Воспитать Человека
методическая разработка
Воспитательная практика
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА»
Категория I. Номинация «Воспитание классного коллектива»
ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
«Инфографика: творчество и коллектив»
Автор воспитательной практики:
учитель математики
МОАУ Константиновской СОШ
Жамкочян Анжела Артуровна
с. Константиновка
2022
Название воспитательной практики | «Инфографика: творчество и коллектив» |
ФИО, должность и наименование образовательной организации авторов Практики | Жамкочян Анжела Артуровна, учитель математики МОАУ Константиновской СОШ |
Актуальность внедрения воспитательной практики | Окружающая ученика предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает его внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, расширяет кругозор в различных областях науки, способствует позитивному восприятию учеником школы. Согласно статистике, 90% информации, которую мы помним, основывается на визуальном восприятии. Эффективным способом визуализации информации выступает инфографика. При визуализации информации средствами инфографики решается ряд педагогических задач:
|
Описание воспитательной практики | Согласно статистике, в классах современной школы учится новое поколение Z. Поколение Z – это своеобразное цифровое поколение, для которого характерны следующие черты:
Таким образом, возникла практическая проблема: каким образом представить информационный материал, чтобы он был привлекателен и интересен по содержанию. Одной из эффективных технологий активизации внимания является метод визуализации информации. В условиях использования средств ИКТ в образовании популярным средством визуализации информации стала инфографика. Поэтому данный метод визуализации был взят мной за основу работы с классом по сплочению коллектива. |
Целевая аудитория | Учащиеся 7-го класса (13 лет) |
Цель и задачи воспитательной практики | Цель: сплочение коллектива через включение в совместную творческую деятельность по созданию продуктов инфорафики. Задача:
|
Технологии, методы реализации воспитательной практики |
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени.
Задача каждого учащегося состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый учащийся. Вся работа проходит в команде, дети отвечают не только за себя, но и болеют за честь своей команды. Дети учатся работать в команде, оценивая свою работу и успех, успех и работу команды. Такая работа эффективна, т.к. дети чувствуют большую ответственность за результат работы. [2, 4] Метод инфографики. |
SWOT-анализ воспитательной практики | См. Приложение 1. |
Ресурсы, необходимые для реализации воспитательной практики | Компьютер, подключенный к сети Интернет. Принтер. Классный кабинет. Ученическая мебель. |
Период реализации воспитательной практики | Октябрь 2021 – май 2022 г. (см. Приложение 2) |
Ожидаемые результаты воспитательной практики | Совместная коллективная творческая деятельность по созданию продуктов инфографики сплотит детский коллектив, конфликтные ситуации станут редким явлением. Учащиеся обучатся работе в программах и интернет-сервисах по созданию продуктов инфографики и будут использовать свои умения в последующем на других учебных предметах. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
SWOT-анализ воспитательной практики
«Инфографика: творчество и коллектив»
Внутренние факторы | Внешние факторы |
Сильные стороны | Возможности |
| 1. Совершенствование модели самоуправления в классном коллективе. 2. Расширение кругозора учащихся во время поиска информации. 3. Знания и умения работы в различных программах и интернет-сервисах пригодятся обучающимся в дальнейшем. |
Слабые стороны | Угрозы (риски) |
1. Слабая внутренняя организация коллектива. 2. Недостаточно высокая инициативность, самостоятельность ученического самоуправления. | 1. Дефицит временного ресурса. 2. Неактуальность выбранной темы для создания информационного стенда. 3. Нехватка знаний по работе с ИКТ. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
План-график реализации воспитательной практики
«Инфографика: творчество и коллектив» (Диаграмма Ганта)
№ | Наименование этапа | Длительность | Временные рамки проекта (сентябрь - май) | ||||||||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |||
1 | Изучение проблематики вопроса. Задача: Изучить классный коллектив, возрастные особенности. | 2 недели | |||||||||
