Роль классного руководителя в воспитании и обучении детей.
статья

Сохина Светлана Викторовна

В статье раскрывается  роль классного руководителя и всего педагогического коллектива в решении вопросов обучения и воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя в воспитании и обучении детей. 

В современном мире  процесс обучения и особенности воспитания   подрастающего поколения во многом определяются модернизацией и бесконечно нарастающим объемом информации, интенсификацией и усложнением учебных программ. Безусловно, подобные условия обучения предъявляют школьнику самые высокие требования. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения и воспитания был эффективным для ребенка, а не стал ущербным  для его здоровья, чтобы обучающийся не утратил интереса к учебе, не потерял веру в себя и в свои силы.

Максимальное развитие каждого ребенка, раскрытие  его  талантов  и  создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства - главная задача нашего времени, которую ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство. Повышение интереса учеников к знаниям, проблема воспитания подрастающего поколения – дело всего педагогического коллектива. И здесь особенно велика роль классного руководителя, как наставника и как воспитателя. Поэтому вся работа классного руководителя в наше время становится одним из важных звеньев в воспитательной системе каждой школы, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.

В настоящее время в системе образования становится актуальной проблема поиска новых условий организации, содержания деятельности классного руководителя для эффективной работы в области воспитания школьников.  Непосредственно осуществляя наблюдение  за учениками, учитель подготавливает почву для создания оптимальных условий формирования личности каждого воспитанника. При этом, внося необходимые коррективы, он помогает проявлению и развитию способностей обучающихся; способствует организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности, тем самым работает над созданием классного коллектива, который должен способствовать  воспитанию и социализации  каждого  ребёнка. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть шансы на успех в жизни. Следовательно, воспитательная деятельность классного руководителя должна содержать в себе всю совокупность вопросов воспитания, и быть ориентирована на  выпуск успешного  ученика.  

Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт действенный результат в том случае, если она проводится в определённой системе. Что же это за система? Это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания. Она предполагает продуманный отбор посильного для обучающихся воспитательного материала и умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия.

Для любого классного руководителя успешная воспитательная деятельность во многом зависит от его мастерства, которое приходит с опытом и является результатом упорной, повседневной работы. Педагогическое мастерство учителя - это без сомнения основательное знание своего предмета, понимание закономерностей воспитания и обучения. Важным показателем педагогического мастерства является наличие умений и навыков проведения воспитательной работы. От каждого учителя требуется умение организовать и сплотить класс в дружный коллектив, обеспечить контроль за поведением учащихся и помочь формированию у них нравственных черт личности. А.С.Макаренко считал, что «умение воспитывать – это всё-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем».  

Еще одним показателем педагогического мастерства считается поиск новых путей и подходов к детям, умение воздействовать на них. Эффективность воспитательного воздействия на обучающихся во многом зависит от установления правильного контакта с каждым ребенком и со всем классом. Но найти общий язык с детьми не всегда получается сразу, иногда возникают конфликтные ситуации. Зачастую для решения данной проблемы необходимо определенное время. Мастерство воспитателя состоит в том, чтобы вовремя подсказать учащимся правильную линию поведения, убедить их, разбудить их мысль, поддержать и поверить в их силы и возможности.

В каждом ребенке есть свой талант, скрыт неизвестный нам потенциал, который благодаря вниманию и работе учителя должен обязательно проявиться и реализоваться. Во многом успешность обучения зависит от умственных способностей и дарований школьника. А значит задача учителя - помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность. Поэтому важно знать, какими способностями он обладает, какой у него тип мышления и памяти; наблюдателен ли он, быстро или медленно усваивает учебный материал, чем интересуется во внеурочное время, как проводит свой досуг. Для получения объективных данных о характере, интеллекте, здоровье ученика классный руководитель изучает школьника практически ежедневно в естественной обстановке, в единстве с условиями его жизнедеятельности; постоянно учитывает индивидуальные и возрастные изменения.

         Современный классный руководитель – это тонкий психолог, умелый и мудрый педагог. Владея теоретическими познаниями, педагогическим и жизненным опытом и интуицией, он легко входит в контакт с учителями и учениками, умело организует совместную деятельность в учебном учреждении и вне школы. Изучение детей дает возможность классному руководителю предвидеть и предупреждать ошибки и трудности в учении, прогнозировать и создавать для школьника наиболее благоприятные условия развития.

           Жизнь показывает, что кропотливая и практически ежедневная работа любого учителя, воспитателя или всего педагогического коллектива по обучению и воспитанию подрастающего поколения совсем не напрасна и имеет огромное значение.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:« Роль классного руководителя в воспитании нравственных идеалов учащихся через внеклассную работу»

Выступление на районном семинаре посвященному нравственному воспитанию школьников...

Роль классного руководителя в воспитании творческой личности.

Творческие особенности школьника проявляются уже в том, насколько нетрадиционно он подходит к решению тех или иных вопросов, следует ли общепринятым шаблонам, однообразна или нет его деятельност...

Роль классного руководителя в воспитании детей Из опыта Чжань Т.А.

Обмен опытом классного руководителя. Любой классный руководитель должен стремиться изучить и понять каждого ребенка, его проблемы и особенности развития......