Рабочая программа, внеурочная деятельность "Семьеведение" 5 клаасс
рабочая программа (5 класс)

Асауленко Елена Анатольевна

Предмет «Семьеведение» можно коротко определить как науку о семье

Это школьный учебный предмет, который знакомит учеников с социальным институтом семьи. Он призван рассмотреть место и роль каждого члена ячейки общества, научить уважительно относиться к родственникам, сформировать у подростков традиционные семейные ценности и позитивное ответственное отношение к браку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_vd_semevedenie_5e_asaulenko.docx71.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Лингвистическая школа» муниципального образования

городской  округ Люберцы Московской области

«УТВЕРЖДАЮ»

   Директор МОУ

«Лингвистическая школа»

___________  Н.Н.Соловьева

    Приказ № ___ от  «____» ________2024г

Рабочая программа курса внеурочной деятельности: «Семьеведение»

Класс: 5 Е

Учитель: Асауленко Е.А.

2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность  курса  внеурочной  деятельности  «Семьеведение» в современных условиях обусловлена необходимостью разработки специальных программ  обучения  и  воспитания,  способствующих  формированию у представителей молодого поколения приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям, включая ценности крепкой семьи, укрепляющих гражданское единство российского общества, направленных на решение демографических проблем в Российской Федерации. Семья – основа любого государства. Ведущими функциями семьи являются рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного, социального и культурного опыта новому поколению.

Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе посредством образования. Образование становится средством,

обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи молодому поколению знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни.

Важность обращения школы к семейной проблематике обусловлена, прежде всего, тем, что семья является одним из важнейших социальных институтов, формирующих в человеке основы его гражданской идентичности. Вместе с тем ценность семьи в сознании молодых людей зачастую девальвируется под воздействием негативного влияния элементов деструктивной идеологии. В этой связи формирование в сознании обучающихся ценности крепкой семьи, брака, многодетности является одной из основных задач системы общего образования в Российской Федерации.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее – программа) для 5–9 классов составлена на основе положений и требований:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
  • федеральной рабочей программы воспитания.

При разработке программы использовались следующие нормативные документы:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Указ  Президента  Российской        Федерации        от        09.11.2022  г.  №  809

«Об        утверждении        Основ        государственной        политики        по        сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;

  • Семейный кодекс Российской Федерации.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Целью курса является введение молодых людей в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных ценностно-смысловых установок: брачности, многодетности, целомудрия.

Изучение курса направлено на формирование:

  • четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы обучающиеся связывали свое будущее именно с семейным образом жизни;
  • понимания обучающимися 5–9 классов особой значимости института семьи для самосохранения и развития общества, сохранения исторической памяти и преемственности поколений;
  • ответственного и уважительного отношения обучающихся к старшему поколению, к российским традиционным духовно-нравственным ценностям,

в том числе крепкой семье, институту брака как союзу мужчины и женщины, рождению и воспитанию детей.

ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

В рамках решения основных задач программы должно быть обеспечено:

  • ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни, освоение категорий и таксономии семейных терминов;
  • формирование у молодых людей основных представлений о семейной жизни с позиции психологии, культурологии и этики;
  • осознание обучающимися системы российских семейных ценностей и принятие их для построения собственной семьи в будущем;
  • содействие подросткам в решении ими личных смысложизненных вопросов, связанных с семейными отношениями;
  • обеспечение осознания обучающимися своей гражданской и социальной идентичности как граждан России и продолжателей традиций рода и семьи;
  • содействие направленности обучающихся на создание крепкой, счастливой семьи, снижение и предотвращение рисков на пути к ее созданию;
  • ознакомление обучающихся со средствами решения семейных проблем;
  • обучение основам психологической и духовно-нравственной безопасности в сфере семейных отношений.

МЕСТО КУРСА   В  ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа  «Семьеведение» рассчитана  на  реализацию  в  течение 34 учебных часов в рамках внеурочной деятельности; данный курс может быть предложен обучающимся в качестве одного из существующих по выбору.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ 1. «ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, ОБЩЕСТВО…»

Как и для чего создается семья?

Семья в различные исторические эпохи – от древности до настоящего времени: мотивы создания семьи и вступления в брак. Семья и духовно- нравственные ценности.

