Занятие по профориентации "Основы выбора профессии, трудовое самоопределение»
материал

Якуба Анна Георгиевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_proforientatsii.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по профориентации "Основы выбора профессии, трудовое самоопределение»

“Если вы удачно выберете труд

и вложите в него всю свою душу,

то счастье вас отыщет”
К.Д. Ушинский

Профориентация учащихся СКОШ VIII вида

 « Профориентация учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида»

Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.

Отличия трудовой подготовки детей с отклонениями в развитии по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками вызваны необходимостью ее усиления в целях коррекции отклоняющегося развития и подготовки выпускников к полноценному участию в трудовой жизни в современных условиях экономического развития общества. Задачами трудовой подготовки учащихся с отклонениями в развитии являются: воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности;  коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития; профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве.

Эти задачи, являющиеся основополагающими для всех категорий детей с отклонениями в развитии, особое значение приобретают в отношении умственно отсталых учащихся, которые в силу своих интеллектуальных и психофизических особенностей и возможностей являются наиболее ущербными в плане обеспечения им общего образования, трудовой подготовки и особенно трудоустройства.

Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у умственно отсталых учащихся ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь  влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.

Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии,  как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих (Г.М.Дульнев, С.Л.Мирский, Б.И.Пинский).

Наиболее полно задачам максимально открытого для трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью лиц со специальными потребностями отвечает образовательно-адаптационная и реабилитационная среда школ VIII вида.

Как показывает практика, правильно созданные в них условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, ее социализации и решению сопутствующих проблем социально-бытовых, нравственно-этических. Эта среда должна, по возможности, компенсировать,  ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.

В настоящее время опыт творчески работающих специальных коррекционных школ  России позволяет при обучении в этой системе, решать следующие задачи:

  1. формирование интеллектуальных умений в труде;
  2. коррекция и развитие целенаправленных двигательных навыков;
  3. осознанную регуляцию трудовых действий технологических операций;
  4. обучение навыкам самообслуживания и самообеспечения в быту;

Становление  личности ученика в процессе профподготовки и профориентации с опорой на общетрудовые умения и навыки;

  1. адресная подготовка на конкретном рабочем месте;
  2. определение базовых предприятий;
  3. социализация учащихся;

Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что выбор профессии для умственно отсталых учащихся, как и для других детей с отклонениями в развитии, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе, школе VIII вида является воспитание у обучающихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения. Решение этой задачи осложняется своеобразием самой трудовой деятельности, ее особой спецификой в учебном процессе (В.И. Бондарь, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко, Б.К. Клюшников, В.В. Коркунов, С.Л. Мирский, Б.И. Пинский, А.В. Политова, А.М. Щербакова). Выраженное недоразвитие у умственно отсталых детей психофизиологии трудовых процессов и формирования технико-технологических знаний, речемыслительной деятельности, определило необходимость разработки специфических требований к организации их трудового обучения, его практической и коррекционной направленности (Г.М.Дульнев, С.Л.Мирский, Б.Н.Пинский и др.). И, тем не менее, методическая сторона профессионального обучения,  которая должна оказывать особое коррекционное воздействие на общее и профессиональное развитие учащихся, является еще недостаточно разработанной. В этом плане одним из главных условий в профессионально-трудовой подготовке подростков с проблемами в развитии, необходимо связать общекоррекционную направленность обучения, учет индивидуальных и типологических особенностей обучаемых на основе целевой, энергетической и исполнительной стороне их трудовой деятельности с основами психофизиологии труда. Таким образом, в системе коррекционного обучения умственно отсталых школьников четко выявились противоречия между:

- сложившейся системой их профессионально-трудовой подготовки и современными социально-экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство;

- возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития учащихся, осложняющими им овладение даже доступными по их возможностям профессиями;

- ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с умственной отсталостью, и еще меньшим их количеством, по которым можно осуществлять профессионально-трудовую подготовку учащихся коррекционных  школ VIII вида.

Все обозначенные противоречия затрудняют умственно отсталым выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда, к ним предъявляются те же требования, что и к их нормально развивающимся сверстникам, выпускникам общеобразовательных школ.

В центре внимания находится  решение задач дифференцированного подхода к умственно отсталым школьникам в процессе трудового обучения и типологических особенностей, которые являются основой при формировании профессиональных навыков. Знание особенностей учащихся позволяет находить новые, наиболее рациональные пути педагогического воздействия, усиление роли коррекционной работы.

Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии,  как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.

В системе коррекционного обучения умственно отсталых школьников в настоящее время можно четко выявить противоречия между:

- сложившейся системой их профессионально-трудовой подготовки и современными социально-экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство;

- возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития учащихся, осложняющими им овладение даже доступными по их возможностям профессиями;

- ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с умственной отсталостью, и еще меньшим их количеством, по которым можно осуществлять профессионально-трудовую подготовку учащихся коррекционных  школ VIII вида.

Все обозначенные противоречия затрудняют умственно отсталым выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда, к ним предъявляются те же требования, что и к их нормально развивающимся сверстникам, выпускникам общеобразовательных школ. Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у умственно отсталых учащихся ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь  влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.

Наиболее полно задачам максимально открытого для трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью лиц со специальными потребностями отвечает образовательно-адаптационная и реабилитационная среда школ VIII вида. Правильно созданные в них условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, ее социализации и решению сопутствующих проблем социально-бытовых, нравственно-этических. Эта среда должна, по возможности, компенсировать,  ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.

Одним из направлений воспитательной работы  является организация деятельности по профессиональной ориентации обучающихся. Профессиональная ориентация решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу ее профессионального самоопределения.

Жизнь показывает, что в случае правильного выбора выпускником школы профессии в выигрыше не только общество, но, главное, личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации.

Профессиональное самоопределение – это одна из актуальных проблем в воспитании обучающихся нашей школы. У них чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора. Процесс профессионального самоопределения обучающихся имеет свои особенности в связи с тем, что он не опирается на опыт профессионального становления родителей, не имеет широких и разнообразных связей (родственники, значительный круг взрослых), позволяющих ребенку включаться в систему ориентации в мире профессий. Их профессиональное самоопределение происходит стихийно, что выливается в неустроенность судеб детей. Причинами является нежелание учиться в профессиональном училище, незаинтересованность в получении профессии, низкие познавательные способности, неумение приспособиться к новой социальной среде, незнание современных жизненных условий, в которых большое значение имеет высокий профессионализм работника.

Этим обуславливается необходимость развития и совершенствования профориентационной работы в детских учреждениях интернатного типа. Работа эта должна быть направлена на поиск ребенком своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма. Выпускники склонны к иждивенчеству и безынициативности. Поэтому важно в профессиональной деятельности готовить их не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждет в будущем, а к реальной борьбе за свое место в жизни через профессиональную деятельность, с помощью которой он войдет в ту систему отношений, где будет чувствовать себя значимым и востребованным.

Важнейшим средством профессионального самоопределения ребенка является профессиональная ориентация, то есть целенаправленная работа, предполагающая оказание помощи молодому человеку в выборе профессии с учетом его интересов, склонностей, способностей и потребностей государства в профессиях. Роль педагога в организации этой деятельности огромна, именно социальный педагог, психолог и воспитатель, знающий ребенка в течение длительного времени, должен организовать систему педагогических, психологических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку воспитанника к сознательному выбору профессии.

Психолого-педагогическое сопровождение перехода на предпрофильную подготовку и профильное обучение включает в себя организацию всестороннего изучения индивидуальных и личностных особенностей выпускников, их интересов и склонностей.

Основная цель сопровождения: содействие принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к профессиональному самоопределению.

Основная задача сопровождения: формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; правилами выбора и способами получения профессии.

Профориентационная работа проводится в следующих направлениях: профпросвещение, профдиагностика, профпробы, экскурсии, профконсультации (индивидуальные и групповые), классные часы, часы общения в группах.

Для психолого-педагогического сопровождения воспитанников 8–9-го класса был разработан курс занятий по профориентации “Основы выбора профессии”.

Главной целью курса является личностно-профессиональное развитие подростков, формирование навыков самодиагностики и профессионального выбора, развитие социальной компетенции.

Задачи программы:

  • познакомить с основами выбора профессии;
  • дать школьнику знания о самом себе и научить его получать эти знания;
  • познакомить старшеклассников с миром профессий и его многообразием;
  • совершенствовать коммуникативные навыки и умения;

Методы: 

  • лекционный метод передачи знаний;
  • психологические методы исследования качеств личности;
  • методы социально- психологического тренинга, методы дискуссии, анализа конкретных ситуаций, игрового моделирования, мозговой штурм.

