Коррекционно-развивающее занятие по патриотическому воспитанию "Если скажут слово Родина..."
план-конспект на тему

Работа дефектолога заключается в организации коррекционной помощи детям с недостатками развития мыслительной деятельности и учебных навыков. Но не менее важно, особенно в среде детского дома, и формирование и развитие этических, нравственных, эстетических, гражданских норм. Реализации этого направления дефектолгу помогают семинары различной тематики. Я представляю занятие по патриотическому воспитанию с детьми 2 класса, на котором вполне успешно получилось обощить понятийную базу по теме "Родина" посредством коррекции мыслительной деятельности и когнитивной сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esli_skazhut_slovo_rodina.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Название ОУ       ГБОУ РМЭ "Люльпанский специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VII вида"

Дата, время и место проведения занятия         23.04.2015,  14.00, кабинет дефектолога

 Возраст и год обучения группы (учащегося)     2 класс,  2 год обучения 

Фамилия, имя, отчество (полностью) педагога, его категория, пед. стаж    Кондрашова Лариса Ивановна,  дефектолог первой квалификационной категории, 20 лет

Название темы

«Если скажут слово Родина…»

Цель занятия

Задачи

Обобщение понятия «Родина» посредством коррекции мыслительных процессов и когнитивной сферы.

1. Углубить понятийную базу по теме «Родина»  за счет словарной работы.

2. Формировать умение работать с информацией по теме посредством придумывания нового финала сказки, словотворчества, просмотра фотоизображений и прослушивания песни.

3.Формировать умение слушать и слышать и отработать навыки словотворчества за счет работы со сказкой, словарной работы.
5. Корректировать слуховое и зрительное восприятие, произвольное внимание, аналитико-синтетическую деятельность на основе прослушивания сказки и содержания песни и работы с текстом.

6. Корректировать зрительно-моторную координацию, пространственную ориентировку с помощью  подвижной игры, работы с пазлами и шнурками.

7. Корректировать навык установления причинно-следственных связей  на основе просмотра фотоизображений и прослушивания песни, на основе  понимания сказки, на основе построения речевых высказываний.

8. Корректировать речевое развитие и обогатить словарь детей на основе упражнения в подборе слов, составлении слов, придумывании новых слов.

9.Развивать чувство гордости за свою Родину.

10. Формировать познавательную активность в изучении прошлого и настоящего нашей Родины.

Методы обучения

Практические: упражнения (словарная работа, словотворчество, подвижная игра, работа, работа со шнурками).

Наглядные: демонстрация видеопрезентации.

Словесные: беседа, прослушивание и анализ сказки.

 

Формы обучения

Группой

Тип занятия

комбинированное

Оборудование и основные источники информации.

1.Ноутбук, толковый словарь

2. Интернет-ресурс yotube.ru

3. Синицына Е. И. Умные сказки. – М.: Лист, 1997 г. – стр.145

    Фесюкова Л.Б. 300 развивающих игр для детей 4-7 лет. – Харьков, 2008 г. – стр. 60, 81

Ход занятия.  

  1. Организационный момент  

 -  Испокон веков, то есть с давних-давних времен на Руси люди не просто приветствовали друг друга, а желали здоровья – здравствуйте все! А сегодня каждый из вас сможет поприветствовать всех своим личным, им самим придуманным приветствием – тем, что вы хотите пожелать. Например, я желаю всем радости, поэтому я говорю «радоствуйте».  

А Анжела пожелает всем добра

Егор – улыбок

Дима – удачи

Вадим – счастья

Алеша – тепла

Вадим - успехов

  (слова в помощь детям: доброствуйте, улыбствуйте, счаствуйте, удачствуйте, теплоствуйте, успешствуйте)

И вот с этого замечательного и нужного нам приветствия давайте начнем наше занятие.

  1. Основное содержание занятия.

- Сегодня я вам предлагаю поиграть в пазлы (дети разбирают пазлы). А тему игры вы назовете сами. Вы видите, что пазлы это не простые, а с буквами. Что можно сделать с такими пазлами? – Составить слово (составляется слово «родина»). Вот о Родине мы и поговорим сегодня. 

