Рабочая программа, внеурочная деятельность "Семьеведение" 5 клаасс
рабочая программа (5 класс)
Предмет «Семьеведение» можно коротко определить как науку о семье.
Это школьный учебный предмет, который знакомит учеников с социальным институтом семьи. Он призван рассмотреть место и роль каждого члена ячейки общества, научить уважительно относиться к родственникам, сформировать у подростков традиционные семейные ценности и позитивное ответственное отношение к браку.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 71.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лингвистическая школа» муниципального образования
городской округ Люберцы Московской области
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ
«Лингвистическая школа»
___________ Н.Н.Соловьева
Приказ № ___ от «____» ________2024г
Рабочая программа курса внеурочной деятельности: «Семьеведение»
Класс: 5 Е
Учитель: Асауленко Е.А.
2024 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность курса внеурочной деятельности «Семьеведение» в современных условиях обусловлена необходимостью разработки специальных программ обучения и воспитания, способствующих формированию у представителей молодого поколения приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям, включая ценности крепкой семьи, укрепляющих гражданское единство российского общества, направленных на решение демографических проблем в Российской Федерации. Семья – основа любого государства. Ведущими функциями семьи являются рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного, социального и культурного опыта новому поколению.
Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе посредством образования. Образование становится средством,
обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи молодому поколению знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни.
Важность обращения школы к семейной проблематике обусловлена, прежде всего, тем, что семья является одним из важнейших социальных институтов, формирующих в человеке основы его гражданской идентичности. Вместе с тем ценность семьи в сознании молодых людей зачастую девальвируется под воздействием негативного влияния элементов деструктивной идеологии. В этой связи формирование в сознании обучающихся ценности крепкой семьи, брака, многодетности является одной из основных задач системы общего образования в Российской Федерации.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее – программа) для 5–9 классов составлена на основе положений и требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
- федеральной рабочей программы воспитания.
При разработке программы использовались следующие нормативные документы:
- Конституция Российской Федерации;
- Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
- Семейный кодекс Российской Федерации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Целью курса является введение молодых людей в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных ценностно-смысловых установок: брачности, многодетности, целомудрия.
Изучение курса направлено на формирование:
- четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы обучающиеся связывали свое будущее именно с семейным образом жизни;
- понимания обучающимися 5–9 классов особой значимости института семьи для самосохранения и развития общества, сохранения исторической памяти и преемственности поколений;
- ответственного и уважительного отношения обучающихся к старшему поколению, к российским традиционным духовно-нравственным ценностям,
в том числе крепкой семье, институту брака как союзу мужчины и женщины, рождению и воспитанию детей.
ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
В рамках решения основных задач программы должно быть обеспечено:
- ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни, освоение категорий и таксономии семейных терминов;
- формирование у молодых людей основных представлений о семейной жизни с позиции психологии, культурологии и этики;
- осознание обучающимися системы российских семейных ценностей и принятие их для построения собственной семьи в будущем;
- содействие подросткам в решении ими личных смысложизненных вопросов, связанных с семейными отношениями;
- обеспечение осознания обучающимися своей гражданской и социальной идентичности как граждан России и продолжателей традиций рода и семьи;
- содействие направленности обучающихся на создание крепкой, счастливой семьи, снижение и предотвращение рисков на пути к ее созданию;
- ознакомление обучающихся со средствами решения семейных проблем;
- обучение основам психологической и духовно-нравственной безопасности в сфере семейных отношений.
МЕСТО КУРСА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа «Семьеведение» рассчитана на реализацию в течение 34 учебных часов в рамках внеурочной деятельности; данный курс может быть предложен обучающимся в качестве одного из существующих по выбору.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛ 1. «ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, ОБЩЕСТВО…»
Как и для чего создается семья?
Семья в различные исторические эпохи – от древности до настоящего времени: мотивы создания семьи и вступления в брак. Семья и духовно- нравственные ценности.
Выбор спутника жизни. Особенности брачно-семейных отношений. Изменение ролей мужчины, женщины и детей в семье1. Семья и брак в современном обществе.
