Набор психодиагностических методик, на определение уровня тревожности у детей.
материал (5 класс)

Шубина Екатерина Александровна

Набор психодиагностических методик, на определение уровня тревожности у детей.Для работы психолога и классного руководитяля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_trev.docx708.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тест тревожности 
(Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

Определить уровень тревожности ребенка можно с помощью специального проективного теста тревожности.

14 рисунков размером 8,5 x 11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное.

Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.

Инструкция.

  1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»
  2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»
  3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»
  5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»
  6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»
  7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»
  8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
  9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого бенка: веселое или печальное?»
  10. Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
  11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»
  12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
  13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»
  14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).

Cтимульный материал к тесту для девочек 

Cтимульный материал к тесту для мальчиков 
http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/13/m1.GIF

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/13/m_1.GIF 
http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/13/m2.GIF

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/13/m_2.GIF 
http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/13/m3.GIF

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/13/m_3.GIF 
http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/13/m4.GIF

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/13/m_4.GIF 
http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/13/m5.GIF

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/13/m_5.GIF 
http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/13/m6.GIF

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/13/m_6.GIF 
http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/13/m7.GIF

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/13/m_7.GIF 
http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/13/m8.GIF

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/13/m_8.GIF 
http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/13/m9.GIF

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/13/m_9.GIF 
http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/13/m10.GIF

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/13/m_10.GIF 
http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/13/m11.GIF

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/13/m_11.GIF 
http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/13/m12.GIF

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/13/m_12.GIF 
http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/13/m13.GIF

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/13/m_13.GIF 
http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/13/m14.GIF

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/13/m_14.GIF

Образец протокола:

Имя: Николай

Возраст: 6 лет

Дата: 10.11.96 г.

Рисунок

Высказывание

Выбор

Веселое
лицо

Печальное
лицо

1. Игра с младшими детьми

Ему надоело играть

+

 

2. Ребенок и мать с младенцем

Гуляет с мамой, люблю гулять с мамой

+

 

3. Объект агрессии

Хочется ударить его стулом. У него грустное лицо

 

+

4. Одевание

Он пойдет гулять. Надо одеваться

+

 

5. Игра со старшими детьми

Потому что у него дети

+

 

6. Укладывание спать в одиночестве

Я всегда беру спать игрушку

 

+

7. Умывание

Потому что он умывается

+

 

8. Выговор

Мама хочет уйти от него

 

+

9. Игнорирование

Потому что тут малыш

+

 

10. Агрессивность

Потому что кто-то отбирает игрушку

 

+

11. Собирание игрушек

Мама заставляет его, а он не хочет

 

+

12. Изоляция

Они не хотят играть с ним

 

+

13. Ребенок с родителями

Мама и папа гуляют с ним

+

 

14. Еда в одиночестве

Пьет молоко, и я люблю пить молоко

+

 

Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.

Количественный анализ

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ =

Число эмоциональных негативных выборов
14

х 100%

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ

Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок – взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).


        

СЕМЕЙНОЕ  ИНТЕРВЬЮ   

(А.И. ЗАХАРОВ)

1. Если бы ты играл в игру «Семья», кем бы ты стал в этой  игре? Кого бы ты стал изображать? Маму, папу, себя? Папу, себя, маму? Себя, папу, маму?

2. С кем ты живешь дома?

3. Кто, по-твоему, главный в семье из родителей, или в семье нет главного?

4. Когда ты вырастешь, ты будешь работать как мама (как папа)?

5. Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой) и у тебя был бы мальчик (для мальчиков, девочка — для девочек), то ты бы так же относился к нему, как мама к тебе (для девочек, папа — для мальчиков). Или по-другому, не так? А как?

6. Если бы дома долго никого не было, то кого из родителей ты хотел бы видеть в первую очередь?

7. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье, тебя бы обидел кто-нибудь, ты бы всегда рассказывал об этом маме (делился) или не всегда? Почему?

8. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье, тебя бы обидел кто-нибудь, ты бы всегда рассказывал об этом папе (делился) или не всегда? Почему?

9. Ты боишься, что тебя мама накажет, или не боишься?

10.Ты боишься, что тебя папа накажет, или не боишься?

11.Что у тебя было плохого, неприятного, страшного в жизни, что запомнилось?

12. Что у тебя было приятного, хорошего в жизни, что тебе запомнилось?

 

Посредством первых 5 вопросов диагностируется компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.

Вопрос № 5 позволяет нам понять не только отношение родителей к ребенку, но и сделать своеобразный «заброс» в будущее малыша.

 

Приведем характерные примеры ответов детей на вопросы «Семейного интервью»:

Вопрос: Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой) и у тебя был бы мальчик (для мальчиков, девочка — для девочек), то ты бы так же относился к нему, как мама к тебе (для девочек, папа — для мальчиков). Или по-другому, не так? А как?

Ответы  детей:

…«По-другому: не наказывала бы».

…«Уважала бы, а когда она была плохой, то ругала бы».

…«Как папа, орал бы: „Будешь за дверью до ночи стоять!» Он бы плакал!»

…«Хорошо, отлично: я бы говорила, а она делала, что я говорила».

…«По-хорошему».

…«Наказывала, если бы была непослушная один раз в день».

…«Хорошо бы относился».

…«Не шлепала бы лишний раз».

…«Хорошо: не ругать, не бить!»

Ответы детей на последние два вопроса: № 11 и № 12 приоткроют для педагога не только самые болевые и проблемные точки, но и покажут, что нужно делать для того, чтобы помочь ребенку.

Вопрос: Что у тебя было плохого, неприятного, страшного в жизни, что запомнилось?

Ответы   детей:

… «Мама! Лупит иногда даже!», «Сны про всяких страшилищ».

…«Когда я сплю, я все время думаю, что из маминой постели вылезет дядя и меня захочет забрать».

…«Темнота, в темноте ночью сплю без мамы, сверху кто-то топает ночью и стучит молотком».

…«Как меня обижали».

…«Что мама ушла, не сказав».

Вопрос: Что у тебя было приятного, хорошего в жизни, что тебе запомнилось?

Ответы   детей:

… «Когда была ласковая мама. Когда я была маленькая, она была ласковая».

…«Мама и папа меня любят, заботятся».

…«Как меня уважают».

…«Что мама говорила „молодец!», целовала в щеки, в лобик».

…«Не было ничего».

…«Мама!»

…«Когда меня мама не наказывает».

…«Что папа за мамой ухаживает».

…«Что меня очень любят родители».

 

Результаты опросов в обобщенном виде можно использовать для родительских собраний. При наличии техники, можно записать ответы детей и включить на собрании запись самых интересных.

Тест «Кинетический рисунок семьи» (крс)

Цель – выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи. Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.

Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является результатом творческой деятельности, не только отражающим восприятие ребенком своей семьи, но и позволяющим ему анализировать, переосмысливать отношения. В этом смысле рисунок семьи не только отражает настоящее, но и проецируется на будущие отношения.

Тест КРС состоит из двух частей — рисования своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку даются стандартный лист бумаги для рисования (формат А-4), карандаш (твердость 2М) и ластик

Инструкция испытуемому: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый член семьи и ты были чем-то заняты». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний. Например: «Можешь рисовать, как тебе нравится, как ты хочешь».

Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования.

После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:

  • Кто изображен на рисунке и что делает каждый член семьи?
  • Где работают или учатся члены семьи?
  • Как в семье распределяются домашние обязанности?
  • Каковы взаимоотношения ребенка с отдельными членами семьи? В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считаются качество линий рисующего, положение объекта рисунка на бумаге, стирание рисунка или отдельных его частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками являются изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также соотношение вещей и людей.