 

Упражнение 1. «Родина»

 - Ребята, что такое Родина? (Место, где человек родился – корень слова см., где живет – в значении «родная страна»)

  - Работа со словарем. (Работаем вместе. Алгоритм работы со словарем – находим страницу с нужной, заглавной, буквой, далее определяем вторую букву и находим статьи сданным слогом, далее – по последующим буквам слова)

 - Что первое приходит на ум, когда вы слышите или произносите слово Родина?  

 - Я предлагаю послушать песню «С чего начинается Родина», в которой автор слов Михаил Матусовский и композитор Вениамин Баснер выразили отношение к Родине миллионов наших людей.

Показ презентации «С чего начинается Родина?»

- Какое самое главное чувство мы испытываем по отношению к Родине? (Любовь, гордость, уважение)

 - А как человек может проявить свою любовь к Родине? (Охранять природу, заботиться о животных, доброжелательно относиться к людям,  получить профессию и быть ответственным и грамотным работником)

- Но чтобы уметь всё это, чтобы что-то сделать для нашей Родины, сейчас вы должны….. продолжите мою фразу…(Хорошо учиться)

 - Тогда начнем прямо сейчас!!!

 Упражнение 2. «Родные слова»

 - Какие слова можно образовать от слова «родина»? (Родной, родинка, родник, родня, род).

- О чем и о ком можно сказать «родной»? (Дом, край, сад, брат…)

- О чем и о ком можно сказать «родная»? (Сторона, страна, сестра, улица, речь…)

- О чем и о ком можно сказать «родное»? (Слово, небо, солнышко, поле…)

- О чем и о ком можно сказать «родные»? (Люди, братья, сестры, лица, места…)

 А теперь на  тему родных мест послушайте сказку.

Упражнение 3. «Сказка»

  Росли вместе дружные сосны. Были они стройные, прямые. Ничто не страшило их: ни гроза, ни буря, ни метель. Всегда поддерживали они друг друга, не давая согнуться, упасть. Ветви их переплетались и как крепкие руки, лежали на плечах друг друга.

  И вот одна сосна решила…. Как вы думаете, что она решила?

…. Что ей со всеми душно и тесно, что шелест ее хвойных игл теряется в общем шуме, что запах ее смолы совсем не выделяется, и шишки, которые роняет она на землю, смешиваются с другими, и трудно сказать, где ростки из ее семян. … Что же сделала сосна?

  Покинула она дружную семью.

  Выбежала из лесу и встала одна, на отшибе. Солнце ее палит, ветер гнет, дождь, град секут, а поддержать и защитить некому. … Что же стало с этой сосной?

  Искривился ее ствол, обломались ветви. Стоит она кривобокая, глаз не радует и для дела не годится.

  Беседа по сказке.

- Как называется то место, где мы родились и  выросли? (Родина.)

- Что сделала сосна, когда ушла от своих сестер и из своего леса? (Покинула свою родину)

Почему   всё это неприятное произошло с сосной? (Покинула свою родину, свои родные места, и не просто покинула, а посчитала свою родину недостаточно хорошей для себя. В этом ее беда.)

 - Ответ на эти вопросы – Почему жизнь вдали от Родины складывается не всегда хорошо? Ответ на этот вопрос  мы найдем в нашей русской народной мудрости. Об этом очень много в нашем родном языке пословиц.  

Составление пословиц.

   Где родился, там и пригодился.

   На родной стороне и камушек знаком.

   Родной куст и зайцу дорог.

   Глупа та птица, которой свое гнездо немило.

   За морем теплее, а у нас светлее.

   Своя земля и в горсти мила.

   Человек без Родины – соловей без песни.

   С родной земли умри, а не сходи.

   Родину головой оберегают.

 - В любой русской сказке добро всегда побеждает зло. Поэтому и для этой сказки и несчастной ее героини давайте придумаем счастливый финал. Каждый из вас придумывает по одному предложению, при этом нужно учитывать то, что сказали предыдущие дети. (Каждый добавляет по одному предложению, педагог записывает и зачитывает финал).

      Упражнение 4. Физкультминутка.