Выбор спутника жизни. Особенности брачно-семейных отношений. Изменение ролей мужчины, женщины и детей в семье1. Семья и брак в современном обществе.

Семья как ценность для ребенка

Крепкая семья, основанная на любви, как основа для формирования у ребенка чувства безопасности и ощущения счастья. Важность для ребенка материальной и психологической поддержки со стороны родителей. Семья как среда формирования личности ребенка, его духовно-нравственного становления, интеллектуального роста, профессионального и социального самоопределения.

Семья как среда, ориентированная на создание уникальных условий для саморазвития и личностной самореализации детей и родителей. Эмоциональное взаимопонимание между родителями и детьми.

Семья и ее роль в обществе

Семья как первичная ячейка общества, ее важность в самосохранении и развитии общества. Семья и ее основные функции. Репродуктивная функция семьи и ее значение в решении демографических проблем современной России. Расширенная (многопоколенная) семья как исторический феномен.

РАЗДЕЛ 2. «МОИ РОДСТВЕННИКИ – ПОХОЖИЕ И РАЗНЫЕ»

История семьи

Родословная моей семьи. Семейное (родовое) генеалогическое древо и правила его реконструкции (описания).

Важность сохранения исторической памяти о поколениях рода (семьи). Способы передачи информации о связи поколений и родственных отношениях: семейные архивы, фотоальбомы, мемуары. Примерная модель поиска и обработки информации по истории семьи (рода).

Предания и традиции моей семьи. Ценности семьи, передающиеся из поколения в поколение. Семейная память и семейная гордость. Семейные традиции и их разнообразие: семейный совет, воскресные обеды, семейные спектакли, семейные путешествия, семейное чтение и т. п. Достойные примеры для подражания и сохранения семейных традиций. Известные многодетные семьи.

Родители

Особая роль и ответственность родителей в современной семье. Роль мужчины в семье. Отцовство. Роль женщины в семье. Материнство. Любовь, взаимное принятие и поддержка как базовые ценности взаимоотношений супругов  между  собой,  а  также  родителей  и  детей.  Образ  семьи в художественных произведениях второй половины ХХ – начала XXI века (мультипликация, кино, литература и др.).

Особенности выстраивания взаимоотношений между родителями и детьми в зависимости от их возраста и изменений в социальном статусе. Уважительное взаимодействие родителей и детей.

Братья и сестры

Конструктивное взаимодействие детей с братьями, сестрами. Общение с братьями и сестрами в семье – необходимый опыт для создания в будущем собственной семьи. Отношения братьев и сестер в художественных произведениях (мультипликация, кино, литература).

Проблема психологического неприятия и конкуренции между разновозрастными и сводными детьми в семье и пути ее преодоления.

Чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками?

Бабушки и дедушки в семье. Доверительное, эмоционально теплое общение внуков с бабушками и дедушками.

Уважительное отношение к старшим членам семьи. Чувство благодарности старшим. Почитание старших в семье. Забота о пожилых членах семьи, помощь по дому.

Межпоколенное общение как способ передачи и усвоения накопленного старшими поколениями жизненного опыта и духовно-нравственных ценностей.

Мои близкие и дальние родственники

Многообразие родственных отношений. Важность поддержания добрых и уважительных родственных отношений для сохранения межпоколенных связей и семейных традиций.

РАЗДЕЛ 3. «О СЕМЕЙНОМ УЮТЕ И НЕ ТОЛЬКО…»

Что мы называем своим «домом»?

Место проживания семьи и важность его восприятия для супругов и детей как своего «дома». Дом – это место защищенности, уюта и эмоциональной теплоты. Особенности и способы обустройства семейного хозяйства в больших и малых городах, в пригородах и сельской местности.

Ведение домашнего хозяйства

Основные составляющие домашнего (семейного) хозяйства. Хозяйственно-экономическая   функция   семьи.   Типичные   проблемы

обустройства домашнего хозяйства у семей с детьми и способы их решения. Плюсы и минусы совместного проживания молодой семьи с детьми вместе со своими родителями или родственниками.