Семья как ценность для ребенка
Крепкая семья, основанная на любви, как основа для формирования у ребенка чувства безопасности и ощущения счастья. Важность для ребенка материальной и психологической поддержки со стороны родителей. Семья как среда формирования личности ребенка, его духовно-нравственного становления, интеллектуального роста, профессионального и социального самоопределения.
Семья как среда, ориентированная на создание уникальных условий для саморазвития и личностной самореализации детей и родителей. Эмоциональное взаимопонимание между родителями и детьми.
Семья и ее роль в обществе
Семья как первичная ячейка общества, ее важность в самосохранении и развитии общества. Семья и ее основные функции. Репродуктивная функция семьи и ее значение в решении демографических проблем современной России. Расширенная (многопоколенная) семья как исторический феномен.
РАЗДЕЛ 2. «МОИ РОДСТВЕННИКИ – ПОХОЖИЕ И РАЗНЫЕ»
История семьи
Родословная моей семьи. Семейное (родовое) генеалогическое древо и правила его реконструкции (описания).
Важность сохранения исторической памяти о поколениях рода (семьи). Способы передачи информации о связи поколений и родственных отношениях: семейные архивы, фотоальбомы, мемуары. Примерная модель поиска и обработки информации по истории семьи (рода).
Предания и традиции моей семьи. Ценности семьи, передающиеся из поколения в поколение. Семейная память и семейная гордость. Семейные традиции и их разнообразие: семейный совет, воскресные обеды, семейные спектакли, семейные путешествия, семейное чтение и т. п. Достойные примеры для подражания и сохранения семейных традиций. Известные многодетные семьи.
Родители
Особая роль и ответственность родителей в современной семье. Роль мужчины в семье. Отцовство. Роль женщины в семье. Материнство. Любовь, взаимное принятие и поддержка как базовые ценности взаимоотношений супругов между собой, а также родителей и детей. Образ семьи в художественных произведениях второй половины ХХ – начала XXI века (мультипликация, кино, литература и др.).
Особенности выстраивания взаимоотношений между родителями и детьми в зависимости от их возраста и изменений в социальном статусе. Уважительное взаимодействие родителей и детей.
Братья и сестры
Конструктивное взаимодействие детей с братьями, сестрами. Общение с братьями и сестрами в семье – необходимый опыт для создания в будущем собственной семьи. Отношения братьев и сестер в художественных произведениях (мультипликация, кино, литература).
Проблема психологического неприятия и конкуренции между разновозрастными и сводными детьми в семье и пути ее преодоления.
Чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками?
Бабушки и дедушки в семье. Доверительное, эмоционально теплое общение внуков с бабушками и дедушками.
Уважительное отношение к старшим членам семьи. Чувство благодарности старшим. Почитание старших в семье. Забота о пожилых членах семьи, помощь по дому.
Межпоколенное общение как способ передачи и усвоения накопленного старшими поколениями жизненного опыта и духовно-нравственных ценностей.
Мои близкие и дальние родственники
Многообразие родственных отношений. Важность поддержания добрых и уважительных родственных отношений для сохранения межпоколенных связей и семейных традиций.
РАЗДЕЛ 3. «О СЕМЕЙНОМ УЮТЕ И НЕ ТОЛЬКО…»
Что мы называем своим «домом»?
Место проживания семьи и важность его восприятия для супругов и детей как своего «дома». Дом – это место защищенности, уюта и эмоциональной теплоты. Особенности и способы обустройства семейного хозяйства в больших и малых городах, в пригородах и сельской местности.
Ведение домашнего хозяйства
Основные составляющие домашнего (семейного) хозяйства. Хозяйственно-экономическая функция семьи. Типичные проблемы
обустройства домашнего хозяйства у семей с детьми и способы их решения. Плюсы и минусы совместного проживания молодой семьи с детьми вместе со своими родителями или родственниками.