При интерпретации КРС основное внимание обращают на следующие аспекты:

  • анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и Нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке);
  • анализ особенностей изображения отдельных членов семьи (различие в стиле рисования, количество деталей, схема фигур отдельных членов семьи);
  • анализ процесса рисования (последовательность рисования, коментарии, паузы, эмоциональные реакции во время рисования)

Рассмотрим подробнее каждый аспект интерпретации рисунка семьи.

1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Так, например, важными показателями психологической близости является реальное расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются объекты, которые как бы служат преградой между ними. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет некоторых членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье.

Рисуя свою семью, некоторые дети изображают себя в нижней части листа. Это может указывать на депривацию ребенка, чувство неполноценности, которое он испытывает в семье.

На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще все го мебель. Это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу семейной ситуации.

3. Считается, что ребенок прежде всего рисует, детализирует и разукрашивает фигуру самого любимого члена семьи. И наоборот, если ребенок отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела

Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначны, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились отношения. В аналогичных ситуациях можно наблюдать стирание и перерисовку.

Нужно отметить, что в рисунках, особенно детей младшего возраста, можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто в одном стиле изображаются отец и братья, в другом — мать и сестры. Особенно отличается тип прорисовывания волос и одежды. По тому как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он идентифицируется и адекватно ли это полу ребенка.

4. Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы.

Когда дети, особенно среднего школьного возраста и старше, отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне понятно и нормально. Психолог может успокоить ребенка, сказав, что в предложенном задании важно не столько красиво рисовать, сколько придумать деятельность для всех членов семьи.

Многочисленные отговорки некоторых детей, а также их манера прикрывать рукой нарисованное, могут свидетельствовать о неверии ребенка в свои силы, о его потребности в поддержке со стороны взрослого.

Чаще всего свой рисунок ребенок начинает с изображения того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может указывать на эмоционально неоднозначное и даже негативное отношение ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.

Для КРС разработана также система количественной оценки. Выделяются пять симптомов:

  1. благоприятная семейная ситуация;
  2. тревожность
  3. конфликтность в семье;
  4. чувство неполноценности,
  5. враждебность в семейной ситуации.

Чем больше сумма баллов, тем ярче выражен тот или иной признак. Выраженность признака оценивается от 0 до 3 баллов. Полученные результаты являются основой для психокоррекционной работы и дальнейшей диагностики семьи и ребенка.

.Так, выявленная тревожность требует определения ее характера: либо это «субъективно-личностный аспект, либо имеются объективные причины в семье ребенка и т. д.

Таблица

Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи

Симптомокомплекс

Симптом

Балл

1. Благоприятная  семейная  ситуация

1. Общая деятельность всех членов семьи  2. Преобладание людей на рисунке  3. Изображение всех членов семьи  4. Отсутствие изолированных членов семьи  5. Отсутствие штриховки  6. Хорошее качество линии  7. Отсутствие показателей враждебности  8. Адекватное распределение людей на листе  9. Подчеркивание отдельных деталей

0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 0,1

2. Тревожность

1. Штриховка  2. Линия основания - пол  3. Линия над рисунком  4. Линия с сильным нажимом  5. Стирание  6. Преувеличенное внимание к деталям  7. Преобладание вещей  8. Двойные или прерывистые линии  9. Подчеркивание отдельных деталей  10. Другие возможные признаки

0, 1, 2, 3 0,1 0,1 0,1 0,1; 2 0,1 0,1 0,1 0,1

3. Конфликтность  в семье

1. Барьеры между фигурами  2. Стирание отдельных фигур  3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур  4. Выделение отдельных фигур  5. Изоляция отдельных фигур  6. Неадекватная величина отдельных фигур  7. Несоответствие вербального описания и рисунка  8. Преобладание вещей  9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи  10. Член семьи, стоящий за спиной  11. Другие возможные признаки