Семейный бюджет

Важность планирования и учета семейных доходов и расходов. Семейный бюджет и финансовая «подушка безопасности». Равноправие мужа и жены в решении финансовых вопросов, открытость семейных финансов как современные культурные нормы. Основные статьи семейного бюджета. Возможности использования семьями услуг финансовых организаций – вклады, кредиты, инвестиции.

Способы экономии семейного бюджета и статьи, на которых не следует экономить. Карманные деньги детей. Основные приоритеты детских расходов и способы рационального расходования детьми денежных средств. Детские накопления и цели их использования.

Семейный быт

Красота, комфорт и уют в доме. Важность совместных усилий родителей и детей в решении проблем определения оптимального бюджета, выбора стиля оформления, материалов, технических решений и другого для обустройства дома. Проект обустройства дома – от идеи до воплощения.

Важность достижения договоренностей в распределении ролей между родителями и детьми для поддержания чистоты и порядка в доме. Традиции обустройства дома в разных регионах России.

РАЗДЕЛ 4. «ВАЖНЕЙ ВСЕГО – ПОГОДА В ДОМЕ…»

Как создать благоприятную семейную атмосферу?

Здоровая семейная атмосфера как залог устойчивости внутрисемейных отношений. Доминирующие положительные эмоции, тон общения, настроение, взаимное доверие и открытость, взаимопомощь и поддержка как важные составляющие супружеских и  детско-родительских отношений.  Важность

благоприятного семейного психологического климата для развития ребенка в семье и эмоционального состояния супругов. Многодетность как важный компонент благоприятной семейной атмосферы.

На чем держится семья?

Нравственные основы взаимоотношений в семье: любовь, верность, взаимная поддержка, честность. Мужественность и женственность. Умение слушать и слышать друг друга, допущение разных взглядов членов семьи на одну и ту же бытовую ситуацию, умения уступать и прощать недостатки друг другу, навыки оказания друг другу знаков внимания как факторы, укрепляющие семью.  Недопустимость эгоистического,  высокомерного,  равнодушного и неуважительного отношения к членам своей семьи.

Как избегать конфликтов в семье?

Общение супругов друг с другом, а также родителей с детьми, старших детей с младшими по поводу возникающих разногласий как важнейшее правило гармоничной семейной жизни. Важность рефлексии каждым членом семьи своего поведения и манеры общения. Варианты психологической рефлексии подростком своего поведения в семье и отношения к родственникам.

Умения прощать и просить прощения как важные составляющие счастливой семейной жизни. Компромиссы в отношениях между супругами, между родителями и детьми. Пути выхода из возникшего конфликта.

Рост самостоятельности ребенка как норма для взрослеющей личности и важность правильного отношения родителей к этой тенденции. Умение родителей договариваться с детьми как основа гармоничных взаимоотношений. Важность уважения родителями выбора ребенка. Конструктивная поддержка со стороны родителей в ситуации поиска ребенком варианта решения жизненной проблемы.

Что помогает семье объединиться?

Совместная досуговая деятельность как важный фактор сплочения семьи.  Разнообразие  форм  совместных  семейных  дел  (уборка  и  ремонт

квартиры/дома; работа на приусадебном участке и пр.), оказывающих позитивное и (или) негативное воспитательное и эмоциональное влияние на детей.

Важность семейных праздников для эмоционально-психологического сближения взрослых и детей. Игры как важный элемент семейного досуга. Распространенные виды семейных игр, их плюсы и минусы. Проектирование семейного праздничного мероприятия (день рождения, окончание учебного года, спортивные достижения детей и др.).

Роль  семейных  прогулок,  туристических  походов  и  путешествий в сплочении семьи и личностном развитии ее членов. Проектирование семейного выездного мероприятия. Определение наиболее интересных маршрутов для семейных турпоходов и путешествий (на примере своего региона).

Здоровый образ жизни в семье

Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной жизни. Здоровый образ жизни и его ключевые составляющие: здоровое питание, здоровый сон, гигиена, физическая активность. Современный стиль питания, пищевые привычки взрослых и детей (фастфуд, полуфабрикаты, еда на ходу, заказ готовой еды на дом и др.) и связанные с ними проблемы физического и психического здоровья. Варианты домашнего меню как примеры здорового питания.

