Воспитать Человека
методическая разработка

Воспитательная практика

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА»

Категория I. Номинация «Воспитание классного коллектива»

ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 

«Инфографика: творчество и коллектив»

Автор воспитательной практики:

учитель математики

МОАУ Константиновской СОШ

Жамкочян Анжела Артуровна

с. Константиновка

2022

Название воспитательной практики

«Инфографика: творчество и коллектив»

ФИО, должность и наименование образовательной организации авторов Практики

Жамкочян Анжела Артуровна, учитель математики МОАУ Константиновской СОШ

Актуальность внедрения воспитательной практики

Окружающая ученика предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает его внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, расширяет кругозор в различных областях науки, способствует позитивному восприятию учеником школы.

Согласно статистике, 90% информации, которую мы помним, основывается на визуальном восприятии. Эффективным способом визуализации информации выступает инфографика. При визуализации информации средствами инфографики решается ряд педагогических задач:

  • более глубокое погружение в изучаемую тему;
  • развитие критического мышления, личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
  • непосредственное участие обучающихся (индивидуальное и/или в составе небольшой группы) в создании информационного продукта и предметно-эстетической среды школы;
  • сплочение классного коллектива;
  • освоение учащимися различных программ и интернет-сервисов с целью создания продуктов инфорграфики.

Описание воспитательной практики

Согласно статистике, в классах современной школы учится новое поколение Z. Поколение Z – это своеобразное цифровое поколение, для которого характерны следующие черты:

  1. это дети мультимедийных технологий;
  2. ориентированы на потребление и инивидуалистичны;
  3. концентрация внимания уменьшена в десятки раз, чаще наблюдается «клиповое мышление»;
  4. гиперактивны.

Таким образом, возникла практическая проблема: каким образом представить информационный материал, чтобы он был привлекателен и интересен по содержанию.

Одной из эффективных технологий активизации внимания является метод визуализации информации. В условиях использования средств ИКТ в образовании популярным средством визуализации  информации стала инфографика.

Поэтому данный метод визуализации был взят мной за основу работы с классом по сплочению коллектива.

Целевая аудитория

Учащиеся 7-го класса (13 лет)

Цель и задачи воспитательной практики

Цель: сплочение коллектива через включение в совместную творческую деятельность по созданию продуктов инфорафики.

Задача:

  1. выяснить, может ли инфографика как педагогический прием подачи информации использоваться в воспитательном процессе;
  2. обучить классный коллектив создавать инфографику с помощью различных инструментов;
  3. повысить уровень развития коммуникативных навыков у учащихся через их включение в совместную коллективную творческую деятельность.

Технологии, методы реализации воспитательной практики

  1.  Проектные технологии.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени.

  1. Технология сотрудничества

Задача каждого учащегося состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый учащийся. Вся работа проходит в команде, дети отвечают не только за себя, но и болеют за честь своей команды. Дети учатся работать в команде, оценивая свою работу и успех, успех и работу команды. Такая работа эффективна, т.к. дети чувствуют большую ответственность за результат работы. [2, 4]

Метод инфографики.

SWOT-анализ воспитательной

практики

См. Приложение 1.

Ресурсы, необходимые для реализации воспитательной практики

Компьютер, подключенный к сети Интернет. Принтер. Классный кабинет. Ученическая мебель.

Период реализации воспитательной практики

Октябрь 2021 – май 2022 г. (см. Приложение 2)

Ожидаемые результаты воспитательной практики

Совместная коллективная творческая деятельность по созданию продуктов инфографики сплотит детский коллектив, конфликтные ситуации станут редким явлением.

Учащиеся обучатся работе в программах и интернет-сервисах по созданию продуктов инфографики и будут использовать свои умения в последующем на других учебных предметах.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

SWOT-анализ воспитательной практики 

«Инфографика: творчество и коллектив»

Внутренние факторы

Внешние факторы

Сильные стороны

Возможности

  1. Совместная деятельность будет способствовать неформальному общению обучающихся и их сближению.
  2. Сформирована система ученического самоуправления в классном коллективе.
  3. Ученики научились анализировать и систематизировать информацию.
  4. Ученики научились работать с программами.
  5. Научились визуализировать информацию.