2. | Изучение проблематики вопроса. Задача: Выяснить, может ли инфографика как педагогический прием подачи информации использоваться в воспитательном процессе | 2 недели | |||||||||
3. | Проведение социометрического исследования в классе. Задачи:
| 1 неделя | |||||||||
4. | Составление плана-графика конкурсных школьных мероприятий, требующих создания продуктов инфографики. Задача: Распределение обязанностей среди творческих групп обучающихся и контроль за выполнением заданий | 1 неделя | |||||||||
5. | Обучение отдельных групп обучающихся работе в программах и интернет-сервисах с целью создания продуктов инфорграфики. Задача: Обучить классный коллектив создавать инфографику с помощью различных инструментов | 1 неделя | |||||||||
Создание творческими группами обучающихся конкурсных материалов в течение учебного года. Задачи: Повысить уровень развития коммуникативных навыков у учащихся через их включение в коллективную творческую деятельность | 7 месяцев | ||||||||||
Повторное социометрическое исследование классного коллектива. Задачи: Изучить изменения межличностных отношений в группе. | 1 неделя | ||||||||||
Подведение итогов проекта. | 1 неделя | ||||||||||
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
«ИНФОГРАФИКА: ТВОРЧЕСТВО И КОЛЛЕКТИВ»
В начале 2021-2022 учебного года в классе часто стали возникать конфликтные ситуации.
Характерной особенностью подросткового возраста является половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков – несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
Для преодоления возникших проблем было принято решение по поиску способа объединения детей с учетом такой психологической особенности данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Однако если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.
Инфографика обладает рядом преимуществ, на которые может опереться классный руководитель при организации учащихся во время создания информационного конкурсного продукта (дайджеста, листа словаря, коллажа и т.п.):
- непосредственное участие обучающихся (индивидуальное и/или в составе небольшой группы) в создании информационного продукта;
- сплочение классного коллектива;
- развитие критического мышления, личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
- освоение учащимися различных программ и интернет-сервисов с целью создания продуктов инфорграфики.
Поэтому данный метод визуализации был взят мной за основу работы с классом по сплочению детского коллектива.
Основными этапами реализации проекта стали:
- Проведение социометрического исследования в классе.
- Составление плана-графика конкурсных школьных мероприятий, требующих создания продуктов инфографики.
- Обучение отдельных групп обучающихся работе в программах и интернет-сервисах с целью создания продуктов инфорграфики.
- Создание творческими группами обучающихся конкурсных материалов в течение учебного года.
- Повторное социометрическое исследование классного коллектива.
- Подведение итогов проекта.
Рассмотрим данные этапы более подробно.
- Изучение проблематики вопроса.
В рамках календарного планирования воспитательной работы школы в течение учебного года проводятся тематические недели и предметные дни. В планы воспитательных мероприятий к данным неделям и дням всегда входит оформление информационного стенда из конкурсных материалов (дайджестов, листов словаря, агитплакатов, коллажей) на определенную тему: конкурсы в рамках школьного проекта «Словарь» - «Я-гражданин России», «Энциклопедия спорта», «Армейский словарь», «Словарь толерантности»; конкурс дайджестов в рамках школьного проекта «Интересно обо всем» - «Деньги разных стран», «Широка страна моя родная», «Амурская область – край родной» и т.д. При этом при оформлении и выборе подачи информации обязательно учитываются данные современных исследований о том, что современные школьники воспринимают свежую информацию довольно быстро и в ином размере. Они, выросшие в эпоху новых технологий, иначе смотрят на мир. Усваивается роль визуальных образов как средств передачи информации.
Согласно статистике, в классах современной школы учится новое поколение Z. Поколение Z – это своеобразное цифровое поколение, для которого характерны следующие черты:
- это дети мультимедийных технологий;
- они нетерпеливы и сосредоточены, в основном, на краткосрочных целях;
- ориентированы на потребление и инивидуалистичны;
- иначе занимаются творчеством;
- концентрация внимания уменьшена в десятки раз;
- чаще наблюдается «клиповое мышление»;
- гиперактивны.