Режим здорового сна для взрослых и детей. Личная гигиена и ее влияние на образ жизни семьи. Способы преодоления вредных привычек в семье. Важность физической активности для здоровья человека и способы ее поддержания в семье. Здоровьесберегающие мероприятия (зарядка, прогулки, подвижные игры и т. п.) и технологии (фитнес-браслеты, интернет-приложения и др.), способствующие укреплению здоровья взрослых и детей. Примеры участия членов семьи в оздоровительных мероприятиях и акциях России и региона (ГТО, «Здоровье для всей семьи»).

РАЗДЕЛ 5. «СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ И ПРАВО»

Вступление в брак

Порядок регистрации брака в Российской Федерации. Брачный возраст. Порядок и условия заключения брака в современной России. Брачный договор.

Поддержка государством семей с детьми

Меры социальной поддержки семей с детьми. Социальные гарантии для семей. Материнский капитал и ипотека для молодых семей. Меры государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации. Звание «Мать-героиня».

Деятельность социальных служб (организаций) по поддержке семьи: консультационная, материальная, юридическая, медицинская, психолого- педагогическая. Семейные психологи и специалисты в сфере образования по работе с семьей.

Права и обязанности родителей и детей

Личные права и обязанности супругов, равенство супругов в семье. Имущественные права и обязанности супругов, совместная собственность, движимое и недвижимое имущество семьи, наследство и наследники, дарение и другие сделки с семейным имуществом. Права и обязанности родителей в отношении родных детей и детей, взятых под опеку.

Опекунство и усыновление (удочерение) как способы включения в семейные отношения детей, оставшихся без родителей.

Права и обязанности ребенка в семье. Права несовершеннолетних детей на  владение,  пользование  и  распоряжение  имуществом,  финансовую и предпринимательскую деятельность. Обязанности совершеннолетних детей (с 18 лет) по отношению к своим родителям и родственникам. Роль Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация программы курса внеурочной деятельности «Семьеведение» направлена на обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. гражданское воспитание:
  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи;
  • понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
  • обретение положительного образа семьи, родительства (отцовства и материнства), освоение традиционных семейных ценностей России;
  • готовность выстраивать бесконфликтные отношения в родительской семье, классе, школьном коллективе;
  • понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
  1. патриотическое воспитание:
  • осознание   российской   идентичности   в   поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, ценностное отношение к достижениям своей Родины ‒ России, семейных традиций народов России;
  1. духовно-нравственное воспитание:
  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора  в  семейных  отношениях,  готовность  оценивать  свое  поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции традиционных духовно-нравственных ценностей, а также правовых норм;
  • способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к созданию крепкой, гармоничной семьи;
  1. эстетическое воспитание:
  • восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
  1. физическое  воспитание,  формирование  культуры  здоровья и эмоционального благополучия:
  • осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
  • соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведения в интернет-среде;
  1. трудовое воспитание:
  • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность, уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
  1. ценности научного познания:
  • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира с учетом семейных традиций народов России;
  1. адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью;
  • умение оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

  • выявлять        и        характеризовать        существенные        признаки        социальных явлений и процессов;
  • выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
  • делать        выводы        с        использованием        дедуктивных        и        индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии.

Базовые исследовательские действия:

  • проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно- следственных связей и зависимостей объектов между собой;
  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
  • эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • воспринимать  и  формулировать  суждения,  выражать  эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
  • знать  и  распознавать  предпосылки  конфликтных  ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
  • в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

  • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
  • ориентироваться        в        различных        подходах        принятия        решений (индивидуальное, принятие решений в группе);
  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения);
  • делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
  • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
  • оценивать соответствие результата цели и условиям;
  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
  • регулировать способ выражения эмоций.