1. Совершенствование модели самоуправления в классном коллективе.

2. Расширение кругозора учащихся во время поиска информации.

3. Знания и умения работы в различных программах и интернет-сервисах пригодятся обучающимся в дальнейшем.

Слабые стороны

Угрозы (риски)

1. Слабая внутренняя организация коллектива.

2. Недостаточно высокая инициативность, самостоятельность ученического самоуправления.

1. Дефицит временного ресурса.

2. Неактуальность выбранной темы для создания информационного стенда.

3. Нехватка знаний по работе с ИКТ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

План-график реализации воспитательной практики 

«Инфографика: творчество и коллектив» (Диаграмма Ганта)

Наименование этапа

Длительность

Временные рамки проекта (сентябрь - май)

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1

Изучение проблематики вопроса.

Задача:

Изучить  классный коллектив, возрастные особенности.

2 недели

2.

Изучение проблематики вопроса.

Задача:

Выяснить, может ли инфографика как педагогический прием подачи информации использоваться в воспитательном процессе

2 недели

3.

Проведение социометрического исследования в классе.

Задачи:

  1. Изучение межличностных отношений в группе.
  2. Обоснованное проведение необходимых мероприятий по улучшению психологического климата в коллективе, и, в. конечном счете, повышении качества обучения и успеваемости.

1 неделя

4.

Составление плана-графика конкурсных школьных мероприятий, требующих создания продуктов инфографики.

Задача:

Распределение обязанностей среди творческих групп обучающихся и контроль за выполнением заданий 

1 неделя

5.

Обучение отдельных групп обучающихся работе в программах и интернет-сервисах с целью создания продуктов инфорграфики.

Задача:

Обучить классный коллектив создавать инфографику с помощью различных инструментов

1 неделя

Создание творческими группами обучающихся конкурсных материалов в течение учебного года.

Задачи:

Повысить уровень развития коммуникативных навыков у учащихся через их включение в коллективную творческую деятельность

7 месяцев

Повторное социометрическое исследование классного коллектива.

Задачи:

Изучить изменения межличностных отношений в группе.

1 неделя

Подведение итогов проекта.

 1 неделя


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

«ИНФОГРАФИКА: ТВОРЧЕСТВО И КОЛЛЕКТИВ»

В начале 2021-2022 учебного года в классе часто стали возникать конфликтные ситуации.

Характерной особенностью подросткового возраста является половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков – несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.

Для преодоления возникших проблем было принято решение по поиску способа объединения детей с учетом такой психологической особенности данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Однако если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.

Инфографика обладает рядом преимуществ, на которые может опереться классный руководитель при организации учащихся во время создания информационного конкурсного продукта (дайджеста, листа словаря, коллажа и т.п.):

  • непосредственное участие обучающихся (индивидуальное и/или в составе небольшой группы) в создании информационного продукта;
  • сплочение классного коллектива;
  • развитие критического мышления, личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
  • освоение учащимися различных программ и интернет-сервисов с целью создания продуктов инфорграфики.

Поэтому данный метод визуализации был взят мной за основу работы с классом по сплочению детского коллектива.

Основными этапами реализации проекта стали:

  1. Проведение социометрического исследования в классе.
  2. Составление плана-графика конкурсных школьных мероприятий, требующих создания продуктов инфографики.
  3. Обучение отдельных групп обучающихся работе в программах и интернет-сервисах с целью создания продуктов инфорграфики.
  4. Создание творческими группами обучающихся конкурсных материалов в течение учебного года.
  5. Повторное социометрическое исследование классного коллектива.
  6. Подведение итогов проекта.

Рассмотрим данные этапы более подробно.

  1. Изучение проблематики вопроса.

В рамках календарного планирования воспитательной работы школы в течение учебного года проводятся тематические недели и предметные дни. В планы воспитательных мероприятий к данным неделям и дням всегда входит оформление информационного стенда из конкурсных материалов (дайджестов, листов словаря, агитплакатов, коллажей) на определенную тему: конкурсы в рамках школьного проекта «Словарь» - «Я-гражданин России», «Энциклопедия спорта», «Армейский словарь», «Словарь толерантности»; конкурс дайджестов в рамках школьного проекта «Интересно обо всем» - «Деньги разных стран», «Широка страна моя родная», «Амурская область – край родной» и т.д.  При этом при оформлении и выборе подачи информации обязательно учитываются данные современных исследований о том, что современные школьники воспринимают свежую информацию довольно быстро и в ином размере. Они, выросшие в эпоху новых технологий, иначе смотрят на мир. Усваивается роль визуальных образов как средств передачи информации.