Семейный бюджет
Важность планирования и учета семейных доходов и расходов. Семейный бюджет и финансовая «подушка безопасности». Равноправие мужа и жены в решении финансовых вопросов, открытость семейных финансов как современные культурные нормы. Основные статьи семейного бюджета. Возможности использования семьями услуг финансовых организаций – вклады, кредиты, инвестиции.
Способы экономии семейного бюджета и статьи, на которых не следует экономить. Карманные деньги детей. Основные приоритеты детских расходов и способы рационального расходования детьми денежных средств. Детские накопления и цели их использования.
Семейный быт
Красота, комфорт и уют в доме. Важность совместных усилий родителей и детей в решении проблем определения оптимального бюджета, выбора стиля оформления, материалов, технических решений и другого для обустройства дома. Проект обустройства дома – от идеи до воплощения.
Важность достижения договоренностей в распределении ролей между родителями и детьми для поддержания чистоты и порядка в доме. Традиции обустройства дома в разных регионах России.
РАЗДЕЛ 4. «ВАЖНЕЙ ВСЕГО – ПОГОДА В ДОМЕ…»
Как создать благоприятную семейную атмосферу?
Здоровая семейная атмосфера как залог устойчивости внутрисемейных отношений. Доминирующие положительные эмоции, тон общения, настроение, взаимное доверие и открытость, взаимопомощь и поддержка как важные составляющие супружеских и детско-родительских отношений. Важность
благоприятного семейного психологического климата для развития ребенка в семье и эмоционального состояния супругов. Многодетность как важный компонент благоприятной семейной атмосферы.
На чем держится семья?
Нравственные основы взаимоотношений в семье: любовь, верность, взаимная поддержка, честность. Мужественность и женственность. Умение слушать и слышать друг друга, допущение разных взглядов членов семьи на одну и ту же бытовую ситуацию, умения уступать и прощать недостатки друг другу, навыки оказания друг другу знаков внимания как факторы, укрепляющие семью. Недопустимость эгоистического, высокомерного, равнодушного и неуважительного отношения к членам своей семьи.
Как избегать конфликтов в семье?
Общение супругов друг с другом, а также родителей с детьми, старших детей с младшими по поводу возникающих разногласий как важнейшее правило гармоничной семейной жизни. Важность рефлексии каждым членом семьи своего поведения и манеры общения. Варианты психологической рефлексии подростком своего поведения в семье и отношения к родственникам.
Умения прощать и просить прощения как важные составляющие счастливой семейной жизни. Компромиссы в отношениях между супругами, между родителями и детьми. Пути выхода из возникшего конфликта.
Рост самостоятельности ребенка как норма для взрослеющей личности и важность правильного отношения родителей к этой тенденции. Умение родителей договариваться с детьми как основа гармоничных взаимоотношений. Важность уважения родителями выбора ребенка. Конструктивная поддержка со стороны родителей в ситуации поиска ребенком варианта решения жизненной проблемы.
Что помогает семье объединиться?
Совместная досуговая деятельность как важный фактор сплочения семьи. Разнообразие форм совместных семейных дел (уборка и ремонт
квартиры/дома; работа на приусадебном участке и пр.), оказывающих позитивное и (или) негативное воспитательное и эмоциональное влияние на детей.
Важность семейных праздников для эмоционально-психологического сближения взрослых и детей. Игры как важный элемент семейного досуга. Распространенные виды семейных игр, их плюсы и минусы. Проектирование семейного праздничного мероприятия (день рождения, окончание учебного года, спортивные достижения детей и др.).
Роль семейных прогулок, туристических походов и путешествий в сплочении семьи и личностном развитии ее членов. Проектирование семейного выездного мероприятия. Определение наиболее интересных маршрутов для семейных турпоходов и путешествий (на примере своего региона).
Здоровый образ жизни в семье
Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной жизни. Здоровый образ жизни и его ключевые составляющие: здоровое питание, здоровый сон, гигиена, физическая активность. Современный стиль питания, пищевые привычки взрослых и детей (фастфуд, полуфабрикаты, еда на ходу, заказ готовой еды на дом и др.) и связанные с ними проблемы физического и психического здоровья. Варианты домашнего меню как примеры здорового питания.