Совместная деятельность:

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • уметь обобщать мнения нескольких людей;
  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
  • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды  в  достижение  результатов,  разделять  сферу  ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли каждого члена семьи, важности семьи как базового социального института; социокультурной сущности семьи и ее роли в современном обществе; содержании и значении социальных норм, регулирующих семейные отношения, включая правовые нормы;
  • осознание  значимости  крепкой  семьи,  брака  как  ценности в современном обществе; умение характеризовать семейные отношения как традиционную российскую духовно-нравственную ценность; осознание значимости семейных традиций в истории народов России;
  • формирование понимания  роли  семьи в освоении  норм  морали и нравственности, гуманизма, милосердия, справедливости, взаимопомощи, коллективизма, преемственности истории нашей Родины;
  • умение   характеризовать   особенности   семейных   отношений с использованием источников разных типов (текстами, иллюстрациями, аудио- и видеоматериалами);
  • умение использовать полученные знания: для устного и письменного описания традиций семьи, роли каждого члена семьи; для описания традиций своей семьи, для написания ее родословной;
  • умение использовать цифровые технологии для создания родословной, поиска и моделирования дома, создания финансового плана семьи и др.;
  • умение аргументировать роль здорового образа жизни для каждого члена семьи;
  • умение выстраивать бесконфликтное общение с родственниками, в том числе со старшими членами семьи;
  • умение осмысливать личный социальный опыт жизни в семье, общения с родителями, с бабушками и дедушками, братьями и сестрами, дальними родственниками;
  • умение  решать  в  рамках  изученного  материала  познавательные и практические задачи;
  • овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
  • умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека в семье, личным социальным опытом, используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
  • умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, включая вопросы, связанные с личными и семейными финансами, в том числе при планировании семейного бюджета.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем курса внеурочной

деятельности

Количество часов

Форма работы

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1.1

Как и для чего создается семья?

1

Беседа на основе презентации «Семья в различные исторические эпохи».

Анализ репродукций картин известных художников, посвященных семье в разные исторические эпохи.

Создание плаката «Современная семья».

Дискуссия на тему «Выбор спутника жизни»

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

1.2

Семья как ценность для ребенка

1

Беседа и создание схемы «Значение семьи в жизни человека».

Анализ предложенных ситуаций,

показывающих влияние семьи на жизнь подростка

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

1

Сопоставление иллюстраций, отражающих психологические отношения родителей

и подростка (взаимное доверие/недоверие; рациональная оценка/недооценка; поддержка и сочувствие/равнодушие; адекватные требования/неадекватные требования) для создания правил выстраивания отношений между детьми

и родителями.

Начало создания коллективной электронной энциклопедии «Семья – наша ценность»

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

1.3

Семья и ее роль в обществе

1

Беседа «Семья и ее основные функции». Анализ примеров семей по страницам художественной литературы, кинематографа

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

Итого по разделу

4

2.1

История семьи

1

Составление родословных

на основе предложенных учителем и/или обучающимися макетов

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

1

Беседа на основе презентации «Способы сохранения исторической памяти о семье». Составление схемы «Как в моей семье сохраняется память о поколениях».

Знакомство с электронными ресурсами, позволяющими искать и обрабатывать информацию об истории своей семьи,

и разработка алгоритма действий

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

1

Проектная деятельность «Предания и традиции моей семьи».

Практикум «Семейные традиции»

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

2.2

Родители

1

Обсуждение отрывков из художественной литературы, кинофильмов,

мультипликационных фильмов

о гармоничных отношениях в семье.

Создание облака слов на тему «Ценности семьи»

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

1

Анализ кейсов на тему «Стили воспитания». Игра «Продолжи предложение»: «Если бы я оказался на месте своих родителей, то...»

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

2.3

Братья и сестры

1

Обсуждение темы «Взаимоотношения

с братьями, сестрами» в группах: «Хорошо

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

ли быть единственным ребенком в семье»,

«Нас в семье двое/трое», «У меня много братьев и сестер».

Составление правил конструктивного взаимодействия с братьями и сестрами.

Обсуждение кейсов о конструктивном

взаимодействии детей с братьями и сестрами

2.4

Чем ценны отношения внуков с бабушками

и дедушками?

1

Анализ иллюстраций на тему

«Межпоколенное общение».

Анализ ситуаций, отражающих конструктивное взаимодействие внуков

с бабушками и дедушками, для выработки бесконфликтной стратегии поведения.

Практикум «Уважение к старшим и помощь в семье»

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

2.5

Мои близкие и дальние родственники

1

Игра «Самое главное качество моего родственника» на основе родословной. Продолжение разработки коллективной электронной энциклопедии «Семья – наша

ценность»

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

Итого по разделу

8

3.1

Что мы называем своим «домом»?

1

Составление облака слов «Дом» на основе ассоциаций.