Таким образом, возникла практическая проблема: каким образом представить информационный материал, чтобы он был привлекателен и интересен по содержанию.
Одной из эффективных технологий активизации внимания является метод визуализации информации. В условиях использования средств ИКТ в образовании популярным средством визуализации информации стала инфографика.
Инфографика – это особым образом иллюстрированная информации, которая представлена одновременно в виде текстов, а также диаграмм, графиков и различных рисунков. [1]
Основная цель инфографики заключается в совершенствовании процесса восприятия информации, объяснении сложной информации в простых образах, ее передачи в компактном визуально привлекательном сообщении.
Инфографика, как один из методов визуализации информации может использоваться как на уроках, так и во внеурочное время для:
- создания проблемных ситуаций;
- организации эффективной поисковой деятельности;
- развития критического мышления;
- развития открытой познавательной позиции;
- создания комфортных условий для общения сверстников.
- Проведение социометрического исследования в классе.
Для проведения социометрического исследования в классе была выбрана методика «Cоциометрия» Дж. Морено. Методика используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений у учеников 2-11 классов. Данная методика позволяет косвенно определить уровень сформированности коммуникативных навыков у учащихся.
Задачи диагностического исследования:
1. измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
2. выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
3. обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности. [3]
В результате социометрического исследования психологом в классе выяснилось, что в классном коллективе в сферах личных интересов и учебной деятельности имеют статус:
- «Звезды» (лидеры) - 2 учащихся;
- «Предпочитаемые» - 3 учащихся;
- «Принимаемые» - 3 учащихся;
- «Непринятые» (отвергаемые) - 4.
Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) = 5/12 – низкий статус.
Коэффициент взаимности (КВ) = 34% – высокий уровень взаимоотношений в сферах личных интересов и учебной деятельности. Данные исследований свидетельствует об средней удовлетворенности учащимися оказываемой взаимовыручкой со стороны одноклассников в учебной деятельности, а также о не достаточной сплоченности коллектива.
- Составление плана-графика конкурсных школьных мероприятий, требующих создания продуктов инфографики.
Согласно, календарного плана воспитательной работы школы, был составлен график конкурсных мероприятий на 2021-2022 уч.г. (см. Таблицу 1)
Таблица 1. Выписка из календарного плана воспитательной работы на 2021-2022 уч.г.
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Конкурс фотокомиксов «Так делать нельзя!» В рамках Месяца безопасности | Школьный проект «Словарь» - конкурс «Энциклопедия спорта» в рамках Операции «Здоровье» | Акция «Эстафета добрых дел» Конкурс дайджестов «Узнаем больше друг о друге» в рамках Недели толерантности | Конкурс плакатов «Красота вежливых слов» в рамках Недели правовых знаний | Конкурс дайджестов «Амурская область – край родной» в рамках Недели краеведения | Конкурс боевых листков «Наши парни просто класс!» в рамках Месяца военно-патриотической и спортивно-массовой работы | Конкурс поздравительных открыток «Королевы красоты» | Конкурс дайджестов «Деньги разных стран» в рамках Дня финансовой грамотности | Флэшмоб «Читаем книги о войне» в рамках плана мероприятий по празднованию Дня Победы в ВОВ. |
- Обучение отдельных групп обучающихся работе в программах и интернет-сервисах с целью создания продуктов инфорграфики.
Для эффективного обучения учащихся работе в программах и интернет-сервисах класс был разделен на три группы. Группы были сформированы с учетом желания детей и результатов социометрического обследования. Для групп были проведены мастер-классы по работе в следующих программах и интернет-сервисах.
- MS Word
- MS Power Point
- https://www.canva.com
- https://coba.tools/easel-ly
Также для обучения были использованы готовые инфографики:
- https://designdepot.ru/projects/seriya-infografiki/#page-5
- https://aif.ru/infographic
- https://ria.ru/infografika/
- https://snob.ru/tag/2359/
- Создание творческими группами обучающихся конкурсных материалов в течение учебного года.