Русская народная игра «Зеленая репка»

Все играющие встают в круг, берутся за руки, поют песню: 
Зелёная репка, держись крепко, 
кто оборвётся, тот не вернётся. 
Раз, два, три. 
На счёт «три» все проворачиваются вокруг себя, кому как захочется, но руки стараются не расцеплять. Кто разорвёт руки, входит в круг, остальные повторяют песню. И так несколько раз.

     

      Упражнение 5. «Шнурочки»

- Перед вами листы со шнурками. Прежде чем я скажу вам задание,  хочу спросить вас, почему я выбрала для нашего занятия  шнурки именно таких цветов?

-Правильно, потому что это цвета нашего государственного флага. Наш флаг трехцветный, еще его называют триколор (от иностр. слова «колор» – что значит цвет, и цифры три, т.е три цвета).

- А ваши шнурки – это дороги. Вы еще совсем юны, у вас впереди множество самых разных дорог, но вы должны не бездумно брести по первым попавшимся дорогам, а правильно выбрать верную дорогу. Потренируемся?  Сейчас вы должны проложить свои дороги, как вам хочется – это могут быть прямые, изогнутые, круглые дороги. Но шнуры должны обязательно пересекаться друг с другом, образуя перекрестки дорог.

- Что нужно сделать, чтобы пересеклись и как это можно сделать?
(Наложить шнуры друг на друга)

Я вам буду задавать только количество точек пересечения.

1. Одна точка у красного и белого, одна точка у белого и синего.

2. Две точки у белого и синего, одна – у синего и красного.

3. Три точки у белого и синего, одна точка у белого, красного и синего.

4. Все три шнурка соединяются в одной точке.

5. Одна точка у белого и синего, одна точка у красного и синего, две точки у белого и красного.

 6. Три точки у белого и синего.

7. Три точки  у красного и синего, одна точка у белого и синего.

 

      III. Итог занятия  

 Как же звучит тема нашего занятия? А почему в конце фразы многоточие? (Потому,  что она обязательно предполагает продолжение)

Сейчас каждый из вас скажет «Если скажут слово Родина, я подумаю о….»

Если скажут слово Родина, то я подумаю о тех 14 березках, что выросли вместе со мной   под окном моего родного дома.

Я хочу поблагодарить вас за занятие и угостить вас березовым соком. Береза – это очень родное русское дерево, это красота и чистота нашей Родины, и я хочу, чтобы с капельками этого целебного сока вы тоже стали еще здоровее, сильнее и красивее.

Актуализация (повторение изученного материала)

Обобщение понятия «Родина».

Коррекция мыслительных процессов.

Работа по развитию мелкой моторики рук (шнурки)  и общей моторики (подвижная игра).

Изучение нового материала, формирование новых умений и навыков

Усвоение понятийного ряда слова «Родина» (словообразование, однокоренные слова,ассоциативный ряд)

Словотворчество – дети должны научиться создавать новые слова и продолжение сказки.

Формирование умения морального выбора в различных ситуациях и оценки данного выбора(собственного и других людей).

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения (сказка, беседа).

Развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата и  корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (работа со шнурками).

Организация контроля.

 1. Постановка логических вопросов - анализ сказки.

 2. Организация обратной связи – беседа по понятийному ряду слова «родина».

 3. Самостоятельная работа – конструирование пазлов и составление слова, сочинение продолжения сказки.

Итоги занятия

Рефлексия занятия и патриотического отношения к своей Родине -упражнение «Если скажут слово Родина, я подумаю о….»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения

Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...

Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"

Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...

"Кто ты, какой ты? коррекционно - развивающее интегрированное занятие

Коррекционно - развивающее интегрированное занятие "Кто ты, какой ты?. Форма проведения "Своя игра".Коррекционные цели: способствовать позитивному отношению к себе, принятию себя, ощущению собственног...

Коррекционно-развивающее групповое занятие "Насекомые"

Конспект занятия с учащимися 3 класса (8 вид, 1 вариант)...

Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия.

Цель занятия: коррекция агрессивных проявлений у детей.Задачи занятия:- создание в группе доверительной обстановки;- тренировка умения выражать свои эмоции в мимике, пантомимике;- развитие навыков общ...