Конкурс рисунков/синквейнов «Мой дом» или «Дом моей мечты»

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

3.2

Ведение домашнего хозяйства

1

Беседа на основе презентации «Семейное хозяйство в разные исторические периоды развития России».

Разработка правил рачительного ведения домашнего хозяйства

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

3.3

Семейный бюджет

1

Анализ схемы «Семейный бюджет». Решение практических задач, направленных на планирование и учет семейных доходов и расходов

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

1

Решение практических задач, направленных на выявление рациональных способов расходования карманных денег

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

3.4

Семейный быт

1

Игра «Красота и комфорт в доме» на основе

предложенных карточек (иллюстрации, предметы интерьера).

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

Составление облака слов по теме «Уют в доме»

1

Обсуждение презентации «Традиции обустройства дома (семейного хозяйства) в разных регионах России».

Проектная деятельность по теме «Мой вклад в чистоту и порядок в доме».

Продолжение разработки коллективной электронной энциклопедии «Семья – наша

ценность»

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

Итого по разделу

6

4.1

Как создать благоприятную семейную атмосферу?

1

Обсуждение пословиц, отрывков из художественных произведений,

видеосюжетов о семейной атмосфере. Обсуждение модели благоприятной психологической атмосферы в семье. Проектная деятельность в рамках

темы «Многодетность как важный

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

компонент благоприятной семейной атмосферы»

4.2

На чем держится семья?

1

Беседа по теме «Нравственные основы взаимоотношений в семье».

Анализ учебных кейсов о конструктивном взаимодействии членов семьи.

Беседа о мужественности и женственности

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

4.3

Как избегать

конфликтов в семье?

1

Обсуждение темы общения в семье

на основе презентации.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

Заполнение таблицы «Мое поведение в семье»

1

Решение учебных кейсов, направленных на поиск компромисса при зарождении конфликта в семье

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

1

Анализ кейсов, показывающих конструктивную поддержку со стороны родителей в ситуации поиска подростком

«правильного» варианта решения жизненной проблемы.

Обсуждение полученных результатов

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

4.4

Что помогает семье объединиться?

1

Составление перечня совместных семейных дел на основе личного опыта и анализа информации, предложенной учителем

(в виде иллюстраций, видеосюжетов)

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

1

Конкурс проектов «Моя любимая семейная игра».

Обсуждение результатов проектов. Составление алгоритма проектирования семейного праздника

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

1

Обсуждение интересных маршрутов

для семьи на основе интерактивной карты. Проект «Семейное путешествие/турпоход»

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

4.5

Здоровый образ жизни в семье

1

Обсуждение важности здорового образа жизни на основе презентации учителя

и личного социального опыта. Составление домашнего меню

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

1

Обсуждение возможностей участия членов семьи в оздоровительных мероприятиях

на территории России на основе презентации. Обмен мнениями по теме «Здоровье в моей семье». Продолжение разработки коллективной электронной энциклопедии «Семья – наша ценность»

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

Итого по разделу

10

5.1

Вступление в брак

1

Работа с фрагментами Конституции Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.

Обсуждение важности вступления в брак

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

5.2

Поддержка

государством семей с детьми

1

Обсуждение понятий «социальная поддержка», «социальные гарантии»,

«финансовые организации»,

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

«материнский капитал».

Решение практических задач для понимания возможностей использования семьями услуг

финансовых организаций

1

Обсуждение деятельности социальных служб по поддержке семьи на основе презентации.

Знакомство школьников с электронными ресурсами социальных служб

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

5.3

Права и обязанности родителей и детей

1

Работа с фрагментами правовых источников. Игра «Права и обязанности родителей»

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

5.4

1

Работа с фрагментами правовых источников. Игра «Права и обязанности детей»

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

5.5

1

Работа с фрагментами правовых источников.

Анализ сайта Уполномоченного

при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

Завершение создания коллективной

электронной энциклопедии «Семья – наша ценность»

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

5.6

Повторительно-обобщающий урок

1

Итого по разделу

7

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...

Рабочая программа внеурочной деятельности Рабочая программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения»

для обучающихся стяжелыми и множественными нарушениями развития(вариант II)6 «А»,6 «Б», 7 «А» классов...