Режим здорового сна для взрослых и детей. Личная гигиена и ее влияние на образ жизни семьи. Способы преодоления вредных привычек в семье. Важность физической активности для здоровья человека и способы ее поддержания в семье. Здоровьесберегающие мероприятия (зарядка, прогулки, подвижные игры и т. п.) и технологии (фитнес-браслеты, интернет-приложения и др.), способствующие укреплению здоровья взрослых и детей. Примеры участия членов семьи в оздоровительных мероприятиях и акциях России и региона (ГТО, «Здоровье для всей семьи»).
РАЗДЕЛ 5. «СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ И ПРАВО»
Вступление в брак
Порядок регистрации брака в Российской Федерации. Брачный возраст. Порядок и условия заключения брака в современной России. Брачный договор.
Поддержка государством семей с детьми
Меры социальной поддержки семей с детьми. Социальные гарантии для семей. Материнский капитал и ипотека для молодых семей. Меры государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации. Звание «Мать-героиня».
Деятельность социальных служб (организаций) по поддержке семьи: консультационная, материальная, юридическая, медицинская, психолого- педагогическая. Семейные психологи и специалисты в сфере образования по работе с семьей.
Права и обязанности родителей и детей
Личные права и обязанности супругов, равенство супругов в семье. Имущественные права и обязанности супругов, совместная собственность, движимое и недвижимое имущество семьи, наследство и наследники, дарение и другие сделки с семейным имуществом. Права и обязанности родителей в отношении родных детей и детей, взятых под опеку.
Опекунство и усыновление (удочерение) как способы включения в семейные отношения детей, оставшихся без родителей.
Права и обязанности ребенка в семье. Права несовершеннолетних детей на владение, пользование и распоряжение имуществом, финансовую и предпринимательскую деятельность. Обязанности совершеннолетних детей (с 18 лет) по отношению к своим родителям и родственникам. Роль Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация программы курса внеурочной деятельности «Семьеведение» направлена на обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- гражданское воспитание:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи;
- понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
- обретение положительного образа семьи, родительства (отцовства и материнства), освоение традиционных семейных ценностей России;
- готовность выстраивать бесконфликтные отношения в родительской семье, классе, школьном коллективе;
- понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
- патриотическое воспитание:
- осознание российской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, ценностное отношение к достижениям своей Родины ‒ России, семейных традиций народов России;
- духовно-нравственное воспитание:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора в семейных отношениях, готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции традиционных духовно-нравственных ценностей, а также правовых норм;
- способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к созданию крепкой, гармоничной семьи;
- эстетическое воспитание:
- восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
- физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
- соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведения в интернет-среде;
- трудовое воспитание:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность, уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
- ценности научного познания:
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира с учетом семейных традиций народов России;
- адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью;
- умение оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
- выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии.
Базовые исследовательские действия:
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно- следственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
- знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решений в группе);
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения);
- делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций.
Совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли каждого члена семьи, важности семьи как базового социального института; социокультурной сущности семьи и ее роли в современном обществе; содержании и значении социальных норм, регулирующих семейные отношения, включая правовые нормы;
- осознание значимости крепкой семьи, брака как ценности в современном обществе; умение характеризовать семейные отношения как традиционную российскую духовно-нравственную ценность; осознание значимости семейных традиций в истории народов России;
- формирование понимания роли семьи в освоении норм морали и нравственности, гуманизма, милосердия, справедливости, взаимопомощи, коллективизма, преемственности истории нашей Родины;
- умение характеризовать особенности семейных отношений с использованием источников разных типов (текстами, иллюстрациями, аудио- и видеоматериалами);
- умение использовать полученные знания: для устного и письменного описания традиций семьи, роли каждого члена семьи; для описания традиций своей семьи, для написания ее родословной;
- умение использовать цифровые технологии для создания родословной, поиска и моделирования дома, создания финансового плана семьи и др.;
- умение аргументировать роль здорового образа жизни для каждого члена семьи;
- умение выстраивать бесконфликтное общение с родственниками, в том числе со старшими членами семьи;
- умение осмысливать личный социальный опыт жизни в семье, общения с родителями, с бабушками и дедушками, братьями и сестрами, дальними родственниками;
- умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи;
- овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
- умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека в семье, личным социальным опытом, используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
- умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, включая вопросы, связанные с личными и семейными финансами, в том числе при планировании семейного бюджета.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем курса внеурочной деятельности | Количество часов | Форма работы | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1.1 | Как и для чего создается семья? | 1 | Беседа на основе презентации «Семья в различные исторические эпохи». Анализ репродукций картин известных художников, посвященных семье в разные исторические эпохи. Создание плаката «Современная семья». Дискуссия на тему «Выбор спутника жизни» | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 |
1.2 | Семья как ценность для ребенка | 1 | Беседа и создание схемы «Значение семьи в жизни человека». Анализ предложенных ситуаций, показывающих влияние семьи на жизнь подростка | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 |
1 | Сопоставление иллюстраций, отражающих психологические отношения родителей и подростка (взаимное доверие/недоверие; рациональная оценка/недооценка; поддержка и сочувствие/равнодушие; адекватные требования/неадекватные требования) для создания правил выстраивания отношений между детьми и родителями. Начало создания коллективной электронной энциклопедии «Семья – наша ценность» | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 | ||
1.3 | Семья и ее роль в обществе | 1 | Беседа «Семья и ее основные функции». Анализ примеров семей по страницам художественной литературы, кинематографа | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 |
Итого по разделу | 4 | |||
2.1 | История семьи | 1 | Составление родословных на основе предложенных учителем и/или обучающимися макетов | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 |
1 | Беседа на основе презентации «Способы сохранения исторической памяти о семье». Составление схемы «Как в моей семье сохраняется память о поколениях». Знакомство с электронными ресурсами, позволяющими искать и обрабатывать информацию об истории своей семьи, и разработка алгоритма действий | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 | ||
1 | Проектная деятельность «Предания и традиции моей семьи». Практикум «Семейные традиции» | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 | ||
2.2 | Родители | 1 | Обсуждение отрывков из художественной литературы, кинофильмов, мультипликационных фильмов о гармоничных отношениях в семье. Создание облака слов на тему «Ценности семьи» | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 |
1 | Анализ кейсов на тему «Стили воспитания». Игра «Продолжи предложение»: «Если бы я оказался на месте своих родителей, то...» | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 | ||
2.3 | Братья и сестры | 1 | Обсуждение темы «Взаимоотношения с братьями, сестрами» в группах: «Хорошо | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 |
ли быть единственным ребенком в семье», «Нас в семье двое/трое», «У меня много братьев и сестер». Составление правил конструктивного взаимодействия с братьями и сестрами. Обсуждение кейсов о конструктивном взаимодействии детей с братьями и сестрами | ||||
2.4 | Чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками? | 1 | Анализ иллюстраций на тему «Межпоколенное общение». Анализ ситуаций, отражающих конструктивное взаимодействие внуков с бабушками и дедушками, для выработки бесконфликтной стратегии поведения. Практикум «Уважение к старшим и помощь в семье» | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 |
2.5 | Мои близкие и дальние родственники | 1 | Игра «Самое главное качество моего родственника» на основе родословной. Продолжение разработки коллективной электронной энциклопедии «Семья – наша ценность» | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 |
Итого по разделу | 8 | |||