0,2 0,1; 2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1

4. Чувство неполноценности в семейной ситуации

1. Автор рисунка непропорционально маленький  2. Расположение фигур на нижней части листа  3. Линия слабая, прерывистая  4. Изоляция автора от других  5. Маленькие фигуры  6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора  7. Отсутствие автора  8. Автор стоит спиной  9. Другие возможные признаки

0,2 0,2 0,1 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1

5. Враждебность в семейной  ситуации

1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа  2. Агрессивная позиция фигуры  3. Зачеркнутая фигура  4. Деформированная фигура  5. Обратный профиль  6. Руки раскинуты в стороны  7. Пальцы длинные, подчеркнутые  8. Другие возможные признаки

0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1

Бланк регистрации результатов оценки крс

Фамилия,имя ребенка__________________________________________

Дата рождения____________Дата эксперимента____________________

Сумма баллов по симптомокомплексам

Благоприятная семейная ситуация

Тревожность в семье

Конфликтность в семье

Чувство неполноценности в семейной ситуации

Враждебность в семейной ситуации

Методика Рене Жиля

Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-словестной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.

Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого ребенка, но дают возможность относительно большей ее формализации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных:

1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.

2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.

Всего выделяют 12 признаков: 
- отношение к матери, - отношение к отцу, 

- отношение к матери и отцу как семейной чете, 

- отношение к братьям и сестрам, 

- отношение к бабушке и дедушке,


- отношение к другу, 

- отношение к учителю, 

- любознательность, 

- стремление к доминированию,

- общительность,

- отгороженность- адекватность.

Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой переходную форму между анкетой и проективным тестам. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности.

Проведите тестирование, а затем обратитесь к ключу для оценки полученных результатов.

Ключ


шкалы

Значение шкал

Номера заданий

Общее
количество
заданий

1

Отношение к матери

1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42

20

2

Отношение к отцу

1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42

20

3

Отношение к матери и отцу как родительской чете

1-4, 6-8, 14, 17, 19

10

4

Отношение к братьям и сестрам

1, 2, 4, 5, 6, 8-19, 30, 40, 42

20

5

Отношение к бабушке и дедушке

1, 4, 7-13, 17-19, 30, 40, 41

15

6

Отношение к другу (подруге)

1, 4, 8-19, 25, 30, 33-35, 40

20

7

Отношение к учителю (авторитетному взрослому)

1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28-30, 32, 40

15

8

Любознательность

5, 22-24, 26, 28-32

10

9

Лидерство

20-22, 39

4

10

Общительность

16, 22-24

4

11

Закрытость, отгороженность

9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30, 40-42

15

12

Социальная адекватность поведения

9, 25, 28, 32-38

10

Стимульный материал к методике

  1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/g1.jpg

  1. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/g2.jpg

  1. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/g3.jpg

  1. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/g4.jpg

  1. Во главе стола сидит человек, которого ты хорошо знаешь. 
    Где сел бы ты? 
    Кто этот человек?

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/g5.jpg

  1. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

брат

   

   

папа и мама

 

сестра

 

 

 

  1. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.

папа и мама

   

   

   

 

дедушка и бабушка

 

 

 

  1. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.

   

   

   

   

   

 

 

 

 

 

 

  1. Решено преподнести одному человеку сюрприз. 
    Ты хочешь, чтобы это сделали? 
    Кому? 
    А может быть тебе все равно? 
    Напиши ниже
  2. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. 
    Кого бы ты взял с собой? 
    Напиши ниже.
  3. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. 
    Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? 
    Напиши ниже.
  4. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. 
    Ты пойдешь один? 
    Или с кем-нибудь? 
    Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек?
  5. Ты сдал экзамен. 
    Кому первому ты расскажешь об этом? 
    Напиши ниже
  6. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/g14.jpg

  1. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/g15.jpg

  1. Где ты на этот раз?

