

(Ответы детей)

  • Верно, это матрёшка. Что вы знаете о матрёшке? (Высказывания детей)

(Слайд 13: с изображением матрёшек)

  • Она прячет, оберегает, хранит меньших матрёшек, как мать оберегает своё дитя. Может, и нашу нить с заветными желаниями она сбережёт и сохранит? (Учитель открывает матрёшку и вкладывает в неё жёлтую нить)

А сейчас займите свои места, (пока дети занимают места,  появляется сердцевина ромашки).

 Вот и получилась сердцевина для нашей ромашки из объединённой нити.

Итог.

Ребята, так почему же дорого нам это слово­ Родина?

Родина­ это земля у порога

Где ты впервые узнал своё имя. Родина­ это большая дорога

Та,  по которой пойдёшь ты с другими.

Итог работы:

Ребята, наша страна великая, и мы должны гордиться ею. Быть достойными гражданами своей страны т.к каждый из нас частичка России. И от всех нас зависит будущее нашей Родины.

Клип Газманова «Россия!»

Слайд№14

Я себя не мыслю без России,
Без её берёз и тополей,
Без её невыплаканной сини,
Без её заснеженных полей.
Без её работника и бога — 
Человека с опытом Левши,
Без её Есенина и Блока, 
Без её пророческой души.
Я себя не мыслю без России,
Без родной земли, где все моё,
Где легла мне на сердце впервые
Песня колыбельная её. 
Без её легенд и сказок вещих, 
Горных ветров, горьких как полынь.
Без её преображенных женщин
Из безвестных Золушек в богинь. 
Без её железных комиссаров, 
Падающих с песней на устах, 
Без её космических Икаров 
На своих немыслимых постах. 
Без её неизмеримой силы, 
Без её распахнутых морей... 
Я себя не мыслю без России,
Без её любви и без моей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Коррекционно-развивающее занятие по патриотическому воспитанию "Если скажут слово Родина..."

Работа дефектолога заключается в организации коррекционной помощи детям с недостатками развития мыслительной деятельности и учебных навыков. Но не менее важно, особенно в среде детского дома, и формир...

Портрет слова. Родина.

Исследовательская работа ученицы 5 класса....

Проект "Энциклопедия слова Родина"

Мою электронную энциклопедию слова можно отнести к  энциклопедическому справочнику, где расположение материала обычно дается по тематическому признаку. Мною определены следующие стороны рассмотре...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Как я понимаю значение слова РОДИНА?»

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Как я понимаю значение слова РОДИНА?» (в рамках подготовки к ОГ...

Конспект внеурочного занятия "Живёт в сердце слово Родина"

Конспект внеурочного занятия или классного часа, патриотического направления....