3.1 | Что мы называем своим «домом»? | 1 | Составление облака слов «Дом» на основе ассоциаций. Конкурс рисунков/синквейнов «Мой дом» или «Дом моей мечты» | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 |
3.2 | Ведение домашнего хозяйства | 1 | Беседа на основе презентации «Семейное хозяйство в разные исторические периоды развития России». Разработка правил рачительного ведения домашнего хозяйства | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 |
3.3 | Семейный бюджет | 1 | Анализ схемы «Семейный бюджет». Решение практических задач, направленных на планирование и учет семейных доходов и расходов | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 |
1 | Решение практических задач, направленных на выявление рациональных способов расходования карманных денег | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 | ||
3.4 | Семейный быт | 1 | Игра «Красота и комфорт в доме» на основе предложенных карточек (иллюстрации, предметы интерьера). | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 |
Составление облака слов по теме «Уют в доме» | ||||
1 | Обсуждение презентации «Традиции обустройства дома (семейного хозяйства) в разных регионах России». Проектная деятельность по теме «Мой вклад в чистоту и порядок в доме». Продолжение разработки коллективной электронной энциклопедии «Семья – наша ценность» | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 | ||
Итого по разделу | 6 | |||
4.1 | Как создать благоприятную семейную атмосферу? | 1 | Обсуждение пословиц, отрывков из художественных произведений, видеосюжетов о семейной атмосфере. Обсуждение модели благоприятной психологической атмосферы в семье. Проектная деятельность в рамках темы «Многодетность как важный | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 |
компонент благоприятной семейной атмосферы» | ||||
4.2 | На чем держится семья? | 1 | Беседа по теме «Нравственные основы взаимоотношений в семье». Анализ учебных кейсов о конструктивном взаимодействии членов семьи. Беседа о мужественности и женственности | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 |
4.3 | Как избегать конфликтов в семье? | 1 | Обсуждение темы общения в семье на основе презентации. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 |
Заполнение таблицы «Мое поведение в семье» | ||||
1 | Решение учебных кейсов, направленных на поиск компромисса при зарождении конфликта в семье | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 | ||
1 | Анализ кейсов, показывающих конструктивную поддержку со стороны родителей в ситуации поиска подростком «правильного» варианта решения жизненной проблемы. Обсуждение полученных результатов | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 |
4.4 | Что помогает семье объединиться? | 1 | Составление перечня совместных семейных дел на основе личного опыта и анализа информации, предложенной учителем (в виде иллюстраций, видеосюжетов) | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 |
1 | Конкурс проектов «Моя любимая семейная игра». Обсуждение результатов проектов. Составление алгоритма проектирования семейного праздника | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 | ||
1 | Обсуждение интересных маршрутов для семьи на основе интерактивной карты. Проект «Семейное путешествие/турпоход» | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 |
4.5 | Здоровый образ жизни в семье | 1 | Обсуждение важности здорового образа жизни на основе презентации учителя и личного социального опыта. Составление домашнего меню | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 |
1 | Обсуждение возможностей участия членов семьи в оздоровительных мероприятиях на территории России на основе презентации. Обмен мнениями по теме «Здоровье в моей семье». Продолжение разработки коллективной электронной энциклопедии «Семья – наша ценность» | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 |
Итого по разделу | 10 | |||
5.1 | Вступление в брак | 1 | Работа с фрагментами Конституции Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации. Обсуждение важности вступления в брак | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 |
5.2 | Поддержка государством семей с детьми | 1 | Обсуждение понятий «социальная поддержка», «социальные гарантии», «финансовые организации», | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 |
«материнский капитал». Решение практических задач для понимания возможностей использования семьями услуг финансовых организаций | |||||||
1 | Обсуждение деятельности социальных служб по поддержке семьи на основе презентации. Знакомство школьников с электронными ресурсами социальных служб | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 | |||||
5.3 | Права и обязанности родителей и детей | 1 | Работа с фрагментами правовых источников. Игра «Права и обязанности родителей» | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 | |||
5.4 | 1 | Работа с фрагментами правовых источников. Игра «Права и обязанности детей» | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 | ||||
5.5 | 1 | Работа с фрагментами правовых источников. Анализ сайта Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Завершение создания коллективной электронной энциклопедии «Семья – наша ценность» | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 | ||||
5.6 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | |||||
Итого по разделу | 7 | ||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 35 | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради
Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...
Рабочая программа внеурочной деятельности Рабочая программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения»
для обучающихся стяжелыми и множественными нарушениями развития(вариант II)6 «А»,6 «Б», 7 «А» классов...
- Мне нравится (1)