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/g16.jpg

  1. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. 
    Подпиши, что это за люди

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/g17.jpg

  1. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. 
    Кого бы ты хотел видеть на его месте? 
    А может быть, тебе все равно? 
    Напиши.
  2. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. 
    По кому бы ты тосковал сильнее всего? 
    Напиши ниже.
  3. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/g20.jpg

  1. С кем ты любишь играть: 
    с товарищами твоего возраста? 
    младше тебя? 
    старше тебя? 
    Подчеркни один из возможных ответов.
  2. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/g22.jpg

  1. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/g23.jpg

  1. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/g24.jpg

  1. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: 
    будешь плакать? 
    пожалуешься учителю? 
    ударишь его? 
    сделаешь ему замечание? 
    не скажешь ничего? 
    Подчеркни один из ответов.
  2. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/g26.jpg

  1. Ты много помогаешь маме? 
    Мало? 
    Редко? 
    Подчеркни один из ответов.
  2. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/g28.jpg

  1. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/g29.jpg

  1. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/g30.jpg

  1. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/g31.jpg

  1. Учитель показывает ученикам таблицы. Обозначь крестиком, где ты.

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/g32.jpg

  1. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать: 
    Будешь плакать? 
    Пожмешь плечами? 
    Сам будешь смеяться над ним? 
    Будешь обзывать его, бить? 
    Подчеркни один из этих ответов.
  2. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что сделаешь: 
    Будешь плакать? 
    Пожмешь плечами? 
    Сам будешь смеяться над ним? 
    Будешь обзывать его, бить? 
    Подчеркни один из этих ответов.
  3. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать: 
    Плакать? 
    Жаловаться? 
    Кричать? 
    Попытаешься отобрать? 
    Начнешь его бить? 
    Подчеркни один из этих ответов.
  4. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру), и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен. Что будешь делать: 
    Плакать? 
    Продолжать играть дальше? 
    Ничего не скажешь? 
    Начнешь злиться? 
    Подчеркни один из этих ответов
  5. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: 
    Ничего не ответишь? 
    Надуешься? 
    Начнешь плакать? 
    Запротестуешь? 
    Попробуешь пойти вопреки запрещению? 
    Подчеркни один из этих ответов.
  6. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: 
    Ничего не ответишь? 
    Надуешься? 
    Начнешь плакать? 
    Запротестуешь? 
    Попробуешь пойти вопреки запрещению? 
    Подчеркни один из этих ответов.
  7. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.
  8. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/g40.jpg

  1. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/g41.jpg

  1. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?

http://testoteka.narod.ru/pm/1/ris/g42.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ Предложена Э. Ф. Замбицявичене

МЕТОДИКА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ Предложена Э. Ф. Замбицявичене...

Перечень методик для определения уровня школьной готовности

Описан и представлен основной перечень методик для исследования уровня школьной готовности дошкольников про 5 познавательным сферам личности....

Тест №4.Определение уровня тревожности

Комплекс психологических тестов направлен на реализацию следующей цели: изучение особенностей учащихся с возможностью определения оценки, которая может быть представлена в описательной, табл...

Сценическая деятельность, как способ снижения уровня тревожности у детей общеобразовательных и коррекционных школ.

Определенный уровень тревожности - это естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности. Это т...

Методика на определение уровня нравственности

В основе методики лежит анализ сказок, что наибольим образом подходит для детей 10 - 12 лет...

Данная диагностика может быть использована для определения уровня тревожности

Инструкция: Оцените изменение в своём самочувствии, произошедшее в последнее время (ответ «да»/ «нет»)В последнее время...1. Я быстро устаю.2. Думаю, что у меня дела лучше, чем...

Методика для определения уровня умственного развития детей 7-12 лет Э.Ф. Замбицявичене

Методика  исследования  сконструирована  на  основе  некоторых  методик  теста  структуры  интеллекта  по  Р.Амтхауэру. Тест  структуры...