Согласно статистике, в классах современной школы учится новое поколение Z. Поколение Z – это своеобразное цифровое поколение, для которого характерны следующие черты:

  1. это дети мультимедийных технологий;
  2. они нетерпеливы и сосредоточены, в основном, на краткосрочных целях;
  3. ориентированы на потребление и инивидуалистичны;
  4. иначе занимаются творчеством;
  5. концентрация внимания уменьшена в десятки раз;
  6. чаще наблюдается «клиповое мышление»;
  7. гиперактивны.

Таким образом, возникла практическая проблема: каким образом представить информационный материал, чтобы он был привлекателен и интересен по содержанию.

Одной из эффективных технологий активизации внимания является метод визуализации информации. В условиях использования средств ИКТ в образовании популярным средством визуализации  информации стала инфографика.

Инфографика – это особым образом иллюстрированная информации, которая представлена одновременно в виде текстов, а также диаграмм, графиков и различных рисунков. [1]

Основная цель инфографики заключается в совершенствовании процесса восприятия информации, объяснении сложной информации в простых образах, ее передачи в компактном визуально привлекательном сообщении.

Инфографика, как один из методов визуализации информации может использоваться как на уроках, так и во внеурочное время для:

  • создания проблемных ситуаций;
  • организации эффективной поисковой деятельности;
  • развития критического мышления;
  • развития открытой познавательной позиции;
  • создания комфортных условий для общения сверстников.

  1. Проведение социометрического исследования в классе.

Для проведения социометрического исследования в классе была выбрана методика «Cоциометрия» Дж. Морено. Методика используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений у учеников 2-11 классов. Данная методика позволяет косвенно определить уровень сформированности коммуникативных навыков у учащихся.

Задачи диагностического исследования:

1. измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

2. выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

3. обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности. [3]

В результате социометрического исследования психологом в классе выяснилось, что в классном коллективе в сферах личных интересов и учебной деятельности имеют статус:

- «Звезды» (лидеры) - 2 учащихся;

- «Предпочитаемые» - 3 учащихся;

- «Принимаемые» - 3 учащихся;

- «Непринятые» (отвергаемые) - 4.

Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) = 5/12 – низкий статус.

Коэффициент взаимности (КВ) = 34% – высокий уровень взаимоотношений в сферах личных интересов и учебной деятельности. Данные исследований свидетельствует об средней удовлетворенности учащимися оказываемой взаимовыручкой со стороны одноклассников в учебной деятельности, а также о не достаточной сплоченности коллектива.  

  1. Составление плана-графика конкурсных школьных мероприятий, требующих создания продуктов инфографики.

Согласно, календарного плана воспитательной работы школы, был составлен график конкурсных мероприятий на 2021-2022 уч.г. (см. Таблицу 1)

Таблица 1. Выписка из календарного плана воспитательной работы на 2021-2022 уч.г.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Конкурс фотокомиксов «Так делать нельзя!»

В рамках Месяца безопасности

Школьный проект «Словарь» - конкурс «Энциклопедия спорта» в рамках Операции «Здоровье»

Акция «Эстафета добрых дел»

Конкурс дайджестов «Узнаем больше друг о друге» в рамках Недели толерантности

Конкурс плакатов «Красота вежливых слов» в рамках Недели правовых знаний

Конкурс дайджестов «Амурская область – край родной» в рамках Недели краеведения

Конкурс боевых листков «Наши парни просто класс!» в рамках Месяца военно-патриотической и спортивно-массовой работы

Конкурс поздравительных открыток «Королевы красоты»

Конкурс дайджестов «Деньги разных стран» в рамках Дня финансовой грамотности

Флэшмоб «Читаем книги о войне» в рамках плана мероприятий по празднованию Дня Победы в ВОВ.

  1. Обучение отдельных групп обучающихся работе в программах и интернет-сервисах с целью создания продуктов инфорграфики.