Ссылка на творчиские материалы обучающихся:
https://drive.google.com/drive/folders/1tWUCp_18U0aPxTCP7WmFwe8coA00GOLw?usp=sharing
- Повторное социометрическое исследование классного коллектива.
По результатам исследования выявлено, что в классном коллективе в сферах личных интересов и учебной деятельности имеют статус:
- «Звезды» (лидеры) - 5 учащихся, из них «суперзвезда» - 1 учащийся;
- «Предпочитаемые» - 3 учащихся;
- «Принимаемые» - 4 учащихся;
- «Непринятые» (отвергаемые) - нет.
Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) = 8/12 – благоприятный статус.
Коэффициент взаимности (КВ) = 60% – высокий уровень взаимоотношений в сферах личных интересов и учебной деятельности.
Данные исследований свидетельствует об удовлетворенности учащимися оказываемой взаимовыручкой со стороны одноклассников в учебной деятельности, а также сплоченностью коллектива, привязанностью и дружбой детей.
- Подведение итогов проекта.
Данный проект повлиял на сплочённость классного коллектива. Это видно из повторного социометрического исследованная, увеличилось количество «Звёзд» и «Предпочитаемых», «Непринятых» в коллективе нет.
Совместная коллективная творческая деятельность по созданию продуктов инфографики сплотила детский коллектив. Подтверждением являются успешное участие класса в школьных конкурсах.
Ссылка на грамоты обучающихся:
https://drive.google.com/drive/folders/1tWUCp_18U0aPxTCP7WmFwe8coA00GOLw?usp=sharing
Информационные источники
- Булатецкая А.С., Филипповская Е.В. Инфографика - новый тренд в образовательном процессе. Статья ГБПОУ ЯНАО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий», г. Ноябрьск (https://1-sept.ru/component/djclassifieds/?view=item&cid=6:publ-st-bf&id=32:инфографика-новый-тренд-в-образовательном-процессе&Itemid=464).
- Золотарёва И. А. Сплочение коллектива через вовлечение детей в совместную творческую деятельность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 11 (ноябрь). – С. 96–100. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13232.htm.
- Социометрический метод как инструмент исследования межличностных отношений в детском коллективе (https://imc72.ru/content/05022018/3.pdf).
- Успешные воспитательные практики: Методические рекомендации для классных руководителей, заместителей директоров по ВР, советников директоров по воспитанию и работе с детскими объединениями. – Тюмень: ТОГИРРО, 2021.- 24 с. (https://togirro.ru/assets/files/2021/proekty/2.3/met_rek_usp_praktiki_vospitaniya.pdf?ysclid=l3mba5hsyz).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
работа на II Всероссийский конкурс организаторов воспитательного процесса "Воспитать человека"
в работе представлена система работы класного руководителя...

Педагогическая мастерская "Как воспитать человека, любящего свою Родину?"
Родительское собрание по гражданско-патриотическому воспитанию....

Материалы предоставленные на региональный этап Всероссийского конкурса среди работников образовательных учреждений «Воспитать человека»
Региональный этап Всероссийского конкурсасреди работников образовательных учреждений«Воспитать человекаНоминация: ...

Творческая работа. Эссе. "Воспитать человека".
Творческая работа "Воспитать человека" является размышлением о направлении деятельности классного руководителя. Как реализовать свои идеи воспитания? Как соединить процесс воспитания с развитием...

статья"Воспитать человека"
статья по формированию кругозора подростков, развитию духовно-нрвственных качеств школьников...

Воспитать человека (эссе)
Данное эссе написано в рамках участия в окружном этапе конкурса профессионального мастерства и общественного признания "Педагог года-2012"....

Публикация в газете "Приволжская новь" "Воспитать доброе отношение к животным -воспитать человека"
Беседа для родителей в рамках Недели "В защиту животных-2020", газета "Приволжская новь" №39 от 24.09.2020...