Методики: 

  • “Определение типа будущей профессии” (методика Е.А.Климова)
  • “Профиль” (модификация методики “Карта интересов” А. Голомштока)
  • “Тип мышления” (методика в модификации Г. Резапкиной)
  • Методика “Мое здоровье” (см. Приложение 1)

Методический материал для воспитанников:

Подготовка и раздача профориентационных буклетов

“Дорога, которую выбираешь ты” (см. Приложение 2),
“Как не утонуть в “море” профессий” (см.
Приложение 3),
“Типы профессий” (см.
Приложение 4)
Диагностическая карта №1 заполняется воспитанниками во время занятий (см.
Приложение 5)
Индивидуальная диагностическая карта №2 заполняется психологом или социальным педагогом после проведенных занятий. (см.
Приложение 6)

Целевая группа: подростки 8 и 9 класса.

Количество участников: 10–15 человек.

Требования к помещению: занятия проводятся в помещении с площадью, достаточной для проведения динамических упражнений.

Организация занятий: 5 занятий, продолжительность каждого занятия — один академический час.

Тематический план проведения профориентационных занятий

 

Тема занятия

Количество часов

1. Определение типа будущей профессии

1

2. Интересы и склонности в выборе профессии

1

3. Профессия и здоровье

1

4. Ошибки в выборе профессии

1

5. Итоговое занятие

Мой выбор

1

Всего

5

Занятия по профориентации “Основы выбора профессии”. Приложение7.

Презентация проекта “Моя будущая профессия”. Приложение 8.

Список литературы 

  1. Богданович В.Н. Психокоррекция в повседневной жизни. СПб.: Респекс, 1995.
  2. Евтихов О.В., Трепашко Т.В. Грааль мудрости. Кн.1-2. СПБ.: Речь, 2005
  3. Климов Е.А. Как выбрать профессию. М.1991.
  4. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). Москва: Вако, 2005.
  5. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. М. “Генезис” -2006.
  6. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Рабочая тетрадь. М. “Генезис” -2006 г.
  7. Резапкина Г. В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. Учебно-методическое пособие для школьников, психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000.
  8. Резапкина Г. В. “Отбор в профильные классы”.- М.: Генезис, 2005
  9. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. М. 2003.
  10. Система воспитательной работы по подготовке детей к профессиональному самоопределению.(из опыта работы) Под редакцией Максимовой Н.М., Вологда – 2003.
  11. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации.- М.: Владос – пресс, 2001.
  12. Интернет ресурсы: Резапкина Галина, Методический кабинет http://metodkabi.net.ru/index.php?id=glavn#ur
  13. Интернет ресурсы: А. Я. Психология: описания психологических тестов, тестирование он-лайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов http://azps.ru/training/2/trn158.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределения"

Выступление на общешкольном родительском собрании....

Профориентационное занятие "Темперамент и выбор профессии"

Данное занятие будет полезно в практике педагогов, которые занимаются профориентационной деятельностью. Занятие очень интересное, полезное и нравится ребятам....

Занятие - рассуждение. Тема: «Выбор профессии».

Занятие - рассуждение.  Тема: «Выбор профессии». Цель: через освоение нового материала и углубления знаний о профессиях формирование универсальных учебных действий как  основ жизненных компе...

Конспект воспитательного занятия по теме "Выбор профессии - дело серьезное"

Конспект воспитательного занятия  по теме "Выбор профессии – дело серьёзное". Занятие позволяет формировать у воспитанников школы-интерната знания о профессиях;  активизирует  процессы ...

Тренинговое занятие по профориентации «Выбор профессии - сложный выбор»

    данный материал будет интересен школьным психологам, организаторам по профориентационной работе, классным руководителям.Выбор темы не случаен, так как для детей выпускных 9-х клас...

Занятие по профориентации «Выбор профессии — выбор будущего» 7–8 класс

расширение детских представлений о мире профессий и людях труда.развитие коммуникативных способностей и умения работать в группе.Мероприятие состоит из конкурсов, викторины и профориентацион...

Анкеты (для воспитанников) : Готов ли ты к выбору профессии? Профессиональное самоопределение. Профориентация воспитанников.

Анкеты (для воспитанников) : Готов ли ты к выбору профессии? Профессиональное самоопределение. Профориентация воспитанников....