Для эффективного обучения учащихся работе в программах и интернет-сервисах класс был разделен на три группы. Группы были сформированы с учетом желания детей и результатов социометрического обследования. Для групп были проведены мастер-классы по работе в следующих программах и интернет-сервисах.

Также для обучения были использованы готовые инфографики:

  1. Создание творческими группами обучающихся конкурсных материалов в течение учебного года.

Ссылка на творчиские материалы обучающихся:

https://drive.google.com/drive/folders/1tWUCp_18U0aPxTCP7WmFwe8coA00GOLw?usp=sharing 

  1. Повторное социометрическое исследование классного коллектива.

По результатам исследования выявлено, что в классном коллективе в сферах личных интересов и учебной деятельности имеют статус:

- «Звезды» (лидеры) - 5 учащихся, из них «суперзвезда» - 1 учащийся;

- «Предпочитаемые» - 3 учащихся;

- «Принимаемые» - 4 учащихся;

- «Непринятые» (отвергаемые) - нет.

Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) = 8/12 – благоприятный статус.

Коэффициент взаимности (КВ) = 60% – высокий уровень взаимоотношений в сферах личных интересов и учебной деятельности.

Данные исследований свидетельствует об удовлетворенности учащимися оказываемой взаимовыручкой со стороны одноклассников в учебной деятельности, а также сплоченностью коллектива, привязанностью и дружбой детей.

  1. Подведение итогов проекта.

Данный проект повлиял на сплочённость классного коллектива. Это видно из повторного социометрического исследованная, увеличилось количество «Звёзд» и «Предпочитаемых», «Непринятых» в коллективе нет.

Совместная коллективная творческая деятельность по созданию продуктов инфографики сплотила детский коллектив. Подтверждением являются успешное участие класса в школьных конкурсах.

Ссылка на грамоты обучающихся:

https://drive.google.com/drive/folders/1tWUCp_18U0aPxTCP7WmFwe8coA00GOLw?usp=sharing 

   

   

   

Информационные источники

  1. Булатецкая А.С., Филипповская Е.В. Инфографика - новый тренд в образовательном процессе. Статья ГБПОУ ЯНАО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий», г. Ноябрьск (https://1-sept.ru/component/djclassifieds/?view=item&cid=6:publ-st-bf&id=32:инфографика-новый-тренд-в-образовательном-процессе&Itemid=464).
  2. Золотарёва И. А. Сплочение коллектива через вовлечение детей в совместную творческую деятельность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 11 (ноябрь). – С. 96–100. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13232.htm.
  3. Социометрический метод как инструмент исследования межличностных отношений в детском коллективе (https://imc72.ru/content/05022018/3.pdf).
  4. Успешные воспитательные практики: Методические рекомендации для классных руководителей, заместителей директоров по ВР, советников директоров по воспитанию и работе с детскими объединениями. – Тюмень: ТОГИРРО, 2021.- 24 с. (https://togirro.ru/assets/files/2021/proekty/2.3/met_rek_usp_praktiki_vospitaniya.pdf?ysclid=l3mba5hsyz).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская "Как воспитать человека, любящего свою Родину?"

Родительское собрание по   гражданско-патриотическому воспитанию....

Материалы предоставленные на региональный этап Всероссийского конкурса среди работников образовательных учреждений «Воспитать человека»

Региональный этап Всероссийского конкурсасреди работников образовательных учреждений«Воспитать человекаНоминация:              ...

Творческая работа. Эссе. "Воспитать человека".

Творческая работа "Воспитать человека" является размышлением о направлении деятельности  классного руководителя. Как реализовать свои идеи воспитания? Как соединить процесс воспитания с развитием...

статья"Воспитать человека"

статья по формированию кругозора подростков, развитию духовно-нрвственных качеств школьников...

Воспитать человека (эссе)

Данное эссе написано в рамках участия в окружном этапе конкурса профессионального мастерства и общественного признания "Педагог года-2012"....

Публикация в газете "Приволжская новь" "Воспитать доброе отношение к животным -воспитать человека"

Беседа для родителей в рамках Недели "В защиту животных-2020",  газета "Приволжская новь" №39 от 24.09.2020...